Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 279

Опубликовано на портале: 25-01-2005
Зинаида Ивановна Пейкова Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 128-130. 
Письмо в редакцию Замечания по поводу статьи Ю.Л. Василевского "О религиозной ориентации учителей".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2005
Валентина Владимировна Форсова Социологические исследования. 2004.  № 1. С. 54-61. 
Работа посвящена истории становления православного, католического и протестантского принципов в делах веры, их сущностного различия как основы (в дальнейшем) анализа проблем современной толерантности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2005
Наталья Юрьевна Матвеева Социологические исследования. 2004.  № 1. С. 61-69. 
Автор статьи обращается к русской религиозной философии (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, о. П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн, Н.О. Лосский), показывая, что представители этой школы основали особое направление в социологии с собственным подходом к ее предмету, объекту и методологии познания, а также что их подход обусловил преимущественный спектр интересов этих ученых в исследовании социальных процессов и явлений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2005
Ирина Георгиевна Каргина Социологические исследования. 2004.  № 1. С. 45-53. 
В статье обобщаются результаты исследования (2000-2002), целью которого было выяснение специфики отношения верующих к христианским конфессиям в России. При опросе ставились следующие вопросы: Почему я не в Церкви? Почему часть верующих, считающих себя христианами, не пришла в церковь вообще? Что думают пасторы относительно ухода верующих из церкви? и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-01-2005
Виктор Геннадьевич Васильев, Владимир Олегович Мазеин, Николай Иванович Мартыненко Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 118-120. 
Анализ публикаций, посвященных вопросам отношения молодежи к религии, свидетельствует, что студенчество - в недалеком будущем интеллектуальная основа российского общества - пока не стало объектом пристального внимания социологов-религиоведов. В Воронежской же государственной лесотехнической академии (ВГЛТА) накоплен определенный опыт конкретно-социологического изучения отношения студенческой молодежи к религии. Такие исследования интенсивно проводились в 70-80-е годы. Они показывали крайне низкий уровень религиозности в студенческой среде, очень слабую осведомленность студентов в вопросах религиозного вероучения и культа и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-01-2005
Марк Евсеевич Добрускин Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 101-110. 
Декларативной основой всей деятельности высших учебных заведений, стержнем мышления и научного познания, связывающего обучение и воспитание студентов, выступает научное мировоззрение. В советские годы оно занимало ведущее место в обучении и воспитании учащейся молодежи. При сегодняшней политике государства по отношению к религии и атеизму, а также в связи со свободным мировоззренческим выбором студентов, происходят серьезные изменения в учебной и духовной жизни вузов, а вместе с тем и в сознании студентов и педагогов. Сложилась новая мировоззренческая ситуация, требующая, в частности, философско-социологического анализа и осмысления. В этом и состоит цель данной статьи, в которой излагаются результаты исследований, предпринятых проблемной научно-исследовательской лабораторией высшего образования Харьковского государственного технического университета радиэлектроники под руководством автора статьи. Анализируя состояние религиозности студентов в разные периоды, мы пришли к выводу, что основной причиной ее подъема или снижения являются не внутривузовские условия. Студенчество всегда было и остается наиболее восприимчивым к новым условиям общества, легко подвергается внешним влияниям, как позитивным, так и негативным. Духовная атмосфера общества имеет весьма существенное значение для формирующегося сознания молодежи. Поэтому в первую очередь обрисуем контекст формирования религиозных и прочих взглядов и предпочтений респондентов, используя результаты социологических исследований, проведенных за последнее время.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-01-2005
Валентин Геннадьевич Немировский, Павел Анатольевич Стариков Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 96-101. 
Наша статья посвящена исследованию структуры и динамики "квазирелигиозных" представлений в обыденном сознании студенческой молодежи. Под термином "квазирелигиозность" понимается совокупность несистематизированных идей - вера респондентов в популярные на уровне массового сознания представления, носящие идеалистический характер. Эмпирическую базу исследования составил опрос в 1999-2000 гг. студентов вузов г. Красноярска. Выборочная совокупность представлена 717 респондентами, среди которых 32% лица мужского пола и 68% - женского. Основная часть выборки представлена студентами второго (31% выборочной совокупности) и третьего (51% выборочной совокупности) курсов. Результаты сопоставлены с данными опросов, проведенных в 1988, 1993 гг. с участием и под руководством В. Г. Немировского среди студентов вузов Красноярска.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-12-2004
Михаил Юрьевич Варьяс Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 53-67. 
Крайне дискуссионный текст о теологических основах моральных начал современного общества и государства, а также о системе и структуре так называемых "воинствующих" православных религиозных норм и их влиянии на различные социальные и политико-правовые процессы в современной России. Автор статьи, в частности, утверждает, что опасения о возврате деспотизма в связи с усилением роли церковных начал на нынешнем этапе развития нашей страны безосновательны, поскольку такие представления восходят к смешению понятий теократия и симфония, присущем не только мирянам, но и многим клирикам. Между тем, если теократическое государство предусматривает подчинение общества церковью, то симфоническая государственность означает лишь выполнение последней функции гражданского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-12-2004
М. Степанянц Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 177-183. 
Религиозные учения повсеместно освещают неравноправное положение женщин в обществе, а потому автор считает вполне оправданным утверждение о том, что “религия не беспола: она мужского рода” (перефразированное высказывание В.Вулф). Сейчас, однако, реформаторски мыслящие теологи и церковное руководство под давлением феминистского движения, а главное – под влиянием изменений, происходящих в современном обществе, прибегают в ряде случаев к переинтерпретации Священного писания и христианских традиций, отказываясь от установок, наиболее откровенно дискриминирующих женщин.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-11-2004
Д. Макаров Общественные науки и современность. 2004.  № 6. С. 147-161. 
В работе на основе полевых исследований, поведенных автором в 19..–20..гг., проанализирован феномен исламского радикализма в Дагестане: его истоки; внутренние и внешние факторы, приведшие в 1999 г. к вооруженному столкновению салафитов (ваххабитов) с государством; последствия этих событий как для дагестанского общества в целом, так и его радикальной части. Показано, что будущее место последней в общественно-политической жизни республики трудно предсказуемо. В условиях истощения мобилизационных ресурсов радикального исламизма сам по себе он уже не может подорвать относительную устойчивость нынешней дагестанской политической ситуации. Но в случае критического обострения и/или рефракции социальных, экономических и этнополитических противоречий, исламский фактор вполне в состоянии обернуться катализатором перекройки всего политико-идеологического ландшафта Дагестана.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-09-2004
Валентин Петрович Баранников, Лидия Федоровна Матронина Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 102-107. 
Тема религиозности в информационном обществе рассматривается в связи с глобальным духовным кризисом, ранее всего (более 100 лет назад) проявившимся в передовых странах Запада. В России этот кризис начался недавно, и кризисные явления в духовной сфере приняли у нас более острый характер, поскольку совпали с экономическим и политическим кризисом, а сам процесс был «сжат» во времени. Выделены два основных типа религиозности как социально-психологической характеристики личности – традиционная и формальная. В более широком смысле данные типы – это способы социальной идентификации и социальной адоптации. Традиционная религиозность связана с традиционным обществом, в котором наибольшая часть занятости падает на материальное производство и сферу обслуживания материального потребления и лишь малая часть относится к сфере духовного производства. Традиционная религиозность обусловлена социальными факторами: относительная стабильность социальной жизни, мало меняющийся во времени массив социальной информации. Поэтому «вытеснение» традиционного общества информационным предстает как неизбежное явление. С этим связана утрата искренности традиционной религиозности, прежних социальных идеалов и норм, которые обеспечивали выживание этноса и индивида. Формальную религиозность при соблюдении обрядовой стороны отличает равнодушие к религии и вере. Приведены данные эмпирических исследований по изучению религиозности российской молодежи. Сделан вывод о необходимости формирования толерантного сознания как задаче нового Просвещения эпохи информационного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-09-2004
Игорь Григорьевич Яковенко Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 47-56. 
В статье акцентируются различия между православием и католичеством, которые легли в основу различий российской и западноевропейской цивилизаций. Подчеркивается динамизм культуры средневековой Западной Европе, проявлявшийся в множественности малых "Возрождений" в и застойный дуализм византийской культуры. История борьбы права с иерархией на Запада противопоставляется сакральному образу Власти, сохранившемуся на Востоке. В имперский период Россия развивалась в условиях противостояния с Западом и вынужденной модернизации. Однако на рубеже ХХ в. Россия все же подошла к порогу фазового перехода, за которым качественно меняется природа общества. Однако в 1917 г. произошло решительное упрощение социальных и культурных структур, общество было отброшено назад и начинает возвращаться на обретенные позиции лишь в наши дни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Руководитель: Дмитрий Гаврилович Стрелков
Данная статья представляет отчет по исследованию "Молодежь и религия", проведенному студентами Нижегородского государственного университета. Работа разделена на три части. Первая из частей освещает ценностные ориентации молодежи. Она ставит перед собой задачу выяснить ценностные установки молодых людей, а также прояснить, насколько важны для них ценности, связанные с религией. Вторая часть посвящена религиозному поведению и ориентирована на то, чтобы выяснить, что для молодых людей значит вера в Бога. На этом этапе исследования авторы ставят целью сравнить декларируемую религиозность молодых людей и их фактическое поведение. Наконец, последняя часть включает в себя отношение к исповедующим иную религию. Нередко оборотной стороной высокой степени религиозности является нетерпимое отношение к людям, исповедующим другую веру, поэтому и возникает необходимость прояснить, проявляется ли это каким-либо образом в среде нижегородской молодежи. Весь материал снабжен иллюстративным материалом в виде статистических таблиц.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 28-08-2004
Вадим Маркович Розин Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 128-135. 
В статье, по случаю переиздания «Писем» Георгия Говорова, известного более как Феофан Затворник, автор обращается к личности Феофана как примеру необычного соединения религиозной, научно и эзотерической рациональности. Автор полагает, что работы Феофана служат свидетельством того, что разные по своей логике и предпосылкам формы мышления могут вполне уживаться в одной личности, обогащая друг друга. Более того, он уверен, что соединение разнородных начал в значительной мере свойственно незаурядным творческим натурам.
ресурс содержит прикрепленный файл

Религия. Идеология. Культура [учебная программа]
Опубликовано на портале: 27-08-2004
Александр Маркович Эткинд
«Религия. Идеология. Культура» - этот курс сочетает введение в социологию религии, обзор критики идеологии и очерк культуральных исследований.
Какие формы принимают вечные ценности в меняющемся обществе? Являются ли религиозные реформы первичными в отношении капитализма, или вторичными, или вовсе необязательными?
Немецкая реформация, французское просвещение, американская демократия и русская революция давали свои ответы на исторический вызов буржуазии.
В чем разница между идеологией и религией, и как они участвуют в культуре современного общества? Способна ли секуляризация компенсировать пропущенные религиозные реформы?
Являются ли культурные формы массовым исключением из законов целерациональности?

Культуральные исследования представляют собой междисциплинарную область, объединенную интересом к современным обществам и верой во внеэкономическую каузальность символических форм.
Является ли национализм единственным проектом современности? Исчерпал ли себя проект Просвещения? Есть ли идеология у современных обществ, или постмодернизм является собственно культурным явлением? Какова роль культурных факторов в процессах глобализации? Способна ли эстетизация этнических различий противостоять политическому национализму?
Мы будем искать ответы от Токвиля до Фуко, от Вебера до Маркузе, от Чаадаева до Жижека.

К содержанию курса «Религия. Идеология. Культура» прилагается список рекомендованной литературы, сформированной отдельно по темам.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 17-08-2004
Л.В. Хачатурян Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 150-157. 
Автор рассматривает три варианта трактовки творений Отцов Церкви, различных по времени и по отношению к каноническому Преданию. Первый – богословские сочинения А. Хомякова, использующего Предание “изнутри”, структурно, в качестве многоуровневого источника. Второй – работы В. Соловьева, где познавательный опыт тесно связан с сомнением, рефлексией. Предание у него подобно, но не более, идеальному развитию знания. Третий – труды И. Ильина, допускающего дополнение и переосмысление Предания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-08-2004
Виктория Анатольевна Суковатая Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 183-192. 
Тема статьи – категория женского в поле религии. Анализируются прежде всего интерпретации американской феминистской теологии, показана роль женщины в религиозной истории. Даются характеристики четырех направлений западной феминистской теологии – ревизионистского, реформаторского, революционного и реджектионистского. Показано, как феминистские теологи пытаются изменить традиционную точку зрения на женский духовный опыт в фундаментальных религиях в сторону меньшего сексизма и большей толерантности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-08-2004
Л. Василенко Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 152-163. 
Традиционно наука и религия противопоставляются друг другу, как несовместимые – чем больше объем знания, тем меньше места для религиозных представлений. В современный период между этими позициями возникает потребность конструктивном диалоге и мирном сосуществовании. Если это произойдет, мы получим наглядное свидетельство большей духовной зрелости общества. Однако на пути к такому состоянию существует немало проблем, в том числе – попытка использовать религию как государственническую идеологию. Следствием чего может стать духовная несвобода, одинаково губительная и для научных исследований, и для исповедания веры, поскольку насаждение ее неизбежно вызовет к жизни социальные силы, отрицающие само право религии на существование, наподобие того, как этот было в советскую эпоху.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-07-2004
Лидия Эдуардовна Семенова
3 курс - заочное отделение
Объем общего курса учебной программы «История и теория религии. Раздел: "Женщина и религия"» - 12 часов.
Автор ставит целью освятить разнообразные источники по антропологии, религиозные и литературные мифы, которые в свою очередь свидетельствуют о политической окраске патриархатных представлений о женщине.
Так, если обратиться к анализу социально-психологических аспектов религиозных воззрений, можно убедиться, что большинство религий мира являются патриархальными или, пользуясь современной феминисткой терминологией, "шовинистическими", "андроцентристскими". В них мужчина утвердил себя в качестве человеческой нормы, по отношению к которой женское становится другим и чуждым.
К содержанию программы спецкурса прилагаются списки основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 07-06-2004
З.А. Миркина Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 161-166. 
Самый страшный кризис в стране – это кризис веры, полагает автор. Вера, как и свобода, не выстрадана нами, не отвоевана у лжи и безверия, а разрушена свыше. Однако традиции высочайшей духовной и нравственной требовательности, присущие великой русской литературе, не совсем исчезли, но с трудом пробиваются в обстановке ликующего распада. Тому пример – два романа, опубликованные в “Новом мире” №№ 5 и 1 за 1994 г. и представленные на букеровский конкурс. Истина вне Христа… Что это такое? Внешняя истина. Истина внешнего и внутреннего мира. А Христос сам есть истина. Но истина мира внутреннего. Истина не от мира сего.
ресурс содержит прикрепленный файл