Всего публикаций в данном разделе: 1
Последние поступления:
Опубликовано на портале: 18-12-2004
Neil J. SmelserПерев.: Николай Валентинович Романовский, А.С. Маткова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004. № 11. С. 3-12.
Статья – выступление автора на XV Международном социологическом конгрессе при
вручении ему премии им. М. Догана за работы в области сравнительных исследований.
Делается выбор определений для трех представленных в заглавии понятий. Компаративный
анализ – «описание и объяснение сходств и различий (главным образом
различий)
условий или результатов развития крупных социальных единиц, обычно
– регионов,
стран, обществ и культур». Междисциплинарность автор рассматривает как
то, что
«обеспечивает применение дисциплинарных переменных, концепций, концептуальных
рамок и перспектив для понимания и объяснения некоторых эмпирических явлений, таких
как уровень участия в голосовании, общественные движения, демократические институты
или экономическое развитие». Интернационализация понимается как качественная
характеристика знания, означающая широкое его применение и всеобщую значимость независимо
от национальных или региональных границ. Автор подчеркивает, что используемый им
подход в отношении всех трех проблемных аспектов и дефиниций относится к характеру
производимого знания. Далее рассматриваются эти три аспекта. В аспекте компаративного
анализа показана ограниченность (в плане методологии) как радикального позитивизма,
так и радикального релятивизма, возникшего недавно и связанного «с общим дрейфом
к постмодерну». В XIX в. применение сравнительного анализа выявило отсутствие
у западных исследователей нейтральности к не-западному миру («примитивному»,
«дикому», «варварскому»). Автор предлагает использовать стратегию
систематизации контекстов сравнений – как в плане выбора компаративных
индикаторов
(измерений), так и в плане объяснения компаративных сходств и различий. Любое
масштабное
исследование междисциплинарно. Автор не разделяет пессимизма в связи с дроблением
областей знания, поскольку «ядро определенных дисциплин сохраняется, большинство
практиков без труда относят себя к определенным направлениям науки». Препятствия
на пути к интернационализации знания: этноцентризм, определенные культурные
и познавательные
ограничения исследователей, существующая организационная и политическая инфраструктура.
Сквозная идея статьи: каждый обозначенный выше аспект исследования, когда он изолирован
от двух других, не может дать адекватного понимания объекта. Автор называет представленные
им соображения «смесью надежды и реализма».
