Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 552

Опубликовано на портале: 02-06-2004
Борис Ефимович Бродский Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 113-123. 
Стремление автора статьи проанализировать возможности структурализма применительно к современной эпистемологии фокусируется на исследовании проблемы истины. Структуралистский метод привлекает его тем, что в нем отвергается противопоставление «истинностного» и «модельного» мышления и вводится задача интеграции существующих теорий истины в единую концептуальную структуру. Экспликация когнитивной структуры истины проводится через демонстрацию ее многоконтурности и полисубъектности, демонстрацию конкуренции различных ментальных моделей. Например, рассматривается соотношение моделей коммуникативного консенсуса и когнитивной автаркии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
Владимир Викторович Согрин Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 124-134. 
В статье рассматриваются эвристические возможности общественных макротеорий (теории общественно-экономических формаций, модернизации и цивилизаций), а также микротеорий в анализе современной отечественной реальности. Формационная теория оценивается как «идеальный тип», применимый только применительно к определенной исторической среде, тем не менее ее западный вариант признается достаточно провокативным и нуждающимся в осмыслении. Выше оценивается теория модернизации, хотя ее применение для характеристики сталинской модернизации противоречиво. Отмечается рост роли цивилизационного подхода, который позволяет понять причины неудач реформ и модернизации по классическому образцу. Эти подходы не являются универсальным ключом к современной истории России, она может быть постигнута только на основе междисциплинарных методов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
Г.С. Пак, Адриан Михайлович Бекарев Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 171-175. 
Письмо в редакцию, авторы которого считают, что диалектический материализм в России, пройдя в качестве официальной доктрины революционно-критический и канонический периоды, вступил в период научной самокритики. Удачным примером новой попытки научного самоопределения диалектики они считают книгу М.Н. Руткевича и И.Я. Лойфмана «Диалектика и теория познания», содержание которой разворачивается как иллюстрация известного тезиса Ф.Энгельса о том, что с каждым новым развитием в естествознании материализм должен менять свою форму.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
К.И. Бахтияров Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 148-158. 
Автор исходит из того, что знаменитая концепция Вечности блаж. Августина является двухмерной моделью, в которой «рифмующиеся времена» образуют вертикаль, пронзающую пласты текущего времени. Основная цель статьи – показать эвристическую, историческую и художественную ценность этой модели, ради чего приводится множество фактического иллюстративного материала из разных областей и эпох человеческого познания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
В.М. Мапельман Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 138-147. 
Русский космизм в статье определяется как направление, для которого характерным является представление всеединства как синтеза «живого» и «нравственного», что в методологическом плане выражалось в тенденции объединить методы естествознания и богословия. Из представителей космизма в публикации упоминаются Н.Федоров и Э.Циолковский. Рассуждения о концепции Циолковского проиллюстрированы фрагментами из малодоступных и прежде не публиковавшихся его работ: «Научная этика», «Земная этика», «Права материи и низших существ и обязанности высших».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
А.М. Ковалев Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 97-104. 
Автор полагает, что современная эпоха вынашивает новый подход к социальному знанию, но он не спешит признавать, что формационный подход окончательно устарел, а цивилизационный – исчерпал свой методологический потенциал. Напротив, новый подход должен аккумулировать в себе возможности концепций Маркса и Тойнби, а, кроме того, - Мальтуса и Монтескье. Фундаментальная основа развития человечества представляется автору статьи в виде способа производства общественной жизни как некой совокупности человеческого потенциала, социальных условий и природной среды.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
Виолета Павловна Гайденко, Георгий Александрович Смирнов Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 85-96. 
Соглашаясь в принципе с утверждением, что задача религиозной философии – согласование истин разума с истинами веры, авторы не ограничивают область истин веры Священным Писанием и формулами Вселенских соборов. Авторы исходят из предпосылки, что вера является инструментом познания, позволяющим человеку соприкоснуться с тем измерением реальности, которое недоступно при помощи других средств. Опираясь на идеи, высказанные И.Ильиным в работе Аксиомы религиозного опыта, авторы разрабатывают собственную модель соотношения веры и разума, применив ее к анализу проблем средневековой философии, в частности – истории схоластического рационализма.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
Кадырбеч Хаджумарович Делокаров Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 74-84. 
Автор статьи убежден, что путь жесткого противостояния различных форм сознания и духовно-практической жизни привел современную цивилизацию к кризису. Зарождение этого кризиса автор обнаруживает в стремлении европейского человека свести рациональность к научной, физико-математической ее разновидности. Эта тенденция прослеживается с XV века, и именно она в своем развитии породила противостояние науки и религии. Между тем разум, рациональность «должны включать в себя и научные и религиозные истины», но возможно подобное единство лишь в нормальной социокультурной среде, где есть терпимость к сомнениям в непогрешимости, как науки, так и религии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
Светлана Петровна Чернозуб Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 64-73. 
Автор обращает внимание на то, что в условиях кризиса нельзя упускать из виду те инерционные силы общественной жизни, которые воплощаются в политических и культурно-исторических традициях. В особенности необходимо внимательное отношение к традициям, которые не принято афишировать, поскольку именно они могут оказаться наиболее опасным «подводным рифом» для модернизаторских планов. В частности сфера взаимодействия науки и государства тоже несвободна от традиций подобного рода. В статье рассматриваются два сценария, описывающих традиционные роли государства в становлении отечественной науки. В первом государство – основатель и основной попечитель российской науки. Во втором же наука и сообщество ученых выступают для государства объектом, интересным с жандармской точки зрения как потенциальный рассадник неблагонадежности. Корни второй традиции глубже уходят в историю, чем корни первой, а именно в XVII век, к царствованию Алексея Михайловича.
ресурс содержит прикрепленный файл

Обновлено: 16-04-2010

Русскоязычная база интернет-ресурсов по социологии Социология в сети представляет собой тематически сгруппированные ссылки на различные виды интернет-ресурсов по социологии и смежным дисциплинам. Среди ресурсов представлены ссылки на профессиональные ассоциации и их отделения, факультеты социологии российских и зарубежных вузов, организации (фонды, библиотеки и т.

Обновлено: 16-04-2010

Социологический форум (Sociological forum) офф-лайновый рецензируемый журнал по социологии, поддерживаемый Восточным социологическим обществом (США). Журнал публикует статьи по различным направлениям социологии: анализу социальных движений, теории организаций, трудовым отношениям, социальной психологии др. Также журнал ориентирован на публикацию результатов междисциплинарных исследований, которые могут послужить развитию интеллектуальной конвергенции между представителями социальных и гуманитарных наук.

Опубликовано на портале: 19-05-2004
Антон Николаевич Олейник Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 41-51. 
Автор исследует проблему институциональной организации науки как источника искажений в общении ученых. Рассматриваются два типа институциональных сетей, господствующих в научном общении. Это “школа” как сообщество ученых, объединяемых приверженностью одной и той же теории и, как правило, учившихся у одних и тех же людей, и “кружок” – объединение лиц с общими научными интересами, не стесняемое дисциплинарными или концептуальными рамками. Показано тяготение “школы” к типу закрытых сетей, а кружка – открытых, со всеми вытекающими отсюда проблемами для развития процесса научного диалога. Особо сквозь призму проблемы обмена идеями и диалога рассматриваются вопросы о власти в науке и об организации научных исследований в условиях рынка. В частности, о том, какое влияние на процессы научного общения оказывает появление фигуры предпринимателя. В рамках исследования оказывается и такой аспект темы, как логика жанра научного труда и ее воздействие на возможности диалога. В целом автор приходит к выводу, что в современной науке полифонизм вытесняется монологизмом, а диалог остается маргинальной формой общения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-05-2004
Sheila Slaughter, Larry L. Leslie
Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1999, 296 с.
The globalization of the political economy at the end of the twentieth century is destabilizing the patterns of university professional work developed over the past hundred years. One of the major changes that has taken place as a result of globalization is that faculty, who were previously situated between capital and labor, are now positioned squarely in the marketplace. To grasp the extent of changes taking place and to understand the forces of change, Academic Capitalism examines the current state of academic careers and institutions, with a particular focus on public research universities in the United States, Canada, the United Kingdom, and Australia. In this wide-ranging analysis, Slaughter and Leslie leave no aspect of academic work unexplored: undergraduate and graduate education, teaching and research, student aid policies, and federal research policies. All are part of the equation. The authors pay particular attention to how faculty spend their time, what forces drive their choices of activities, and what this means for higher education.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 14-05-2004
Thomas F. Gieryn
Chicago: University of Chicago Press, 1999, 376 с.
Why is science so credible? Usual answers center on scientists' objective methods or their powerful instruments. In his new book, Thomas Gieryn argues that a better explanation for the cultural authority of science lies downstream, when scientific claims leave laboratories and enter courtrooms, boardrooms, and living rooms. On such occasions, we use “maps” to decide who to believe — cultural maps demarcating “science” from pseudoscience, ideology, faith, or nonsense. Gieryn looks at episodes of boundary-work: Was phrenology good science? How about cold fusion? Is social science really scientific? Is organic farming? After centuries of disputes like these, Gieryn finds no stable criteria that absolutely distinguish science from non-science. Science remains a pliable cultural space, flexibly reshaped to claim credibility for some beliefs while denying it to others. In a timely epilogue, Gieryn finds this same controversy at the heart of the raging “science wars.”
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 13-05-2004
Основной труд замечательного польского ученого-гуманиста, врача-микробиолога и философа Л. Флека впервые публикуется на русском языке. Т. Кун в предисловии к своей знаменитой книге « Структуры научных революций » сослался на работы Л. Флека наряду с блестящими именами А. Койре, Ж. Пиаже, Е. Мецгер и др. как на источники собственных воззрений о природе научного познания и роли истории науки в формировании эпистемологических моделей. Однако работы Л. Флека имеют вполне самостоятельное научное значение и позволяют считать его одним из основоположников современной социологии науки и сравнительной эпистемологии.

Опубликовано на портале: 13-05-2004
Книга посвящена актуальным социально-психологическим проблемам научного познания. В ней собраны разнообразные факты, свидетельствующие о том, что познание осуществляется не так, как это описывается в учебниках и официальных версиях истории науки. Ученые регулярно нарушают ее общепринятые нормы, постоянно вступают в межличностные конфликты и споры о приоритете, больше заботятся о личных интересах, чем об открытии истины, нередко подтасовывают данные, проецируют на изучаемые объекты свои личные психологические проблемы и т. п. Однако, как ни парадоксально, все это не препятствует, а содействует развитию науки, а ее « иррациональные » компоненты порождают рациональный продукт  — научное знание. Многочисленные и разноплановые социально-психологические факторы научной деятельности систематизированы и рассмотрены на шести уровнях: 1)   мыслительных процессов ученого, 2)  его личности, 3)  малой научной группы, 4)  научной организации, 5)  научного сообщества, 6)  общества в целом. Продемонстрирована социально-психологическая специфика « взбунтовавшейся против картезианства » российской науки в ее отличиях от науки западных стран. Показано, как правильнее организовать научную деятельность с учетом её социально-психологических закономерностей, и каковы могут быть последствия её психологически неправильной организации.

Опубликовано на портале: 12-05-2004
«Структура научных революций» Томаса Самюэля Куна, американского физика и философа, впервые опубликованная в 1962 году, вызвала широкий резонанс в научных кругах. В этой работе Томас Кун впервые сформулировал новую концепцию развития науки и научного знания, которая произвела настоящий переворот во всей философии науки. Сейчас эта книга, некогда давшая повод для широкой полемики и множества философских дискуссий, по праву считается одной из основополагающих работ по социологии науки. Именно благодаря этой работе в язык науковедения вошли представлния о « нормальной науке » и « научных революциях », « парадигме », « дисциплинарной матрице ». В состав данного сборника, помимо « Структуры научных революций » Томаса Куна, вошли две известные работы Имре Лакатоса: « Фальсификация и методология научно-исследовательских программ » и « История науки и ее рациональные реконструкции », посвященные той же проблематике, а также несколько полемических выступлений, которые позволят читателю составить представление о тех дискуссиях о движущих силах развития науки, которые развернулись в 1960 — 1970-е гг.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 11-05-2004
Ревекка Марковна Фрумкина Общественные науки и современность. 2004.  № 2. С. 35-45. 
В статье предлагается вариант объяснения того, почему ученый оказывается обязанным пребывать в пределах формальных дисциплинарных рамок. Выделяются причины, связанные с: организацией советской науки как государственного института; с организацией советской и постсоветской науки как социального института, притом функционирующего в особых социальных условиях; со спецификой самого объекта исследования. Акцент в статье делается на третьем комплексе причин, при этом в качестве примера берутся наиболее близкие автору лингвистические исследования. Отмечаются, в частности, проблемы, связанные с тем, что в общественно-научном и гуманитарном знании нет строгого консенсуса по поводу процедуры получения нового знания, с тем, что эпистемология гуманитарных дисциплин мало развита, с ролью поэтики, метафоры в гуманитарных научных построениях. Автор замечает, что там, где в точных науках царит закон, в гуманитарном знании преобладает неотрефлексированный обычай. Рассматривается идеальный проект лингвистики как гуманитарной науки.

Опубликовано на портале: 30-04-2004
Алексей Аркадьевич Гордиенко, Сергей Николаевич Еремин, Юрий Михайлович Плюснин
Новосибирск: Ин-т философии и права СО РАН, 1997, 176 с.
В монографии представлены результаты социологического и социально-психологического мониторинга академического сообщества Новосибирского научного центра за период с февраля 1992 г. по июнь 1996 г. Дано описание комплекса изменений в науке, произошедших в результате проводимой по отношению к ней политики, острого социально-политического и экономического кризиса в России. Изложены взгляды на статус науки в современном обществе и ее значение в мировом социальном развитии, на последствия происходящих в отечественной науке перемен. Монография рассчитана на специалистов в области науковедения, обществоведов, политиков, всех, интересующихся процессами, происходящими в науке в Сибири и в России в целом.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 30-04-2004
Randall Collins
Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002, 1281 с.
В книге развернут новый подход социологии интеллектуальных сетей, включающий теорию интерактивных ритуалов, социальную концепцию творчества и формирования долговременных репутаций, модель динамики пространства интеллектуального внимания, подкрепленные детальным сравнительно-историческим анализом основных традиций мировой философии. Детально проанализированы древнегреческая и эллинистическая, древняя и средневековая китайская, древняя и средневековая индийская, средневековая японская, арабская и еврейская мыслительные традиции, европейская традиция периодов Средневековья, Нового времени, XIX века. XX век представлен анализом неопозитивизма и Венского кружка, французской структуралистской и экзистенциальной философии, англо-американской ветви. Развитие философского мышления проанализировано в контексте смежных интеллектуальных традиций: богословия, естествознания, математики и логики с особым вниманием на сетевые контакты (связи личных знакомств между интеллектуалами) и структурные факторы внешнего социального окружения.