Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 279

Опубликовано на портале: 25-08-2005
Владимир Игоревич Веремчук Социологические исследования. 2003.  № 12. С. 84-87. 
В современных условиях взаимодействие военной службы и религии имеет сложную, многоуровневую структуру, и осмысление его проблем не может не учитывать как общесоциальный уровень, так и уровень отдельных социальных структур: социальных институтов, социальных организаций, личности. В статье показаны некоторые результаты исследования взаимоотношений института церкви и армии. История России свидетельствует о наличии устойчивой духовно-религиозной традиции в Вооруженных Силах. По данным мониторинговых исследований 1990-х годов, большинство военных респондентов (76%) выступали за дальнейшее налаживание отношений между армией и церковью.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-07-2005
Юлия Юрьевна Синелина Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 96-107. 
В октябре 2003 г. автор провела опрос населения Ярославской области для изучения состояния его религиозности. Чтобы объективно оценить близость людей к Церкви, были использованы такие показатели, как посещение храма, приход на исповедь и причастие, чтение Евангелия, молитва, соблюдение постов (по пятибалльной шкале). На основе полученных данных выделены группы людей с разной степенью воцерковленности («воцерковленные», «полувоцерковленные», «начинающие», «невоцерковленные», «нулевая группа» и «неверующие»). Доля респондентов, называющих себя православными (77%), превосходит долю тех, кто относят себя к верующим (58%). Это означает, что часть опрошенных связывают себя скорее с православной культурой, чем с православной верой. В сельских районах пропорция верующих - 66%, в Ярославле - 55%. Для количественной оценки интереса православных верующих к оккультизму (магия, астрология, гадание, медитация и т.д.) введен показатель суеверного поведения, значение которого определяется по шкале с четырьмя позициями. Оказалось, что суеверное поведение наиболее характерно для групп «воцерковленных» и «начинающих», и менее всего свойственно «неверующим». Среди суеверных людей большинство составляют проживающие в сельских районах женщины. На этом основании автор предположила, что живучесть магических практик связана с близостью к земле, к природе. Церковь, обращая внимание на склонность верующих к оккультизму, не считает, что это вытесняет веру в Бога.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Зинаида Ивановна Пейкова, Андрей Иванович Прусак Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 96-103. 
В августе 2000 г. состоялся юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви, посвященный 2000-летию Рождества Христова. Собор ознаменовался принятием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» – первого в истории РЦП официального программного документа такого рода. В «круглом столе», посвященном обсуждению документа, приняли участие видные ученые. В статье опубликованы фрагменты выступлений, отражающие наиболее важные аспекты обсуждаемой проблемы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Екатерина Сергеевна Элбакян, Степан Викторович Медведко Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 103-111. 
Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем по заказу Фонда Ф. Эберта было проведено социологическое исследование «Россияне о судьбах России в ХХ веке и своих надеждах на ХХI век» по репрезентативной всероссийской выборке (2050 человек). Выявлено, что в России группа верующих имеет определенные хозяйственные и рыночные ориентации: (1) преобладание тенденций патернализма и консерватизма; (2) построение собственной хозяйственной деятельности на принципах самообеспечения; (3) своеобразное «половинчатое» восприятие рыночных реформ как на уровне действий, так и на уровне идей; (4) с приходом нового поколения молодых верующих нарастание предпосылок для изменения отношения этой социальной группы к рынку и экономическим реформам.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Нина Григорьевна Шамшурина Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 181-184. 
В тексте рассматриваются основные постулаты православной концепции труда и трудовой этики. Анализ текста «Поучения» Владимира Мономаха, «Домостроя», творений отцов Церкви и др. источников показывает, что православие как исконное христианство рассматривает хозяйственную деятельность в качестве одного из основных средств, необходимых для совершенствования человеческого существования, а труд – высшего мерила богоугодности человека. Эти установки сохраняют определенную актуальность и в наши дни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2005
Л.Г. Новикова Социологические исследования. 1998.  № 9. С. 93-98. 
Статья посвящена анализу некоторых особенностей процесса религиозного возрождения в Белоруссии. Автор опирается на данные социологического исследования, проведенного ею совместно с И.Дунаевой в 1994 г. в Белорусском государственном университете и исследовании БГУ 1997 г. Выделяются 3 компонента исследования – наличие веры в Бога, конфессиональной самоидентификации и устойчивого религиозного поведения. Приводятся данные о связи возраста опрашиваемых и их отношения к религии, о динамике численности верующих в различных возрастных группах в 1994-1997 гг., о связи религиозности и материального положения респондентов, о регулярности посещений богослужений представителями различных конфессий и групп с квазирелигиозным и внерелигиозным сознанием. Делается вывод о массовом отходе населения от атеизма, выделяются наиболее привлекательные для людей конфессии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-06-2005
Александр Сергеевич Ваторопин Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 84-92. 
Автор рассматривает социологию религии через призму социального модернизма и постмодернизма. Социологический подход к анализу модернизационных процессов в религиозной сфере выявляет отношение той или иной религии к модернизируемому обществу. Религиозный модернизм определяется как парадигмальное понятие, устанавливающее взаимосвязь между религией как целостной духовно-социальной подсистемой и обществом как модернизирующейся системой.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-06-2005
Александр Александрович Авраменко Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 92-100. 
Статья представляет результаты комплексного социологического исследования, проведенного в 2000 г. в Калуге Научно-исследовательским институтом социально-политических исследований и консультирования. Опрашивались постоянные жители по вероятностной квотной выборке (N=1028). Анализировались мнения городской элиты, местных экспертов по делам религий и сект, а также представителей различных конфессий и сект.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-06-2005
Юлия Юрьевна Синелина Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 100-104. 
Автор анализирует современный миф о "сложных" условиях, в которых оказалось в России атеистическое мировоззрение, и о "благоденствии" традиционных религий, прежде всего, православия. Средства массовой информации, формирующие представления обывателя, настроены в большинстве своем весьма критично по отношению к православной церкви. Демократы-западники, возглавляющие большинство российских СМИ, не учитывают специфику России как страны, приверженой традиционным религиям, православие огульно обвиняется в тоталитарном мышлении и нежелании модернизироваться.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-06-2005
Игорь Александрович Чуднов Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 104-107. 
Общехристианская мораль и традиция аскетизма в России не были так ярко выражены, как на Западе. Православие пошло по своему пути, отрицая католический целибат, введя браки среди белого духовенства, последовательно официально преследуя проституцию, что не мешало последней успешно существовать подпольно всю российскую историю вплоть до официальной легализации в 1843 г. В статье обсуждается эволюция христианской и в частности православной морали в отношении проституции. Утверждается, что осуждая и клеймя проституцию, христианская церковь не только сосуществовала с ней, но и часто использовала в своих целях.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-04-2005
Зинаида Ивановна Пейкова Социологические исследования. 2001.  № 4. С. 64-70. 
Апостасия – предубеждение против церкви и христианства. Автор считает, что как бы не была сложна задача нравственного оздоровления общества на традиционных религиозных началах, ее необходимо решать, потому, что альтернативы ей не существует, ибо защита национальной религии или церкви есть защита наций и народов, государства и общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-04-2005
Лариса Анатольевна Андреева Общественные науки и современность. 2005.  № 3. С. 97-106. 
Автор демонстрирует широкую распространенность экстатических обрядов в различных религиях античного мира, в католичестве, исламе, в сектах дореволюционной и современной России. Подчеркивается, что в деятельность сектантов в России оказывались включены верхи общества, такие как художник В.Боровиковский, министр народного просвещения князь А.Голицын, сам император Александр I. Автор связывает периоды экспансии экстатических культов с переходными эпохами в истории народов, когда традиционные средства снятия психологического напряжения перестают работать и только измененные формы сознания во время экстатических религиозных обрядов помогают бороться с отчуждением, отречься от своего страдающего и греховного "я", сменить самоидентификацию. На большом материале прослеживается традиция "глоссолалии", приобретающая широко распространение в современном католицизме и у христиан веры евангельской (пятидесятников).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-04-2005
Dana Hamplova
Перев.: Зинаида Ивановна Пейкова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2002.  № 7. С. 78-86. 
В июле 1999 года Социологическим институтом Чешской академии наук в рамках сравнительного проекта Международной программы социальных исследований "International Social Survey Programm (ISSP)" проведено репрезентативное социологическое исследование "ISSP 1998 - Религия", посвященное проблеме влияния религиозных представлений и религиозного поведения на социальные, политические и моральные установки населения и на его отношение к сексуальному поведению и абортам. Целью исследования было определить степень религиозности населения и отношение его к поставленным вопросам. Актуальность подобного исследования для Чехии объясняется тем, что эта страна относится к наиболее секуляризированным европейским странам. Согласно этой статье, в результате исследования ответов респондентов в Чехии христианство и оккультизм выявились как доминирующие духовные ориентации. Что отвечает теории Элвуда и Пэртина о двух основных образов действительности западной цивилизации: «Христианство и современная наука, с одной стороны, и альтернативные явления, спаянные с традиционными мистическими течениями...» Причем, христианство в чешском исследовании проявило себя скорее как духовная ориентация меньшинства. А большое распространение имеет вера в сверхъестественные элементы оккультного характера, амулеты, гороскопы. Вывод автора - в Чешской Республике религиозная вера, хоть и не традиционная христианская, но играет довольно значительную роль. В чем автор соглашается с противниками одномерности теории секуляризации, согласно которой, в современных обществах религия вытесняется из повседневной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-03-2005
Михаил Петрович Мчедлов, Абдул Абдулвагапович Нуруллаев, Екатерина Сергеевна Элбакян Социологические исследования. 1994.  № 5. С. 9-13. 
В работе анализируется результаты социологических опросов 1993г. исследовательского центра «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем в восьми регионах России. Авторы утверждают, что в России продолжают действовать две тенденции: с ростом образовательного уровня снижается степень религиозности; нетрадиционная её форма увлекает по преимуществу людей достаточно образованных. Тенденции развития религиозной ситуации в стране авторы оценивают как возможную стабилизацию уровня религиозности населения с одной стороны и усиление межконфессиональных конфликтов и деструктивных этнических движений с другой стороны. Острой проблемой для Русской Православной Церкви авторы считают деятельность зарубежных мессионерских организаций, которым властями создан режим наибольшего благоприятствования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-02-2005
Леонид Васильев Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 167-171. 
В основе современной китайской и ряда других дальневосточных культур (от Японии до Сингапура) лежат принципы конфуцианского гуманизма. Основное его отличие от европейского в том, что он служил средством для создания гармоничного общества и патерналистского упорядоченного государства. Идеал древнекитайского гуманизма (гармония, порядок и постоянное самоусовершенствование хорошо организованного государства, управляемого достойным правителем и справедливым чиновничеством) ориентирован не столько на личность, сколько на социум. Именно благодаря этой традиционной установке произошел успешный выход КНР из тупика марксистско-маоистского эксперимента на рельсы рыночного развития и приспособление его населения к экономической модели, опирающейся на частную собственность европейского типа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-02-2005
Татьяна Борисовна Коваль Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 55-70. 
Отмечается, что в России традиционные базовые ценности связаны с православием. Характеризуется христианское отношение к труду, реабилитировавшее и возвысившее всякий труд. Отмечаются отличия православного подхода к труду от католического и протестантского как акцентирующего внимание на духовной, внутренней жизни человека. Отсюда – определенное выстраивание системы ценностей, предпочтение внутреннего духовного труда. При этом особо выделялись роль трудничества в виде особо тяжелых работ, а также подвиг социального опрощения. При этом профессионализм в качестве особой добродетельности не рассматривался. Анализируется отношение православия к земным благам, к собственности. В целом этика труда православия соответствует идеалам сверхэкономизма, который, не отрицая самого хозяйства, выступает против нравственной бесконтрольности экономики и порабощения духа хозяйственными проблемами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-02-2005
М. Степанянц Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 167-170. 
Ядро гуманистического мировосприятия – признание за человеком свободы во всем многообразии ее проявлений, которая противостоит приоритету и господству государства, доминированию религиозных институтов, традиционной социальной иерархии и т.д. В мусульманстве на протяжении веков преобладало фаталистическое представление о предопределенности судьбы человека и его зависимости от воли Аллаха. Это представление было подвергнуто частичному переосмыслению в мистическом учении суфизма (особенно наглядно в трудах шейха Ибн Араби), что открыло возможность для выражения умонастроений, типологически сходных с гуманистическими. Однако масштаб развития данной тенденции не позволяет говорить о наличии гуманизма как самостоятельного феномена в жизни мусульман.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-01-2005
Юлия Валерьевна Шерер Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 167-174. 
В статье рассматривается ряд направлений религиозной мысли в предреволюционной России. Первое связано с деятельностью писателей-символистов (Д.Мережковскорго, А.Белого, Вяч.Иванова, А.Блока и др.), стремившихся к выработке "нового религиозного сознания", противостоявшего нравственно-аскетическому и догматическому толкованию христианства, которое воспринималось как "религиозный позитивизм". Борьба с православием и официальной церковью рассматривалась как задача каждого настоящего верующего; русская революция – как форма религии, религиозный принцип. Второе было порождено революцией 1905 г. и попыткой С.Булгакова, Н.Бердяева, С.Франка, П.Струве и др. объединить социалистические (марксистские) и христианские ценности в проекте "христианского (или религиозного) социализма". Однако скоро их интерес к социальным проблемам сменился интересом к теологии и уходом в религию. Третьим было богостроительство, охватившее значительную часть социалистов, в том числе М.Горького, А.Луначарского и др. "Веховцы" видели в нем стремление к обожествлению народа, в то время как Д.Мережковский опровергал веховскую критику интеллигенции.

Опубликовано на портале: 29-01-2005
Э. Тимошенко Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 119-132. 
Поиски базовых или конечных основ мироздания, безрезультатно закончившихся для классической науки, не привели к утрате интереса к тайне предельного. Автор статьи посредством математических (с применением новейшего вычислительного аппарата) выкладок и философских обобщений приходит к выводу о существовании предела, где происходит феномен «замыкания иерархий» – точке, в которой осуществляется связь микро- и мега-Вселенной. Свойства указанного феномена настолько отличны от обычных представлений о строении реальности и действия в ней известных нам законов, что это позволяет отождествлять его с Богом. Но даже, если воздерживаться от теологических объяснений, необходимо понять, что теория познания не может далее игнорировать целые пласты загадочных явлений и фактов, не укладывающихся в рамки современной научной картины мира, однако являются вполне достоверными.

Опубликовано на портале: 29-01-2005
Валентина Ладоренко, Ольга Ладоренко Общественные науки и современность. 1991.  № 1. С. 126-136. 
Новый подход к пониманию религии, бессмысленность противопоставления которой науке, определяется различной природой этих феноменов. Религия – целостное видение мира в его инвариантных характеристиках и предельных основах, имеет личностное, человеческое измерение. Вера – специфически человеческий способ "обживания" и осознания действительности; она – не только и не столько приверженность системе догматов, но особое состояние души, столь же неотъемлемое свойство психики, как любовь, сострадание, стыд и.т.п. Наука, критичная даже к себе самой, с ее истинами, постоянно меняющимися под воздействием новых факторов, принципиально внеличтностна. Поэтому на ее основе не только невозможно формирование целостной мировоззренческой системы (даже посредством метода индуктивного обобщения), но создание некого "критерия научности" в отношении мировоззрения или мироощущения.
ресурс содержит прикрепленный файл