Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 18

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 08-09-2007
"В экономике образования и, в частности, в экономике университета существуют различные исследовательские направления и темы, а также большое количество исследований литературы по каждому из них. Идея этого сборника родилась из нашего желания познакомить читателя с некоторыми интересными трендами в этой области, снабдив их своего рода "путеводителем". В сборник вошли четыре статьи, посвященные экономическим и социальным аспектам деятельности университета. Эти работы посвящены разным вопросам и используют различную методологию, но объединяет их то, что они рассматривают образовательные учреждения как объект анализа.

Каждая статья снабжена комментарием. Комментарий позволяет поместить статью в контекст существующих подобных исследований в этой области, описывает альтернативные подходы и точки зрения, а в некоторых случаях в чем-то полемизирует с автором. Таким образом, он знакомит заинтересованных читателей с этой областью исследований и обеспечивает ориентиры для дальнейшего изучения работ по данной теме, давая критический разбор литературы.

Надеемся, что сборник статей будет полезен тем, кто интересуется образовательной тематикой, а также практикам, студентам и аспирантам разных специальностей, связанных с образованием, - будущим экономистам, социологам, менеджерам".

Из предисловия М.М. Юдкевич к сборнику
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-02-2007
Анатолий Петрович Бердашкевич Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 118-123. 
Успех научной и инновационной деятельности зависит от результата взаимодействия трех компонент: науки, производства и рынка. Прежде, чем дойти до рынка, необходимо наладить взаимодействие между наукой и производством. Целесообразно выделить те научные направления и научные организации, результат деятельности которых может быть ориентирован на работающие российские предприятия. Если результаты российских ученых будут потребляться отечественной же промышленностью, то через определенное время можно будет уже не заботиться о господдержке таких инновационных механизмов. Но чтобы эти механизмы запустить, она необходима.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-02-2007
Книга посвящена анализу управленческих решений, позволивших ГУ ВШЭ за короткий срок войти в число ведущих российских университетов. С учетом обобщения и осмысления опыта развития ГУ ВШЭ в условиях динамично меняющейся внешней среды в книге формулируются новые проблемы и задачи, которые необходимо решить для эффективной интеграции ГУ ВШЭ в международное образовательное сообщество и достижения качества исследовательского университета.
Разносторонний анализ практики управления учебным процессом, академическими исследованиями, финансовыми ресурсами, а также организации студенческой жизни, набора абитуриентов и других сторон жизни крупного современного российского университета будет интересен и полезен не только для специалистов по управлению образованием, но и для всех интересующихся проблемами развития системы высшего образования в России.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-09-2006
Валентин Сергеевич Идиатулин Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 141-144. 
В статье рассмотрены организационные трудности, сопутствующие подготовке и защите диссертаций. Отмечается, что ученая степень является исторически сложившейся формой подтверждения профессиональной квалификации научного работника и преподавателя вуза. Автор проводит сопоставление норм регламентации присуждения ученых степеней с практикой работы диссертационных советов. Показано, что одной из преград для соискателя оказывается необходимость иметь публикации основных научных результатов выполненной им работы в изданиях, включенных в перечень ВАК. Поскольку число таких публикаций документами не определено, ответ зависит от ученого совета. Процедуры защиты регламентированы и детализированы, однако методологический семинар соответствующей кафедры вуза, при котором создан совет, нередко вводит свои дополнительные критерии. После принятия диссертации к защите, рассылки автореферата, назначения даты защиты все может вернуться к началу, если в ученом совете кто-нибудь усомнится в соответствии темы диссертации специальности совета (хотя в п. 2.3 Положения о диссертационном совете речь идет о содержании), или, к примеру, окажется, что ее теме не соответствуют названия приведенных в списке литературы статей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Эдуард Михайлович Мирский Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 3-17. 
Автор считает, что в сложившихся социально-экономических условиях в России середины 1990-х при управлении НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) науку следует рассматривать как социальный институт и акцентировать внимание, прежде всего, на ее внутренних системных характеристиках, а не на политических, экономических и правовых аспектах, чем, по мнению автора, грешат практически все опубликованные к тому времени концепции реформирования науки. Такие концепции применимы в периоды стабильности, чего никак нельзя сказать о России середины 1990-х. Статья состоит из трех смысловых блоков: 1) исторического экскурса, 2) анализа структуры поддержки и самоуправления в науке, 3) рассмотрения вопроса об управляемости науки. Предпринимая экскурс в историю, автор отмечает, что российская ситуация не уникальна. Он рассматривает реорганизацию НИОКР в США 1957-1966 гг., которая представляла собой отход от системы так называемой «большой науки», сформированной в военные годы, при которой СССР обгонял США в научной сфере за счет большей эффективности этой системы в условиях тоталитарного строя (сигналом к реформе стал запуск СССР первого спутника в 1957 г.). В результате были созданы организационно отделенные друг от друга системы управления и поддержки НИОКР, а также независимое научное сообщество. Эти реформы обеспечили научное лидерство США. Возвращаясь к современной России, автор утверждает, что ситуацию можно исправить только за счет изменения принципов и структурных оснований научной политики и управления наукой. Во второй части статьи автор рассматривает функции структур поддержки науки. Выделяются два типа структур поддержки: 1) консультативно-экспертные советы и группы, 2) правительственные, общественные, частные фонды. Перечисляются особенности каждого из типов. Далее рассматриваются структуры самоуправления (или институты научного сообщества), перечисляются их функции. Описывается плачевная ситуация науки в России тех лет. В последней части статьи говорится о единой системе индикаторов, «отражающих состояние и динамику науки», на которой должно строиться управление наукой. Отдельно рассматриваются функции, которые должны выполнять федеральные структуры управления наукой.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-01-2006
Владимир Игоревич Игнатьев Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 150-151. 
Рецензируется книга: Левицкий Ю.В. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ. Новосибирск: Наука, 2002. 164 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-09-2005
Анатолий Васильевич Топилин, Ирина Александровна Малаха Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 132-136. 
В статье рассмотрены изменения пореформенного периода на рынке труда России в сегменте высококвалифицированных специалистов. Особое внимание уделено динамике занятости в сфере "наука и научное обслуживание" и обусловившим ее причинам. Автор отмечает ухудшение показателей "здоровья" в этой сфере ввиду значительного сокращения численности категории "исследователи" в целом, уменьшения притока молодежи после окончания вуза на фоне резкого снижения численности исследователей, имеющих степень кандидата наук.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2005
Bernard Casey
1997
Этот отчёт основан на телефоннои исследовании 809 академиков Великобритании, проведённом в 96 - 97 гг. Опрос касался следующих тем: студенты и их обучение, научные исследования и научное руководство, распределение времени и управление, условия найма на работу.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2005
Claire Callender
1997
Этот отчет Национального Комитета по Изучению Высшего Образования в Великобритании посвящен ожиданиям и опыту студентов в сфере высшего образования. Цель исследования - изучить взгляды студентов на качество их университетского опыта и то, в какой мере этот опыт соответствует их ожиданиям.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2005
Елена Иосифовна Кукушкина Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 130-138. 
Российские университеты сыграли существенную роль в становлении и развитии социологического образования в России, хотя до начала XX в. в России официального преподавания социологии ни в одном университете не велось. Для выяснения роли, которую университеты сыграли в становлении и развитии социологического образования в России, автор рассматривает три аспекта их деятельности: 1) отношения между университетами и обществом; 2) развитие социально-гуманитарного знания на университетских кафедрах и факультетах; 3) содержательные стороны деятельности ученых в области разработки концепции социологического образования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-06-2005
Леонид Ефимович Душацкий Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 8-17. 
Под "самореализацией" автор понимает полноту использования суммы знаний и умений, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность. Заработная плата является для научного работника мотивом-стимулом, не занимающим верхнюю ступеньку в иерархии ценностей, но выполняющим роль непосредственного побудительного фактора. Статья основана на материалах почтового опроса, проведенного среди 260 докторов наук, - официальных претендентов на высшее научное звание в 1987 г., и анкетирования 1191 сотрудника НИИ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-04-2005
Альберт Иванович Кравченко Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 40-49. 
В статье дан исторический анализ становления социологии в целом и социологии труда в частности за последние 100 лет с акцентом на последнее десятилетие ХХ века. Автор отмечает, что на протяжении столетия российская социология создавалась несоциологами: юристами, философами, экономистами, и в этом проявилось особенности исторического развития и неравномерного роста научного знания в России. В институонализации социологического образования в Росссии автор выделяет два ключевых момента - это 90-е годы ХIХ в., время экономического подъема после отмены крепостного права; и 90-е годы ХХ века, период экономического кризиса, связанного с распадом советского государства. В социологии труда, как считает автор, следует выделять две ветви - промышленную и аграрную, т.к. они различаются не только объектом исследования, кругом персоналий, но и нелинейным историческим развитием. Исходной точкой возникновения промышленной социологии может служить "рабочий вопрос" (рост городской преступности, обострение жилищной проблемы, обнищание городского населения и тд.). В. Берви-Флеровский был первым русским промышленным социологом. Исходной точкой развития аграрной социологии считается вопрос о русской поземельной общине. Многочисленные общинные теории внесли весомый вклад в мировую науку. В постреволюционный и послевоенный периоды исчез основной объект исследования - община, колхозы и совхозы эпохи социализма представляли собой разновидности сельских промышленных комплексов. В 90-е гг., как отмечает автор, социология труда идентифицировалась лишь с одной ветвью - промышленной социологией.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-02-2005
Ольга Эрнестовна Бессонова, Марина Андриановна Шабанова Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 79-88. 
На примере новосибирского экономико-социологического коллектива авторы статьи хотели показать, что и в прежней советской социологии (в том числе "провинциальной") формировались научные школы, многие из которых сохранились и развиваются в настоящее время, несмотря на трудности переходного периода.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-01-2005
Борис Ильич Бедный, Игорь Вениаминович Шейнфельд, Сергей Семенович Балабанов, Евгений Васильевич Козлов Социологические исследования. 2004.  № 1. С. 112-118. 
Цель данной статьи - показать отношение нового поколения нижегородских ученых к проблеме коммерциализации интеллектуальной собственности и сформулировать основные принципы построения образовательных программ по инноватике в системе послевузовского профессионального образования для аспирантов и специалистов в области точных и естественных наук.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-01-2005
Сергей Александрович Лебедев, Сергей Александрович Миленин Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 122-129. 
Цель настоящей статьи - охарактеризовать современное состояние российской науки и обсудить главные условия и направления ее выхода из кризиса, которые должны составить основу новой научно-технической политики России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-12-2004
Neil J. Smelser
Перев.: Николай Валентинович Романовский, А.С. Маткова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 3-12. 
Статья – выступление автора на XV Международном социологическом конгрессе при вручении ему премии им. М. Догана за работы в области сравнительных исследований. Делается выбор определений для трех представленных в заглавии понятий. Компаративный анализ – «описание и объяснение сходств и различий (главным образом различий) условий или результатов развития крупных социальных единиц, обычно – регионов, стран, обществ и культур». Междисциплинарность автор рассматривает как то, что «обеспечивает применение дисциплинарных переменных, концепций, концептуальных рамок и перспектив для понимания и объяснения некоторых эмпирических явлений, таких как уровень участия в голосовании, общественные движения, демократические институты или экономическое развитие». Интернационализация понимается как качественная характеристика знания, означающая широкое его применение и всеобщую значимость независимо от национальных или региональных границ. Автор подчеркивает, что используемый им подход в отношении всех трех проблемных аспектов и дефиниций относится к характеру производимого знания. Далее рассматриваются эти три аспекта. В аспекте компаративного анализа показана ограниченность (в плане методологии) как радикального позитивизма, так и радикального релятивизма, возникшего недавно и связанного «с общим дрейфом к постмодерну». В XIX в. применение сравнительного анализа выявило отсутствие у западных исследователей нейтральности к не-западному миру («примитивному», «дикому», «варварскому»). Автор предлагает использовать стратегию систематизации контекстов сравнений – как в плане выбора компаративных индикаторов (измерений), так и в плане объяснения компаративных сходств и различий. Любое масштабное исследование междисциплинарно. Автор не разделяет пессимизма в связи с дроблением областей знания, поскольку «ядро определенных дисциплин сохраняется, большинство практиков без труда относят себя к определенным направлениям науки». Препятствия на пути к интернационализации знания: этноцентризм, определенные культурные и познавательные ограничения исследователей, существующая организационная и политическая инфраструктура. Сквозная идея статьи: каждый обозначенный выше аспект исследования, когда он изолирован от двух других, не может дать адекватного понимания объекта. Автор называет представленные им соображения «смесью надежды и реализма».

Опубликовано на портале: 23-11-2004
Александр Михайлович Осипов, Сергей Владимирович Иванов Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 105-110. 
Рассмотрение вуза как корпорации позволит, по мнению авторов, лучше исследовать его структуру и социальные функции. В историко-социологическом экскурсе представлены исследования М.Вебера (школа как бюрократическая организация), Т. Веблена (университет как капиталистическое предприятие), Т. Парсонса (функции университета в профессиональном комплексе). В зарубежной социологии университеты и их объединения с 1960-х гг. рассматриваются как корпорации. Сложился подход, сочетающий организационный и властный аспекты изучения образовательной системы. Обоснованность отнесения университетов к корпоративным структурам авторы аргументируют наличием в них выделенных А.И. Пригожиным признаков корпорации как сложного образования, возвышающегося над перичными организациями и противостоящего как целое внешней конкурентной среде. Для выявления черт корпоративности выбран Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, возникший при интеграции небольших отраслевых вузов. Анализ его особенностей проводится на базе материалов социологических исследований структурных подразделений этой "корпорации" и их деятельности за 1994-2003 гг. Рассматриваются действия преподавателей и руководства университета по поддержанию "корпоративного духа". Проведен анализ экспертных интервью с заведующими 109 кафедр НовГУ, позволяющий выявить следующие ориентации: 1. На рост контингента студентов 2. На поддержание популярности, престижа соответствующей профессии среди населения. 3. На развитие вузовской подготовки как условие воспроизводства культуры и науки. 4. На повышение благосостояния сотрудников корпорации. Внимание авторов привлекли призывы местных и федеральных органов остановить устойчивый рост числа студентов в связи со сложной демографической, экономической и социальной ситуацией в регионе.

Опубликовано на портале: 23-04-2004
Леонид Васильевич Лесков Общественные науки и современность. 2003.  № 4. С. 147-158. 
В пространстве культуры наука наиболее тесно взаимодействует с техникой, а также с философией и религией. Область научных интересов – поиск ответов на вопросы ‘‘что, как, почему?’’ На вопрос ‘‘зачем?’’ наука обычно отвечала с трудом, проигрывая на этом поле философии, религии и искусству. Однако в связи с развитием таких научных дисциплин, как общая теория систем, синергетика, теория катастроф и др., у науки и в этой сфере появились новые возможности. Автор выдвигает задачу построения модели науки как самоорганизующейся системы. Цель этого исследования состоит в том, чтобы внести новые уточнения в теорию постиндустриальной трансформации социокультурного пространства и, хотя бы частично, отвести от нее обвинения в утопизме. Впрочем полное освобождение от элементов утопии и не входит в намерения автора, поскольку он полагает, что утопию не только можно, но и нужно использовать в качестве полезного инструмента исторического прогнозирования.