Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 552

Опубликовано на портале: 24-01-2005
Борис Ильич Бедный, Игорь Вениаминович Шейнфельд, Сергей Семенович Балабанов, Евгений Васильевич Козлов Социологические исследования. 2004.  № 1. С. 112-118. 
Цель данной статьи - показать отношение нового поколения нижегородских ученых к проблеме коммерциализации интеллектуальной собственности и сформулировать основные принципы построения образовательных программ по инноватике в системе послевузовского профессионального образования для аспирантов и специалистов в области точных и естественных наук.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-01-2005
Ирина Феликсовна Богданова Социологические исследования. 2004.  № 1. С. 103-112. 
Изучая историческое прошлое для выяснения вклада, который внесли в развитие науки женщины, можно отметить: женские дарования в других сферах общественной жизни проявлялись значительно шире, чем в области научного творчества. В науке достижения женщин долгое время оставались скромными. До начала новейшей истории трудно отыскать фундаментальные научные труды и великие открытия женщин, которые положили бы начало принципиальным изменениям в "стиле мышления эпохи".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2005
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 16-23. 
Данная статья основана в большой мере на любезно предоставленном (среди других материалов) Берлинским центром информации по общественным наукам журнале "Soziologische Revue" за 1999 г. Интерес редакции к этим материалам связан с тем, что Россия активно осваивает мир, представляемый человеку глобальными информационными сетями и персональным компьютером. Общественные аспекты наращивания информационных структур могут быть суммированы наблюдением, что компьютер изменил нашу жизнь и буквально стал вездесущим. Воздействие "виртуального мира" на общество раскрывает литература, - быстро растущая на стыке трудов об электронной технике, способах и сферах ее использования, компьютере как средстве массовой коммуникации, о шлейфе социальных последствий все более широкого их внедрения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-01-2005
Владимир Викторович Согрин Общественные науки и современность. 2005.  № 1. С. 20-34. 
В статье, прежде всего на работах по отечественной истории, анализируется путь, пройденный российской исторической наукой за время перестройки и либеральных реформ; оцениваются позитивные и негативные последствия перехода от марксистского единомыслия к "ревизионистскому" и либеральному плюрализму в историографии, ставится проблема цены историографического плюрализма. Прослеживается критика историками сталинизма и попытки поддержать идеал демократического социализма, а затем западнический либерализм, которому тоже не удалось укрепиться в качестве господствующей идеологии. Оценивается борьба идей либералов-пессимистов и консерваторов-оптимистов в трактовке особенностей российской цивилизации, узость содержательной базы обоих направлений, развитие исследований по ряду конкретных тем. Сталкиваются мнения сторонников и противников уподобления истории России и истории Западной Европы, обозначается граница, на которой борьба противостоящих мнений перерастает в столкновение малообоснованных или просто безграмотных трактовок истории, которыми особенно часто отличаются философы-государственники. Примером позитивных последствий научной свободы представляется книга томского историка Б.Г.Могильницкого о проблеме кризиса историзма.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-01-2005
Лидия Васильевна Фесенкова Социологические исследования. 2004.  № 1. С. 92-98. 
В современной социологии стали появляться работы, в которых содержатся попытки обратить внимание исследователей на некие эзотерические идеи, без которых, мол, нам не обойтись. Живое Слово, Живая Этика, Высший Разум, Абсолют и другие подобные термины предлагается внедрить в научно-исследовательскую практику. При этом не утруждают себя вопросом, а как это сделать. В результате поле социологии (особенно ее теория и методология) засоряется соображениями, далекими от науки. Статья Л.И. Фесенковой посвящена одному из способов соединения мистики и науки и будет, на наш взгляд, полезной читателям, хотя она затрагивает не столько социологические, сколько философские проблемы. Это важно, так как и в нашей науке не должно быть того, что граничит с ясновидением, пророчеством, просто с шарлатанством. Публикация этой статьи соответствует принципиальной позиции комиссии Президиума РАН в отношении различных версий лженауки.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-01-2005
Юрий Алексеевич Симагин Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 129-133. 
В статье описываются три основных стиля руководства: "авторитарный", "демократический" и "попустительский", и их влияние на деятельность научных групп. Подчеркивается, что эффективность деятельности научных групп обычно оценивается по показателям продуктивности. Однако необходимо учитывать и такие показатели, как удовлетворенность совместным трудом членов группы и межличностными отношениями.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-01-2005
Сергей Александрович Лебедев, Сергей Александрович Миленин Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 122-129. 
Цель настоящей статьи - охарактеризовать современное состояние российской науки и обсудить главные условия и направления ее выхода из кризиса, которые должны составить основу новой научно-технической политики России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-01-2005
Адольф Васильевич Кабыща, Моисей Рувимович Тульчинский Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 111-121. 
Сравнительный анализ является важнейшим способом изучения развития отечественной науки за последние годы. Путем сравнения парадигм и структур знания, публикаций на русском и английском языках, выявления их сходства и различия можно определить, на наш взгляд, какова на протяжении последних лет тенденция развития отечественной социологии: степень ее вовлеченности в мировую науку, с одной стороны, и своеобразие общественного сознания и установившегося менталитета, отражающегося в научном знании - с другой.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-12-2004
Нина Владимировна Козлова Общественные науки и современность. 1993.  № 6. С. 48-59. 
В статье рассматривается связь истории России ХХ в. с идеологией просвещения как своего рода светской религии, теорией прогресса и покровительственным отношением элиты к массам, предполагающим неограниченную пластичность массового сознания. Каждая из последующих волн просвещения – дворянская, разночинское, пролетарски-этническое игнорировала опыт предшественников. Культурный раскол создавал среди просветителей. загнанных в кружки, чувство изгойничества. В результате встреча просветителей и просвещаемых вела к парадоксальным результатам, разрушению традиционной культуры без создания прочных оснований новой, модернизированной. Эта ситуация повторяется в условиях реформ в отношениях либеральных реформаторов и народа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-12-2004
Neil J. Smelser
Перев.: Николай Валентинович Романовский, А.С. Маткова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 3-12. 
Статья – выступление автора на XV Международном социологическом конгрессе при вручении ему премии им. М. Догана за работы в области сравнительных исследований. Делается выбор определений для трех представленных в заглавии понятий. Компаративный анализ – «описание и объяснение сходств и различий (главным образом различий) условий или результатов развития крупных социальных единиц, обычно – регионов, стран, обществ и культур». Междисциплинарность автор рассматривает как то, что «обеспечивает применение дисциплинарных переменных, концепций, концептуальных рамок и перспектив для понимания и объяснения некоторых эмпирических явлений, таких как уровень участия в голосовании, общественные движения, демократические институты или экономическое развитие». Интернационализация понимается как качественная характеристика знания, означающая широкое его применение и всеобщую значимость независимо от национальных или региональных границ. Автор подчеркивает, что используемый им подход в отношении всех трех проблемных аспектов и дефиниций относится к характеру производимого знания. Далее рассматриваются эти три аспекта. В аспекте компаративного анализа показана ограниченность (в плане методологии) как радикального позитивизма, так и радикального релятивизма, возникшего недавно и связанного «с общим дрейфом к постмодерну». В XIX в. применение сравнительного анализа выявило отсутствие у западных исследователей нейтральности к не-западному миру («примитивному», «дикому», «варварскому»). Автор предлагает использовать стратегию систематизации контекстов сравнений – как в плане выбора компаративных индикаторов (измерений), так и в плане объяснения компаративных сходств и различий. Любое масштабное исследование междисциплинарно. Автор не разделяет пессимизма в связи с дроблением областей знания, поскольку «ядро определенных дисциплин сохраняется, большинство практиков без труда относят себя к определенным направлениям науки». Препятствия на пути к интернационализации знания: этноцентризм, определенные культурные и познавательные ограничения исследователей, существующая организационная и политическая инфраструктура. Сквозная идея статьи: каждый обозначенный выше аспект исследования, когда он изолирован от двух других, не может дать адекватного понимания объекта. Автор называет представленные им соображения «смесью надежды и реализма».

Опубликовано на портале: 11-12-2004
Karl Mannheim Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 180-191. 
Публикация представляет собой фрагмент книги выдающегося немецкого социолога «Диагноз нашего времени». Центральная проблема работы – в какой мере подвержены изменениям христианские ценности в связи с изменением социальной и экономической среды. При этом автору, с одной стороны, «абсолютно ясно», что тезис о необходимости приспособления церкви и религиозного мышления к нововведениям нашего века является неверным. С другой же стороны, он считает неверным и включение религиозной жизни в модель прогрессивного развития.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-12-2004
Борис Ефимович Бродский Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 68-81. 
Исходя из того, что в любом процессе познания мы с необходимость фиксируем лишь небольшое количество свойств объекта, автор предлагает рассматривать принцип избирательности как фундаментальный элемент человеческого познания. Этот принцип, по мнению автора, был имплицитно задействован во многих философских и психологических теориях, но именно в современных условиях его стало возможно эксплицировать как внутренний механизм процесса саморазвития в когнитивной системе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-12-2004
В. Филатов Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 89-96. 
В период «перестройки и гласности» произошло существенное изменение роли научного сообщества в жизни российского социума: ученые, которым традиционно приписывалась некая академическая отстраненность (как условие объективности познания мира), стали активно влиять на характер общественного развития. Каналами воздействия научного мира на социальное окружение стали СМИ, в первую очередь – электронные. В результате сложилась противоречивая ситуация, когда, с одной стороны публичная деятельность ученого, получившего возможность прямого выхода на массовую аудиторию, способствовала повышению статуса науки и уровня интеллектуальной информации. С другой же стороны, данный процесс не только обусловил отток научных кадров в сферу политики, но и появление феномена поп-науки – псевдонаучных поисков понятных публике примитивных решений для сложных и неоднозначных социальных проблем.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-12-2004
Юрий Владимирович Яковец Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 82-88. 
Отмечая признаки новой научной революции, автор в качестве ее проявления называет появление новой отрасли знания – социогенетики, появление которой связывается и с кризисом марксизма, и с возрождением интереса к наследию Н.Кондратьева. Определяется эта дисциплина как синтетическая теория социально-экономической генетики или развития. Формулируются задачи этой науки, центральным звеном которой являются теория, история и моделирование социогенетических процессов. Говорится о том научном, практическом и образовательном эффекте, который способна дать новая интегрированная отрасль знания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-11-2004
Н.Е. Копосов Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 3. С. 41-56. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-11-2004
Александр Михайлович Осипов, Сергей Владимирович Иванов Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 105-110. 
Рассмотрение вуза как корпорации позволит, по мнению авторов, лучше исследовать его структуру и социальные функции. В историко-социологическом экскурсе представлены исследования М.Вебера (школа как бюрократическая организация), Т. Веблена (университет как капиталистическое предприятие), Т. Парсонса (функции университета в профессиональном комплексе). В зарубежной социологии университеты и их объединения с 1960-х гг. рассматриваются как корпорации. Сложился подход, сочетающий организационный и властный аспекты изучения образовательной системы. Обоснованность отнесения университетов к корпоративным структурам авторы аргументируют наличием в них выделенных А.И. Пригожиным признаков корпорации как сложного образования, возвышающегося над перичными организациями и противостоящего как целое внешней конкурентной среде. Для выявления черт корпоративности выбран Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, возникший при интеграции небольших отраслевых вузов. Анализ его особенностей проводится на базе материалов социологических исследований структурных подразделений этой "корпорации" и их деятельности за 1994-2003 гг. Рассматриваются действия преподавателей и руководства университета по поддержанию "корпоративного духа". Проведен анализ экспертных интервью с заведующими 109 кафедр НовГУ, позволяющий выявить следующие ориентации: 1. На рост контингента студентов 2. На поддержание популярности, престижа соответствующей профессии среди населения. 3. На развитие вузовской подготовки как условие воспроизводства культуры и науки. 4. На повышение благосостояния сотрудников корпорации. Внимание авторов привлекли призывы местных и федеральных органов остановить устойчивый рост числа студентов в связи со сложной демографической, экономической и социальной ситуацией в регионе.

Опубликовано на портале: 06-11-2004
Рудольф Григорьевич Яновский Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 10-17. 
Статья о содержании философско-мировоззренческих, общенаучных и морально-этических размышлений, содержащихся в «Суздальских письмах» известного российского экономиста и социолога Николая Дмитриевича Кондратьева (1892-1938). В публикации дана краткая биография Н.Д. Кондратьева, представлены его основные научные труды (см. подробно о Н. Д. Кондратьеве), показана общая направленность и тематика его экономических и социальных исследований. Мировую известность принесла Кондратьеву концепция больших циклов экономической конъюнктуры, названных «циклами Кондратьева». Ученый с мировым именем попал под репрессии в период насильственной коллективизации сельского хозяйства. Возглавляемый им Конъюнктурный институт был закрыт, а сам ученый в 1932 г. был репрессирован как «идеолог кулачества». Его поначалу приговорили к восьми годам тюремного заключения и препроводили в помещавшийся в Спасо-Ефимиевом монастыре Суздальский политический изолятор. В 1938 г. на основании нового приговора военной коллегии он был расстрелян. Письма к жене и дочери из политизолятора стали для ученого основным звеном связи с внешним миром и творческим стимулом. По своему характеру, жанру и условиям творчества они во многом близки к известным во всем мире «Тюремным тетрадям» Антонио Грамши.

Опубликовано на портале: 01-11-2004
Олег Николаевич Яницкий Общественные науки и современность. 2004.  № 6. С. 86-96. 
Автор рассматривает современную эволюцию структур коммуникации между наукой и обществом, прежде всего в экологической сфере. Показаны схема взаимодействия науки и общества в советский период и причины ее многолетней устойчивости. Подчеркиваются социальная обусловленность экологического знания и наличие локального («ситуативного») знания в этой сфере. Выделяется адвокативная наука как исследования и разработки, имеющие своим адресатом некоего субъекта действия, будь то человеческое сообщество или природная экосистема; рассказывается об исторических корнях адвокативной науки. Определяется ее место в пространстве научной деятельности, подчеркивается ее социальная направленность. Характеризуются типы ученых-адвокатов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-10-2004
Валерий Васильевич Дубицкий Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 117-122. 
Исследования научного наследия философа и социолога Карла Маннхейма (1893–1947) преимущественно обращены к работам по проблемам идеологии, утопического сознания, социологии знания. В статье рассмотрена малоизученная сторона его творчества – социологический анализ воспитательной деятельности, которому в его «Очерках социологии знания» посвящен отдельный раздел: «О природе экономических амбиций и значении этого феномена в социальном воспитании человека». К. Маннхейм прослеживает воздействие экономической системы на процессы развития личности, выявляет взаимосвязи между экономической жизнью, социальной структурой и духовно-личностной сферой. Изменение экономических основ жизни формирует новые представления о воспитании, однако смысл воспитательной деятельности остается прежним – целенаправленное формирование человека под воздействием социальных институтов. Экспансия экономической сферы в область формирования личности наряду с негативными эффектами, имеет и положительную сторону как фактор социальной интеграции. Экономическая интеграция учит людей подчиняться новой системе и исходить из обдуманного поведения, даже требований совести, что усиливает их «субъективную рациональность». Подчеркивается актуальность анализа в связи с российской действительностью: в центр внимания новой воспитательной практики должна быть поставлена проблема «нового человека» не с точки зрения утопического или идеологического сознания, но в аспекте расширяющегося универсума окружающей жизни, становления открытого информационного общества.

Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл