Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 552

Опубликовано на портале: 26-06-2004
А.Д. Урсул Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 131-139. 
В продолжение дискуссии об экологических перспективах космонавтики (см. “ОНС”. 1994. №2) автор выдвигает на обсуждение идею автотрофности человечества, впервые высказанную В.И.Вернадским. В статье проблема поставлена следующим образом: если человек, все более изолируясь от биосферы в процессе создания замкнутых вещественно-энергетических технологий, пойдет по пути автотрофности, то каковы перспективы подобного развития? Из двух возможных сценариев - развитие на основе использования солнечной (космической) или химической (земной) энергии – более перспективным признается первый. Более того, в полной мере свойство автотрофности человечество может приобрести лишь с выходом на уровень космической цивилизации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-06-2004
В.И. Свинцов Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 99-109. 
В статье последовательно разворачивается мысль о том, что «диалектическая логика» представляет собой не более чем форму политической демагогии, «европеизированной разновидностью чучхе», которая возникла на базе нежизнеспособной идеи Гегеля о существовании высшей логики, подчиняющей себе «метафизику», сиречь философию. Марксистов вообще и большевиков в частности автор упрекает в инструментальном отношении к философии, а их симпатии к «диалектической логике» он объясняет ее поистине безграничными возможностями аргументационного обслуживания любой теоретической или политической позиции. Собственно говоря, автор уверен, что диалектическая логика, если и существовала в каком-то специфическом смысле, то «никогда не была и не могла быть логикой».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-06-2004
Борис Ефимович Бродский Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 82-93. 
Главная идея статьи состоит в том, что логико-математическая реконструкция диалектики не является заведомо неразрешимой задачей. Такая реконструкция возможна, но не на языке формальных исчислений, фиксирующих логические связи между стационарными формами умозаключений, а на языке логических процессов, учитывающих необратимость времени. Связующим звеном между диалектикой и формальной логикой является принцип выбора, который автор представляет в виде обобщения аксиомы выбора, сформулированной в математике на рубеже XIX—XX столетий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-06-2004
В.В. Налимов Общественные науки и современность. 1995.  № 3. С. 122-132. 
Беседу с известным ученым – математиком и философом – провели научный сотрудник МГУ Ж. Дрогалина и редактор отдела «ОНС» К.Зуев. В ней главным образом идет речь о развиваемой В.В Налимовым математической модели сознания. От кратких дефиниций важнейших понятий своей концепции (смыслы, текст, язык) ученый переходит к формулировке принципов логики, построенной на основе нового (вероятностного) истолкования силлогистики. Наконец, беседа касается основных идей вероятностной модели личности и предложенной Налимовым карте сознания. Пафос своего подхода ученый видит в освобождении творческих сил сознания через своеобразную новую апологию ученого незнания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-06-2004
А.И. Ракитов Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 5-11. 
На примере постиндустриальных стран «совокупного Запада» и Японии в статье рассматривается роль фундаментальных научных знаний в поддержании стабильности политической, экономической и социальной жизни. Показана взаимосвязь между развитием и востребованностью научного потенциала и поиском рациональных ответов на глобальные и региональные вызовы. Применительно к России проигрываются два сценария развития науки: а) институциональной активности – инвестирование научных разработок главным образом институтами частного сектора; б) государственной активности – преимущественно бюджетное финансирование наукоемких работ. Поскольку рыночный спрос на технологии «завтрашнего дня» практически не может существовать в текущий момент, имеется объективная необходимость поддержки государством перспективных научно-исследовательских и конструкторских разработок.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 25-36. 
Группа ученых из Института национальной модели экономики (В.Найшуль, В.Каганский), Института эволюционной физиологии и биохимии РАН (С.Чебанов), Института исследований еврейской диаспоры Санкт-Петербургского еврейского университета (В.Дымшиц) и психолог Н.Абельская обсудили тему складывания новых форм организации фундаментальной науки в условиях, когда государственные институты переживают кризис. При этом подчеркивалось, что неформальные способы самоорганизации ученых существовали и в советское время в неких “зазорах”, позволяющих ученым помимо плановых работ параллельно вести свои исследования. Широко практиковалась форма независимых (домашних) семинаров. Рассматривались такие темы, как свобода и несвобода науки и ученого, развитие альтернативной науки, роль зарубежных грантов в формировании направлений негосударственной фундаментальной науки, проблемы финансирования государственных и негосударственных научных коллективов, вклад достижений негосударственной фундаментальной науки в успехи государственной. В целом участники обсуждения согласились, что идеальной ситуацией была бы свободная наука в условиях хорошего государства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2004
В.Е. Ермолаева Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 118-124. 
