Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 279

Опубликовано на портале: 04-12-2012
Диалог со временем. 2010.  № 31. С. 373-384. 
Письмо приора доминиканского монастыря Сан Марко, реформатора и духовного лидера Флоренции конца XV в. Джироламо Савонаролы написано предположительно в 1495 г. и адресовано представительнице известного флорентийского семейства — Маддалене Пико делла Мирандола, избравшей монашескую стезю.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-02-2011
Лариса Анатольевна Андреева, Людмила Константиновна Андреева Социологические исследования. 2010.  № 9. С. 95-98. 
В статье сопоставляются данные исследования религиозности студентов, срезультатами общероссийских опросов, с целью выявления степени расхождения или совпаденияосновных показателей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-03-2013
Роберт Паркин Диалог со временем. 2011.  № 37. С. 326-350. 
Да будет известно всем людям, которые обнаружат, увидят это сочинение, услышат о нем или прочитают, что в году нашего Господа 1532, на 24-м году правления короля Генриха VIII дали корень бедствия, проявившиеся позже. По прошествии времени они созрели и проявились на деле в английском королевстве, к великой печали для всех истинных христиан.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-12-2011
Хасан Владимирович Дзуцев Социологические исследования. 2011.  № 8. С. 107-114. 
Статья написана на материалах исследования, основная цель которого изучить масштабы и основные факторы распространения религиозного течения ваххабизм на Северном Кавказе. Определены основные причины распространения ваххабизма на фоне активизации фактора "спирали молчания", выявлено отношение населения северокавказских республик к запрету этого религиозного течения в Российской Федерации, описан характер воздействия религиозных течений на социальное поведение людей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-01-2012
Александр Дмитриевич Карнышев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 4. С. 59-70. 
В статье рассматриваются основы хозяйствования и бытовой образ жизни старообрядцев; функционирование в старообрядческих общинах специфических норм. Анализируются формы саморегулирования совместной жизнедеятельности, складывавшиеся в старообрядческих общинах. Приведены результаты исследования экономической социализации старшеклассников.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-03-2013
Анна Юрьевна Серегина Диалог со временем. 2012.  № 40. С. 51-63. 

Опубликовано на портале: 31-12-2010
И А Аносова Мир России. 2006.  Т. 15. № 4. С. 171-184. 
Статья подготовлена по материалам исследования жизни современного поколения духоборцев, проведенного автором в Канаде. Автор ставила перед собой задачу не только изучить особенности жизни этой группы эмигрантов из России, но также понять исторические условия, в которых протекала их адаптация интеграция. Другая задача заключалась в том, чтобы выявить степень их культурной локализации, сохранения национальной идентичности и основ веры в Канаде на протяжении более 100 лет.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Виктор Лави Вопросы образования. 2010.  № 2. С. 63-110. 
Представлены выводы о влиянии материальных стимулов на учителей английского языка и математики в Израиле. Учителя получали денежные бонусы за улучшение результатов учеников на выпускных экзаменах. В распределении школ на две группы — участвующие и не участвующие в программе — использовалась переменная, значения которой были измерены со случайной ошибкой, что сделало распределение на группы случайным. На этом был основан главный метод исследования. Стимулирование учителей способствовало существенному повышению доли сдававших экзамены (test taking rate), количества сдавших (среди тех, кто сдавал бы экзамены вне зависимости от введения программы; conditional pass rate) и среднего балла сдававших. Успеваемость улучшилась благодаря изменению методов обучения, увеличению продолжительности дополнительных занятий во внеурочное время и большей восприимчивости учителей к потребностям учащихся. Никаких манипуляций учителей с результатами экзаменов выявлено не было.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Борисовна Коваль Мир России. 2003.  Т. 12. № 2. С. 3-45. 
Допустима ли частная собственность с моральной точки зрения? Как воздействует она на личность и всегда ли богатство портит человека? Нужно ли экономике «человеческое измерение» и возможно ли привнести в нее нравственное начало? Кажется, все эти проблемы – наши, сегодняшние, злободневные. Но не вернулись ли мы на новом витке истории к вечным вопросам? Ведь их задавали и много веков назад. От того, какими были ответы, во многом зависело направление развития того или иного общества. Как христианство понимало проблему личности и собственности? В чем христианское видение проблемы совпадало с другими религиями, а в чем расходилось? Может ли опыт, накопленный предыдущими поколениями, помочь «очеловечить» нашу экономическую и хозяйственную жизнь? К этим вопросам привлекает внимание автор статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Николаевич Лексин Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 147-188. 
В предлагаемой читателю статье предпринята попытка системного описания отношений верующих и неверующих в повседневной жизни: в семье, на работе и в сфере неформального общения. Показаны объективные основания самоидентификации верующих как «других» и связанные с этим особенности их восприятия неверующими в различных жизненных ситуациях. Предполагается, что начатое обсуждение проблемы человек веры в секулярном мире будет продолжено в двух следующих публикациях автора: «Вера и мiр» (верующие в пространстве идеологии и культуры современного общества) и «Россия как светское государство» (верующие – Церковь – власть)
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Роман Александрович Лункин Вопросы образования. 2006.  № 4. С. 301-309. 
Раздаются голоса как «за», так и «против» преподавания в наших школах основ православной культуры. Противники ОПК ссылаются на законы, позволяющие каждому свободно исповедовать свои убеждения и не заниматься тем, что их не интересует; сторонники же уверяют, что дело не в законах и правах граждан, а в том лишь, что русский, не приемлющий православия, русским считаться не может. Православная культура, в русле которой воспитывались многие поколения наших соотечественников, интересна, конечно, не только в качестве школьной дисциплины, а сама по себе, и велика она вовсе не тем, что некоторые священники и иерархи церкви спешат придать ей характер общей, практически официальной идеологии. Но именно методы последних, взятые ими, похоже, из арсенала советской пропаганды, заставляют не столько изучать основы этой культуры и выделять ее бесспорные достоинства, сколько решать вопрос о допустимости насильственного внедрения курса ОПК в учебные программы российских школ.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Вадим Миронович Лурье Вопросы образования. 2006.  № 4. С. 294-300. 
В изучении «церковных наук» нуждается общество в целом, поскольку именно они адекватны для тех философских проблем, которые впервые были широко осознаны благодаря развитию физики и философской логики в ХХ веке. Не меньшее значение они могут иметь для решения внутренних проблем России. Российские университеты и подобные им светские учебные заведения имеют огромный резерв. Они могут продолжить начатую дореволюционными духовными академиями традицию формирования специалистов в области тех наук, которые являются важнейшими дисциплинами для понимания истории – и даже современности – нашей постхристианской цивилизации в целом и стран традиционной православной культуры в особенности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
З А Крахмальникова Мир России. 1995.  Т. 4. № 1. С. 124-158. 
З.А.Крахмальникова, автор многочисленных работ по проблемам философии культуры и религиозной жизни, в публикуемой ниже статье обращается к актуальным проблемам современной духовной жизни: Православная церковь и национальный вопрос; русский антисемитизм как следствие духовной деградации церковного и культурного сознания; духовная взаимозависимость двух трагических явлений XX в.: большевизма и нацизма. Особое место автор отводит теме ответственности Христианства за гибель европейского еврейства (Холокауста) в годы второй мировой войны.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Борисовна Коваль Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 122-146. 
В современной России религиозная тема становится одной из наиболее актуальных. Достаточно упомянуть широко развернувшуюся в последнее время дискуссию о клерикализации общества, связанную с письмом академиков Президенту РФ. Действительно, присутствие Русской Православной Церкви во всех сферах жизни общества ощущается все сильнее. Это происходит на фоне увеличения доли россиян, считающих себя православными, из которых, впрочем, лишь незначительная часть является воцерковленными. В этой связи встает вопрос о влиянии учения Русской Православной Церкви (РПЦ) на умы и сердца верующих и о содержании этого учения. В данной статье мы предлагаем обратиться к одному из его аспектов, а именно связанному с этикой социально-экономических отношений, проблемой собственности и богатства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Николаевич Лексин Мир России. 2009.  Т. 18. № 2. С. 141-171. 
В предыдущей статье автора [Лексин 2008] рассматривались некоторые стороны сосуществования верующих и неверующих в повседневной жизни: за пределами храмовых стен и церковных оград. При этом коллизии такого существования анализировались в контексте бытия «другого», каким по определению должен стать человек, интуитивно или сознательно избравший путь веры, осознающий себя с этого момента «другим», начинающий жить по-другому, и именно поэтому воспринимаемый в качестве «другого» неверующими родственниками, друзьями и сослуживцами. В предлагаемой читателю статье тема «других» продолжается, но на этот раз анализируются взаимоотношения не отдельных верующих с их окружением, а религиозных объединений со светским государством, каким с принятием Конституции 1993 г. объявила себя Россия. Эта проблема может исследоваться в политическом, социальном, демографическом, финансовом, имущественном и иных аспектах, однако в настоящей статье рассматриваются только два наиболее дискуссионных сюжета: 1) светское государство и Церковь (отношение государства к религиозным объединениям) и 2) Церковь и светское государство (отношение Церкви к светскому государству). Поскольку (как и в предыдущей статье) основное внимание среди религиозных объединений России уделено Православной Церкви, слово «церковь» будет использоваться для обозначения и религии, и религиозных объединений как таковых. Адрес для переписки: socioecon@hse.ru Ключевые слова: государство, религиозное объединение, конфессия, практики повседневной жизни, церковь
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Е Г Балагушкин, Владимир Кириллович Шохин Мир России. 2006.  Т. 15. № 2. С. 62-78. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-12-2010
Г.К. Гусаева Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
Автор выявляет конфессиональную специфику такого региона России, как Республика Дагестан. В последние годы наблюдается стремительный рост религиозных организаций, школ, вузов, особую роль играет возрождение исламских традиций. Автор приходит к выводу, что религиозная ситуация в Дагестане характеризуется, с одной стороны, резким ростом общественного интереса к религии и ее влияния на все стороны жизни общества, с другой, количественное возрождение ислама не дает заметного прогресса в нравственной, духовной жизни мусульман. Ислам не стал фактором, консолидирующим верующих, усилились разногласия как среди мусульманского духовенства, так и среди верующих
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-10-2010
Veronika Dorman Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 2. С. 431-436. 
In Russia today, keeping the memory of the Soviet regime’s political repressions alive is a struggle waged by a few in the face of general indifference. In addition to groups who have traditionally championed this cause, such as human rights activists and victims of the repressions, Orthodox believers are now actively involved, and the Russian  Orthodox  Church  is  increasingly  monopolizing  commemorative  activities. This tendency is unsurprising given the growing role of Orthodoxy in Russian society.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-10-2010
Марк Брайтман, Ванесса Элиза Гротти, Ольга Ултургашева Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 2. С. 437-438. 
В  данной  статье  анализируются  концепции  «приграничной  территории» (англ. frontier) и личности (англ. personhood) в современном общественном контексте коренных народов Амазонии и Сибири. Эти понятия стали главными темами двух  международных  конференций,  организованных  авторами  статьи.  Первая конференция под названием «Концепция приграничной территории в Амазонии и Сибири: сырьевая экономика и социально-политические трансформации» прошла в стенах Института полярных исследований имени Скотта в июне 2006 года в Кэмбридже  (Великобритания).  Вторая конференция «Люди, животные, растения и материальные объекты: личность в Амазонии и Сибири» состоялась в Париже в июне 2008 года в Музее на набережной Бранли, где была рассмотрена концепция личности в анимистиче ских онтологиях народов Амазонии и Сибири.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-10-2010
Вероника Дорман Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 2. С. 327-347. 
30 октября 2007 года, в День памяти жертв политических репрессий, президент Российской Федерации Владимир Путин впервые принял участие в официальной церемонии, организованной в честь памяти жертв советского режима на Бутовском полигоне. А за три месяца до этого на полигон с Соловецких островов по каналам, вырытым руками миллионов зеков, был доставлен монументальный крест.Можно ли считать эту акцию знаком того, что в России наконец произошло созревание,  признание  и  принятие  памяти  коммунизма?  Свидетельствовало  ли это о долгожданной встрече «официальной» памяти с памятью «народной»?
ресурс содержит прикрепленный файл