Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 552

Опубликовано на портале: 16-04-2005
Дмитрий Юрьевич Гузевич Вопросы истории естествознания и техники. 2003.  № 1. С. 64-93. 
За последние два с лишним тысячелетия понятие школа стало широко использоваться во всех областях деятельности. Чтобы разобраться в ситуации, необходимо: 1) понять, почему язык называет «школой» множество на первый взгляд различных явлений, т.е. понять причины полифункциональности термина; 2) вычленить инварианты (атрибутивы), и среди них – системообразующие признаки всего класса объектов; 3) с их помощью выделить два подкласса: школы как учебные заведения и школы как формы деятельности; 4) на основании инвариантов дать общее определение школ, относящихся ко второму подклассу, с проверкой его необходимости и достаточности; 5) предложить общую и внутренне непротиворечивую типологию и систематизацию явлений, для которых используется термин «школа». Анализ определений и контекстов употребления термина (проанализировано более 900 работ, где используется понятие школа) приводит к выводу, что пять инвариантов (элементарных признаков) можно считать общепризнанными: 1) Школа – это люди, точнее, их совокупность (сообщество); 2) Каждая школа относится к какой-либо области деятельности, и уже в силу этого речь идет о людях, занимающихся этой деятельностью; 3) Вопрос о школе возникает тогда, когда совокупность людей продуцирует нечто, что позволяет выделять ее из множества аналогичных сообществ. Для его обозначения предлагается понятие эпистемологической системы, которое охватывает весь «знаниево-умениевый» комплекс, определяющий человеческую деятельность и отражающийся на продукции, т.е. все мыслимые варианты этого нечто; 4) Школа есть там, где обеспечено наследование этого нечто; 5) Наследование возможно лишь при наличии в рамках рассматриваемого сообщества, как минимум, двух поколений.

Опубликовано на портале: 12-04-2005
Моисей Рувимович Тульчинский Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 96-107. 
Данная статья является продолжением исследования, начатого в 1990 г., когда был проведен сравнительный анализ развития предметного содержания социологического знания: 1981-1983гг. и 1987-1989 гг. В его основе - наблюдение за изменениями, произошедшими в языке научных сообщений. Автор анализирует частотность употреблений отдельных терминов трех областей социологии: знания о социологии, знания о предмете социологии, пограничные области исследования; на основе терминологического словаря (СНЛ), разработанного в ИНИОНе РАН. Автор приходит к следующим выводам: 1)В начале 90-х гг. продолжалась тенденция к изменениям в социологической парадигме, перенос центра тяжести с методологических проблем на проблемы ценностного (этического) характера; 2)Произошло изменение в сторону увеличения числа работ, посвященных методам сбора первичной социологической информации; 3)Подтвердились выводы о стабильном сокращении числа идеологем, уменьшении заведомо отрицательного отношения к зарубежной немарксистской социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-04-2005
Альберт Иванович Кравченко Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 40-49. 
В статье дан исторический анализ становления социологии в целом и социологии труда в частности за последние 100 лет с акцентом на последнее десятилетие ХХ века. Автор отмечает, что на протяжении столетия российская социология создавалась несоциологами: юристами, философами, экономистами, и в этом проявилось особенности исторического развития и неравномерного роста научного знания в России. В институонализации социологического образования в Росссии автор выделяет два ключевых момента - это 90-е годы ХIХ в., время экономического подъема после отмены крепостного права; и 90-е годы ХХ века, период экономического кризиса, связанного с распадом советского государства. В социологии труда, как считает автор, следует выделять две ветви - промышленную и аграрную, т.к. они различаются не только объектом исследования, кругом персоналий, но и нелинейным историческим развитием. Исходной точкой возникновения промышленной социологии может служить "рабочий вопрос" (рост городской преступности, обострение жилищной проблемы, обнищание городского населения и тд.). В. Берви-Флеровский был первым русским промышленным социологом. Исходной точкой развития аграрной социологии считается вопрос о русской поземельной общине. Многочисленные общинные теории внесли весомый вклад в мировую науку. В постреволюционный и послевоенный периоды исчез основной объект исследования - община, колхозы и совхозы эпохи социализма представляли собой разновидности сельских промышленных комплексов. В 90-е гг., как отмечает автор, социология труда идентифицировалась лишь с одной ветвью - промышленной социологией.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-04-2005
Н. И. Романенко, Игорь Васильевич Бестужев-Лада Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 86-89. 
Публикуемый материал представляет собой запись беседы (состоявшейся в начале 1994г.) редактора журнала с академиком-секретарем Отделения образования и культуры Российской академии образования, заведующим сектором социального прогнозирования Института социологии РАН И.В. Бестужевым-Ладой. Характеризуя свое сотрудничество с "Социсом", академик подчеркнул, что издаваемые материалы журнала можно разделить на три группы: это прежде всего, анонсы индивидуальных и коллективных монографий по исследовательским проектам, из основное содержание; вторая группа статей связана с теорией и практикой социального прогнозирования как междисциплинарного направления исследований; третья группа публикаций охватывает ряд перспективных социальных проблем общества. Многим специалистам интересно увидеть изложение концепций, которые находятся на стыке социального прогнозирования с социологией труда и политики, семьи и образования, науки культуры и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2005
Charles Wright Milles
Перев.: Альберт Иванович Кравченко (ориг.: Русский) Социологические исследования. 1994.  № 1. С. 107–114. 
  Сокращенный перевод по: Milles Ch.W. The sociological Imagination. N.Y., 1959. P. 195—226. Автор отмечает, что известно, что интеллектуальный человек формирует себя по мере и одновременно с тем, как он совершенствуется в мастерстве. Три промежуточных эпизода интеллектуальной работы - проблемы, методы, теория - должны быть постоянно в центре внимания социального ученого как естественные, а не искусственные продукты деятельности. Они должны возникать по ходу работы и служить ее руководящим началом. Автор выделяет четыре следующие фазы решения проблемы:1) выделение основных дефиниций темы исследования; 2) установление логических отношений между элементами и дефинициями; 3) устранение ложных утверждений, проистекающих из пропуска важных элементов, неподходящих и неясных дефиниций терминов;4) формулирование и переформулирование фактологических вопросов. Источником хороших идей выступает социологическое воображение. Оно состоит в умении переключать внимание с одной перспективы на другую, строить адекватный подход к пониманию общества в целом и его компонентов. Его сущность в комбинации идей, о которых вряд ли кто может подумать, что их можно соединить. Существует несколько способов стимулирования социологического воображения: перегруппировка записей в журнале, рассмотрение всех синонимов к ключевым словам с целью обнаружить дополнительный смысл, составление классификаций и типологий (графики, модели, таблицы и др.), придумывание противоположного тому, о чем вы мыслите.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2005
Ред.: Раиса И. Руденко, Оксана Николаевна Субочева Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 124-129. 
Обзор выступлений преподавателей на научно-методической конференции, которая состоялась 26-27 ноября 1993г. в Москве в МГУ им. М.В. Ломоносова, на тему "Преподавание социологии и политологии в вузах России: состояние, проблемы, перспективы". На конференции было отмечено, что в России 90-х гг. ощущается острая нехватка социологической и политологической литературы и учебных пособий, к сожалению, наблюдается резкое размежевание социологии и социальной философии, в образовательном процессе не учитывается преемственность дисциплин: Методология познания общественной жизни - Социальная сфера жизни общества - Социальная сфера жизни общества - Методика и техника исследования социальных процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2005
Г. Фляйшер Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 56-65. 
Автор рассматривает соотношение идеологического и научного знания и их роль в марксизме, прослеживает эволюцию взглядов К.Маркса от теории к доктрине, от анализа процесса и результатов движения к концепции целей движения и «руководства к действию». Идеология характеризуется им как абстрактно-редуктивная речь идей, лишенная полноты жизни отдельных индивидуумов, в корне отличная от конкретно-описательного «языка реальной жизни». Маркс и Энгельс пытались деидеологизировать понятие «коммунизм», вернуться к языку описаний, но впоследствии оно было реидеологизировано. Импульсом к этому был уход от конкретного анализа движения к республике гражданско-буржуазного типа к пропаганде социализма. Причины этого автор видел в уменьшении революционного потенциала немецкой буржуазии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-03-2005
Рецензент
доктор социологических наук, профессор Н.Е. Покровский

Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.

Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-02-2005
Александр Янов Общественные науки и современность. 1992.  № 1. С. 86-89. 
Автор анализирует воздействие опыта экономической и политической жизни Англии периода модернизации на двух мыслителей: Ш.Монтескье и К.Маркса. Первый выделил в ней феномен политической стихии и увидел в нем образец для основного принципа демократии – разделения властей, который затрудняет действие политической системы, но создает внутреннее равновесие, позволяющее сделать политическую жизнь предсказуемой. Маркс же выделил феномен экономической стихии и предложил способы борьбы с ней, которые на деле породили в условиях отсутствия демократии основу для сталинского произвола.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-02-2005
И. Налетов Общественные науки и современность. 1992.  № 1. С. 76-85. 
Основная проблема статьи формулируется следующим образом: как освободить нашу философию от благоглупостей вульгарного материализма и догматической диалектики? Автор рассматривает возможные трактовки «основного вопроса философии», проблематику взаимоотношений между материализмом и диалектикой. Рассматривает он и вопрос о том, каким образом сведение философии к материалистическим и идеалистическим штампам трагически отозвалось на судьбах российской интеллигенции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-02-2005
Ольга Эрнестовна Бессонова, Марина Андриановна Шабанова Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 79-88. 
На примере новосибирского экономико-социологического коллектива авторы статьи хотели показать, что и в прежней советской социологии (в том числе "провинциальной") формировались научные школы, многие из которых сохранились и развиваются в настоящее время, несмотря на трудности переходного периода.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-01-2005
Лев Шестов Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 182-189. 
В статье, представляющей собой цикл лекций, прочитанных на французском радио, С.Киркегард (Кьеркегор) характеризуется как родоначальник экзистенциализма, предтеча философии ХХ в., в частности К.Барта, М.Хайдеггера и К.Ясперса, мало известный во Франции. Излагается его биография, постановка им проблем человеческого бытия и реинтерпретация в связи с ними всей философской проблематики, отношения к разуму. Противопоставляется рациональная позиция Платона и экзистенциальная позиция библейского Иова по отношению к человеческим проблемам, чисто рациональная их трактовка характеризуется как антигуманная. В этом плане религиозное характеризуется как надэтическое.

Опубликовано на портале: 29-01-2005
Наталья Никитична Козлова Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 66-73. 
Статья продолжает дискуссию, начатую статьей А.Ахиезера в предыдущем номере. Автор предлагает свой ответ на вопрос, как могла возникнуть химера, где наука выступает в функции идеологии, а идеология в функции науки. Прежде всего она обращает внимание на то, что советский марксизм возник в русле социокультурных образов науки, отличных от европейской стандартной науки. Кроме того, на науку был распространен мир господствующего авторитарного сознания, для которого характерна персонификация общественной связи.

Опубликовано на портале: 29-01-2005
Владимир Иванович Ильин Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 59-65. 
С точки зрения теории познания идеология признает и утверждает истину по недостаточным объективным (сообщающим универсальность) и достаточно субъективным (идущим от особого характера субъекта) основаниям. В этом плане просматривается родственность любой идеологии, в том числе марксистской, не столько с наукой, сколько с верой. Обоснование собственной научности марксизм видит в том, что он выражает интересы рабочего класса, якобы совпадающие с объективными потребностями общественного прогресса. Вследствие подобной посылки теоретизирование в нем сводится преимущественно к «защите чистоты учения» или «поискам происков». Подобное идеологическая подгонка жизни к доктрине выразилась в упрощенческом подходе к многочисленным вопросам бытия. Характерный пример – отношение к человеку, низведенному марксизмом до средства общественной жизнедеятельности.

Опубликовано на портале: 29-01-2005
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 1991.  № 1. С. 83-89. 
В статье проблема соотношения науки и идеологии рассматривается с широких социокультурных позиций. Отмечается задача государственной идеологии как интегратора общества, но гипертрофированное ее значение свидетельствует о слабости общества. Рассматривается роль идеологии в условиях раскола общества; одна из его форм – раскол между мифопоэтической и понятийно-логической формами мышления. Показана логика развития государственной идеологии в СССР и места в ней науки, которая в такой ситуации часто оказывалась лишь утопией, переодетой в научные одежды.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-01-2005
Michael R. Gibbons, Camille Limoges, Helga Nowotny, Simon Schwartzman, Peter Scott, Martin Trow
Изд-во: Sage Publications, 1994
In this provocative and broad-ranging work, a distinguished team of authors argues that the ways in which knowledge — scientific, social and cultural — is produced are undergoing fundamental changes at the end of the twentieth century. They claim that these changes mark a distinct shift into a new mode of knowledge production which is replacing or reforming established institutions, disciplines, practices and policies. Identifying a range of features of the new moder of knowledge production — reflexivity, transdisciplinarity, heterogeneity — the authors show the connections between these features and the changing role of knowledge in social relations. While the knowledge produced by research and development in science and technology (both public and industrial) is accorded central concern, the authors also outline the changing dimensions of social scientific and humanities knowledge and the relations between the production of knowledge and its dissemination through education. Placing science policy and scientific knowledge in its broader context within contemporary societies, this book will be essential reading for all those concerned with the changing nature of knowledge, with the social study of science, with educational systems, and with the relations between R&D and social, economic and technological development.

Опубликовано на портале: 25-01-2005
М. Макаревич Общественные науки и современность. 1992.  № 6. С. 136-143. 
Свою задачу автор видит в том, чтобы дать оценку прошедшего этапа развития этической мысли и выявить перспективные современные тенденции, но прежде всего – беспристрастно оценить значение марксистских идей в этике. В статье выделяются этапы развития этой науки от первоначальной нигилистической формы «в марксизме нет ни грамма этики». С точки зрения автора, задачей марксистской этики было воспитание «цельного человека», предельно враждебного проблематичности, то есть противоречивости социального и индивидуального, поэтому она была не приспособлена к решению конкретных вопросов морали.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2005
Сергей Чешко Общественные науки и современность. 1992.  № 6. С. 123-135. 
Автор считает, что поспешный отказ от марксизма поставил отечественных обществоведов в довольно глупое положение людей, неспособных отличить марксистскую методологию от марксистской идеологии. Будучи этнографом, автор доказывает свой тезис обращением к ситуации в отечественной этнологии, в частности к концепции В.Тишкова. Характерное для нее полное отрицание принципов исторического материализма: в трактовке соотношения случайности и закономерности, национального и этнического, в понимании процессов развития и адаптации, в оценке роли классов и государства в современном обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2005
А. Кравец Общественные науки и современность. 1992.  № 6. С. 114-122. 
Идеологию науки автор определяет как форму общественного самосознания научного сообщества. Он замечает, что особенностью идеологии науки является ее достаточно слабая структурированность. Вместе с тем автор считает возможным анализ важнейших элементов указанной идеологии, прежде всего, в целях разработки концептуальных стратегии и тактики развития науки. В статье анализируются современные политические доктрины развития науки, проблемы эволюции образа науки и образа ученого, а также стиля научного мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2005
Юрген Вайс Общественные науки и современность. 1992.  № 6. С. 94-100. 
Автор выражает разочарование в опыте применения на практике социального знания, доверие к которому потеряла общественность. Кризис знания он пытается преодолеть на путях анализа механизмов его функционирования внутри общества. Он противопоставляет формы заинтересованности в знании и процедуры его оценки учеными и политиками, разводит способы воздействия знания на социальную практику: социальную инженерию, подразумевающую преобразование социальных структур с одной стороны и его воздействия на самосознание населения – с другой.
ресурс содержит прикрепленный файл