Автор статьи рассматривает во взаимосвязи две интерпретации космизма. Во-первых, речь идет об одной из форм научно-технического прогресса, а во-вторых – о представлении человека в виде микрокосмоса. Проблемы космизма рассматриваются сквозь призму этических принципов глубинной экологии – научного направления, основанного норвежским философом А.Нейсом. Одним из таких принципов, в частности, является биосферный эгалитаризм, на базе которого формулируется представление о пути создания личной экософии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2004
А.Л. Никифоров Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 113-117. 
Тезисы полемического выступления против идеи, высказанной А.Назаретяном (см. статью, помещенную в этом же номере “ОНС”). Автор считает, что представления, будто категория истины превратилась в анахронизм, возникают там, где преувеличивают значение аксиологического аспекта познания в ущерб гносиологическому. Однако и тот и другой являются неразрывно связанными полюсами познавательной деятельности (в качестве правды и истины). Если для естествознания большее значение имеет истина, то для социальных наук – правда.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2004
В.И. Свинцов Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 95-104. 
Автор, признавая, что вопрос о соотношении духовного и материального начал – «достаточно удобный» отправной пункт в педагогической и исследовательской философской практике, все-таки отказывает ему в праве называться основным вопросом философии. Прежде всего, основанием для такого заключения служит убеждение, будто на роль основного случайно попал один из многих философских вопросов (а если бы Энгельс не написал «Людвига Фейербаха…»?). Затем автор на исторических примерах демонстрирует, каким образом собственно философское содержание этого вопроса было вытеснено из единственно научного мировоззрения под давлением идеологии и политики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2004
Игорь Николаевич Ионов Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 109-112. 
Развитие исторической науки ставится в контекст перехода от тесно связанного с религиозными представлениями истинностного знания к зарождающемуся уже в эпоху Возрождения и активно развивающемуся в XIX в. полезному знанию, в котором на место объективности выдвигается правдивость историка. Объективность при этом соединяется с субъективностью, стремлением к осознанию оснований своих утверждений. Анализируется изменение статуса исторического факта и смысла истории, а также проблемы "диалога с прошлым", который оказывается виртуальным общением с познавательным конструктом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2004
Теодор Ильич Ойзерман Общественные науки и современность. 1995.  № 5. С. 122-130. 
Академик Ойзерман высказывается в данной публикации по поводу статьи В.Свинцова «Существует ли диалектическая логика?» (“ОНС”.1995. №2). Соглашаясь с тем, что неуклюжие «диалектические» нападки на формальную логику действительно имели место, подход Свинцова к освещению проблемы он считает неприемлемым. Главный недостаток критикуемой статьи определен как идеологическая одержимость. Именно он не позволил Свинцову признать, что идея новой, отличной от формальной, логики является одной из наиболее влиятельных в философии XX века. Кроме этого недостатка отмечены бездоказательность, отсутствие логической связности и необоснованно узкое понимание диалектики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2004
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 1995.  № 5. С. 81-89. 
В статье анализируются публикации двух новых междисциплинарных научных журналов, посвященных исследованию российской проблематики. Это, прежде всего, начавший свой путь в 1992 г. “Мир России”. Анализируется содержание первых пяти номеров 1992—1995 гг. Кроме того, особый интерес вызывает содержание частного научного междисциплинарного журнала “Земство. Архив провинциальной истории России”, издаваемый в Пензе кандидатом философских наук, заведующим кафедрой исторического и социально-политического образования Пензенского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования В.Мануйловым. Особый акцент данное издание делает на проблемах местного самоуправления, анализе опыта земства и в целом исследованиях российской провинции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2004
Константин Александрович Зуев Общественные науки и современность. 1995.  № 6. С. 125-127. 
Продолжение дискуссии, начатой в “ОНС” (1995, № 4). Автор не согласен с мнением А.Назаретяна, согласно которому понятие истины отжило свой век в науке. Он относит истину к числу тех фундаментальных категорий, раздумывать над природой которых человечество будет все время своего существования, поэтому устареть это понятие в принципе не может (другое дело – некоторые его трактовки). В публикации, соответственно, и рассматриваются особенности понимания и использования категории истины в различных сферах человеческого бытия: обыденной жизни, религии, науке, технике.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2004
Акоп Погосович Назаретян Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 105-108. 
Публикация содержит тезисы выступления на состоявшейся в редакции “ОНС” дискуссии о том, какую роль в современной науке и культуре играет категория истины. Вкратце позиция автора сводится к утверждению, что истинностная парадигма науки «превратилась в анахронизм», соответственно, следует оставить ее понятийный аппарат служителям культа. Наука же должна заниматься не поиском истины, а созданием эффективных моделей мира, позволяющих усиливать инструментальный потенциал интеллекта.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2004
Е.А. Кротков Общественные науки и современность. 1995.  № 6. С. 123-124. 
Продолжение дискуссии, начатой в “ОНС” (1995, № 4). Автор считает, что категорию истины вряд ли возможно, как предлагает А.Назаретян, перевести в ведомство мифологии. Куда более продуктивно исследование отношений между такими научными интерпретациями истины, как например: прагматическая, семантическая, субъективистская, реалистическая, монистическая, дуалистическая, абсолютистская, эволюционистская, диалектико-материалистическая.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-06-2004
Леонид Васильевич Лесков Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 142-151. 
Автор статьи считает органическими недостатками классической методологии социальной прогностики претензии на исключительное обладание истиной, фантастическую мотивацию, бескомпромиссность убеждений, не считающееся с жертвами стремление к поставленной цели. Преодоление этих недостатков возможно в рамках неклассической прогностики, которая ориентирована на разработку моделей с учетом обратных связей. Методологическую основу неклассической прогностики составляют идеи таких современных математических дисциплин, как синергетика, статистика, теория катастроф. В статье содержатся наброски прогностических моделей ноосферы и стратегии национального возрождения России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-06-2004
Вадим Маркович Розин Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 120-129. 
Статья – отзыв на дискуссию по проблеме истины (см. “ОНС”. 1995. №№ 4,6). Автор полагает, что квалифицировать категорию истины по разряду мифов – преждевременно. Разрешение тех проблем, которые связаны с понятием истины в современной теории познания, с его точки зрения, следует искать в более пристальном внимании к процессам мыслительной коммуникации. Это позволит отрефлексировать нормы и правила мышления, формирующиеся в основных контекстах: рациональном, персоналистском, групповом, культурном. В таком случае истину можно будет определить как то, что отвечает внутренним критериям того или иного вида мышления и удовлетворяет требованиям современной мыслительной коммуникации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-06-2004
Борис Ефимович Бродский Общественные науки и современность. 1996.  № 6. С. 111-122. 
Статья посвящена проблеме эпистемического выбора в экономической теории и тем возможностям, которые открывает для ее решения структуралистская методология. Структурный анализ самого феномена эпистемического выбора автор осуществляет поэтапно, переходя от описания основных эпистемических функций моделирования, управления, адаптации и диагностики к исследованию к исследованию синхронии (частного равновесия на рынках совершенной и несовершенной конкуренции) экономических систем.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-06-2004
Сергей Алексеевич Титов Общественные науки и современность. 1996.  № 3. С. 134-144. 
Автор полагает, что в настоящее время научное знание все более испытывает потребность в интегративных, а не в дифференцирующих идеях. Одной из основных трудностей, возникающих при разрешении этой проблемы, выступает принципиальное несовпадение методов исследования и критериев научности, принятых в естественном и гуманитарном знании. В частности, гуманитарии и биологи не берутся формализовать свои области знания, поскольку уверены, что для этого можно использовать только физические понятия. Статья предлагает идею формализации науки о живых системах с помощью методов системного анализа и семиотики. Автор уверен, что подобная формализация может быть не менее строгой, чем это принято в естественных науках.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
В.И. Данилов-Данильян Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 138-151. 
Полемическая статья в рамках дискуссии по поводу учебного пособия (Ю.М. Арский, В.И Данилов-Данильян и др. «Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, и что делать» М.1997). Автор –один из создателей обсуждаемой книги – уделяет преимущественное внимание проблемам, традиционно относимым к общественным наукам, а именно он отвергает обвинения в «экофашизме» и биоцентризме, выдвинутые против него А.Назаретяном и И.Лисицей (ОНС, 1997, №5). Указанные обвинения квалифицируются как «ненаучная фантастика», поскольку основанием для них, как видится Данилову-Данильяну, служит принципиальное, причем, не имеющее естественнонаучного базиса, отрицание его оппонентами как самой возможности экологической катастрофы, так и того, что земная биосфера уже находится в состоянии кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл