Общественные науки и современность.
2002.
№ 4.
С. 5-11.
В своем интервью вице-президент РАН А. Некипелов рассказывает о намеченной реструктуризации
РАН, укрупнении ее отделений, соответствующем изменении их функций, функций вице-президентов
и академиков-секретарей. Были затронуты темы научной преемственности РАН и АН СССР,
в частности в отношении работ над такими крупными проектами, какими были Комплексные
программы научно-технического прогресса; сотрудничества экономических подразделений
РАН с правительственными структурами; научных связей с учеными стран СНГ и стран
Центральной и Восточной Европы.
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Алла Анатольевна Денисова
Москва: Информация XXI век, 2002, 256 с.
В последние годы в России активизируются усилия гражданского общества, направленные
на установление равенства прав и возможностей женщин и мужчин, и обсуждение международных
обязательств нашей страны в области соблюдения прав человека, и в частности прав
женщин, приобретает публичный характер.
В связи с этим, а также в результате
институционализации отечественных гендерных исследований и первых шагов гендерного
просвещения в общественное сознание входят многочисленные гендерные понятия, а язык
женского движения и средств массовой информации осваивает соответствующие термины,
с частью которых русскоязычная аудитория сталкивается практически впервые.
Словарь гендерных терминов, по типу энциклопедический, является первым объемным
(378 словарных статей) лексикографическим изданием, представляющим русскоязычные
гендерные термины, а также их англоязычные варианты.
Под гендерными терминами
понимаются слова и словосочетания профессиональной речи, обозначающие специальные
понятия гендерных исследований, интегрирующих научные знания из области философии,
социологии, политологии, культурологии, психологии и лингвистики, литературоведения,
истории, частично сексологии. В издание вошли словарные статьи 49 исследователей
из России и стран ближнего зарубежья. Он предназначен для ученых, преподавателей
и студентов, журналистов, представителей власти и управления, участников общественных
движений, а также в целом для гендерного просвещения российского общества с целью
формирования принятых в мире современных представлений о равенстве женщин и мужчин.
Авторы словарных статей - 49 исследователей из России и из-за рубежа -
предоставляли в словарь статьи, составленные в соответствии с условиями по их содержанию
и оформлению, изложенными в редакторской методической записке.
В иных случаях
авторами предлагались тексты опубликованных ранее исследовательских статей, методических
и учебных пособий, иногда неопубликованных лекций, откуда редактором производилась
выборка сведений, необходимых для описания терминов, и на их основе создавались словарные
статьи, окончательный вариант которых согласовывался с авторами.
Таким образом,
большинство статей словаря - авторские. Словарные статьи без указания авторства -
это реферативные статьи, составленные редактором на основе лексикографических и других
источников.
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Эдуард Михайлович Мирский
5 курс
В учебной программе
«Социология науки» рассматриваются следующие вопросы:
Развитие теоретических представлений в социологии знания
Выделение проблем социологии познания и знания из сферы философского исследования
Формирование собственной понятийной базы и методологии.
Социальные характеристики научной профессии
Типы коммуникаций в ходе исследовательского взаимодействия и др.
«Наука превращается в один из важнейших институтов современного общества,
а ее социально-экономические характеристики, место среди других социальных институтов
и формы связи с ними настоятельно требуют изучения и определения».
К содержанию программы курса прилагаются: список рекомендованной литературы,
вопросы по содержанию курса.
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Ирина Андреевна Тупицына
на широкую аудиторию, как на студентов, так и на аспирантов и преподавателей
Спецкурс - Тренинг «Независимость: за и против» предназначен для женщин,
независимо от возраста, социального статуса, образования и других социальных характеристик.
Конечно же, программа тренинга не исключает и участия мужчин, поскольку основные
проблемы личной независимости схожи как для мужчин, так и для женщин.
Тренинг
предполагает участие от 15 до 25 человек.
Цели тренинга:
Обучить стратегиям независимого поведения и личной ответственности.
Способствовать повышению уверенности в себе, принятию себя и других людей.
Способствовать разрешению традиционного ролевого конфликта, противоречия возникающего
между двумя сферами жизни женщины: дом (семья) - работа (карьера).
Объем курса - 24 часа.
К содержанию спецкурса - тренинга прилагаются: список тем, краткий список литературы.
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
Содержание работы «Сетевое сообщество социологов: основные характеристики
участников и формы взаимодействия» посвящено изучению - исследованию научного
сетевого сообщества.
В настоящее время новые информационные технологии могут выступать:
как объект изучения социальных наук и в том числе социологии;
как источник получения информации по социальным наукам;
как профессиональный инструмент исследователя;
как технология презентации актуального социологического знания.
В последние годы в России ИКТ начинают выступать группообразующим фактором социально-профессиональных
сообществ, в том числе и сообщества социологов.
Проблема сетевых сообществ недостаточно исследована в России, абсолютное большинство
работ посвящено проблемам виртуальной реальности, психологии виртуального общения
и Интернет-зависимости.
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Татьяна Федоровна Шубина
Права женщин в России: законодательство и практика.
2002.
Изучая природу человеческого общества, исследователи сосредоточивали свое внимание
на мужских проблемах, таких, как работа, война, преступность, причем сделанные выводы
в равной степени применяли к обоим полам. Представления о том, что экономика
определяет форму социальных отношений, а политика выражает интересы класса, не учитывали
существование двух полов, имеющих разные социальные пространства. В течение многих
веков в политическом, экономическом, социальном и культурном пространствах главенствовал
мужчина, а деятельность женщин по освоению пространства была ограничена семейно-бытовой
сферой.
В настоящее время, сопровождающееся социальной поляризацией, изучение социальных
аспектов пола открывает большие возможности для исследования общества как организованной
модели социальных отношений между женщиной и мужчиной на уровне социальных групп
и общностей.
С этой целью был проведен социологический опрос по репрезентативной для населения
Архангельской области выборке - 1000 человек.Полученные материалы позволяют охарактеризовать
современные идентификационные процессы по нескольким направлениям: региональная
и локальная самоидентификации, включающие представления о "малой Родине"; национальный
(русский) характер на уровне стереотипов; политические суждения и оценки относительно
современного состояния территории области, состояния прав человека и, особенно, женщин.
Опубликовано на портале: 07-08-2004
Альбина Анатольевна Широбокова
Права женщин в России: законодательство и практика.
2004.
Разработанная на IV Международном Форуме «Женщины за выживание планеты» Программа
гендерного развития содержит мероприятия социально-экономического и гражданского
развития территорий. Программа реализует также установки Целей тысячелетия, разработанные
на Саммите тысячелетия (сентябрь 2001 г., Нью-Йорк) и ориентированные на изменение
роли женщин в обществе.
В данной статье автором проанализированы все аспекты вышеуказанной программы.
Общественный прогресс и успешное развитие страны и ее территорий во многом зависят
от того, насколько включены женщины в общественно-политические процессы, насколько
учтены государством и обществом их интересы и потребности, созданы условия для развития
их личности и укрепления статуса. Эту задачу реализует гендерный подход к деятельности
органов законодательной и исполнительной власти, организаций и учреждений, общественной
и семейной жизни. По определению ООН (из доклада Социального и экономического
совета за 1997 год), понятие «гендерный подход» это &3#171-процесс оценки
любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин,
в том числе законодательства, стратегий и программ на всех уровнях».
Опубликовано на портале: 07-08-2004
Елена Викторовна Кулагина
Права женщин в России: законодательство и практика.
2003.
В статье рассматриваются вопросы дискриминация по признаку пола, проявляющиеся
в недооценке женского труда по уходу за детьми-инвалидами. (На анализе примеров семей
с детьми-инвалидами).
Проблемы социального обеспечения, сложности совмещения занятости и ухода за детьми,
неразрешимые потребности детей-инвалидов в получении посторонней помощи при лечении,
а также в процессах воспитания, образования и реабилитации приводят к тому, что ответственность
за детей с ограниченными возможностями ложится на женщин.
Хотя социальное законодательство предполагает равное участие отцов и матерей в
уходе за детьми-инвалидами, нет механизмов и программ для обеспечения такого равенства.
Актуальность данной тематики предопределяется, тем, что публикаций об исследовании
положения семей с детьми-инвалидами весьма немногочисленны в отечественной литературе,
а гендерная тематика в данной области представлена единичными примерами.
Опубликовано на портале: 07-08-2004
Виктор Федорович Шаповалов
Общественные науки и современность.
1994.
№ 1.
С. 85-92.
Автор определяет гуманитарное знание как науку о познании и сохранении традиции. Гуманитарное образование предполагает, кроме того, выработку исторического чувства и чувства такта. Подобная предпосылка непосредственно влечет за собой отрицательное отношение к противопоставлению гуманитарного знания социальному. Она же способствует актуализации проблемы обоснования всеобщности знания, получаемого посредством специфических гуманитарных методов. Гуманитаризация не только социального, но и естественнонаучного знания рассматривается как тенденция, противостоящая дегуманизации современного общества.
Опубликовано на портале: 04-08-2004
В.И. Аршинов,
Я. Свирский
Общественные науки и современность.
1993.
№ 3.
С. 59-70.
Авторы обращаются к процессу формирования синергетики как к источнику роста новых образов и представлений в науке. В частности, они констатируют, что синергетические процессы, происходящие в естествознании, то есть вхождение естествознания в диалого-когнитивный контекст идей самоорганизации и фрактальных геометрий, оказывается одновременно и фактором формирования нового способа мышления в обществознании. Примером такого новшества выступает эволюционная эпистемология или синергетика познания, которая выступает основой для воссоздания многомерного образа человека в единстве внешних и внутренних аспектов его бытия и становления.
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Е. Черткова
Общественные науки и современность.
1993.
№ 3.
С. 71-81.
Автор описывает кризис утопии, в результате которого это понятие используется в уничижительном смысле, как форма противопоставления "сознательного" порядка "спонтанному". Это деление дополняется различением "утопии-идеала" и "утопии-проекта", базирующемся на убежденности во всесилии человек и чрезвычайной пластичности мира. Утопия отбрасывает прошлое, ей чужда историческая память. В то же время идеальное общество выпадает из времени, так как останавливает ход истории. Разновидностью утопизма является и логоцентрический сциентизм, стремление обустроить жизнь на основе научных знаний. Но у утопического сознания есть и продуктивная сторона – проблематизация настоящего, артикуляция социальных альтернатив. Поэтому у утопии есть будущее, особенно в условиях социальных конфликтов и кризисов.
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Л. Василенко
Общественные науки и современность.
1993.
№ 3.
С. 152-163.
Традиционно наука и религия противопоставляются друг другу, как несовместимые – чем больше объем знания, тем меньше места для религиозных представлений. В современный период между этими позициями возникает потребность конструктивном диалоге и мирном сосуществовании. Если это произойдет, мы получим наглядное свидетельство большей духовной зрелости общества. Однако на пути к такому состоянию существует немало проблем, в том числе – попытка использовать религию как государственническую идеологию. Следствием чего может стать духовная несвобода, одинаково губительная и для научных исследований, и для исповедания веры, поскольку насаждение ее неизбежно вызовет к жизни социальные силы, отрицающие само право религии на существование, наподобие того, как этот было в советскую эпоху.
Опубликовано на портале: 02-08-2004
И. И. Силятицкая
для студентов социологического факультета)
Учебный курс
«Социокультурные системы» рассчитан на 30 часов.
В данной программе автор знакомит с двумя крупнейшими
социокультурными
системами - социумом и культурой.
Изучается принцип системности и общенаучные
функции системного подхода, а также методологические возможности и возможные ограничения
применения системного подхода в разных науках.
Рассматриваются: культурно-аналитический подход к выделению социального: проблематизация
существования социальной объективности, исследование смыслового конструирования социальной
реальности.
феноменологическая линия в социологии: особенности подхода к выделению социального.
Положительные методологические возможности и ограничения феноменологического подхода.
Изучается формирование структурного подхода в лингвистике,
возможности применения лингвистического структурализма в методологии гуманитарных
наук,
дается понятие социальной стратификации, возможности и особенности стратифицирования
общества в зависимости от изначального понятия социального.
К содержанию программы
прилагаются:
обширный список литературы, список вопросов для экзаменационных билетов.