Всего публикаций в данном разделе: 552
Социолог под вопросом [статья]
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Pierre BourdieuПерев.: Галина Анатольевна Чередниченко (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2003. № 8. С. 104-113.
Статья представляет собой текст интервью известного французского социолога П.
Бурдье (1930-2002), которое провел П. Туйе: Le socjologue en question. L’entretien
avec P. Thuillier // La recherche. 1980. Nr 112. P. 738-753 (лучше, пожалуй, переводить
название как «Опрашиваемый социолог»). Приведены ответы П. Бурдье на вопросы,
подобные тем, какие задавались ему в ходе дискуссий в университетах и высших школах
Франции: о языке социологии и специфике социологического способа рассуждения, о взаимовлияниях
между социологией и социальной философией, о характере действия социальных законов
и т.д. В ответах Бурдье, в частности, отметил следующее: Трудности передачи сути
социологического исследования гораздо в меньшей мере обязаны лингвистическим и терминологическим
трудностям, чем полагают. Социальные законы – это не фатальная предопределенность
(типа «железного закона олигархии» Михельса), а скорее тенденции общественного
развития. Хотя социология отошла от рассмотрения поставленных в социальной философии
вопросов о смысле истории, о прогрессе и упадке, о роли личности в истории и т. д.,
социологи по-прежнему сталкиваются с ними в своей профессиональной работе. Был задан
вопрос, почему Бурдье определяет социальный класс не по экономическим и политическим
критериям, но шире – по объему и структуре экономического, социального, культурного
и символического капитала. Французский социолог заметил при ответе на него, что предложенная
им теория более сложна, но представляется более гибкой и эмпирически более обоснованной,
чем классические теории социальных классов и социальной стратификации.


Опубликовано на портале: 15-10-2004
Роман Николаевич Абрамов
Избранная аннотированная библиография по направлению "социология профессий"
включает описание более 40 русскоязычных и англоязычных работ по данному направлению
социологического знания, а также по ряду смежных дисциплин. Особый акцент при составлении
библиографии делался на работы, не получившие достаточного отражения в российском
социологическом дискурсе. В библиографии приводится описание статей и книг следующих
авторов: М.Вебер, А.Вебер, Д.Белл, П.Бурдье, Г.Беккер, Т.Веблен, Ч.Р.Миллс, Дж.Гелбрейт,
Т.Парсонс, Г.Браверман, П.Уилсон, А.Карр-Саундерс, Р.Коллинз, Е.Фрейдсон, У.Гуд,
Е.Гринвуд, а также Г.С.Батыгин, В.И.Ильин, О.В.Крыштановская, В.В.Радаев, П.В.Романов,
А.Ю.Согомонов и другие. Уникальность библиографии заключается в отсутствии аналогичных
ресурсов на русском языке.


Опубликовано на портале: 08-10-2004
В. П. Шутов, А. А. Кушнарев
Директор школы.
2002.
№ 3.
С. 50-54.
Автор знакомит читателей с опытом создания в школе научного общества, ведь для динамически
развивающегося учебного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги
и учатся одаренные дети, научная работа является хорошим подспорьем для дальнейшего
развития.


Философия истории
[учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Николай Розов
Обязательный курс по специализации «Социальная философия». Лекционный курс
«Философия истории» предназначен для ознакомления слушателей с важнейшими
идеями и направлениями философии истории и теоретической истории в западной, отечественной
традиции и современной мысли. В основном выдерживается принцип «что могут прочитать
сами слушатели, не следует пересказывать на лекциях».
Лекции посвящаются большей частью обобщениям, наиболее сложным и тонким вопросам, а также изложению материала, не доступного слушателям (непереведенные современные исследования).
Чтение классических текстов организуется в форме подготовки письменных и устных докладов по реконструкции историософских учений с помощью определенной методики.
Семинарские занятия посвящаются заслушиванию и обсуждению этих докладов.
Лекции посвящаются большей частью обобщениям, наиболее сложным и тонким вопросам, а также изложению материала, не доступного слушателям (непереведенные современные исследования).
Чтение классических текстов организуется в форме подготовки письменных и устных докладов по реконструкции историософских учений с помощью определенной методики.
Семинарские занятия посвящаются заслушиванию и обсуждению этих докладов.
Объем курса - 68 часов.
К содержанию курса «Философия истории» прилагаются: отдельными списками -рекомендованная литература, план семинарских занятий на осенний семестр, экзаменационные вопросы по курсу «Философия истории».Дана методика анализа текстов.



