Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 20

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 21-08-2007
Pierre Bourdieu Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 5. С. 8-11. 
В статье утверждается, что социальная история социальных наук дает возможность исследователю изучить его собственное бессознательное, отложившееся в его представлениях в процессе пребывания в своей дисциплине. Объективация объективирующего субъекта мобилизует научные ресурсы: она помогает исследователю освоить объективированную и инкорпорированную историю. Это позволяет снять угрозу релятивизации социальных наук. Прибегая к объективации объективирующего субъекта, социальные науки могут использовать собственные интеллектуальные инструменты как рефлективные инструменты, способные защитить их от следствий изучаемых социальных причин.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-08-2007
Victor Karady Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 5. С. 12-49. 
В статье показаны стратегии членов Социологической школы Дюркгейма, желавших добиться успеха в своей университетской и исследовательской деятельности и гарантировать развитие новой дисциплины — социологии. Их усилия могут быть классифицированы в соответствии с видами легитимности, к которой они стремились: университетской, академической и научной. Основная стратегия Дюркгейма состояла в завоевании университетской легитимности и была направлена на интегрирование социологии в философские учебные программы. Немаловажную роль в признании социологии играло то, что она могла принести пользу классическим дисциплинам (истории, географии и др.). Дополнительной характеристикой стратегии Дюркгейма был отказ от присоединения к профессиональным социологическим обществам и поиск признания в философских кругах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-05-2007
Евгений Петрович Тавокин Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 3-10. 
Рассматривается изменение содержания термина информация в ходе развития науки и технических средств массовых коммуникаций (первая половина XX века - Д. Хартли, Н. Виннер, К. Шеннон). Констатируется, что в настоящее время "информация" выступает (в наиболее широкой трактовке) "как общенаучное понятие, означающее обмен данными не только между людьми, но и между человеком и автоматом, между автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире" (с. 4). Автор критикует те подходы, в которых информация выступает как некая особого рода сущность, истолковывается как "имманентное свойство материи", "первооснова Вселенной" и т.д. Обращается внимание на то, что в самоуправляемых и самоорганизующихся системах взаимодействие компонентов друг с другом и с внешней средой имеет особую отражательную функцию и отличается избирательностью. Автор предлагает свое определение информации как материализованного результата сознательного или безсознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенного для восприятия другим(и) субъектом(ами). Выделены такие функции информации, как коммуникативная, управленческая, научно-познавательная, учебно-ворспитательная, идеолого-пропагандистская.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-12-2006
Татьяна Павловна Хлынина Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 178-181. 
Рецензия на: Алексеева Г.Д. Историческая наука в России. Идеология. Политика (60 – 80-е годы XX века). – М.: Институт российской истории РАН, 2003. – 248 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-11-2006
Татьяна Павловна Хлынина Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 31-40. 
Статья посвящена анализу современных представлений об историческом времени, возможностям использования рассматриваемой категории в изучении прошлого.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-11-2006
Сергей Михайлович Перевалов Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 19-30. 
Автор обсуждает положение дел в российском алановедении. Существование народа аланов прослеживается с I по XV вв. н.э., их “потомками” считают себя ряд современных народов Кавказа: прежде всего осетины, затем чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы. Апелляция к аланскому прошлому сегодня активно используется для обоснования “исторического права” на спорные территории. Одной из причин политизации аланской истории является непрофессионализм исследователей. Статья акцентирует внимание на общей черте большинства специалистов по аланской проблематике: незнании языка источников. На материале греческих и латинских источников разбираются типичные случаи искажения истории при использовании русских переводов взамен оригинала. Задачей дня для историков становится возвращение к истокам своей науки, к изучению непосредственных следов прошлого. Словами древних, надлежит ex fonte ipse bibere (пить из самого источника).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-11-2006
Николай Алексеевич Трапш Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 41-59. 
Предлагаемая статья представляется собой своеобразный опыт историографической рефлексии, в рамках которой принципиальным объектом научного анализа выступает не только творческое наследие А.С. Лаппо-Данилевского, но и сложный комплекс оценочных суждений, посвященных методологической концепции российского историка и сформулированных отечественными исследователями. В результате проведенного исследования были последовательно реконструированы основные принципы гносеологической концепции А.С. Лаппо-Данилевского, имеющей синкретический характер и интегрировавшей разнообразные элементы научной мысли второй половины XIX - начал XX столетия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-11-2006
Людмила Рашидовна Хут Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 60-78. 
Статья представляет собой попытку анализа сослагательного наклонения в истории в контексте современной историографической ситуации. Рассматриваются наиболее дискутируемые аспекты данной проблемы, что позволяет говорить о новой парадигме исторического познания – «история неслучившегося».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Николай Александрович Мининков Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 165-173. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-11-2005
Анна Владимировна Стрельникова Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 126-131. 
Рассматриваются вопросы формирования исследовательских архивов и использования их для вторичного анализа данных по социологическим исследованиям. Сообщается о подобной практике в исследовательских, научных и образовательных учреждениях Германии и США. Их архивы отличает современная техника хранения баз данных, доступность, наличие компьютерных программ просмотра, проверки и т.д. В России 20–летняя практика ведения количественных баз данных поддерживается центрами: ФОМ, ВЦИОМ, Левада-Центр, РОМИР–Мониторинг, ЦИРКОН и др. Доступ к ним сторонних исследователей, за исключением ряда баз ФОМ, сильно ограничен. В Институте Социологии РАН в течение 20 лет действует Банк данных социологических исследований; имеется база INSIS по 122 отечественным исследованиям, проведенным с 1966 по 1997 г. ВЦИОМ совместно с Независимым институтом социальной политики приступил к созданию единого национального хранилища эмпирических исследований по социологии и смежным дисциплинам ( http://sofist.socpol.ru ). Автор отметила ценность публикаций первичных материалов, показав их значение на классических работах начала XX в. (социальные исследования представителей Чикагской школы и работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»). Среди редких российских примеров выделены случай исследования наивного письма Н. Козловой и И. Сандомирской, а также проект «Судьбы людей» (руководители В.В. Семенова и Е.Ю. Мещеркина). В заключительной части статьи рассмотрены приоритетные направления для вторичного анализа: социально–исторические и социально–демографические исследования; лонгитюдная стратегия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-07-2005
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 3-14. 
Вынесенная в заглавие тема ранее не была предметом специального рассмотрения и затрагивалась попутно, главным образом при анализе мифов. Образ кентавра взят автором как аллегория, передающая особенность ряда изучаемых науками феноменов, состоящую в сочетании черт и свойств, несовместимых с точки зрения обычной логики. Универсальность явления «кентавризма» показана на материале естественных, социальных и гуманитарных наук XIX-XX вв. (в физике таковыми являются феномены двойственной природы света и корпускулярно-волнового дуализма элементарных частиц). Приводится типология «кентавричных» объектов. 1. Кентавр-явления. Это, к примеру, сохранившиеся на приватизированных предприятиях «старые» профсоюзы, объединяющие неоднородные группы людей, зачастую с противоположными интересами (работодателей, предпринимателей, представителей дирекции и рядовых работников); декларация свободы слова при отсутствии у большинства граждан реальной возможности получить доступ в СМИ в целях выражения собственного мнения. 2. Кентавр-процессы. Таков процесс становления демократии в России в его восприятии и в действиях людей разной социально-политической ориентации. Для одних она – самодовлеющая ценность, для других – возможность получения власти и захвата чужой собственности. Вместо демократии формируется «авторитарно-демократический кентавр». 3. Кентавр-образы. С одной стороны, миллионы россиян ведут трудовой образ жизни; с другой – экраны телевидения и страницы газет заполнены пропагандой богемных и девиантных стилей жизни. 4. Кентавр-личности. Таков, например, предприниматель-коммунист (во фракции КПРФ в Государственной думе предпринимателей не меньше, чем в иных фракциях) – эти личностные характеристики при всей их противоречивости вполне естественны и неприемлемы лишь для недиалектического мышления, исключающего противоречия в одном объекте или в личностном поведении, без учета мотивированности объективными критериями. В заключение автор подчеркнул, что "в кентавре взаимоисключающие начала дополняют друг друга", что "создает принципиально новый образ, не сводимый к составным частям".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-07-2005
Александр Бенционович Гофман Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 18-25. 
Автор отмечает, что еще 30 лет назад идея социологии без включения в нее понятия общества выглядела как немыслимая. В ее онтологии господствовал социальный реализм, а в эпистемологии – номотетическая и холистская точки зрения. Но постепенно положение изменилось. Холизм, при котором социальный объект рассматривается как единое психофизическое целое, подвергся энергичной критике. Приобрел влиятельность методологический индивидуализм, когда индивиды и их действия воспринимаются как подлинная реальность человеческой жизни, а социальные институты предстают внешним полем их деятельности. Во Франции наиболее радикальным выразителем такой теоретической ориентации стал Р. Будон. Вместе с ростом популярности в социологии утилитаристских и экономических моделей человека, теорий обмена и рационального выбора на первый план выступили объяснения социальной реальности, основанные на принципах социального номинализма и психологического редукционизма. В ряде концепций общество объявляется лишь именем, введенным для обозначения множества индивидов. При характеристике новой ориентации в теоретической социологии А. Турен отметил, что если раньше социология была изучением общества, то теперь она становится наукой о социальных отношениях, изменениях и движениях. Дж. Урри предлагает рассматривать ее в качестве дисциплины, организованной вокруг понятий сетей, мобильности и горизонтальных движений. Он цитирует высказывание М. Тэтчер о том, что «…не существует такой вещи, как общество»; «существуют индивидуальные мужчины, женщины и их семьи». Автор считает неубедительными аргументы, выдвинутые в пользу психоредукционистских и антихолистских интерпретаций социальной реальности. То, что общество представляет собой процесс и результат взаимодействий между индивидами, не означает, что оно – эпифеномен. Такую крайнюю позицию он оценил как теоретически ошибочную и практически вредную «для настоящего и будущего как социологии, так и ее объекта, т.е. не мифического, а реального общества…» (с. 21). В обоснование своей позиции он привел контрдоводы и сделал вывод о том, что социологи, отвергающие существование общества, образно говоря, рубят сук, на котором сидят.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2005
Bernard Casey
1997
Этот отчёт основан на телефоннои исследовании 809 академиков Великобритании, проведённом в 96 - 97 гг. Опрос касался следующих тем: студенты и их обучение, научные исследования и научное руководство, распределение времени и управление, условия найма на работу.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-07-2005
Михаил Яковлевич Бобров, Инна Феликсовна Девятко, Гарольд Ефимович Зборовский, Борис Николаевич Миронов, Александр Юрьевич Рожков, J. Alsted Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 41-53. 
Публикуются ответы специалистов на ряд вопросов: о сущности, содержании и месте в социологическом знании исторической социологии; ее понятийном аппарате; ее структуре, актуальных проблемах и трудностях в их решении; об историческом сознании, историческом знании, исторической памяти. Проф. Я. Алстед (Дания) отметил, что изучение социальных перемен требует и масштабного понимания, и конкретных исследований истории. Такое сочетание обеспечивает историческая социология. У нее общий с остальной социологией базовый теоретический аппарат, перед ней стоят те же теоретические проблемы, но с акцентом на историческую перспективу. Проф. М.Я. Бобров (Барнаул) рассмотрел общие и особые законы и категории исторической социологии. Проф. И.Ф. Девятко (Москва) указала на роль историографических исследований и развития социологических методов сбора данных в становлении исторической социологии. Проф. Г.Е. Зборовский (Екатеринбург) рассмотрел историческую социологию как отрасль социологического знания на стыке социологии и истории, имеющую особый предмет и объект исследования. Проф. Б.Н. Миронов (Санкт-Петербург) охарактеризовал теоретические, верификационные и прикладные задачи исторической социологии, указал ее актуальные исследовательские проблемы (включая осмысление российской истории в рамках макросоциологических теорий). Проф. А.Ю. Рожков (Краснодар) полагает, что процессы социокультурной трансформации подчинены ритмам смены поколений. Историческая социология призвана, по его мнению, исследовать модели жизнедеятельности человека и общества в генерационной и межгенерационной перспективе, продуцируя теоретические обобщения. Проф. Н.В. Романовский (Москва) предложил рассматривать историческую социологию «как часть социологии, обеспечивающую своими методами знанию об обществе / человеке единство прошлого, настоящего и будущего, дающую временной и пространственный континуум социологическому теоретизированию и эмпирическим исследованиям путем включения исторического прошлого в анализ исследуемого социологом объекта и тем самым определяющую его исторически данные параметры» .
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2005
Елена Иосифовна Кукушкина Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 130-138. 
Российские университеты сыграли существенную роль в становлении и развитии социологического образования в России, хотя до начала XX в. в России официального преподавания социологии ни в одном университете не велось. Для выяснения роли, которую университеты сыграли в становлении и развитии социологического образования в России, автор рассматривает три аспекта их деятельности: 1) отношения между университетами и обществом; 2) развитие социально-гуманитарного знания на университетских кафедрах и факультетах; 3) содержательные стороны деятельности ученых в области разработки концепции социологического образования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-04-2005
Н. И. Романенко, Игорь Васильевич Бестужев-Лада Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 86-89. 
Публикуемый материал представляет собой запись беседы (состоявшейся в начале 1994г.) редактора журнала с академиком-секретарем Отделения образования и культуры Российской академии образования, заведующим сектором социального прогнозирования Института социологии РАН И.В. Бестужевым-Ладой. Характеризуя свое сотрудничество с "Социсом", академик подчеркнул, что издаваемые материалы журнала можно разделить на три группы: это прежде всего, анонсы индивидуальных и коллективных монографий по исследовательским проектам, из основное содержание; вторая группа статей связана с теорией и практикой социального прогнозирования как междисциплинарного направления исследований; третья группа публикаций охватывает ряд перспективных социальных проблем общества. Многим специалистам интересно увидеть изложение концепций, которые находятся на стыке социального прогнозирования с социологией труда и политики, семьи и образования, науки культуры и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2005
Ред.: Раиса И. Руденко, Оксана Николаевна Субочева Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 124-129. 
Обзор выступлений преподавателей на научно-методической конференции, которая состоялась 26-27 ноября 1993г. в Москве в МГУ им. М.В. Ломоносова, на тему "Преподавание социологии и политологии в вузах России: состояние, проблемы, перспективы". На конференции было отмечено, что в России 90-х гг. ощущается острая нехватка социологической и политологической литературы и учебных пособий, к сожалению, наблюдается резкое размежевание социологии и социальной философии, в образовательном процессе не учитывается преемственность дисциплин: Методология познания общественной жизни - Социальная сфера жизни общества - Социальная сфера жизни общества - Методика и техника исследования социальных процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-12-2004
Neil J. Smelser
Перев.: Николай Валентинович Романовский, А.С. Маткова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 3-12. 
Статья – выступление автора на XV Международном социологическом конгрессе при вручении ему премии им. М. Догана за работы в области сравнительных исследований. Делается выбор определений для трех представленных в заглавии понятий. Компаративный анализ – «описание и объяснение сходств и различий (главным образом различий) условий или результатов развития крупных социальных единиц, обычно – регионов, стран, обществ и культур». Междисциплинарность автор рассматривает как то, что «обеспечивает применение дисциплинарных переменных, концепций, концептуальных рамок и перспектив для понимания и объяснения некоторых эмпирических явлений, таких как уровень участия в голосовании, общественные движения, демократические институты или экономическое развитие». Интернационализация понимается как качественная характеристика знания, означающая широкое его применение и всеобщую значимость независимо от национальных или региональных границ. Автор подчеркивает, что используемый им подход в отношении всех трех проблемных аспектов и дефиниций относится к характеру производимого знания. Далее рассматриваются эти три аспекта. В аспекте компаративного анализа показана ограниченность (в плане методологии) как радикального позитивизма, так и радикального релятивизма, возникшего недавно и связанного «с общим дрейфом к постмодерну». В XIX в. применение сравнительного анализа выявило отсутствие у западных исследователей нейтральности к не-западному миру («примитивному», «дикому», «варварскому»). Автор предлагает использовать стратегию систематизации контекстов сравнений – как в плане выбора компаративных индикаторов (измерений), так и в плане объяснения компаративных сходств и различий. Любое масштабное исследование междисциплинарно. Автор не разделяет пессимизма в связи с дроблением областей знания, поскольку «ядро определенных дисциплин сохраняется, большинство практиков без труда относят себя к определенным направлениям науки». Препятствия на пути к интернационализации знания: этноцентризм, определенные культурные и познавательные ограничения исследователей, существующая организационная и политическая инфраструктура. Сквозная идея статьи: каждый обозначенный выше аспект исследования, когда он изолирован от двух других, не может дать адекватного понимания объекта. Автор называет представленные им соображения «смесью надежды и реализма».

Опубликовано на портале: 29-10-2004
Валерий Васильевич Дубицкий Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 117-122. 
Исследования научного наследия философа и социолога Карла Маннхейма (1893–1947) преимущественно обращены к работам по проблемам идеологии, утопического сознания, социологии знания. В статье рассмотрена малоизученная сторона его творчества – социологический анализ воспитательной деятельности, которому в его «Очерках социологии знания» посвящен отдельный раздел: «О природе экономических амбиций и значении этого феномена в социальном воспитании человека». К. Маннхейм прослеживает воздействие экономической системы на процессы развития личности, выявляет взаимосвязи между экономической жизнью, социальной структурой и духовно-личностной сферой. Изменение экономических основ жизни формирует новые представления о воспитании, однако смысл воспитательной деятельности остается прежним – целенаправленное формирование человека под воздействием социальных институтов. Экспансия экономической сферы в область формирования личности наряду с негативными эффектами, имеет и положительную сторону как фактор социальной интеграции. Экономическая интеграция учит людей подчиняться новой системе и исходить из обдуманного поведения, даже требований совести, что усиливает их «субъективную рациональность». Подчеркивается актуальность анализа в связи с российской действительностью: в центр внимания новой воспитательной практики должна быть поставлена проблема «нового человека» не с точки зрения утопического или идеологического сознания, но в аспекте расширяющегося универсума окружающей жизни, становления открытого информационного общества.

Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл