Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 279

Опубликовано на портале: 06-01-2004
Заид Магомедович Абдулагатов Общественные науки и современность. 2004.  № 2. С. 143-153. 
Статья анализирует воздействие происходящих в России процессов религиозного возрождения на стабильность постсоветского общества. На основе опроса, проведенного автором среди православных и мусульман в Татарстане, Дагестане и Москве, показано, что события последних десятилетий значительно усилили дистанцирующее значение религиозного фактора. Причем отношение к отдельным проблемам (церковь и государство, религия и общество, межконфессиональный диалог и т.п.) может разделять даже единоверцев: при всей схожести позиций конфессиональных элит и рядовых верующих их взгляды отнюдь не тождественны. Все это затрудняет межконфессиональное сотрудничество, конфигурация которого выходит за рамки диалога “христиане – мусульмане”, образуя куда более сложную конструкцию “священноначалие” – “фундаменталисты” – “радикалы” – “умеренные”.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-12-2003
К.Н. Костюк Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 114-131. 
В статье анализируются «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятые Архиерейским собором в 2000 году. Исследуются исторические и богословские основания документа, его особенности по сравнению с подобными декларациями и практикой других христианских конфессий, содержащиеся в нем представления о современном обществе, об общественном идеале и моральных ценностях, отношениях церкви с государством и обществом, проблемы биоэтики. Отмечается, что в условиях модернизации жизнь церкви необратимо меняется и ее социальная концепция соответствует новым реалиям независимости церкви от государства («критической солидарности» по отношению к нему). Только таким образом церковь может сохранить свою сущность и спасительную миссию. Критикуются недостатки концепции, такие как противопоставление образа верующего и гражданина, христианской идеи достоинства человека и концепции прав человека, противоречия в общетеоретическом отношении к миру и применению оружия, отсутствие границы между социальным учением и пастырским богословием.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-12-2003
Леонид Иванович Медведко Общественные науки и современность. 2002.  № 1. С. 106-117. 
Автор применяет методы новых направлений синергетики (социо- и футуросинергетики) к анализу межцивилизационных кризисов ХХ века. Главный итог войн ушедшего века – неспособность ни одной из противоборствующих сторон одержать победу в межцивилизационных и вообще в этноконфессиональных противостояниях (не удалось осуществить геноцид армян, евреев, курдов, даже сравнительно малочисленных цыган). Кроме того, военные конфликты ХХ века как никогда серьезно подрывали биосферный баланс, угрожая жизни человечества в целом. Автор полагает, что переход государств и социумов к взаимодействию в ноосферном масштабе не столько актуализирует проблему выбора какого-либо общественного строя, сколько проблему постоянного интегрального сопряжения разных систем.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-12-2003
А.В. Прокофьев Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 67-77. 
В статье анализируются концепции социальной справедливости как попытки распространить абстрактный идеал равного достоинства личностей на различные сферы общественной жизни. Изменения в моральных представлениях и нравственной практике нашли теоретическое отражение в религиозно-философских построениях. Автор рассматривает идею равенства в концепциях иудаизма, христианства, в античной философии, в стоической философии, в произведениях мыслителей европейского Просвещения, показывает, что и в современных этических дискуссиях о равенстве проблема обоснования равного отношения к индивидам сохраняет свою остроту, особенно в рамках социальной этики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-11-2003
Лариса Анатольевна Андреева Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 85–102. 
Автор рассматривает проблемы власти в истории России в широком историческом контексте, в частности, в свете концепции царя-Спасителя (мессии). Корни этого представления восходят к Древнему Египту, где должность фараона подверглась сакрализации, существовала идея о сочетании в нем божественного и человеческого начал. Подобной же природой обладал мессия (мошиах) в иудаизме. В христианстве соединение светской власти и посредничества между землей и небом практиковалось в двух основных формах. На Западе развился католический папоцезаризм и папы рассматривали европейских монархов как своих заместителей по светским делам. На Востоке, в Византии и затем в России развился православный цезаропапизм, проявлявшийся в первосвященничестве византийских императоров, их праве инвеституры (введении в сан патриархов) и роли «отображения» Христа в религиозной символике. На Руси вечевая власть основывалась на языческих представлениях, имела сакральный характер. Сакрализация была перенесена затем на княжескую и царскую власть. Иван Грозный открыто присвоил функции Спасителя, а в XVII веке на Большом Московском соборе была совершена попытка закрепить за царем право на богоименование. Только в ходе петровских реформ началась секуляризация концепции власти, которая не была завершена.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-11-2003
В.В. Косарев Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 175–182. 
Тема статьи – история зарождения и развития концепции единобожия, берущая начало в Египте Нового царства (III–II тыс. до н. э.). Данные процессы рассматриваются на примерах истории Древнего Египта, зарождения иудаизма, шумерской мифологии, появления христианства и др. Особые темы – дуализм зороастризма и христианства, борьба начал порядка и хаоса.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-11-2003
Дмитрий Е Фурман Социологические исследования. 1985.  № 4. С. 137-144. 
Анализ массового религиозного сознания в США позволяет автору выделить следующие тенденции в его развитии: в сознании американского интеллигента размываются грани между религиозным и научным; происходит ослабление традиционной семьи и падение традиционной религиозной веры. Главный вывод исследователя - в США происходит глубинная трансформация массового религиозного сознания, возникает новый его тип, сочетающий в себе самые разные элементы. Этот процесс, по мнению автора, связан с эволюцией многих других сторон американского общества.

Опубликовано на портале: 13-11-2003
Фархад Назипович Ильясов Социологические исследования. 1987.  № 3. С. 53-55. 
Автор предлагает свою систему показателей религиозности, которая позволяет строить её адекватные типологии. Одним из перспективных направлений в изучении данной проблематики автор считает выявление связи различных типов религиозности с характеристиками социальной деятельности. В статье рассматривается способ исследования религиозности, предложенный Дж. Фихтером.

Опубликовано на портале: 13-11-2003
А.С. Попов, М.С. Эльпорт Социологические исследования. 1985.  № 1.
Возрастающая активность религиозных движений и организаций в США (в том числе и в сфере политики) дала возможность авторам проследить особенности взаимоотношений церковно-теологического либерализма религиозных организаций США с политическим либерализмом. В статье показывается, что союз религии и политики может порождать противоречивые образования, не поддающиеся однозначной оценке. Поэтому, по их мнению, при анализе деятельности религиозных организаций следует учитывать и атрибуты религиозного мировоззрения, и конктретное социально-политическое содержание религиозных идеологических форм.

Опубликовано на портале: 13-11-2003
Дмитрий Модестович Угринович Вопросы философии. 1968.  № 2. С. 94-102. 
Рассматривается так называемое социальное направление религиозного модернизма на примере концепции безрелигиозного христианства Д. Бонхёффера. Наибольшее распространение религиозный модернизм получил в протестантской ветви христианства. Суть концепции Д. Бонхёффера, как и других представителей социального направления религиозного модернизма, сводится к отказу от понятия Бога, являющегося заменителем человеческого незнания, и обращению к морально-этической стороне религии. Любовь к ближнему, по мнению Д. Бонхёффера, должна реализовываться напрямую (без участия трансцендентного посредника) и в деятельности (а не в молитвах).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 05-11-2003
Александр Маркович Эткинд
2001-2002
Курс сочетает введение в социологию религии с обзором классических и современных подходов к анализу идеологии. Программа курса предполагает рассмотрение религий и идеологий как культурных систем. Студенты знакомятся с соотношением религии, гендера и сексуальности, динамикой религиозных групп, конфессиональными различиями. Особое внимание уделяется православию, русским сектам, изменению религиозной ситуации в России. Автор опирается на работы известных теоретиков: Токвиля, Фуко, Тейлора, М. Вебера, Маркузе, Джеймса, З. Фрейда, Тернера. К программе курса прилагается список литературы по каждому разделу.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 30-10-2003
Юлия Юрьевна Синелина Социологические исследования. 2001.  № 7. С. 89-96. 
Обсуждается комплекс проблем, связанных с определением религиозности населения России. Дается критический обзор отдельных опросов, касающихся религиозного мировоззрения, наиболее показательных в плане некорректности их проведения. Анализируется достоверность определения истинного числа верующих в социологических исследованиях и вообще возможность такового. Поднимается вопрос о том, как идентифицировать респондентов, называющих себя православными верующими, но при этом слабо знающих догматику.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-08-2003
Андрей Валентинович Полонский
В статье рассматривается воздействие Церкви на социум в постсоветской России, а также на кризис самоидентификации россиян. Автор исходит из убеждения, что историко-культурное самосознание народа немыслимо без возвращения к традиции, в основе которой — религия. В центре внимания находятся проблемы воздействия внутрицерковных споров на общественную борьбу в современной России, использования различными политическими силами в своей идеологии православной традиции. Основное внимание уделяется двум направлениям характерным для современного православия – традиционализму и фундаментализму.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 26-08-2003
Ирина Леонидовна Бабич
В статье рассматривается процесс формирования трех групп идентичности в современном кабардино-балкарском обществе: религиозной, политической и этнической. Основное внимание уделяется историческим корням описываемых процессов, автор анализирует несколько исторических срезов, наиболее ярко характеризующих жизнь исследуемых народов. Проблема формирования разных вариантов идентичности рассматривается через описание конкретных конфликтов, происходивших как в прошлом, так и в настоящем. Анализируются факторы, влияющие на процесс взаимоотношений кабардинцев и балкарцев.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социология религии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 09-08-2003
Игорь Николаевич Симонов
Целью данного курса является изучение религии как социального феномена, особенностей функционирования религии в обществе, структуры и элементов религиозного комплекса, типологии религиозных организаций, общественных функций религии, современной религиозной ситуации и тенденций развития современных религий, социологических теорий религии.

В связи с тем, что формулирование собственных социальных доктрин является одной из важных современных тенденций деятельности религиозных объединений, в рамках курса рассматриваются социальные доктрины католицизма, русского православия, ислама.

Уделяется внимание анализу социально-религиозной ситуации в России и в Нижегородском регионе, проблеме свободы совести и толерантности, вопросу о моделях государственно-конфессиональных отношений, законодательству Российской Федерации о свободе совести и вероисповеданий.

Принципиальными методологическими основами изложения материала являются внеконфессиональность и нейтральность в споре между религиозным и безрелигиозным мировоззрениями. Знания, полученные студентами в результате изучения социологии религии, должны способствовать самостоятельному выбору студентами мировоззренческой позиции.

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Социология религии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-08-2003
Михаил Юрьевич Смирнов
Спецкурс "Социология религии" построен на базе последних научных разработок по соответствующим темам, которые затрагивают вопросы различных теорий развития и функционирования религии, причем исследовательские проекты разработаны непосредственно профессорско-преподавательским составом отделения. Особое внимание уделяется специфике современной религиозной ситуации в России, а также современному состоянию теоретического богословия. Курс знакомит пользователей с базовыми положениями и концептами отраслевой социологической дисциплины - социологии религии.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Социология религии [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-08-2003
Виктор Иванович Гараджа, Елена Викторовна Гараджа
Цель и задачи курса - ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии, методами и важнейшими результатами ее эмпирического исследования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Наука и религия [учебная программа]
Опубликовано на портале: 26-05-2003
Елена Славовна Шевченко
Курс рассматривает различные аспекты отношений науки и религии и предназначен для студентов, обучающихся по специальности "религиоведение". Программа курса предусматривает знакомство студентов с основными подходами к религии, изучение понятийного аппарата религиозного знания, знакомство с основными этапами становления науки и особенностями ее влияния на религию. Наука и религия рассматриваются в курсе как формы сознания, специфические формы деятельности, имеющие свои установки, историю, понятия и категории. Автор опирается на работы известных теоретиков: Рассела, Лакатоса, Куна, Барбура, Поппера и др. К программе курса прилагается список основной и дополнительной литературы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 12-05-2003
Ред.: Николай Антонович Трофимчук
Москва: Изд-во РАГС, 2003
Книга выпущена кафедрой религиоведения РАГС и посвящена проблемам отношений церкви и государства в мировом сообществе. В соответствии с типологией религий описаны модели церковно-государственных отношений в конституционно-правовом и социологическом аспекте. Отдельной главой выделено учение ислама о государстве, соответствующие учения других религий содержаться в главах, им посвященным.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию