Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 279

Опубликовано на портале: 07-06-2004
Е Г Балагушкин Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 90-100. 
Кардинальные социополитические изменения, сопутствовавшие концу индустриальной эпохи, и кризис традиционных ценностей, освящаемых «старыми» религиями, создали благоприятную среду для возникновения и распространения альтернативных вероучений и культов. В статье предлагается типология новых религий, разработанная в рамках парадигмы синергетики на основе анализа инвариантных содержательных смыслов и функциональных значений конфессиональных идей и представлений. Выделено 6 базовых типов религиозных новаций – моделей реальных явлений и социального поведения адептов нетривиальных сект: социально-антропологический перфекционизм; спиритуализация действительности; аморфная богоискательская среда; милленаристские устремления; эсхатологическая паника; апокалиптическая катастрофа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-06-2004
М.В. Рябов Общественные науки и современность. 1996.  № 3. С. 123-133. 
Развитие ситуации в исламском мире демонстрирует неправомерность представлений о социальном прогрессе как однонаправленном процессе рационализации и нивелирования этнокультурных различий. Автор текста, рассматривая мусульманское вероучение как один из 12 системообразующих факторов социоприродного единства человека и окружающей среды, убедительно показывает: некого общего для всех мусульманских стран ислама не существует. Хотя эта религия и выступает как системный элемент высокого уровня, она не может не испытывать воздействие со стороны иных компонентов хозяйственно-культурного комплекса. Это обстоятельство объясняет не только всплески традиционализма в мусульманском культурном ареале, но «внутриисламский джихад», проявляющийся не только на межгосударственном уровне (Иран–Ирак), но и в пределах отдельной страны (межафганский и межтаджикский конфликты).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-06-2004
М.А. Батунский Общественные науки и современность. 1996.  № 2. С. 81-90. 
Содержательный и лексико-семантический анализ трудов видного идеолога правоцерковных кругов М. Меропиева позволяет автору текста сделать следующий вывод. В начале ХХ века великорусская клерикальная парадигма не сумела предложить адекватную вызовам времени программу, как и ранее апеллируя к концепции «христианизации и русификации инородцев». Такая архаичная стратегия не могла противостоять стремлению российских мусульман к национальному и культурному самоопределению, модернизации и распространению современной цивилизации на Восток, которые одухотворяли, например, джадидов. Поэтому в ходе политических потрясений, охвативших Россию, охранительная идеология потерпела полный провал, а национально-освободительное движение, напротив, стало одной из активных сил движения за демократизацию.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-06-2004
Виолета Павловна Гайденко, Георгий Александрович Смирнов Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 85-96. 
Соглашаясь в принципе с утверждением, что задача религиозной философии – согласование истин разума с истинами веры, авторы не ограничивают область истин веры Священным Писанием и формулами Вселенских соборов. Авторы исходят из предпосылки, что вера является инструментом познания, позволяющим человеку соприкоснуться с тем измерением реальности, которое недоступно при помощи других средств. Опираясь на идеи, высказанные И.Ильиным в работе Аксиомы религиозного опыта, авторы разрабатывают собственную модель соотношения веры и разума, применив ее к анализу проблем средневековой философии, в частности – истории схоластического рационализма.
ресурс содержит прикрепленный файл

Online Publications Sociology of Religion [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

Раздел сайта "Социология в Швейцарии" содержит ресурсы по социологии религии; здесь размещены публикации современных социологов: Yvonne Affolter Merkmale und Funktionsweisen von destruktiven Gruppierungen am Beispiel von Scientology Sandra Andrade L'ésotérisme.

Опубликовано на портале: 18-05-2004
Игорь Николаевич Яблоков
Москва: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 1972
В статье определяется место теологической социологии религии как одного из направлений светской социологии в ряду отраслей социологического знания. Дается краткая история генезиса социологии религии с дальнейшим утверждением отказа от научного исследования теологии в виду ее обнаружившейся несостоятельности. Рассматривается сама возможность существования социологии религии и превращения религии в предмет науки. Для всех трех конфессий описываются специфические предпосылки христианской социологии религии, отличающие ее от других направлений социологического знания. Дается жесткая критика социологии религии как отрасли, в которой невозможно получение точных эмпирических знаний, ставится проблема о границах и возможностях социологии религии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-05-2004
Лариса Анатольевна Андреева Общественные науки и современность. 2004.  № 3. С. 143-152. 
В статье характеризуются отношения между государством и религиозными конфессиями, как установленные законами, так и существующие в политической практике. Отмечается уклон современной государственной политики в сторону "традиционных конфессий" и особенно православия в ущерб протестантизму, играющему все большую роль в духовной жизни страны. Указывается на неправомерность сравнения данных о самоидентификации населения с традиционными и новыми конфессиями, которая носит качественно различный – общекультуный и собственно религиозный характер. Только сбалансированная политика свободы совести, учитывающая права как верующих, так и неверующих, может быть основанием устойчивого развития страны в XXI в.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-05-2004
О.И. Кавыкин Общественные науки и современность. 2004.  № 3. С. 102-110. 
Автор рассматривает современное неоязычество не только как идеологическое направление, представляющее анархистские или националистические взгляды, но и как форму вторичных религиозных верований, возникших на основе разложения псевдорелигиозных представлений советского периода, выявляя в созданных его адептами текстах черты религиозного мышления (образы священного пространства и священного времени, природы как иерофании, человека как микрокосмоса). Вместе с тем он учитывает вторичный характер этих предствлений, роль в их создании культурной традиции и образа религии, созданного современным религиоведением.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-04-2004
Александр Бенционович Гофман Социологические исследования. 1975.  № 4. С. 178-187. 
Излагается социология религии Э. Дюркгейма, определяется ее место в теории общества этого социолога. Раскрывается динамика дюркгеймовских представлений о сущности религии, ее социальных функций на различных этапах развития человеческого общества; приводятся различные оценки дюркгеймовской концепции религии, которые давались как его современниками, так и позднейшими авторами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-04-2004
Л.А. Попов Общественные науки и современность. 1999.  № 3. С. 171-178. 
Автор отмечает, что в своем становлении и развитии религия и мораль теснейшим образом взаимосвязаны, и едва ли не каждый шаг в совершенствовании религии в то же время являлся прогрессом в нравственной жизни. Сближает религию и мораль также и то, что не только в религиозной, но и в нравственной жизни большую роль играет вера в конечное торжество Добра, Справедливости. Следует отметить также, что характер взаимодействия морали и религии не одинаков в различные исторические периоды. Сегодня религиозные идеологи просто обязаны ориентироваться на требования основополагающих нравственных принципов, все чаще обращаться к наиболее актуальным проблемам нравственных отношений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-04-2004
Лариса Анатольевна Андреева Общественные науки и современность. 2003.  № 1. С. 90-100. 
Процесс упадка религиозности в России в начале ХХ века рассматривается в статье как двуединое явление. С однойстороны, это процесс секуляризации сознания, затронувший в основном общественную элиту и связанный с процессом рационализации мировосприятия. С другой стороны, это гораздо более широкий процесс дехристианизации, связанный с кризисом православия как государственной религии, служившей опорой самодержавия, но не сопровождавшийся снижением в народных массах потребности в вере. При дехристианизации глубинные ментальные структуры сохраняют религиозную направленность. Автор рассматривает процесс дехристианизации как ключевое культурное явление ХХ века, предопределившее крах монархии и создание большевистского государства. Февральская революция легализовала процесс дехристианизации, но при этом потребность в вере была удовлетворена не при помощи либеральных и демократических, рационалистических идей, а при помощи большевистских идей, имевших квазирелигиозную форму, связанную с обожествлением вождей революции и их квазирелигизным культом. Несекулярное сознание большинства дехристианизированного населения и его религиозно ориентированное подсознание определило развитие коммунистической квазирелигиозности в Советской России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 03-04-2004
Автор данной работы придерживается социального взгляда на религию; по его мнению, любые религиозные явления обусловлены социально, а следовательно, и религия должна изучаться в рамках социологии. В работе дан исчерпывающий критический анализ положений и методов зарубежной социологии религии. Основную задачу данной книги автор видит в привлечении внимания к тем методологическим проблемам исследования религии, которые требуют выяснения и обсуждения. Исходя из этого, в книге практически нет изложений результатов готовых исследований (кроме главы, посвященной секуляризации) – работа носит скорее обзорно-теоретический характер.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-03-2004
Ян Гурановский Вопросы философии. 1967.  № 7. С. 34-44. 
На примере католичества рассматривается состояние религиозности в Польше в конце 60-х годов ХХ века. Отмечается, что в этот период религиозность населения снизилась: все меньшее число людей считали себя верующими, верующие же уже не склонны распространять религиозную этику на все сферы жизни. Католическими социологами установлено усиление процесса секуляризации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-03-2004
Алексей Михайлович Салмин
Социология религии во Франции - это прежде всего анализ католицизма. Анализ осуществляется на основе двух типов источников данных: объективного и субъективного. Первый включает официальные публикации католической церкви; второй - результаты соответсвующих опросов. Анализ данных обоих типов указывает на то, что религиозная жизнь Франции содержит в себе ряд противоречий и специфических условий. Автор отмечает спад религиозности во Франции, подтвержденный статистическими данными, которые в данном контексте можно называть "цифрами кризиса".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-02-2004
Олеся Александровна Николаева
Москва: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999, 288 с.
Олеся Николаева, автор данной монографии, рассматривает современную культуру через призму православного мировоззрения. Особенность работы заключается в позиции автора, являющегося непосредственным агентом культуры - поэтом, преподавателем Литературного института, который анализирует изнутри происходящие процессы. В работе рассматривается культура в целом, в том числе и православная культура: особенности ее развития и существования в России в современных условиях.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Социокультурный анализ [словарная статья]
Опубликовано на портале: 19-02-2004
Сергей Арсеньевич Ерофеев Социокультурный анализ в целом понимается двояко. Во-первых, он предстает как особый модус «социологического вопрошания», что часто представляется как момент переосмысления основных задач социологии с точки зрения изучения смыслового (эпистемологического, аксиологического) аспекта социальной истории и жизни современного общества.

Культурные исследования [словарная статья]
Опубликовано на портале: 19-02-2004
Сергей Арсеньевич Ерофеев Под культурными исследованиями понимается не отдельная социальная или гуманитарная дисциплина, а определенная междисциплинарная сфера, в рамках которой применимы методы весьма широкого круга дисциплин – от социологии и этнографии до истории и литературно-художественной критики. Иногда

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Давид Беньяминович Зильберман Вопросы философии. 1971.  № 6. С. 163-172. 
Д.Б.Зильберман – мыслитель уникального синтетического дара и феноменальной эрудиции, соединенными с редкой независимостью суждений, «истинный эксперт в сравнительном анализе древнегреческой, классической немецкой, французской и английской философии с восточными философскими традициями, особенно индийской мыслью, от ведического периода до современности» (Роман Якобсон), знаток каббалы, а также «Парсонса, Вебера, Шелера, Поппера и чего еще угодно» (А.Пятигорский), создатель оригинальной философской концепции, именуемой им по-разному – «философологией (наукой о философиях)», «модальной методологией», «суммой метафизики», согласно которой история западной философии, вопреки расхожим представлениям, отнюдь не завершена - напротив, ее истинная история еще и не начиналась. (расширенная аннотация)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 28-01-2004
Георг Зиммель (1858—1918) — немецкий философ и социолог. В том вошли новые переводы его работ по философии культуры и социологии религии: «Гёте», «Микеланджело», «Религия», а также работы, впервые переведенные на русский язык: «Кант», «О сущности культуры», «Изменение форм культуры», «Проблемы философии истории», «К социологии религии», «Личность Бога» и др. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

(Из аннотации к книге.)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 26-01-2004
Nicolas Abercrombie, Stephen Hill, Bryan Stanley Turner
Ред.: Сергей Арсеньевич Ерофеев
Москва: Экономика, 1999, 428 с.
Книга представляет собой новое, значительно дополненное и переработанное издание широко известного социологического словаря из серии издательства «Penguin Books». Словарь содержит обширную информацию об идеях ведущих социальных теоретиков современности, раскрывает как традиционные, так и новые ключевые понятия социологической науки, а также служит введением в принципиальные дискуссии о социальных изменениях в современных обществах. Издание выделяется тем, что оно содержит обширную библиографию со-временной и классической социологии с указанием на существующие переводы на русский язык. Для студентов, занимающихся изучением социальных наук, преподавателей, исследователей и всех, кто стремится к пониманию происходящего в современном мире.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)