Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 279

Опубликовано на портале: 14-12-2008
Лариса Анатольевна Андреева Социологические исследования. 2008.  № 8. С. 67-73. 
По мнению автора статьи судьба процесса рехристианизации в России связана с судьбой РПЦ, которая осуществляет свою миссию в условиях секуляризированного и прагматически ориентированного российского общества, втянутого в процессы глобализации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-12-2008
Дмитрий Александрович Узланер Социологические исследования. 2008.  № 8. С. 62-67. 
В данной статье предпринимается попытка ответить на вопрос: что такое "секуляризация" как социологическое, а не философское или теологическое понятие? Какое понимание секуляризации позволит плодотворно использовать его для анализа положения религии в обществе, с одной стороны, а с другой, - будет недоступно для любого рода упреков в идеологизированности или ложности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-10-2008
Илья Викторович Семененко-Басин Общественные науки и современность. 2008.  № 4. С. 125-131. 
Почитание телесных останков (мощей) святых распространено в разных религиях мира. Наибольшее значение культ мощей имеет в христианской церкви. Советское правительство, развернувшее после революции «мощейную кампанию», в результате учредило в Москве культ тела Ленина. В традиционном почитании святых мощей в качестве одного из источников формирования культа тела Ленина нельзя не заметить несовпадения двух этих феноменов. Однако на коротких исторических отрезках возможна эксплуатация культурных форм Церкви, впрочем, быстро становящихся призрачными в случае изъятия их из контекста.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-10-2008
Лариса Анатольевна Андреева Общественные науки и современность. 2008.  № 4. С. 114-124. 
В условиях роста роли православной церкви в жизни России, ее государства, общества и культуры полезно найти и обозначить причины нарастания религиозного индифферентизма в предреволюционной и революционной России, который либо игнорируется в последнее время, либо связывается исключительно с атеистической пропагандой большевиков. Между тем автор прослеживает религиозный индифферентизм уже начиная с 1825 г., когда церковь оказалась беспомощной перед восставшими декабристами. В последующее время церковь все больше проявляла себя как вторичный общественный институт, подчиненный государству. Это определяло падение ее авторитета по мере кризиса самодержавия, неспособности царизма решить главный вопрос русской жизни – земельный. Поэтому постановка проблемы трудовиками и реальные попытки решения земельного вопроса во время революций 1905–1907 и особенно 1917 г. означали крах не только самодержавия, но и православия. Преступления царизма стали осознаваться как преступления церкви.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Губницына Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 77-86. 
Современная религия как социальный институт переживает период глобальной трансформации. Общество потребления предъявляет религии новые требования, которые ока вынуждены учитывать как на институциональном уровне, так и в повседневных религиозных практиках. Кроме того, само общество по-новому использует и интерпретирует сакральные элементы в повседневных, не религиозных практиках. Цель данной статьи — выявить основные показатели трансформации религии в обществе потребления и изменения в восприятии религии в данном обществе. Это возможно на анализе современных религиозных практик и тех процессов трансформации религиозности (массовой и индивидуальной), которая была характерна для России в конце XX в.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-12-2007
Людмила Арнольдовна Гегель, Юлия Сергеевна Фролова Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 117-120. 
В статье приводятся результаты опроса, проведенного в мае-июне 2004 г. в Астраханской области для выяснения состояния конфессионального поля и характера взаимоотношений между представителями различных этносов и конфессий. Установлены высокий уровень веротерпимости и достаточно тесное межконфессиональное взаимодействие. В Астраханском регионе за несколько столетий тесного этнического соседства сформаровалась специфическая среда взаимодействия разных этносов и конфессий.

Опубликовано на портале: 21-12-2007
Екатерина Анатольевна Самсонова, Екатерина Юрьевна Ефимова Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 120-124. 
Представлены результаты социологического опроса, проведенного в начале 2004 г. в Туле сотрудниками Лаборатории социологических исследований и изучения общественного мнения центра социально-психологической помощи молодежи "Шанс". Опрошено 200 человек в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в пяти административных районах города. 56,3% молодых людей считают, что в современной России отмечается религиозное возрождение, вместе с тем 33,2% опрошенных не считают, что такой процесс в России происходит (10,3% опрошенных не смогли дать ответ). Абсолютное большинство респондентов не имели и не имеют какого-либо религиозного образования. На вопрос анкеты: "Был (есть) ли предмет "Религиоведение" ("Богословие" и т.д.) у Вас в школе, ССУЗе, ВУЗе?" 91,5% молодых людей дали отрицательный ответ.

Опубликовано на портале: 21-12-2007
Андрей Андреевич Возьмитель Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 110-117. 
В статье предлагается начинать отсчет истории отечественной социологии религии с конца 1960-х годов, когда в Институте научного атеизма АОН при ЦК КПСС, а также на кафедре истории и теории атеизма МГУ им. М.В. Ломоносова были проведены первые эмпирические исследования религиозного сознания населения. Выделена книга Н.А. Яблокова "Методологические проблемы социологии религии" (1972 г.) , в которой по оценкам автора впервые в отечественной социологии была обстоятельно рассмотрена специфика как религиоведения, так и социологии религии, и были четко обозначены критерии религиозности. Отмечается, что эта книга опередила время, была опубликована в эпоху, когда по идеологическим канонам предметом социологии религии в обществе "развитого" социализма могло быть только "отмирание" религии. Последствия этого "наследия прошлого" прослеживаются, как полагает автор, и в наши дни - в стремлении социологов измерять уровень религиозности на основании прежде всего формального самоотнесения человека к одной из групп: верующих - неверующих - атеистов, или верующих в Бога - верующих в сверхъестественные силы - неверующих. И только в последние насколько лет такое самоотнесение стало учитываться российскими социологами в контексте мировоззренческих различий. И все же, как полагает автор, за последние 30-40 лет состояние социологии религии в России мало изменилось как в методологическрм, так и в методическом отношении: исследования развивались скорее вширь, чем вглубь. Отмечается необходимость важность учета такого показателя вовлеченности человека в религиозную жизнь, как воцерковленность.

Опубликовано на портале: 15-09-2007
Рубен Абгарович Орбели Социологические исследования. 1991.  № 12. С. 95-116. 
В публикуемой части автор, отталкиваясь от постулата, что Библия – отражение бытия и сознания, а не наоборот, приступает к аналитическому обобщению социальных аспектов жизни человека. Основная идея: построение здания народного благополучия зависит от стремления на индивидуальном уровне к чистоте совести, свободе от предвзятости и отсутствию корыстных мотивов. Достичь же этого можно, осознав необходимость подчинения своей воли воле Высшей. Автор иллюстрирует этот постулат собственными наблюдениями современной ему жизни, интерпретируемыми посредством аналогий из Нового Завета.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2007
А.Н. Мельник Социологические исследования. 1991.  № 12. С. 92-94. 
Текст содержит краткую биографию ведающегося богослова, мыслителя, историка техники и основоположника гидроархеологии; также приводится информация об изучении его обширного документального наследия; указаны основные места хранения рукописей. Основной вывод: труды Р.А. Орбели представляют существенный интерес для изучения религиозных и социальных течений интеллигенции в пред- и революционный период.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2007
Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1991.  № 12. С. 90-92. 
Вводный комментарий к публикации отрывков основного труда Р.А. Орбели, в котором выделяются наиболее актуальные положения концепции этого крупного богослова и выдающегося представителя российской христианско-социалистической мысли. Как считает автор заметки, самая важная идея упомянутой доктрины – воспитание мужественного характера социального субъекта (народа), способного противостоять невзгодам, социальным катастрофам и искушениям «суеверов, суестрахов и утопистов».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-09-2007
Елена Александровна Кублицкая Социологические исследования. 1990.  № 5. С. 95-103. 
В настоящей статье делается попытка уточнить один из методологических подходов к измерению уровня религиозности, при котором возможен межрегиональный сравнительный анализ. Измерять уровень религиозности среди молодежи и интеллигенции некорректно без учета нетрадиционной религиозности. Стремясь избежать завышения уровня религиозности (акторы могут разделять традиционные догматы и одновременно увлекаться идеями других вероучений), автор не включает в группу верующих представителей нетрадиционной религиозности. Поэтому, для более адекватной оценки феномена, целесообразно построить типологию, позволяющую одновременно учитывать оба варианта религиозности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-07-2007
Наталья А. Кобзева Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 143-146. 
Автор анализирует несоответствие между достаточно высоким уровнем религиозности российской молодежи, отмечаемым в ходе опросов, и реалиями студенческого образа жизни. Эмпирический базис исследования составляют данные социологических опросов, проведенных среди студентов Москвы и Московской области в 2002 и 2005 гг. Кроме того, используются данные экспертного опроса представителей РПЦ, а также профессоров и преподавателей московских вузов, читающих дисциплины «Религиоведение», «Социология религии», «Психология Религии».