Опубликовано на портале: 06-10-2004
В. Алтухов
Общественные науки и современность.
1992.
№ 5.
С. 59-72.
Автор статьи находит во всех предыдущих публикациях по заявленной теме (см. ОНС, 1992, №3,4) один сомнительный, на его взгляд, момент. Речь идет о тенденции к игнорированию объективных закономерностей истории. Сам он видит в этом лишь выражение кризиса, который переживает современное общество. Для становления неклассического обществознания автор считает перспективным путем разработку категорий социального пространства и времени. На этой основе классические факторы и детерминанты исторического процесса обретают неклассический статус структур с постоянно колеблющейся основой, с запечатленными в ней законами и метазаконами изменений.


Опубликовано на портале: 04-10-2004
Е. Седов
Общественные науки и современность.
1992.
№ 4.
С. 84-86.
Автор возражает А Назаретяну, высказавшему (см. ОНС, 1991, №6) опасение по поводу будущей «субъективации» искусственного интеллекта и его возможного противостояния человеку. Сам он считает конфликт с коварной и честолюбивой машиной менее вероятным и актуальным, чем конфликт в виде ядерной войны.


Опубликовано на портале: 04-10-2004
Валентина Гавриловна Федотова
Общественные науки и современность.
1992.
№ 4.
С. 45-54.
В статье рассматриваются эволюционные тенденции в социальном познании. Автор рассматривает их в двух важнейших аспектах: парадигмальном и эпистемологическом. Особо подчеркивается, что ограниченность классической научной методологии, даже будучи осознанной, нередко воспроизводится в превращенных формах. В частности такое превращение можно наблюдать на примере отечественной социальной науки. Например, тотальное приятие марксизма (образец классической методологии XIX века) сменяется тотальным же неприятием.


Опубликовано на портале: 04-10-2004
Игорь Николаевич Ионов
Общественные науки и современность.
2004.
№ 5.
С. 141-156.
В статье дается интерпретация идеи В.Степина о том, что элементы неклассического и постнеклассического знания появляются первоначально в социально-гуманитарных дисциплинах и рассматривается роль исторического знания и особенно теории цивилизаций в становлении неклассического подхода к изучению прошлого. Рассматриваются общетеоретические истоки неклассической рациональности, начиная с Аристотеля и Геродота, политический контекст взаимодействия классического и неклассического подхода к истории (взаимодействие центра и противоцентра модернизации как основа противостояния идеалов цивилизации и культуры, линейно-стадиальной и локальной теории цивилизаций), реальные возможности и мера осуществимости взаимодействия классического и неклассического знания в исторической науке XVIII–ХХ вв. Ставятся проблемы соотношения циркулярных и инверсионных форм взаимодействия элементов взаимодополнительных конструкций в историческом познании, роли идеала диалога при переходе к циркулярным взаимодействиям и недостаточности воплощения этого идеала даже у его сторонников и апологетов, таких как В.С.Библер. Приводится широкий материал по истории теории цивилизаций, специальное внимание уделено последним работам по теории цивилизаций и историографии ХХ в. Б.Ерасова и Б.Могильницкого.


Опубликовано на портале: 04-10-2004
Валентина Гавриловна Федотова
Общественные науки и современность.
2004.
№ 5.
С. 75-82.
Продолжение дискуссии о роли диалога в современной науке и обществе. Автор обращается к материалам последнего Всемирного философского конгресса (Стамбул, 2003), чтобы обнажить методологические проблемы интерпретации диалога и оценить наиболее известные подходы к их разрешению. В первую очередь речь идет о проблемах, которые возникают в связи с формированием неклассического типа рациональности. Второй комплекс проблем порожден тем, что в современном обществе от диалога подчас ожидают невозможного, например, разрешения конфликта между рациональным и нерациональным партнером или, по крайней мере, между носителями разной культуры, разного рационального самосознания.


Мечты гуманитария, или Индикатор зрелости общества? (О социальном заказе на общественные науки) [статья]
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Николай Алексеевич Косолапов
Общественные науки и современность.
2004.
№ 5.
С. 32-42.
Автор задается вопросом о том, насколько обществом востребованы общественные науки, сводится ли понятие «социальный заказ на науку» к его утилитарным формам? В чем специфика фундаментальных общественных наук и что надо делать, чтобы общество осознало их важность, чтобы предъявило спрос на них и оплатило его? Подчеркивается роль общественных наук в жизни социума, в частности то, что они – важный компонент самосознания общества. Отмечается однобокость как идеологического, так и практического заказа на обществоведческие исследования, по сути, не затрагивающего фундаментальных проблем и даже часто мешающего их разработке. Делается вывод, что без опоры на фундаментальные общественные науки не достичь подлинной самостоятельности национальной науки, не быть интеллектуальному суверенитету страны.


Опубликовано на портале: 01-10-2004
Сергей Всеволодович Кортов, Сергей Владимирович Устелемов, Всеволод Семенович Кортов
Университетское управление.
2001.
№ 3(18).
В статье рассматриваются следующие вопросы:
1. Предпосылки создания учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК)
в УГТУ - УПИ.
2. Стратегические цели и задачи инновационной деятельности УНИК.
3. Инновационные продукты УНИК УГТУ - УПИ.
4. Участники инновационной деятельности УНИК УГТУ-УПИ.
5. Управление инновационной деятельностью УНИК.
6. Финансирование инновационной деятельности УНИК.
7. Подготовка кадров для инновационной деятельности УНИК.



Опубликовано на портале: 23-09-2004
Владимир Павлович Култыгин
Социологические исследования.
2003.
№ 2.
С. 8-16.
Переданы впечатления участника работы XV Всемирного социологического конгресса
в Брисбене (Австралия). Немало докладов было посвящено теме
глобализации современного мира, проблемам социальных неравенств и эксклюзий.
Особо рассматривалась проблема социальных трансформаций в странах Восточной Европы
и Третьего Мира, «стремящихся применять западные модели модернизации»,
и в этом русле обсуждалась представленная П. Штомпкой теория «социокультурной
травмы». Более благоплучные страны интересовала проблематика гендерных исследований,
прав сексуальных меньшинств, этнических конфликтов. В методологических выступлениях
была поднята тема
преемственности классической и современной социологии и развития институционального
направления социологической теории, и здесь особо активно проявли себя социологи
из Бразилии. Излагаются и обсуждаются выступления Х.М.
Домигеша, Н. Музелиса и А. Турена о традициях классической социологии и новых
явлениях в развитии социологической теории. Н. Смелсер посвятил выступление
вопросам
преемственности в контексте глобализации. По количеству участников Россия заняла
седьмое место среди почти 90 стран. Российские социологи, к сожалению, почти не были
востребованы как координаторы сессий и были слабо представлены в структурах Международной
Социологической Ассоциации.


Опубликовано на портале: 09-09-2004
С.А. Гомаюнов
Общественные науки и современность.
1994.
№ 2.
С. 99-106.
Автор рассматривает переход к нелинейному (синергетическому) стилю мышлению как форму
становления новой научной парадигмы и исследует ее влияние на историческую науку.
Рассматриваются проблемы соотношения синергетики познаваемых систем и синергетики
познающих систем, системности и саморазвития, бифуркационных и эволюционных периодов.
Анализируются подходы к теме или некоторым близким проблемам, предложенные Ю.Лотманом,
М.Петровым, Н.Моисеевым, М.Сиверцевым и др. Синергетика представляется автору путем
от объяснения мира к личному преображению, т.е. от научного учения к православной
синергии Бога и человека.


Опубликовано на портале: 08-09-2004
Андрей Александрович Кожанов
В статье рассматриваются проблемы экспертной оценки научного знания с точки зрения
двух основных научно-исследовательских программ в социологии и философии науки - с
точки зрения социологии науки Р. Мертона и социально-конструктивистской парадигмы
социологии научного знания.


Опубликовано на портале: 08-09-2004
Андрей Александрович Кожанов
Избранная аннотированная библиография по теме "Социология науки" отражает основные
публикации в области социологии науки и научного знания на русском и английском языках
и содержит сопроводительные аннотации к каждому из библиографических источников.


Организация и проведение социологических исследований [учебная программа]
Опубликовано на портале: 06-09-2004
Татьяна Августовна Пичугина
В учебном курсе «Организация и проведение социологических исследований»
рассматриваются и изучаются следующие темы:
Этапы и процедуры социологического исследования.
Основное назначение программы социологического исследования.
Виды социологического исследования.
Виды инструментария.
Этапы подготовки исполнителей полевых работ.
Типичные ошибки, трудности, проблемы организации прикладного социологического исследования и т.д.
Этапы и процедуры социологического исследования.
Основное назначение программы социологического исследования.
Виды социологического исследования.
Виды инструментария.
Этапы подготовки исполнителей полевых работ.
Типичные ошибки, трудности, проблемы организации прикладного социологического исследования и т.д.
Объем курса - 64 часа
К содержанию курса «Организация и проведение социологических исследований» прилагается: список экзаменационных вопросов, список рекомендованной литературы.



Опубликовано на портале: 03-09-2004
Наталья Анатольевна Шматко, Юрий Львович Качанов
Социологические исследования.
1996.
№ 12.
С. 90-105.
Опираясь на концепцию «конструктивистского структурализма» П. Бурдье, авторы
статьи делают попытку оспорить реальность существования социальной группы –
оформленной общности людей, выступающей в качестве субъекта социальных практик и
отличающейся присущими ей коллективными характеристиками. Социальная группа, по их
мнению, представляет собой аналитический конструкт, тогда как в действительности
существуют только практические группы, то есть исторически определенные коллективы
акторов, мобилизованные для совместных действий (от политической институции до семьи)
в конкретном пространстве социальных различий.


Опубликовано на портале: 02-09-2004
Наталья Анатольевна Шматко
Социологические исследования.
2001.
№ 9.
С. 14—18.
Среди современных социологических конструктов «топология» занимает особенное
место потому, что сфера ее применения обусловлена не той или иной проблемой или темой,
но фундаментальными уровнями конституирования. Первый уровень — это множество
локальных социальных порядков, второй — это пространственное представление
социального мира. Новое понимание социального порядка в топологическом подходе
создает возможность и одновременно требует его сравнения с классическим, традиционным
подходом. Как бы ни истолковывать топологию и топос, они не совместимы с созданием
всеобъемлющих спекулятивных схем. Топология отражает то, что близко каждому агенту,
а именно: трансформации практик и их объективных и субъективных условий, производство
событий социального мира и т. д. В этом ее познавательный потенциал.



Опубликовано на портале: 30-08-2004
Никита Николаевич Моисеев
Общественные науки и современность.
1994.
№ 3.
С. 77-87.
В статье рассматривается история формирования классического рационализма с его принципом
редукционизма и признанием существования объективной истины. Современную трансформацию
классического рационализма автор не склонен рассматривать как признак происходящей
в науке революции. Наоборот, он пытается доказать, что современные представления
об Универсуме как единой саморазвивающейся системе взаимосвязанных элементов основываются
на фундаменте классического рационализма.


Опубликовано на портале: 30-08-2004
Владимир Рубенович Евстигнеев
Общественные науки и современность.
1994.
№ 3.
С. 131-141.
Автор рассматривает судьбу марксизма, ставшего жертвой мифологизации, в ходе которой исторический метод был гиперболически развернут в качестве всеобщей идеологии всемирной истории. Отмечаются достоинства теории Маркса, ее этика, вписанная в контекст христианского миросозерцания. Выделяется такая черта марксизма, как отношение к социальному бытию как к имеющему смысл, выходящий за рамки эмпирического существования, обладающему трансцендентной целью. Отсюда – увлечение им классиками русской религиозной философии. Ставится вопрос о будущем марксизма в качестве одного из путей цивилизационного развития, как теории, наиболее последовательно развивающей концепцию трудовой теории стоимости. Приводятся рассуждения таких западных аналитиков, как П.Сраффа и Дж. Итон, об особенностях марксистской концепции, подчеркивается важность разрыва с выросшими на ее почве мифологемами в той или иной степени целенаправленно культивируемого массового сознания.

