Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 552

Опубликовано на портале: 30-08-2004
А. Левицкий Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 98-103. 
Автор делает попытку определить место астрологии в системе человеческого знания, исходя из того, что человек есть структурное подобие космоса – микрокосм. Поясняется, что значит на языке астрологии “внимать голосу звезд”, каковы в астрологии представления о причинно-следственных отношениях, о проблемах вероятности событий и т.п. Делается попытка объяснения подходов астрологии к проблемам бытия “по аналогии” с принципами квантовой механики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-08-2004
В.И. Аршинов, В. Буданов, А. Суханов Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 113-117. 
Авторы считают, что кризис современной системы образования в немалой степени обусловлен ориентацией на жесткое разграничение гуманитарных и естественных дисциплин, вызванной недальновидными прагматическими установками. Авторы представляют синергетическую концепцию естественнонаучного образования гуманитариев, разработанную в Российском научном центре физического образования, как прообраз нового синтеза двух культур (естественнонаучной и гуманитарной).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-08-2004
Константин Александрович Зуев Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 118-127. 
Автор характеризует основные моменты попперовской теории познания (критический рационализм, принцип фальсификации), взгляды философа на соотношения естественных и социальных наук, его критику историцизма (ориентации социального знания на предсказание), ориентацию на социальную инженерию. Подчеркивается различение Поппером научных законов и "общих интерпретаций" как специфической формы исторического знания. Прослеживаются стратегии его отношения к смыслу истории и возможности придать ей смысл.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-08-2004
Даниил Александрович Александров
Лекционный курс «Социология знания и организация науки» вводит основные понятия социологии знания, рассматривает проблемы производства и воспроизводства знания, способы функционирования научных сообществ.
Курс рассматривает основные концепции и подходы в социологии знания и социологии науки.
Основной упор сделан на изучении научной повседневности. Примеры из истории науки (в частности, истории социологии) освещают социальные условия производства знания.

Задача курса в том, чтобы выработать у слушателей рефлексивную установку исследователей, научив критически применять социологические подходы к науке и научному знанию, в том числе и в первую очередь, к социологии.

К содержанию курса «Социология знания и организация науки» прилагается: список тем к семинарам, список обязательной литературы к семинарам, обширный список список общей литературы по всему курсу.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 26-08-2004
Вадим Викторович Волков
В программе курса «Социологическое воображение» рассматриваются темы:
обыденное знание и социологическое знание, чем отличается социолог от обывателя, техники и инструменты объективации социальной жизни, теория рационального выбора и сведение социального действия к экономическому, теория групп и проблема коллективного действия,
даются понятия:
о социологическом воображении и его реализации в практике социологии,
социального факта и института,
а также о повседневных наблюдениях жизненных ситуаций, о социальных заказах и выборе объекта исследования и другие.

К содержанию курса «Социологическое воображение» прилагается список рекомендованной литературы.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 20-08-2004
Геннадий Семенович Батыгин Ведомости Тюменского государственного нефтегазового университета. 2001. 
Данная статья представляет собой аналитический обзор исследований "эффекта Матфея" в науке, выполненных Робертом Мертоном и его последователями - Харриет Заккерман, Уорреном Хэгстромом, братьями Коул и др. "Эффект Матфея" заключается, с одной стороны, в том, что известные ученые получают огромное признание за свои следующие исследования, которые не всегда могут считаться значимыми, тогда неизвестные специалисты за аналогичные результаты получают гораздо меньшее признание. С другой стороны, "эффект Матфея" проявляется в том, что произведение, получившее признание, получает вместе с ним вторую жизнь и читается как признанное произведение, превращаясь в «прецедентный текст» — текст, воспринимающийся не с точки зрения его содержания, а с точки зрения его конституированного «значения». Автор проясняет для российского читателя влияние этого эффекта на функционирование института науки.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-08-2004
М.В. Сапронов Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 158-172. 
В статье сделана попытка представить теорию синергетики как новую системную парадигму социально-исторического знания, способствующую превращению исторической науки из описательной в теоретическую. Анализируется соотношение синергетической парадигмы как мировоззрения и синергетического подхода как научного метода. Автор стремится использовать системные идеи «Тектологии» А.Богданова и синергетические представления, в частности закон иерархических компенсаций Е.Седова, для построения централистических и скелетных моделей культурных и социальных систем, нелинейных моделей исторического развития и моделирования взаимосвязи предметных областей исторического знания. Цель автора – дать интерпретацию этих моделей в свете современных проблем исторической науки и новых отраслей обществоведческого знания, таких как история ментальностей, антропологический подход, социоестественная история.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-08-2004
Александр Дмитриевич Некипелов Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 5-11. 
В своем интервью вице-президент РАН А. Некипелов рассказывает о намеченной реструктуризации РАН, укрупнении ее отделений, соответствующем изменении их функций, функций вице-президентов и академиков-секретарей. Были затронуты темы научной преемственности РАН и АН СССР, в частности в отношении работ над такими крупными проектами, какими были Комплексные программы научно-технического прогресса; сотрудничества экономических подразделений РАН с правительственными структурами; научных связей с учеными стран СНГ и стран Центральной и Восточной Европы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Алла Анатольевна Денисова
Москва: Информация XXI век, 2002, 256 с.
В последние годы в России активизируются усилия гражданского общества, направленные на установление равенства прав и возможностей женщин и мужчин, и обсуждение международных обязательств нашей страны в области соблюдения прав человека, и в частности прав женщин, приобретает публичный характер.
В связи с этим, а также в результате институционализации отечественных гендерных исследований и первых шагов гендерного просвещения в общественное сознание входят многочисленные гендерные понятия, а язык женского движения и средств массовой информации осваивает соответствующие термины, с частью которых русскоязычная аудитория сталкивается практически впервые. Словарь гендерных терминов, по типу энциклопедический, является первым объемным (378 словарных статей) лексикографическим изданием, представляющим русскоязычные гендерные термины, а также их англоязычные варианты.
Под гендерными терминами понимаются слова и словосочетания профессиональной речи, обозначающие специальные понятия гендерных исследований, интегрирующих научные знания из области философии, социологии, политологии, культурологии, психологии и лингвистики, литературоведения, истории, частично сексологии. В издание вошли словарные статьи 49 исследователей из России и стран ближнего зарубежья. Он предназначен для ученых, преподавателей и студентов, журналистов, представителей власти и управления, участников общественных движений, а также в целом для гендерного просвещения российского общества с целью формирования принятых в мире современных представлений о равенстве женщин и мужчин. Авторы словарных статей - 49 исследователей из России и из-за рубежа - предоставляли в словарь статьи, составленные в соответствии с условиями по их содержанию и оформлению, изложенными в редакторской методической записке.
В иных случаях авторами предлагались тексты опубликованных ранее исследовательских статей, методических и учебных пособий, иногда неопубликованных лекций, откуда редактором производилась выборка сведений, необходимых для описания терминов, и на их основе создавались словарные статьи, окончательный вариант которых согласовывался с авторами.
Таким образом, большинство статей словаря - авторские. Словарные статьи без указания авторства - это реферативные статьи, составленные редактором на основе лексикографических и других источников.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Социология науки [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Эдуард Михайлович Мирский
5 курс
В учебной программе «Социология науки» рассматриваются следующие вопросы:
Развитие теоретических представлений в социологии знания
Выделение проблем социологии познания и знания из сферы философского исследования
Формирование собственной понятийной базы и методологии.
Социальные характеристики научной профессии
Типы коммуникаций в ходе исследовательского взаимодействия и др.
«Наука превращается в один из важнейших институтов современного общества, а ее социально-экономические характеристики, место среди других социальных институтов и формы связи с ними настоятельно требуют изучения и определения».

К содержанию программы курса прилагаются: список рекомендованной литературы, вопросы по содержанию курса.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Независимость: за и против [учебная программа]
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Ирина Андреевна Тупицына
на широкую аудиторию, как на студентов, так и на аспирантов и преподавателей
Спецкурс - Тренинг «Независимость: за и против» предназначен для женщин, независимо от возраста, социального статуса, образования и других социальных характеристик. Конечно же, программа тренинга не исключает и участия мужчин, поскольку основные проблемы личной независимости схожи как для мужчин, так и для женщин.
Тренинг предполагает участие от 15 до 25 человек.

Цели тренинга:
Обучить стратегиям независимого поведения и личной ответственности.
Способствовать повышению уверенности в себе, принятию себя и других людей.
Способствовать разрешению традиционного ролевого конфликта, противоречия возникающего между двумя сферами жизни женщины: дом (семья) - работа (карьера).

Объем курса - 24 часа.

К содержанию спецкурса - тренинга прилагаются: список тем, краткий список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 09-08-2004
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
Содержание работы «Сетевое сообщество социологов: основные характеристики участников и формы взаимодействия» посвящено изучению - исследованию научного сетевого сообщества. В настоящее время новые информационные технологии могут выступать: как объект изучения социальных наук и в том числе социологии; как источник получения информации по социальным наукам; как профессиональный инструмент исследователя; как технология презентации актуального социологического знания. В последние годы в России ИКТ начинают выступать группообразующим фактором социально-профессиональных сообществ, в том числе и сообщества социологов. Проблема сетевых сообществ недостаточно исследована в России, абсолютное большинство работ посвящено проблемам виртуальной реальности, психологии виртуального общения и Интернет-зависимости.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-08-2004
Татьяна Федоровна Шубина Права женщин в России: законодательство и практика. 2002. 
Изучая природу человеческого общества, исследователи сосредоточивали свое внимание на мужских проблемах, таких, как работа, война, преступность, причем сделанные выводы в равной степени применяли к обоим полам. Представления о том, что экономика определяет форму социальных отношений, а политика выражает интересы класса, не учитывали существование двух полов, имеющих разные социальные пространства. В течение многих веков в политическом, экономическом, социальном и культурном пространствах главенствовал мужчина, а деятельность женщин по освоению пространства была ограничена семейно-бытовой сферой. В настоящее время, сопровождающееся социальной поляризацией, изучение социальных аспектов пола открывает большие возможности для исследования общества как организованной модели социальных отношений между женщиной и мужчиной на уровне социальных групп и общностей. С этой целью был проведен социологический опрос по репрезентативной для населения Архангельской области выборке - 1000 человек.Полученные материалы позволяют охарактеризовать современные идентификационные процессы по нескольким направлениям: региональная и локальная самоидентификации, включающие представления о "малой Родине"; национальный (русский) характер на уровне стереотипов; политические суждения и оценки относительно современного состояния территории области, состояния прав человека и, особенно, женщин.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-08-2004
Альбина Анатольевна Широбокова Права женщин в России: законодательство и практика. 2004. 
Разработанная на IV Международном Форуме «Женщины за выживание планеты» Программа гендерного развития содержит мероприятия социально-экономического и гражданского развития территорий. Программа реализует также установки Целей тысячелетия, разработанные на Саммите тысячелетия (сентябрь 2001 г., Нью-Йорк) и ориентированные на изменение роли женщин в обществе. В данной статье автором проанализированы все аспекты вышеуказанной программы. Общественный прогресс и успешное развитие страны и ее территорий во многом зависят от того, насколько включены женщины в общественно-политические процессы, насколько учтены государством и обществом их интересы и потребности, созданы условия для развития их личности и укрепления статуса. Эту задачу реализует гендерный подход к деятельности органов законодательной и исполнительной власти, организаций и учреждений, общественной и семейной жизни. По определению ООН (из доклада Социального и экономического совета за 1997 год), понятие «гендерный подход» это &3#171-процесс оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе законодательства, стратегий и программ на всех уровнях».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-08-2004
Елена Викторовна Кулагина Права женщин в России: законодательство и практика. 2003. 
В статье рассматриваются вопросы дискриминация по признаку пола, проявляющиеся в недооценке женского труда по уходу за детьми-инвалидами. (На анализе примеров семей с детьми-инвалидами). Проблемы социального обеспечения, сложности совмещения занятости и ухода за детьми, неразрешимые потребности детей-инвалидов в получении посторонней помощи при лечении, а также в процессах воспитания, образования и реабилитации приводят к тому, что ответственность за детей с ограниченными возможностями ложится на женщин. Хотя социальное законодательство предполагает равное участие отцов и матерей в уходе за детьми-инвалидами, нет механизмов и программ для обеспечения такого равенства. Актуальность данной тематики предопределяется, тем, что публикаций об исследовании положения семей с детьми-инвалидами весьма немногочисленны в отечественной литературе, а гендерная тематика в данной области представлена единичными примерами.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-08-2004
Виктор Федорович Шаповалов Общественные науки и современность. 1994.  № 1. С. 85-92. 
Автор определяет гуманитарное знание как науку о познании и сохранении традиции. Гуманитарное образование предполагает, кроме того, выработку исторического чувства и чувства такта. Подобная предпосылка непосредственно влечет за собой отрицательное отношение к противопоставлению гуманитарного знания социальному. Она же способствует актуализации проблемы обоснования всеобщности знания, получаемого посредством специфических гуманитарных методов. Гуманитаризация не только социального, но и естественнонаучного знания рассматривается как тенденция, противостоящая дегуманизации современного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-08-2004
В.И. Аршинов, Я. Свирский Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 59-70. 
Авторы обращаются к процессу формирования синергетики как к источнику роста новых образов и представлений в науке. В частности, они констатируют, что синергетические процессы, происходящие в естествознании, то есть вхождение естествознания в диалого-когнитивный контекст идей самоорганизации и фрактальных геометрий, оказывается одновременно и фактором формирования нового способа мышления в обществознании. Примером такого новшества выступает эволюционная эпистемология или синергетика познания, которая выступает основой для воссоздания многомерного образа человека в единстве внешних и внутренних аспектов его бытия и становления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-08-2004
Е. Черткова Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 71-81. 
Автор описывает кризис утопии, в результате которого это понятие используется в уничижительном смысле, как форма противопоставления "сознательного" порядка "спонтанному". Это деление дополняется различением "утопии-идеала" и "утопии-проекта", базирующемся на убежденности во всесилии человек и чрезвычайной пластичности мира. Утопия отбрасывает прошлое, ей чужда историческая память. В то же время идеальное общество выпадает из времени, так как останавливает ход истории. Разновидностью утопизма является и логоцентрический сциентизм, стремление обустроить жизнь на основе научных знаний. Но у утопического сознания есть и продуктивная сторона – проблематизация настоящего, артикуляция социальных альтернатив. Поэтому у утопии есть будущее, особенно в условиях социальных конфликтов и кризисов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-08-2004
Л. Василенко Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 152-163. 
Традиционно наука и религия противопоставляются друг другу, как несовместимые – чем больше объем знания, тем меньше места для религиозных представлений. В современный период между этими позициями возникает потребность конструктивном диалоге и мирном сосуществовании. Если это произойдет, мы получим наглядное свидетельство большей духовной зрелости общества. Однако на пути к такому состоянию существует немало проблем, в том числе – попытка использовать религию как государственническую идеологию. Следствием чего может стать духовная несвобода, одинаково губительная и для научных исследований, и для исповедания веры, поскольку насаждение ее неизбежно вызовет к жизни социальные силы, отрицающие само право религии на существование, наподобие того, как этот было в советскую эпоху.
ресурс содержит прикрепленный файл

Социокультурные системы [учебная программа]
Опубликовано на портале: 02-08-2004
И. И. Силятицкая
для студентов социологического факультета)
Учебный курс «Социокультурные системы» рассчитан на 30 часов.

В данной программе автор знакомит с двумя крупнейшими социокультурными системами - социумом и культурой.
Изучается принцип системности и общенаучные функции системного подхода, а также методологические возможности и возможные ограничения применения системного подхода в разных науках.
Рассматриваются: культурно-аналитический подход к выделению социального: проблематизация существования социальной объективности, исследование смыслового конструирования социальной реальности.
феноменологическая линия в социологии: особенности подхода к выделению социального. Положительные методологические возможности и ограничения феноменологического подхода.

Изучается формирование структурного подхода в лингвистике, возможности применения лингвистического структурализма в методологии гуманитарных наук,
дается понятие социальной стратификации, возможности и особенности стратифицирования общества в зависимости от изначального понятия социального.

К содержанию программы прилагаются:
обширный список литературы, список вопросов для экзаменационных билетов.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию