Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 552

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Вера Эдуардовна Семенова
Студенты факультетов психологии и социологии
Объем курса «Гендерные аспекты научной деятельности» - 24 ч.

Цель данного спецкурса:
ознакомить студентов с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории, а также спецификой и сущностью научной деятельности;
осветить вопросы организации, реализации научной деятельности через призму гендерной методологии и теории.

Автор учебной программы раскрывает следующие задачи:
создать условия для освоения основ гендерной теории и методологии;
способствовать возникновению интереса слушателей к гендерной проблематике;
ознакомить с социокультурными детерминантами женских и мужских ролей;
способствовать преодолению традиционных гендерных стереотипов в сознании будущих специалистов;
дать представление о возможности существования вариативных подходов к организации и реализации научной деятельности;
способствовать развенчиванию мифа о науке как о сфере приложения исключительно мужского потенциала;
способствовать повышению престижа науки и научной деятельности в сознании обучающихся;
ознакомить слушателей с истинным вкладом ученых-женщин, вскрыть причины "невидимости" и "незначимости" их заслуг;
активизировать собственный интеллектуальный и творческий потенциал студентов в плане осуществления гендерных исследований.

К содержанию программы прилагаются:
списки литературы для самостоятельного чтения, сформированного для каждой темы отдельно;
вопросы для обсуждения;
списки тем для практических заданий;
список тем для творческих работ.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Лидия Анатольевна Тысько
Студенты 4 и 5 курса дневного и заочного отделений историко-филологического факультета; Преподаватели
Спецкурс «Гендерный аспект методики ученических социологических исследований» рассчитан на 28 часов.
Автором спецкурса рассматриваются, прежде всего, такие понятия как:
  • гендерная асимметрия российского общества,
  • методика ученических социологических исследований (на примере 10 - 11 классов средней школы).
  • исследуются различные темы ученических социологических исследований с учетом гендерных различий
К содержанию программы спецкурса прилагается список рекомендованной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 10-07-2004
Леонид Васильевич Лесков Общественные науки и современность. 1997.  № 1. С. 171-176. 
Автор отмечает в современном обществе всплеск интереса к идее творящего трансцендентального начала (идее “теокосмизма”). В статье условно выделяются несколько направлений в разработке этой идеи средствами современной науки. Во-первых, речь идет о богоискательстве, то есть о попытках поиска “научно открываемого Бога”. Во-вторых, анализируются взгляды ученых, разрабатывающих футурологические сценарии на основе идеи о существовании Бога, принятой в качестве исходного постулата. Третья разновидность теокосмизма представлена сторонниками создания “соборной структуры общества эпохи ноосферы”. Общим для всех перечисленных направлений автор считает то, что формально пытаясь опереться на потенциал науки, теокосмисты фактически отходят от строго научных методов вплоть до отказа от науки вообще.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2004
Юрий И. Семенов Общественные науки и современность. 1997.  № 1. С. 160-166. 
Обзор материалов различных словарей персоналий и аналогичных им справочников по теме «Философия», изданных в России в 1990-х гг., показывает, что ситуация в данной области, как и ранее, выглядит не лучшим образом. С одной стороны, публикация изданий типа «кто есть кто» – факт весьма отрадный, поскольку в советское время подобные книги (особенно в области общественных наук) были крайне редким явлением, а отбор биографий для них отличала крайняя тенденциозность. С другой стороны, современные российские публикации унаследовали указанный недостаток, что подтверждается исключением из их не только русских философов-марксистов, но многих ученых, придерживавшихся материалистических взглядов относительно истории человечества и общественного прогресса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2004
Игорь Николаевич Ионов Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 118-135. 
В статье обсуждаются проблемы современной теории цивилизаций, статус которой становится все более спорным, а ее основания связываются с религиозными представлениями и верой. Они ставятся в контекст кризиса классической науки и становления новой, постнеклассической науки, возрождающей на новом уровне и в новом контексте интерес к большим теоретическим конструкциям как социальным формам ориентации и самоидентификации. Обсуждается проблема преодоления наивного объективизма традиционной истории, роль новых подходов к историческому знанию, таких как феноменологическая герменевтика и феноменологический подход вообще, историческая синергетика. Только проблематизация познавательной ситуации, структурирование процесса исследования и тематизация проблем, встающих на разных его этапах может помешать стиранию границы между моделью и мифом, дискредитации и распаду макроисторического знания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2004
Л.В. Голованов Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 141-149. 
Космическая экология, гелиобиология, биологическая аэроионология, электрогемодинамика и другие важные научные и технически направления – таков перечень достижений выдающегося отечественного ученого. Статья содержит краткий биографический очерк об А.Чижевском, но в основном ее содержание – это рассказ об эволюции научных взглядов ученого, о его наиболее важных идеях. В частности рассказывается о судьбе двух главных идей: об открытии того, что наличие электрических зарядов в воздухе является одним из условий нормального развития высокоорганизованной жизни, а также о том, что динамика исторического процесса в планетарном масштабе характеризуется периодичностью, отражающей цикличность солнечной активности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-07-2004
В.М. Кутырев Общественные науки и современность. 1995.  № 1. С. 138-145. 
Автор рассматривает проблему понимания в трех аспектах: в соотношении с вопросом о природе познания, в плане взаимодействия человека с искусственной реальностью, а также относительно той роли, которую понимание играет в адаптации человека к окружающему миру. Автор считает, что современная эпоха радикально изменяет само понятие человеческой природы. Если раньше специфически человеческим считалось то, что отличает нас от других форм жизни, то теперь – «все, что отличает нас от техники». Соответственно, констатируется потребность в новых критериях гуманизма.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-07-2004
Наталья Михайловна Смирнова Общественные науки и современность. 1995.  № 1. С. 127-137. 
Статья посвящена главным образом творчеству одного из создателей феноменологической методологии социального познания – американского философа австрийского происхождения А.Шютца (1899—1959). Методология Шютца представляет собой типичную разновидность неклассической парадигмы социального знания. В сравнении с классической парадигмой, восходящей к дискурсу Просвещения, она выступает как воплощение интерпретационного разума. Классическая же парадигма уподобляется автором статьи разуму законодательному. Интерпретационный разум по природе своей диалогичен и соответствует реалиям современного нестабильного социума.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-07-2004
К.И. Бахтияров Общественные науки и современность. 1997.  № 3. С. 181-183. 
Письмо в редакцию – отклик на статью А. Назаретяна «Истина как категория мифологического мышления» («ОНС», 1995, №4). Автор письма считает, что проблемы современных интерпретаций истины настоятельно свидетельствуют о необходимости разработки нового подхода, новой концепции, которую определяет как концепцию многомерной истины. На примере исследования парадоксов автор письма показывает, какие трудности испытывает человек, пытаясь осознать логическую многомерность, и вместе с тем – какие творческие возможности раскрывают подобные попытки.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-07-2004
Акоп Погосович Назаретян Общественные науки и современность. 1997.  № 2. С. 91-98. 
В статье анализируются формы применения в гуманитарном знании постнеклассических и в частности синергетических подходов, таких как принцип элевационизма, диалогические концепции самоорганизации, внедрение теоретического подхода к гуманитарному знанию (закон техно-гуманитарного баланса), нелинейные и альтернативные модели развития, сценарный подход к истории, изучение антропогенных кризисов, закон иерархических компенсаций Е.Седова. Ставятся новые цели, такие как переход от упорядочения социального насилия к его устранению, от макрогрупповой к микрогрупповой самоидентификации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-07-2004
Сергей Алексеевич Титов Общественные науки и современность. 1997.  № 2. С. 112-123. 
Автор статьи полагает, что в основе функционирования и развития всех живых систем лежат герменевтические принципы, то есть одной из ключевых проблем в этой области является вопрос о декодировании знаков, которыми субсистемы или элементы обмениваются между собой. Этот подход позволяет рассматривать биологическую и социальную эволюцию как единый процесс, этапы которого определяются в соответствии с тремя так называемыми знаковыми революциями. Первая – приведшая к возникновению знаков как таковых, связана с возникновением жизни. Вторая – не что иное, как происхождение человека, а третья – возникновение морали, то есть рефлективного поликонтекстного взгляда на человеческие поступки (осевое время).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-07-2004
Никита Николаевич Моисеев Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 63-75. 
Статья представляет собой текст доклада, прочитанного на семинаре по изучению цивилизационных кризисов в Российском открытом университете. Автор выступает против идеи противопоставления естественного и гуманитарного знания, считая, что миграция идей и подходов из одной сферы в другую чрезвычайно плодотворной для развития культуры. Особое внимание он обращает на те идеи естествознания, которые в XX веке создали новый ракурс видения Человека в Универсуме. Это в первую очередь идеи эволюционизма, которые под именами теории самоорганизации или синергетики вызывают переосмысление и переоценку многих устоявшихся концепций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-07-2004
В. Шубарт Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 176-184. 
Автор описывает положение России как страны между Европой и Азией, западническое и славянофильское направления в российской общественной мысли, а также социалистов и евразийцев, развивавших подобные же идеи. Он связывает религиозно-философское возрождение с подъемом национализма, а большевизм – с победой азиатчины, символом чего является "переименование Петербурга в честь татарина". Поначалу Запад господствует: "вещный" человек преобладает над "душевным", побеждает культура города. Но впоследствии европейский период сменяется азиатским, как в самой России, так и среди эмигрантов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-06-2004
Ф. Яншина Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 163-173. 
В статье рассматривается возникновение и эволюция понятия ноосферы - от первого употребления этого термина в работах Э.Леруа, написанных под влиянием парижских лекций Вернадского о биосфере. Автор полагает, что сама судьба идеи, сконцентрированной в понятии ноосферы, служит аргументом против трактовки ноосферы как сциентистского аналога социально-политической утопии, то есть очередной модификации мечты человечества о земном рае.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-06-2004
В. Алтухов Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 88-100. 
Автор считает, что в организованной журналом дискуссии по проблемам методологии (см. ОНС, 1992, № 2-6, 1993. № 1) вопросы методологии социального познания выдвинулись на первое место не случайно. Ситуация в общественных науках, освободившихся от идеологического диктата, настоятельно требует методологического осмысления. Автор анализирует и обобщает позиции участников дискуссии, группируя их мнения вокруг четырех основных проблем: соотношение классических и неклассических методов познания; источник и способы разрешения конфликтов между теорией и современной жизнью; справедливость подхода к методологии как не только к орудию познания, но и к средству преобразования жизни; допустимые формы вмешательства теории в жизнь людей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-06-2004
Наталья Михайловна Смирнова Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 78-87. 
Автор анализирует современный кризис глобальной концепции социального знания. На смену глобальному универсализму объяснительной схемы приходит плюралистическая методология, представленная взаимодополнительными методиками с гибкой настройкой на культурную стилистику исследуемого объекта. В числе таких «гибких методик» автор особенно выделяет методы социально-культурной герменевтики и методы социально-гуманитарной экспертизы. Перспективы развития этих методов автор связывает с появлением в нашем обществе слоя предпринимателей, за счет которого расширяется зона ответственного социального поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-06-2004
В. Бакиров Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 68-77. 
Автор исходит из того, что постиндустриальное общество, теряя по мере своего становления сходство с подлежащим рациональному устроению механизмом, будет вырабатывать и новые формы социального познания. В частности такое новое социальное познание будет вынуждено отказаться от технологического инженерного пафоса и отдать предпочтение герменевтическим интенциям. Помимо герменевтики автор обращает внимание на бурное развитие биографического метода, а также на перспективы метода ценностного осмысления природы и характера конкретных деструкций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-06-2004
Т. Киселева Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 173-174. 
Письмо в редакцию с информацией о Международном Раэльском движении, которое характеризуется как новое философско-религиозное учение, базирующееся на идее параллельных цивилизаций и версии инопланетного происхождения жизни. Приводится выдержка из обращения К.Ворилона (основателя движения) к Генеральному секретарю ООН.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-06-2004
С.В. Кричевский Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 149-158. 
Автор рассматривает свою статью как вклад в дискуссию (см. “ОНС”. 1994. №№ 2,4) о перспективах космических исследований в современной России. С его точки зрения, для того, чтобы повысить престиж этой отрасли в глазах общества, необходимо осознать, что с помощью исключительно технических и технократических технологий эта задача неразрешима. Необходимо также широкое применение социальных, гуманитарных технологий. В частности автор указывает на важность философской разработки сценариев развития Вселенной, иерархии целей в исследовании космоса и пр. Кроме того, он считает необходимым активное развитие космического права с акцентом на опережение потенциальных конфликтов между участниками освоения космического пространства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-06-2004
Леонид Васильевич Лесков Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 140-148. 
Автор статьи предлагает разобраться с вопросом о том, каким образом космизация человеческой деятельности может повысить устойчивость ноосферы. В статье содержится призыв осознать, что привязка космической деятельности к работе над сценарием устойчивого развития России должна получить статус элемента национальной идеологии. В плане развития подобной идеи предлагается несколько тем научно-исследовательской, инженерно-технической, воспитательной и образовательной работы по созданию новой парадигмы человеческого мышления (парадигмы космизма).
ресурс содержит прикрепленный файл