Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 279

Опубликовано на портале: 13-03-2006
А.А. Панков, В.И. Подшивалкина Социологические исследования. 1995.  № 11. С. 99-103. 
Автор обращают внимание на следующий парадокс. В переживающем кризис обществе особую остроту приобретают проблемы поиска смысла, жизненного пути, веры, с которыми традиционно «работает» религия. Казалось бы, неминуем религиозный взрыв, однако он не происходит. Причины, которые вызывают конфликт между «религиозным интересом» общества и тем, что предлагают религиозные организации, авторы используют понятие «жизненная позиция личности». Классификация подобных позиций дает возможность определить характер контингента современных религиозных организаций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-03-2006
П.А. Кулаков Социологические исследования. 1995.  № 11. С. 91-99. 
Автор анализирует результаты исследования, предметом которого выступали верования современной молодежи, ее отношение к религии, религиозной деятельности, а также факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Исследование проводилось среди молодежи г. Новосибирска. Выборка отражала структуру учащейся молодежи дневного обучения в возрасте от 15 до 29 лет. Состав опрашиваемых соответствовал по своим социальным характеристикам основному контингенту учащейся молодежи и социальному составу населения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-03-2006
Л.М. Воронцова, Сергей Борисович Филатов, Дмитрий Е Фурман Социологические исследования. 1995.  № 11. С. 81-91. 
В настоящей статье предлагается попытка интерпретации данных опросов, проводившихся в рамках исследования взаимосвязи религиозных и политических взглядов в массовом сознании населения России, а также прилегающих областей Украины и Казахстана, в которых живет русскоязычное население. Исследование проводилось в 1990-1992 гг. Исследователей интересовала глубинная структура массового сознания – во что люди верят или стремятся верить, что для них – добро и зло. В 1990 г. вопросы ограничивались сферами отношения к религии и общими политическими установками. В 1991 г. они уже охватывали такие сферы, как литература, музыка, живопись, а в 1992 – еще и отношение к труду, половой морали и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-03-2006
Л.Н. Митрохин Социологические исследования. 1995.  № 11. С. 79-81. 
В статье подвергается анализу мнение о том, что Россия переживает «религиозное возрождение». Данный тезис представляется автору сомнительным, поскольку суть конфликта прежней официальной («диаматовской») идеологии и нынешней («демократической») состоит вовсе не в отношении к Богу. Последнее есть, с точки зрения автора, лишь «превращенная форма» более глубоких социальных конфликтов. Поэтому он призывает к взвешенному и глубокому изучению вопроса, предупреждая об опасности слепо копировать юридические нормы Запада в отношении религиозных организаций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-03-2006
Я.Г. Шемякин, О.Д. Шемякина Общественные науки и современность. 2006.  № 2. С. 98-108. 
В статье на большом фактическом материале рассматриваются особенности старообрядческой культуры, являющиеся общими для пограничных цивилизаций, таких как эллинистическая, византийская, российская, латиноамериканская. К таким особенностям относятся синкретизм мировоззрения старообрядцев, тесное взаимодействие христианских и языческих составляющих в духовных стихах; "мистический материализм" как специфическая форма принятия мира, противостоящая утопизму революционеров; признание активной роли человеческого разума, существование самостоятельно разработанных догматов и обрядов; инверсия формообразования, при которой традиционалистская ориентация парадоксальным образом стимулировала противоположную ей по сути рационалистическую ориентацию. Дается оригинальная интерпретация отношения старообрядцев к машинной технике, воспринимавшейся ими как сила сверхчеловеческая, дьявольская по своей сути, которую тем не менее, в условиях господства Антихриста в мире можно и нужно использовать во благо общины верующих.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-02-2006
И.А. Задворнов Социологические исследования. 2000.  № 10. С. 52-57. 
В статье раскрывается этноконфессиональная специфика суфизма (традиционного для данного региона направления в исламе) в Чечне и Дагестане, определяющая социокультурную идентичность их населения. Показано, что мусульманство исторически было здесь имманентной формой социализации – способом включения членов патриархальных сообществ в систему экономических, правовых и статусных взаимосвязей. Поскольку для основной массы людей суфийский ислам никогда не являлся идеологической основой обыденной практики, вакуум в этой области, возникший после краха коммунистического режима, стал заполнять радикальный ваххабизм.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-02-2006
Сергей Васильевич Востриков Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 22-30. 
В статье исследуются идейные истоки германского нацизма, который синтезировал неоднородные, зачастую противоречивые элементы мистических и псевдонаучных доктрин (расовая теория, евгеника, теософия, социал-дарвинизм, физиогномистика и т.д.). Отмечается, что нацизм объявил себя врагом современной европейской «лженауки», римского права и христианства, а также борцом с пагубным влиянием «еврейского духа». Символом «нордической» науки стал австриец Г. Горбигер, проповедник «учения о мировом льде» и грядущей мутации нации. Его доктрина отвечала запросам теории арийской расы, будто бы сохранившей первозданную чистоту, чтобы господствовать над миром. Эти проповеди довели до крайности убеждения Гитлера в том, что узость западной науки расслабила немцев. Данное учение сплеталось с языческими культами древних германцев, учением Ницше о появлении «сильной личности» и романтическим идеалом человека будущего. «Арийская наука» получали «обоснование» в «теории», разработанной к 1937 году археологом Кисо, который якобы обнаружил в ряде отдаленных мест (Анды, Тибет, Гоби, Абиссиния) «неопровержимые свидетельства» существования более высоких цивилизаций. Направленность нацистской экспансии («Натиск на Восток») опиралась на эзотерическую «нордическую доктрину» и на традиции Тевтонского ордена. Автор констатирует: «Теософия нацизм помогла… породить сатанинское, но достаточно результативное движение…. Завершившаяся 60 лет тому назад война была не только сражением танков, самолетов. Линкоров, но и судьбоносной битвой сил добра и зла» (с. 29).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-02-2006
Ирина Владимировна Журавлева, Зинаида Ивановна Пейкова Социологические исследования. 1998.  № 10. С. 136-142. 
Результаты международного сравнительного исследования уровня и специфики религиозного сознания подрастающего поколения двух стран (1995–1997 гг.) показывают наличие у молодых людей повышенного интереса к сфере религии. Вера для них приобретает многозначный смысл, выступая и знаком групповой принадлежности, и символом эстетических устремлений, и высшей духовной потребностью и пр. Вместе с тем столь массовое усиление религиозности может свидетельствовать о неудовлетворенности респондентов окружающей действительностью, об их попытках защититься от ее прагматизма и жестокости.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-02-2006
Галина Сергеевна Широкалова Социологические исследования. 2001.  № 7. С. 80-88. 
Автор анализирует результаты исследования, проведенного в 1990 г. Нижегородским отделением Российского общества социологов. Цель его состояла в фиксации образа жизни нижегородцев на рубеже тысячелетий через выяснение их ценностных ориентаций и поведенческих характеристик в основных сферах жизнедеятельности. Отношение к религии определялось по трем вопросам относительно религиозной самоидентификации и практики. Исследование проводилось по репрезентативной выборке в четырех типах населенных пунктов Нижегородской области: областной центр; города области; рабочие поселки; села и деревни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-01-2006
И.В. Симонов Социологические исследования. 1999.  № 12. С. 118-123. 
Нижегородский край рассматривается как один из центров религиозной жизни России на протяжении веков. Причем, речь идет не только о православии, но и об исламе. Рассказывается о религиозных учебных заведениях и о конфессиях, действовавших в Нижегородской области как до 1917 г., так и в наши дни, в том числе и о различных сектах, западных протестантских проповедниках, а также о ряде современных околорелигиозных течениях.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-01-2006
Леонид Васильев Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 83-90. 
В попытках понять, почему, спустя почти полторы тысячи лет после появления ислама, стало возможным возникновение столь мощного, энергичного, жесткого агрессивного, использующего террор движения, как современный исламизм, автор статьи в осторополемичной форме обращается к кораническим основам этого феномена. Его вывод пессимистичен. Идеология современного мусульманского радикализма – это не искажение, а доскональное следование фундаментальным заповедям Корана. Что, однако, хуже, в настоящее время исламизм, близкий, по существу, тоталитарным доктринам ХХ в., формирует новую конфигурацию глобального противостояния, все активнее беря на себя роль некого идейного центра, противопоставляющего свои ценности ценностям демократии и толерантности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-01-2006
Владимир Дмитриевич Жукоцкий Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 69-82. 
Лютер и Ленин трактуются в статье как знаковые фигуры всемирной истории и обретения смысла советской эпохи в истории русской и мировой культуры. Анализируя немецкую Реформацию, автор приходит к идее русской Реформации: символична даже симметрия двух великих дат в истории человечества - 1517 и 1917 гг. Начало европейской и русской реформации разделяют четыре столетия. Автор приходит к выводу, что если лютеровская модель реформации возникла на почве западного христианства, то ее ленинская модель не может быть понята вне православия с его ментальностью. В статье высказывается мысль о том, что в современных условиях контрреформационные тенденции вписываются в общую логику продолжающейся реформации, которая может считаться "золотой серединой" между ее крайними культурологическими моделями – Лютера и Ленина.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-12-2005
Ирина Георгиевна Каргина Социологические исследования. 1998.  № 6. С. 111-118. 
Анализ данных социологических обследований 1995–1997 гг. различных христианских деноминаций г. Москвы и ряда регионов России показал следующее. Помимо естественных догматических отличий, религиозные объединения различаются по видам деятельности. Так, если 89% православных объединений выделяют в качестве приоритетных задач воцерковление паствы, то 65% протестантских –оказание нуждающимся социальной и материальной помощи. Еще одна новая тенденция развития христианского сообщества страны – появление большого числа «межхристианских» организаций, взявших на себя решение проблем бездомных детей, содействия пенсионерам и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-12-2005
М.П. Мечедлов Социологические исследования. 1998.  № 6. С. 107-110. 
Результаты обследования параметров религиозности молодежи России (Москва, Санкт-Петербург и 12 областей; 1997 г.) позволили констатировать новое, по сравнению с допререстроечным временем, явление. Молодые люди преодолели насаждаемые школьными программами и атеистической пропагандой стереотипы отношения к религии: 32,1% опрошенных назвали себя верующими в Бога, а почти 30% – тяготеющими к вере. Это, однако, не переходит в готовность безукоснительно следовать предписаниям религиозных руководителей: только 5% респондентов высказались за активную роль конфессий в политике и общественной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-12-2005
Л.О. Иванова Социологические исследования. 1998.  № 6. С. 102-106. 
Автор текста с христианских позиций аргументировано опровергает «перестроечный» миф о безграничности плюрализма и его производной – равнозначности любых существующих воззрений, разделяя юридический и гносеологический аспекты права на инакомыслие. Юридически всякий человек может придерживаться любой системы ценностей, но гносеологически она является ущербной с моих позиций, например, религиозно-христианских. Следовательно, моя позиция нуждается не только в свидетельстве, но и защите. Иначе говоря, наличие в обществе многих точек зрения не означает, что человек должен их одновременно разделять и жить со всеми ими.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-11-2005
Lynn D. Nelson Социологические исследования. 1992.  № 7. С. 111-125. 
Американский социолог анализирует роль и место религии в системе общественных ценностей современного общества в Европе и США. По его мнению, в религиозность все больше становится для людей либо неким хобби, либо дополнительным маркером этнической принадлежности в инонациональном окружении. Одновременно она все больше утрачивает социализационный аспект – функции системы, содержащей вселенские и индивидуальные ценности и объяснения, которые все более переходят к социально ориентированному государству. Делается весьма дискуссионный вывод: секулярность общества тем выше, чем более налажена в нем система социального обеспечения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-11-2005
Сергей Борисович Филатов, Дмитрий Е Фурман Социологические исследования. 1992.  № 7. С. 3-12. 
Авторы на основе исследований 1990 и 1991 гг. анализируют феномен новой религиозности – резкого с 10 до 27% роста за два года числа людей, позиционировавших себя как верующих. Про их оценке, движение к православию и его политической производной – «реакционно-романтическому» авторитаризму во многом обусловлено мировоззренческой неопределенностью периода начала демократических преобразований. Идейная рыхлость отечественной демократии, легко превращающейся анархию, подталкивает человека к поиску четких метанарративов, в том числе авторитарных.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-11-2005
Рубен Абгарович Орбели Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 106-121. 
Продолжение дневниковых записей (с 1 по 19 июля 1917 г.). Наибольший интерес в данном отрывке представляет мысль об разрушении традиционной соборности в России в предреволюционное время. Истинную соборность – взаимное служение людей общественная забота о каждом и сознание каждым своей ответственности – подменили социальные теории и программы классовой самозащиты, основанные на массовом пренебрежении к интересам целого: родины, всего народа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-09-2005
Елена Александровна Островская Социологические исследования. 1999.  № 3. С. 107-113. 
В статье рассматриваются буддийские общины, созданные мирянами и функционирующие автономно, с весьма существенными отличиями от традиционных буддийских социальных институтов России. Эмпирическим базисом работы служат результаты полевого исследования этих организаций, проведенного с использованием методов включенного и невключенного наблюдения, анализа документов (видео- и аудиоматериалов из архива общин, буддийской периодики и сочинений духовных лидеров), интервьюирования экспертов, руководства и рядовых членов общин.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-09-2005
Михаил Петрович Мчедлов, Э.Г. Филимонов Социологические исследования. 1999.  № 3. С. 103-107. 
В статье анализируются данные, полученные в ходе мониторинга, проведенного в 1997 г. научно-исследовательским центром «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем. Авторы отмечают появление нового типа верующего. В отличие от представителя общественно инертной массы, каким видели верующего в СССР, сейчас это молодой или среднего возраста человек со средним или высшим образованием, участвующий в общественном производстве и политической деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл