Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 552

Опубликовано на портале: 19-08-2005
Гарольд Ефимович Зборовский Социологические исследования. 1997.  № 2. С. 3-17. 
Формулирую цель статьи, автор говорит об интересе социолога образования к проблематике, которой занимаются социологи знания, и возможностям, связанным с использованием накопленного последними идейного и методологического арсенала для активизации творческого поиска в сфере социологических исследований образования. Исходя из заявленной цели, автор строит структуру статьи: рассматриваются социология знания, ее предмет и отношение к образованию; социология образования, ее предмет и отношение к знанию. При анализе двух тем используются положения теорий ведущих мировых социологов. В результате проведенного исследования формулируются пути сближения социологии образования и социологии знания на основе признания нового вида знания, называемого кратко образовательным знанием. Дается характеристика образовательного знания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-08-2005
Андрей Александрович Кожанов
Библиографический список включает наиболее значимые работы по социальной эпистемологии на английском языке, в которых рассматривается возможность автономной социологической теории познания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-08-2005
Андрей Александрович Кожанов
Библиография по теме социология науки в России охватывает издания за последние 80 лет на русском языке, появященные как традиционному науковедению, так и современной версии социологии науки. Список полезен для курсов по истории российской и советской социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-07-2005
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 106-113. 
Исследуется процесс становления среди социологов научных сетевых сообществ как профессиональных объединений людей, осуществляющих обмен информацией и научное общение, когда их контакты опосредованы информационными технологиями (Интернет, электронная почта, чаты, форумы и др.). Интернет дает возможность вступать в информационное взаимодействие независимо от расстояний и государственных границ, получать доступ к множеству ресурсов и баз данных, что позволяет рассматривать его в качестве среды, открывающей пути к формированию новых профессиональных объединений. Сообщается о появлении в России первых таких объединений на базе отдельных сайтов (виртуальные лаборатории и сетевые клубы). Для проверки гипотезы о постепенном формировании в России сетевых научных сообществ автор провела в ноябре 2003 – феврале 2004 г. пробное исследование «Социологи в сети». Используемые методы: письменное анкетирование по электронной почте, анализ содержания «социологического» российского Интернета и экспертные интервью. Некоторые результаты: Интернет используется социологами преимущественно для оперативных контактов с коллегами в России и за рубежом, и в гораздо меньшей мере – для участия в сетевых конференциях и форумах. В сетевых проектах участвует лишь четвертая часть опрошенных, имеют личную страницу в Интернете лишь 19% опрошенных. Научное сетевое сообщество социологов России пока существует только фрагментарно.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-07-2005
Karl Mannheim Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 126-138. 
В статье классика немецкой социологии рассматриваются проблемы возможного представления истории идей. В таком качестве предлагается концепции стиля мышления, с помощью которой автор раскрывает сущность немецкого консерватизма первой половины ХIХ в. Автор полагает, что в тот период в Германии политика постепенно становилась ядром, вокруг которого развивались различия важнейших позиций и различных общественных групп. Далее автор рассматривает связь между современным рационализмом и возникновением консервативной оппозиции, полагая, что если подойти к проблеме социологически, то элементы Средневековья, религии и иррационализма, однажды извлеченные на уровень рефлексии, стремились к объединению с определенными антикапиталистическими тенденциями, и это сделало их основой консервативного мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-07-2005
Karl Mannheim Социологические исследования. 1993.  № 9. С. 127-139. 
Продолжение. Начало см. в №№ 1,4, 1993. Публикуемый фрагмент посвящен исследованию теоретического ядра консервативной мысли. Консервативная мысль появляется на свет в качестве оппозиции мышлению буржуазных революционеров. Революционное мышление Мангейм возводит к идее естественного права. Соответственно, консервативная мысль формирует контрсистему, ставя под вопрос идеи естественного состояния, общественного договора и принципы суверенности народов и прав человека. В качестве типичного консервативного движения автор приводит романтиков, представлявших собой идеологическую оппозицию Просвещению.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-07-2005
Игорь Анатольевич Голосенко Социологические исследования. 1993.  № 9. С. 113-120. 
Статья представляет собой творческую биографию Ключевского-социолога, основоположника социологической школы в русской историографии. В ней дается характеристика эволюционного метода, который был применен Ключевским к истории России. Исследования социально-экономического порядка и материальной культуры, которые позволили Ключевскому по-новому интерпретировать многие проблемы русской истории, также затронуты автором публикации. Классическим образцом историко-социологического исследования автор считает труды Ключевского по изучению социально-политического и экономического статуса земских соборов Московского государства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-07-2005
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 3-14. 
Вынесенная в заглавие тема ранее не была предметом специального рассмотрения и затрагивалась попутно, главным образом при анализе мифов. Образ кентавра взят автором как аллегория, передающая особенность ряда изучаемых науками феноменов, состоящую в сочетании черт и свойств, несовместимых с точки зрения обычной логики. Универсальность явления «кентавризма» показана на материале естественных, социальных и гуманитарных наук XIX-XX вв. (в физике таковыми являются феномены двойственной природы света и корпускулярно-волнового дуализма элементарных частиц). Приводится типология «кентавричных» объектов. 1. Кентавр-явления. Это, к примеру, сохранившиеся на приватизированных предприятиях «старые» профсоюзы, объединяющие неоднородные группы людей, зачастую с противоположными интересами (работодателей, предпринимателей, представителей дирекции и рядовых работников); декларация свободы слова при отсутствии у большинства граждан реальной возможности получить доступ в СМИ в целях выражения собственного мнения. 2. Кентавр-процессы. Таков процесс становления демократии в России в его восприятии и в действиях людей разной социально-политической ориентации. Для одних она – самодовлеющая ценность, для других – возможность получения власти и захвата чужой собственности. Вместо демократии формируется «авторитарно-демократический кентавр». 3. Кентавр-образы. С одной стороны, миллионы россиян ведут трудовой образ жизни; с другой – экраны телевидения и страницы газет заполнены пропагандой богемных и девиантных стилей жизни. 4. Кентавр-личности. Таков, например, предприниматель-коммунист (во фракции КПРФ в Государственной думе предпринимателей не меньше, чем в иных фракциях) – эти личностные характеристики при всей их противоречивости вполне естественны и неприемлемы лишь для недиалектического мышления, исключающего противоречия в одном объекте или в личностном поведении, без учета мотивированности объективными критериями. В заключение автор подчеркнул, что "в кентавре взаимоисключающие начала дополняют друг друга", что "создает принципиально новый образ, не сводимый к составным частям".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-07-2005
Александр Бенционович Гофман Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 18-25. 
Автор отмечает, что еще 30 лет назад идея социологии без включения в нее понятия общества выглядела как немыслимая. В ее онтологии господствовал социальный реализм, а в эпистемологии – номотетическая и холистская точки зрения. Но постепенно положение изменилось. Холизм, при котором социальный объект рассматривается как единое психофизическое целое, подвергся энергичной критике. Приобрел влиятельность методологический индивидуализм, когда индивиды и их действия воспринимаются как подлинная реальность человеческой жизни, а социальные институты предстают внешним полем их деятельности. Во Франции наиболее радикальным выразителем такой теоретической ориентации стал Р. Будон. Вместе с ростом популярности в социологии утилитаристских и экономических моделей человека, теорий обмена и рационального выбора на первый план выступили объяснения социальной реальности, основанные на принципах социального номинализма и психологического редукционизма. В ряде концепций общество объявляется лишь именем, введенным для обозначения множества индивидов. При характеристике новой ориентации в теоретической социологии А. Турен отметил, что если раньше социология была изучением общества, то теперь она становится наукой о социальных отношениях, изменениях и движениях. Дж. Урри предлагает рассматривать ее в качестве дисциплины, организованной вокруг понятий сетей, мобильности и горизонтальных движений. Он цитирует высказывание М. Тэтчер о том, что «…не существует такой вещи, как общество»; «существуют индивидуальные мужчины, женщины и их семьи». Автор считает неубедительными аргументы, выдвинутые в пользу психоредукционистских и антихолистских интерпретаций социальной реальности. То, что общество представляет собой процесс и результат взаимодействий между индивидами, не означает, что оно – эпифеномен. Такую крайнюю позицию он оценил как теоретически ошибочную и практически вредную «для настоящего и будущего как социологии, так и ее объекта, т.е. не мифического, а реального общества…» (с. 21). В обоснование своей позиции он привел контрдоводы и сделал вывод о том, что социологи, отвергающие существование общества, образно говоря, рубят сук, на котором сидят.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2005
Bernard Casey
1997
Этот отчёт основан на телефоннои исследовании 809 академиков Великобритании, проведённом в 96 - 97 гг. Опрос касался следующих тем: студенты и их обучение, научные исследования и научное руководство, распределение времени и управление, условия найма на работу.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2005
Claire Callender
1997
Этот отчет Национального Комитета по Изучению Высшего Образования в Великобритании посвящен ожиданиям и опыту студентов в сфере высшего образования. Цель исследования - изучить взгляды студентов на качество их университетского опыта и то, в какой мере этот опыт соответствует их ожиданиям.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2005
Светлана Георгиевна Кирдина Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 35-41. 
В статье обосновывается тезис о плодотворности синтеза трех главных способов развития фундаментальных исследований, а именно: импорта концепций, развития прежних подходов и разработки новых авторских теорий. Гармоничное сочетание названных путей рассматривается как модель успешного развития не только для социальной науки, но и для их практического использования. Во всех случаях катализатором развития названных подходов послужила открытость нового общественного устройства, отличная от застойного советского периода.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2005
Валентина Викторовна Лапаева Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 41-51. 
Рассматривается вопрос о том, что необходимо сделать научному сообществу для самоорганизации в качестве социально-политической силы; анализируется место науки в корпоративном устройстве общества. По мнению автора статьи, научное сообщество должно занять активную социальную позицию, найти свое место в формирующемся корпоративном устройстве российского общества и создать действенные рычаги влияния на ситуацию. Представители научного труда должны осознать себя как самостоятельную корпорацию, имеющую собственные интересы и готовую их отстаивать.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2005
Михаил Яковлевич Бобров, Инна Феликсовна Девятко, Гарольд Ефимович Зборовский, Борис Николаевич Миронов, Александр Юрьевич Рожков, J. Alsted Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 41-53. 
Публикуются ответы специалистов на ряд вопросов: о сущности, содержании и месте в социологическом знании исторической социологии; ее понятийном аппарате; ее структуре, актуальных проблемах и трудностях в их решении; об историческом сознании, историческом знании, исторической памяти. Проф. Я. Алстед (Дания) отметил, что изучение социальных перемен требует и масштабного понимания, и конкретных исследований истории. Такое сочетание обеспечивает историческая социология. У нее общий с остальной социологией базовый теоретический аппарат, перед ней стоят те же теоретические проблемы, но с акцентом на историческую перспективу. Проф. М.Я. Бобров (Барнаул) рассмотрел общие и особые законы и категории исторической социологии. Проф. И.Ф. Девятко (Москва) указала на роль историографических исследований и развития социологических методов сбора данных в становлении исторической социологии. Проф. Г.Е. Зборовский (Екатеринбург) рассмотрел историческую социологию как отрасль социологического знания на стыке социологии и истории, имеющую особый предмет и объект исследования. Проф. Б.Н. Миронов (Санкт-Петербург) охарактеризовал теоретические, верификационные и прикладные задачи исторической социологии, указал ее актуальные исследовательские проблемы (включая осмысление российской истории в рамках макросоциологических теорий). Проф. А.Ю. Рожков (Краснодар) полагает, что процессы социокультурной трансформации подчинены ритмам смены поколений. Историческая социология призвана, по его мнению, исследовать модели жизнедеятельности человека и общества в генерационной и межгенерационной перспективе, продуцируя теоретические обобщения. Проф. Н.В. Романовский (Москва) предложил рассматривать историческую социологию «как часть социологии, обеспечивающую своими методами знанию об обществе / человеке единство прошлого, настоящего и будущего, дающую временной и пространственный континуум социологическому теоретизированию и эмпирическим исследованиям путем включения исторического прошлого в анализ исследуемого социологом объекта и тем самым определяющую его исторически данные параметры» .
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2005
Елена Иосифовна Кукушкина Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 130-138. 
Российские университеты сыграли существенную роль в становлении и развитии социологического образования в России, хотя до начала XX в. в России официального преподавания социологии ни в одном университете не велось. Для выяснения роли, которую университеты сыграли в становлении и развитии социологического образования в России, автор рассматривает три аспекта их деятельности: 1) отношения между университетами и обществом; 2) развитие социально-гуманитарного знания на университетских кафедрах и факультетах; 3) содержательные стороны деятельности ученых в области разработки концепции социологического образования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-06-2005
А.В. Миронов, Сергей Александрович Лебедев Социологические исследования. 1996.  № 11. С. 153-155. 
Рецензия на книгу: СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ / Под ред. В.Ж. Келле. М.: Наука, 1995. 319 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2005
Наталия Анатольевна Липовская Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 179-181. 
Рецензия на книгу: Отраслевая социология: Сборник частично аннотированных библиографических указателей литературы за 1980-2002 годы / Под ред. В.Г. Городняненко. Днепропетровск: ДНУ, 2003. 418 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2005
Ирина Феликсовна Богданова Социологические исследования. 1998.  № 9. С. 120-122. 
Автор анализирует данные о подготовке молодых ученых в рамках Национальной академии наук Белоруссии. Приводится статистика численности аспирантов, отмечается тенденция к ее сокращению, даются сравнения с 70-ми и 80-ми годами, свидетельствующие о стабильности процессов в сфере защит диссертаций за рассматриваемые в статье 25 лет. Отмечается, что уровень развития творческой активности в вузах не соответствует растущей потребности общества в творческих специалистах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2005
Геннадий Александрович Несветайлов Социологические исследования. 1998.  № 9. С. 115-119. 
Рассматриваются проблемы возрастной структуры научных кадров Белоруссии. Исследуются темы индивидуального и коллективного возраста белорусских ученых, изменения в возрастной структуре научных работников республики в 1993-1996 гг., приводятся данные о числе защищенных диссертаций в институтах Белорусской АН по разным ее отделениям. Анализируются последствия прогнозируемого старения корпуса научных работников. Помимо кризиса в притоке научных кадров 90-х гг. отмечаются также период роста кадрового потенциала науки в 50-60-х гг. и период стагнации 70-80-х гг.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2005
В.И. Оноприенко, А.А. Савельев Социологические исследования. 1998.  № 5. С. 64-71. 
В статье анализируются перспективы развития академической науки в новых условиях на примере работы трех институтов АН Украины (Института биоорганической химии и нефтехимии, Института металлофизики и Института кибернетики). Рассматривается динамика общей численности работников этих институтов, в частности мотивы увольнения, изменения в возрастной структуре научных работников, в том числе кандидатов и докторов наук. Отмечается резкое обострение проблемы привлечения молодежи в науку.
ресурс содержит прикрепленный файл