Опубликовано на портале: 30-06-2007
В.А. Беляев Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 50-57. 
Автор предлагает свой ответ на вопрос, почему происходящая в России социальная трансформация не породила в Татарстане трагического противостояния федеральных и республиканских властей, представителей различных этносов и вероисповеданий. Причина видится в особенностях менталитета жителей республики, которые сформировались под воздействием анализируемых автором геодемографических, исторических и экономических факторов.

Опубликовано на портале: 30-06-2007
В.В. Юдин Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 48-49. 
Опираясь на материалы социологических исследований молодежи Могилева и Могилевской области, проведенных в 2002 и 2004 гг., автор рассматривает религиозное поведение верующей молодежи, анализирует уровень и степень ее религиозности. В ходе исследования по однотипным методикам было опрошено 1200 человек, представляющих основные социально-демографические группы.

Опубликовано на портале: 30-06-2007
Виктор Анатольевич Авксентьев, И.О. Бабкин, А.Ю. Хоц Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 41-47. 
Авторы анализируют результаты исследования проведенного в 2004 г. по теме «Конфликтный и деструктивный потенциал религиозной сферы Ставропольского края». По мнению ученых, в отличие от периода начала – середины 1990-х гг. сейчас происходит активное включение конфессионального фактора в этнополитические процессы в регионе, что позволяет говорить о формировании устойчивых этноконфессиональных политических идентичностей.

Опубликовано на портале: 30-06-2007
Михаил Петрович Мчедлов Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 33-40. 
Автор формулирует ряд условий, соблюдение которых необходимо для обеспечения объективного изучения постоянных составляющих дискурса «религиозная идентичность – другая идентичности – общественно-политические факторы». Рассматривается практика толерантного сосуществования разных религий и этносов, в частности, демонстрируется потенциал российского опыта многовекового совместного бытия конфессий и религий.

Опубликовано на портале: 22-06-2007
Марк Давидович Грубарг Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 86-96. 
Поскольку в основе социального учения иудаизма лежат книги Торы, автор приводит положения, постановления, законы и императивы Ветхого Завета, в которых отражены основные принципы социальной жизни и организации древних евреев, их понимание роли и места личности в обществе. Кроме того, в статье имеются примеры позитивного влияния учения Торы на формирование других социально-экономических теорий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2007
Марк Евсеевич Добрускин Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 76-86. 
С точки зрения автора, социальная роль религии реализуется в функциях церкви. При этом главными здесь выступают функции социально-политическая и мировоззренческая, а компенсаторная, морально-этическая, культурная и международная – имеют статус дополнительных. В статье приводятся примеры отправления этих функций РПЦ на протяжении последних 10-15 лет.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2007
Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 67-75. 
Автор считает «Основы социальной концепции» первым шагом к разработке социального учения, которое объяснило бы священникам и мирянам принципы их взаимодействия с окружающим миром (на личном и институциональном уровнях). То обстоятельство, что документ разрабатывался в полузакрытом режиме, в значительной мере обусловило наличие неясностей в его тексте. Поэтому изложение основных идей концепции не лишено критических и полемических элементов.
ресурс содержит прикрепленный файл