Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 552

Опубликовано на портале: 07-02-2004
Александр Николаевич Красников Общественные науки и современность. 2000.  № 3. С. 183–185. 
В статье рецензируется третье издание словаря «Философы России XIX –XX столетий”. В частности, отмечается значительное увеличение числа статей о религиозных деятелях и богословах, расширение объекта анализа за рамки круга философов-специалистов и характеристика философских взглядов, отраженных в литературе, музыке, живописи, архитектуре и т.п. Особо отмечается увеличение числа статей, посвященных современным российским философам.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-02-2004
Акоп Погосович Назаретян Общественные науки и современность. 2000.  № 3. С. 142-150. 
Публикация представляет собой журнальный вариант введения к книге «Футуросинергетика: цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории». Автор связывает синергетическую парадигму с методом элевационизма – когда продуктивные образы распространяются не «снизу вверх», как требует редукционистская стратегия, а наоборот – от эволюционно позднейших к более ранним формам взаимодействия. Таким образом, статья подводит теоретический фундамент под утверждение о принципиальной возможности создания универсальной истории, методы которой позволят рассмотреть в едином контексте происхождение Метагалактики и проблемы современного социума.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-02-2004
Вадим Маркович Розин Общественные науки и современность. 2000.  № 3. С. 131-141. 
На примере исследования взглядов М.Фуко в статье анализируются различные методы изучения творчества. Автор определяет их как гуманитарный и естественнонаучный. Первый предполагает соотнесение изучаемого творчества с позицией самого исследователя, которая никогда не бывает нейтральной, объективной в физикалистском смысле слова. Второй – ориентирован на общезначимые результаты, позволяющие овладевать и управлять изучаемым объектом (творчеством). Соответственно, в статье имеется раздел «Мой Фуко», где речь идет о творчестве мыслителя, развивающемся в контексте личностной проблематики индивидуального характера философа. Следующий раздел посвящен реконструкции интеллектуального пути, который прошел Фуко-мыслитель, а завершается статья обращением к идее жизни как конструирования себя, то есть жизни-творчества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-02-2004
Работа К.Мангейма считается классической по теории идеологии. Согласно его взглядам, идеология, хотя и выполняет консервативно-охранительную функцию, присуща любому обществу и связана с социальными интересами. Новые идеи относительно общественного устройства несет в себе утопия, которая хотя и не может быть полностью реализована в жизни, но ориентирует на изменения. Освободиться от идеологического сознания, по мнению Мангейма, может только слой интеллектуалов, которые в силу особенностей своего положения в обществе, могут занимать беспристрастную аналитическую позицию.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Обновлено: 09-12-2010

Данный web-ресурс организован Институтом международных отношений (Хорватия, Загреб) при содействии ЮНЕСКО и Советом Европы в 1989 году с целью создания сообщества сетей для исследования и сотрудничества в сфере культурного развития. На сайте представлено несколько баз данных. Во-первых, это координаты и описание сфер деятельности исследовательских организаций, являющихся членами этого сообщества.

Опубликовано на портале: 31-01-2004
Robert Wuthnow
Berkeley: University of California Press, 1987, 435 с.
В книге ведущего американского социолога, которого по праву можно назвать также теоретиком культуры, такие проблемные области, как социальные движения, историческая социология, социология религии, социология науки, сопоставляются с задачами « культурной социологии » как « культурного анализа ». Такой анализ, по мнению автора, призван заглянуть « за пределы проблемы смысла » и привести к новой интерпретации структуры моральных кодов, идеологии, институционализации науки и культурных изменений.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 26-01-2004
Nicolas Abercrombie, Stephen Hill, Bryan Stanley Turner
Ред.: Сергей Арсеньевич Ерофеев
Москва: Экономика, 1999, 428 с.
Книга представляет собой новое, значительно дополненное и переработанное издание широко известного социологического словаря из серии издательства «Penguin Books». Словарь содержит обширную информацию об идеях ведущих социальных теоретиков современности, раскрывает как традиционные, так и новые ключевые понятия социологической науки, а также служит введением в принципиальные дискуссии о социальных изменениях в современных обществах. Издание выделяется тем, что оно содержит обширную библиографию со-временной и классической социологии с указанием на существующие переводы на русский язык. Для студентов, занимающихся изучением социальных наук, преподавателей, исследователей и всех, кто стремится к пониманию происходящего в современном мире.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 13-12-2003
И.Т. Касавин Общественные науки и современность. 2000.  № 1. С. 90-99. 
Автор обращается к трем сферам существования пространственно-временных категорий: в гуманитарных науках, в естествознании (как координаты и параметры) и, наконец, во вненаучных сферах (как метафоры, например – «правовое пространство»). Статья посвящена обоснованию идеи, что все три формы обращения к пространственно-временным категориям роднит между собой их участие в поиске (создании) новой онтологии для гуманитарного знания. В качестве пример приводится ряд "Естественных онтологий", сформированных в контексте литературы, мифа, магии и религии, а также в современных социальных и гуманитарных науках.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-12-2003
М.М. Кононова Общественные науки и современность. 2002.  № 1. С. 161-165. 
Сохранение традиций Московского университета представители русской послереволюционной эмиграции рассматривали как часть своей исторической миссии – миссии сохранения духовного и культурного достояния отечества. В статье содержится краткий обзор сочинений, посвященных исследованию истории Московского университета как целостного феномена, культурного «всероссийского микрокосма». Речь идет о трудах Н. Арсеньева, П. Струве, А. Кизеветтера, М. Новикова.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-12-2003
Любовь Григорьевна Червонная Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 127-135. 
Автор исследует причины проблематизации феномена плюрализма и особенности этого процесса, как в западных исследованиях, так и в отечественном обществознании. В ряду указанных причин особо выделяются борьба против унифицирующего (осуществляющего «насилие») классического подхода к знанию и «методологический бунт» семейства социально-гуманитарных наук. Анализируя положение в отечественном обществознании (главным образом в философии и экономике), автор исходит из убеждения, что исследования феномена плюрализма актуализируются в первую очередь не стремлением «подражать Западу», а потребностью теоретико-методологического самоопределения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-12-2003
Е.А. Кротков Общественные науки и современность. 2002.  № 1. С. 128-135. 
Автор рассматривает проблему философского дискурса, во-первых, со стороны вопроса о природе философских концептов и причинах их мутаций, во-вторых, со стороны вопроса о логической структуре философского процесса и, в-третьих – вопроса о специфике философской аргументации. Кроме того, в статье содержится интересная классификация литературных форм философского дискурса в соответствии с логическими стадиями этого процесса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Светлана Петровна Чернозуб Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 113–123. 
В статье образ науки в России рассматривается как часть национальной мифологии. Длительное время, вплоть до середины XIX века, наука оставалась в российской культуре имплантантом, не вписанным в такой образ. Это противоречит общераспространенным взглядам, которые возводят возникновение науки в России к петровским временам. Еще в начале XIX века Александру I приходилось нанимать иностранных профессоров, чтобы обеспечить преподавателями вновь созданные университеты. Ученый рассматривался прежде всего как чиновник. Русское образованное общество создавалось как форма «альтернативной службы» для дворянства, что порождало в нем соответствующие формы менталитета и нравственных норм. «Цеховой» дух европейской науки в России не привился, наука здесь превращалась в миссионерство или идеологию служения. Это свидетельствовало о незрелости общества. Разграничения между интеллигенцией, миссионерами и чиновниками осознавались медленно, в форме культурного раскола. Часть интеллигенции ориентировалась на службу обществу и объявила войну государству. Наметился раскол и внутри образованного слоя, так как революционеры видели в университетских профессорах соглашателей, готовых сотрудничать с властью. В это же время появляются попытки соединить научное знание и ценности русской православной культуры. Так с ростом сложности общества и его потребностей работники науки осознавались как особая группа населения со своими задачами, особенностями и воззрениями, формировался их образ, встроенный в мифологию национальной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Татьяна Васильевна Панфилова Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 124–131. 
Автор замечает, что в российских научных публикациях фактически наблюдается тенденция использовать ссылки на Бога и религию вместо научных аргументов. Ряд приведенных в статье примеров дает основание сделать вывод о том, что подобный отказ от научной аргументации есть идеологический прием, цель которого – заменить одну идеологическую схему другой под предлогом снятия прежних идеологических ограничений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Сергей Александрович Ушакин Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 189–191. 
Письмо в редакцию, автор которого обвиняет И.В. Грошева, чья статья была опубликована в специальном гендерном номере журнала (ОНС. 2000. № 4), в значительных заимствованиях из ранее опубликованных им текстов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2003
Д.В. Платонова Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 168–176. 
Автор рассматривает полемику западников и славянофилов сквозь призму антропологического подхода. При этом представления об антропологических взглядах этих мыслителей черпаются из их высказываний на эстетические, этические и социально-политические темы. Данный анализ позволяет уточнить представления о сущности и характере идейной полемики представителей этих двух направлений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2003
А.И. Алексеева Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 177–187. 
Анализируется философская теория бессмертия, выдвинутая К.Циолковским; показаны причины, приведшие его к созданию этой концепции, почему христианская версия бессмертия не удовлетворяла мыслителя, что заставило его обратиться к индийской философской традиции. Рассматриваются разные аспекты учения Циолковского о бессмертии как учения о взаимодействии человека с окружающей его космической, планетарной средой, особенности русского космизма.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-11-2003
Юрий Михайлович Плюснин Науковедение. 1999.  № 1. С. 7-19. 
На основе анализа результатов социологического опроса 565 научных сотрудников Новосибирского научного центра (10% всей совокупности), проведённого в 1996 г., выявлена группа респондентов, однородных по характеру своих ответов, что позволило определить их как «лишних людей» в науке. Доля этих учёных составила около 15%. По своим социально-профессиональным и статусным характеристикам представители этой группы не отличаются от остальных учёных, за исключением того, что среди их повышена доля женщин.   Социально-профессиональные и ценностные установки «лишних людей» не связаны с научной деятельностью, которая рассматривается ими как вынужденная и временная. Они в любой момент готовы уйти из науки, лишь бы появилась возможность. Интенсивность их труда за последние несколько лет значительно снизилась. «Лишние люди» в целом негативно оценивают характер и основные составляющие научной деятельности своего коллектива, вообще место науки в современном обществе. Как следствие, они не желают своим детям идти в науку. Они сознают своё периферийное положение в научном сообществе. Общая негативная оценка положения науки сочетается у них с установкой на сохранение старых организационных форм академической науки.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-11-2003
Л.З. Горнштейн Общественные науки и современность. 2001.  № 2. С. 191–192. 
В небольшом сообщении речь идет о малоизвестном эпизоде из жизни австрийского философа Л. Витгенштейна, а именно о его кратковременном пребывании в 1936 году в Ленинграде и о его встрече с советским коллегой.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-11-2003
М.В. Сапронов Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 148–161. 
В статье намечаются пути выхода из современного кризиса исторической науки, проявляющемся прежде всего в упадке исторической теории. Автор видит их в переходе от классической и неклассической к постнеклассической (постмодернистской) научной парадигме с иными представлениями о картине мира, стиле и идеалах научного мышления. Ключевую роль в этом процессе играют синергетика и концепции самоорганизации, представляющие собой сущность постнеклассической науки. Внимание исследователей перемещается с элементов системы на процесс ее саморазвития, возникновение порядка из хаоса, с непрерывных телеологических на скачкообразные альтернативные по своему характеру процессы. Описываются основные понятия синергетики и формы ее воздействия на историческую картину мира. Историческое знание в его новой форме приобретает способность интегрировать знание о человеке. Описаны последствия внедрения синергетического подхода в процесс преподавания истории и на степень востребованности историка.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-10-2003
Борис Максимович Фирсов Социологический журнал. 1998.  № 1/2. С. 5-14. 
Идентификация научной элиты как социально-профессиональной общности основывается на системе социальных, культурологических и социально-психологических критериев. Особое значение в воспроизводстве элиты имеет то обстоятельство, что ее отдельные члены добиваются наивысших результатов в своей профессиональной деятельности. Поэтому научная элита по определению немногочисленна. Ее “особость” подтверждается возлагаемой на научную элиту ответственностью за определенные виды деятельности (например, лидерство в науке), особым статусом и высоким социальным престижем. Сознавая свою особую миссию, элита претендует на власть, влияние, право формировать научную (и образовательную) политику, и есть все основания уподобить ее катализатору социальной системы. Если уровень воспроизводства элиты опускается ниже определенного "критического значения", развитие общества блокируется. Наблюдая именно эту тенденцию в российской академической среде, Б.М. Фирсов в данной статье излагает свои соображения о причинах кризиса процесса воспроизводства научной элиты в постсоветской России.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию