Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 552

Опубликовано на портале: 25-10-2004
Pierre Bourdieu
Перев.: Галина Анатольевна Чередниченко (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 104-113. 
Статья представляет собой текст интервью известного французского социолога П. Бурдье (1930-2002), которое провел П. Туйе: Le socjologue en question. L’entretien avec P. Thuillier // La recherche. 1980. Nr 112. P. 738-753 (лучше, пожалуй, переводить название как «Опрашиваемый социолог»). Приведены ответы П. Бурдье на вопросы, подобные тем, какие задавались ему в ходе дискуссий в университетах и высших школах Франции: о языке социологии и специфике социологического способа рассуждения, о взаимовлияниях между социологией и социальной философией, о характере действия социальных законов и т.д. В ответах Бурдье, в частности, отметил следующее: Трудности передачи сути социологического исследования гораздо в меньшей мере обязаны лингвистическим и терминологическим трудностям, чем полагают. Социальные законы – это не фатальная предопределенность (типа «железного закона олигархии» Михельса), а скорее тенденции общественного развития. Хотя социология отошла от рассмотрения поставленных в социальной философии вопросов о смысле истории, о прогрессе и упадке, о роли личности в истории и т. д., социологи по-прежнему сталкиваются с ними в своей профессиональной работе. Был задан вопрос, почему Бурдье определяет социальный класс не по экономическим и политическим критериям, но шире – по объему и структуре экономического, социального, культурного и символического капитала. Французский социолог заметил при ответе на него, что предложенная им теория более сложна, но представляется более гибкой и эмпирически более обоснованной, чем классические теории социальных классов и социальной стратификации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-10-2004
Роман Николаевич Абрамов
Избранная аннотированная библиография по направлению "социология профессий" включает описание более 40 русскоязычных и англоязычных работ по данному направлению социологического знания, а также по ряду смежных дисциплин. Особый акцент при составлении библиографии делался на работы, не получившие достаточного отражения в российском социологическом дискурсе. В библиографии приводится описание статей и книг следующих авторов: М.Вебер, А.Вебер, Д.Белл, П.Бурдье, Г.Беккер, Т.Веблен, Ч.Р.Миллс, Дж.Гелбрейт, Т.Парсонс, Г.Браверман, П.Уилсон, А.Карр-Саундерс, Р.Коллинз, Е.Фрейдсон, У.Гуд, Е.Гринвуд, а также Г.С.Батыгин, В.И.Ильин, О.В.Крыштановская, В.В.Радаев, П.В.Романов, А.Ю.Согомонов и другие. Уникальность библиографии заключается в отсутствии аналогичных ресурсов на русском языке.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-10-2004
В. П. Шутов, А. А. Кушнарев Директор школы. 2002.  № 3. С. 50-54. 
Автор знакомит читателей с опытом создания в школе научного общества, ведь для динамически развивающегося учебного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, научная работа является хорошим подспорьем для дальнейшего развития.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Философия истории [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Николай Розов
Обязательный курс по специализации «Социальная философия». Лекционный курс «Философия истории» предназначен для ознакомления слушателей с важнейшими идеями и направлениями философии истории и теоретической истории в западной, отечественной традиции и современной мысли. В основном выдерживается принцип «что могут прочитать сами слушатели, не следует пересказывать на лекциях».
Лекции посвящаются большей частью обобщениям, наиболее сложным и тонким вопросам, а также изложению материала, не доступного слушателям (непереведенные современные исследования).
Чтение классических текстов организуется в форме подготовки письменных и устных докладов по реконструкции историософских учений с помощью определенной методики.
Семинарские занятия посвящаются заслушиванию и обсуждению этих докладов.

Объем курса - 68 часов.

К содержанию курса «Философия истории» прилагаются: отдельными списками -рекомендованная литература, план семинарских занятий на осенний семестр, экзаменационные вопросы по курсу «Философия истории».Дана методика анализа текстов.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 06-10-2004
В. Алтухов Общественные науки и современность. 1992.  № 5. С. 59-72. 
Автор статьи находит во всех предыдущих публикациях по заявленной теме (см. ОНС, 1992, №3,4) один сомнительный, на его взгляд, момент. Речь идет о тенденции к игнорированию объективных закономерностей истории. Сам он видит в этом лишь выражение кризиса, который переживает современное общество. Для становления неклассического обществознания автор считает перспективным путем разработку категорий социального пространства и времени. На этой основе классические факторы и детерминанты исторического процесса обретают неклассический статус структур с постоянно колеблющейся основой, с запечатленными в ней законами и метазаконами изменений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2004
Е. Седов Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 84-86. 
Автор возражает А Назаретяну, высказавшему (см. ОНС, 1991, №6) опасение по поводу будущей «субъективации» искусственного интеллекта и его возможного противостояния человеку. Сам он считает конфликт с коварной и честолюбивой машиной менее вероятным и актуальным, чем конфликт в виде ядерной войны.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2004
Валентина Гавриловна Федотова Общественные науки и современность. 1992.  № 4. С. 45-54. 
В статье рассматриваются эволюционные тенденции в социальном познании. Автор рассматривает их в двух важнейших аспектах: парадигмальном и эпистемологическом. Особо подчеркивается, что ограниченность классической научной методологии, даже будучи осознанной, нередко воспроизводится в превращенных формах. В частности такое превращение можно наблюдать на примере отечественной социальной науки. Например, тотальное приятие марксизма (образец классической методологии XIX века) сменяется тотальным же неприятием.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2004
Игорь Николаевич Ионов Общественные науки и современность. 2004.  № 5. С. 141-156. 
В статье дается интерпретация идеи В.Степина о том, что элементы неклассического и постнеклассического знания появляются первоначально в социально-гуманитарных дисциплинах и рассматривается роль исторического знания и особенно теории цивилизаций в становлении неклассического подхода к изучению прошлого. Рассматриваются общетеоретические истоки неклассической рациональности, начиная с Аристотеля и Геродота, политический контекст взаимодействия классического и неклассического подхода к истории (взаимодействие центра и противоцентра модернизации как основа противостояния идеалов цивилизации и культуры, линейно-стадиальной и локальной теории цивилизаций), реальные возможности и мера осуществимости взаимодействия классического и неклассического знания в исторической науке XVIII–ХХ вв. Ставятся проблемы соотношения циркулярных и инверсионных форм взаимодействия элементов взаимодополнительных конструкций в историческом познании, роли идеала диалога при переходе к циркулярным взаимодействиям и недостаточности воплощения этого идеала даже у его сторонников и апологетов, таких как В.С.Библер. Приводится широкий материал по истории теории цивилизаций, специальное внимание уделено последним работам по теории цивилизаций и историографии ХХ в. Б.Ерасова и Б.Могильницкого.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2004
Валентина Гавриловна Федотова Общественные науки и современность. 2004.  № 5. С. 75-82. 
Продолжение дискуссии о роли диалога в современной науке и обществе. Автор обращается к материалам последнего Всемирного философского конгресса (Стамбул, 2003), чтобы обнажить методологические проблемы интерпретации диалога и оценить наиболее известные подходы к их разрешению. В первую очередь речь идет о проблемах, которые возникают в связи с формированием неклассического типа рациональности. Второй комплекс проблем порожден тем, что в современном обществе от диалога подчас ожидают невозможного, например, разрешения конфликта между рациональным и нерациональным партнером или, по крайней мере, между носителями разной культуры, разного рационального самосознания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-10-2004
Николай Алексеевич Косолапов Общественные науки и современность. 2004.  № 5. С. 32-42. 
Автор задается вопросом о том, насколько обществом востребованы общественные науки, сводится ли понятие «социальный заказ на науку» к его утилитарным формам? В чем специфика фундаментальных общественных наук и что надо делать, чтобы общество осознало их важность, чтобы предъявило спрос на них и оплатило его? Подчеркивается роль общественных наук в жизни социума, в частности то, что они – важный компонент самосознания общества. Отмечается однобокость как идеологического, так и практического заказа на обществоведческие исследования, по сути, не затрагивающего фундаментальных проблем и даже часто мешающего их разработке. Делается вывод, что без опоры на фундаментальные общественные науки не достичь подлинной самостоятельности национальной науки, не быть интеллектуальному суверенитету страны.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-10-2004
Сергей Всеволодович Кортов, Сергей Владимирович Устелемов, Всеволод Семенович Кортов Университетское управление. 2001.  № 3(18).
В статье рассматриваются следующие вопросы: 1. Предпосылки создания учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) в УГТУ - УПИ. 2. Стратегические цели и задачи инновационной деятельности УНИК. 3. Инновационные продукты УНИК УГТУ - УПИ. 4. Участники инновационной деятельности УНИК УГТУ-УПИ. 5. Управление инновационной деятельностью УНИК. 6. Финансирование инновационной деятельности УНИК. 7. Подготовка кадров для инновационной деятельности УНИК.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 23-09-2004
Владимир Павлович Култыгин Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 8-16. 
Переданы впечатления участника работы XV Всемирного социологического конгресса в Брисбене (Австралия). Немало докладов было посвящено теме глобализации современного мира, проблемам социальных неравенств и эксклюзий. Особо рассматривалась проблема социальных трансформаций в странах Восточной Европы и Третьего Мира, «стремящихся применять западные модели модернизации», и в этом русле обсуждалась представленная П. Штомпкой теория «социокультурной травмы». Более благоплучные страны интересовала проблематика гендерных исследований, прав сексуальных меньшинств, этнических конфликтов. В методологических выступлениях была поднята тема преемственности классической и современной социологии и развития институционального направления социологической теории, и здесь особо активно проявли себя социологи из Бразилии. Излагаются и обсуждаются выступления Х.М. Домигеша, Н. Музелиса и А. Турена о традициях классической социологии и новых явлениях в развитии социологической теории. Н. Смелсер посвятил выступление вопросам преемственности в контексте глобализации. По количеству участников Россия заняла седьмое место среди почти 90 стран. Российские социологи, к сожалению, почти не были востребованы как координаторы сессий и были слабо представлены в структурах Международной Социологической Ассоциации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-09-2004
С.А. Гомаюнов Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 99-106. 
Автор рассматривает переход к нелинейному (синергетическому) стилю мышлению как форму становления новой научной парадигмы и исследует ее влияние на историческую науку. Рассматриваются проблемы соотношения синергетики познаваемых систем и синергетики познающих систем, системности и саморазвития, бифуркационных и эволюционных периодов. Анализируются подходы к теме или некоторым близким проблемам, предложенные Ю.Лотманом, М.Петровым, Н.Моисеевым, М.Сиверцевым и др. Синергетика представляется автору путем от объяснения мира к личному преображению, т.е. от научного учения к православной синергии Бога и человека.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Андрей Александрович Кожанов
В статье рассматриваются проблемы экспертной оценки научного знания с точки зрения двух основных научно-исследовательских программ в социологии и философии науки - с точки зрения социологии науки Р. Мертона и социально-конструктивистской парадигмы социологии научного знания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Андрей Александрович Кожанов
Избранная аннотированная библиография по теме "Социология науки" отражает основные публикации в области социологии науки и научного знания на русском и английском языках и содержит сопроводительные аннотации к каждому из библиографических источников.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-09-2004
Татьяна Августовна Пичугина
В учебном курсе «Организация и проведение социологических исследований» рассматриваются и изучаются следующие темы:
Этапы и процедуры социологического исследования.
Основное назначение программы социологического исследования.
Виды социологического исследования.
Виды инструментария.
Этапы подготовки исполнителей полевых работ.
Типичные ошибки, трудности, проблемы организации прикладного социологического исследования и т.д.

Объем курса - 64 часа

К содержанию курса «Организация и проведение социологических исследований» прилагается: список экзаменационных вопросов, список рекомендованной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 03-09-2004
Наталья Анатольевна Шматко, Юрий Львович Качанов Социологические исследования. 1996.  № 12. С. 90-105. 
Опираясь на концепцию «конструктивистского структурализма» П. Бурдье, авторы статьи делают попытку оспорить реальность существования социальной группы – оформленной общности людей, выступающей в качестве субъекта социальных практик и отличающейся присущими ей коллективными характеристиками. Социальная группа, по их мнению, представляет собой аналитический конструкт, тогда как в действительности существуют только практические группы, то есть исторически определенные коллективы акторов, мобилизованные для совместных действий (от политической институции до семьи) в конкретном пространстве социальных различий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-09-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2001.  № 9. С. 14—18. 
Среди современных социологических конструктов «топология» занимает особенное место потому, что сфера ее применения обусловлена не той или иной проблемой или темой, но фундаментальными уровнями конституирования. Первый уровень — это множество локальных социальных порядков, второй — это пространственное представление социального мира. Новое понимание социального порядка в топологическом подходе создает возможность и одновременно требует его сравнения с классическим, традиционным подходом. Как бы ни истолковывать топологию и топос, они не совместимы с созданием всеобъемлющих спекулятивных схем. Топология отражает то, что близко каждому агенту, а именно: трансформации практик и их объективных и субъективных условий, производство событий социального мира и т. д. В этом ее познавательный потенциал.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-08-2004
Никита Николаевич Моисеев Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 77-87. 
В статье рассматривается история формирования классического рационализма с его принципом редукционизма и признанием существования объективной истины. Современную трансформацию классического рационализма автор не склонен рассматривать как признак происходящей в науке революции. Наоборот, он пытается доказать, что современные представления об Универсуме как единой саморазвивающейся системе взаимосвязанных элементов основываются на фундаменте классического рационализма.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-08-2004
Владимир Рубенович Евстигнеев Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 131-141. 
Автор рассматривает судьбу марксизма, ставшего жертвой мифологизации, в ходе которой исторический метод был гиперболически развернут в качестве всеобщей идеологии всемирной истории. Отмечаются достоинства теории Маркса, ее этика, вписанная в контекст христианского миросозерцания. Выделяется такая черта марксизма, как отношение к социальному бытию как к имеющему смысл, выходящий за рамки эмпирического существования, обладающему трансцендентной целью. Отсюда – увлечение им классиками русской религиозной философии. Ставится вопрос о будущем марксизма в качестве одного из путей цивилизационного развития, как теории, наиболее последовательно развивающей концепцию трудовой теории стоимости. Приводятся рассуждения таких западных аналитиков, как П.Сраффа и Дж. Итон, об особенностях марксистской концепции, подчеркивается важность разрыва с выросшими на ее почве мифологемами в той или иной степени целенаправленно культивируемого массового сознания.
ресурс содержит прикрепленный файл