Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 279

Опубликовано на портале: 15-06-2007
Владислав Аркадьевич Бачинин Общественные науки и современность. 2007.  № 4. С. 162-171. 
Автор полагает, что суть переживаемых человеческим духом метаморфоз на протяжении всей эпохи модерна – в отходе западного и российского культурного сознания от традиций классического христианства. В динамике культурных изменений, характеризующих духовное пространство постмодерна в свете его отношений с христианством, обнаружилось несколько основных тенденций: сохраняющееся брутальное богоборчество в русле демонодицеи («оправдания демонов»); академический и бытовой секуляризм с демонстративно-индифферентным отношением к христианским ценностям; неоязычество; новое богоискательство. Постмодернизм может быть квалифицирован одновременно и как геокультурная девиация, и как общественный, корпоративный грех мировой цивилизации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-06-2007
Вячеслав Вениаминович Локосов Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 82-89. 
Рассматривается вопрос о месте Русской Православной Церкви в жизни современного российского общества. Сообщается, что по результатам ряда опросов большинство граждан считает, что православие не следует возводить в ранг государственной религии, что Российское государство должно оставаться светским. Отмечено, что в современной России как одобрительное, так и просто лояльное отношение людей к политической власти и государственному устройству не зависит их отношения к религии. Проводится сравнение социально-политических ориентаций и предпочтений пяти типологических групп: неверующих, православных, воцерковленных, невоцерковленных, мусульман. Вывод: религиозный и конфессиональный факторы, как правило, не оказывают влияние на оценки состояния российского общества и государства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-06-2007
Юлия Юрьевна Синелина Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 89-97. 
Публикация подготовлено по материалам исследования религиозности населения, проведенного ИСПИ РАН в октябре 2004 г. Его результаты показали, что доля респондентов, называющих себя православными (76%) превышает долю тех, кто определяют себя как верующих (59%). Автор использует понятие "воцерковление", означающее включенность прихожан в жизнь Церкви. Применена методика В.Ф. Чесноковой для определения уровня воцерковленности респондентов и выделения среди них тех, кто не только причисляют себя к православию, но верят в Бога или хотя бы не отвергают эту веру (колеблющиеся). Отмечено различие групп респондентов по уровню воцерковленности. Реальная связь с Православной Церковью прослеживается только у 40% от числа тех, кто относят себя к православию. Среди "воцерковленных" 94% опрошенных верят в Бога, 71% верят в бессмертие души, 73% приходят в храм не реже одного раза в месяц, 53% причащаются. По итогам анализа представленных социологических данных констатируется, в частности, что в последние 5 лет в России происходит медленный рост числа людей. относящих себя к верующим, снижение считающих себя неверующими, а также верящих не в Бога, а в другие сверхъестественные силы. В то же время медленно идет процесс воцерковления самоидентифицирующихся как православные.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-03-2007
Галина Васильевна Еремичева Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. VIII. № 3. С. 174-192. 
Формирование новых религиозных движений, с помощью которых люди реализуют свои религиозные предпочтения, является результатом кризиса традиционной религии и религиозных институтов. Разработанные на материале проекта, посвященного повседневной жизни петербургских семей, исследовательские гипотезы были опробованы на эмпирическом материале интервью с членами общины Церкви Христа. Выбор нетрадиционной религии указывает на то, что традиции православия не были достаточно глубоко усвоены населением в советское время. С другой стороны, религиозные организации во многом интегрируют современные формы протестантизма. Дух предпринимательства, характеризующий протестантскую этику, становится созвучным укореняющимся в России отношениям рыночной экономики. Это и делает эти религиозные движения популярными среди молодежи и людей среднего возраста, с высоким уровнем образования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-02-2007
Андрей Анатольевич Зотов Социологические исследования. 2006.  № 8. С. 130-138. 
Автор, опираясь на материал книги В.Парето «Социалистические системы», излагает основные принципы предложенного в ней исследовательского подхода к социалистическим движениям. Отдельно рассматривается материал двух глав этой книги, написанных Дж. Ракка. В них эволюция религиозных общин и движений дана в сопоставлении с эволюцией движений и партий социалистической ориентации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-02-2007
К. Каариайнен, Дмитрий Е Фурман Общественные науки и современность. 2007.  № 2. С. 78-95. 
Во второй части текста (первая часть см. ОНС, 2007, № 1) анализируется влияние «проправославного консенсуса» на обыденное поведение граждан России. Показано, что ни сам консенсус, ни практическая контаминация его с «русскостью» не тождественны обретению людьми религиозной веры и принятию догматов православной церкви. Институциональная религиозность россиян (посещение храмов, участие в церковных таинствах, соблюдение постов, молитвенное общение с Богом и пр.) продолжает оставаться на низком уровне, тогда как идеологическая роль православия в их глазах, напротив, возрастает. Из этого несоответствия берет начало ряд усиливающихся антидемократических тенденций в менталитете большинства и подспудное его стремление к авторитарному государственному устройству. Такого рода подвижки массового сознания создают предпосылки для конфликтного развития российского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-02-2007
В.А. Шабаршина Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 151-152. 
Рецензия на книгу: РЕЛИГИИ НАРОДОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. М.: Республика, 1999. 624 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-02-2007
В.В. Юдин Социологические исследования. 2006.  № 5. С. 137-139. 
Автор поднимает вопрос о том, насколько оправдано считать показателем религиозного возрождения рост количества религиозных общин в Беларуси и увеличение числа людей, особенно молодежи, считающих себя верующими. Ответ базируется на данных социологических исследований, проведенных сотрудниками Могилевского государственного университета.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-01-2007
Д.К. Безнюк Социологические исследования. 2006.  № 2. С. 128-135. 
Автор выделяет ряд факторов формирования «религиозного поля» современной Беларуси. К внутренним факторам отнесены уровень и степень религиозности, ее характер (конфессиональная структура, половозрастные и социальные характеристики групп верующих), динамика религиозности. К внешним – социокультурный фон, соотнесенность с европейскими и общемировыми показателями религиозности населения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-01-2007
Сергей Николаевич Булгаков Социологические исследования. 1990.  № 3. С. 110-111. 
Данная статья представляет собой проект ортодоксального православного определения природы социализма известного русского религиозного философа начала ХХ века Сергея Булгакова. В ней отрицается попытка осуждения социализма как такового с религиозно-нравственной точки зрения, при этом социализм рассматривается в качестве не мировоззрения, но лишь практической этики и целесообразности. По мнению автора, цель социализма, понятая, как осуществление социальной справедливости, защиты слабых, борьбы с бедностью, безработицей, эксплуатацией — в такой степени нравственно самоочевидна, что разногласие может быть только относительно практической целесообразности или осуществимости тех или иных мероприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-12-2006
К. Каариайнен, Дмитрий Е Фурман Общественные науки и современность. 2007.  № 1. С. 103-119. 
В статье на основании 14-летнего социологического мониторинга (1991–2005 гг.), проводимого совместно Институтом лютеранской церкви Финляндии и Академией наук РФ, анализируется эволюция религиозного сознания россиян в постсоветский период. Показано, что духовный вакуум, образовавшийся в России после краха атеистической коммунистической идеологии и коллапса социалистической системы, заполнила религиозность, принявшая специфическую форму «проправославного консенсуса». Суть данного феномена состоит не только и не столько в акцентировано позитивном отношении подавляющего большинства населения к православию, сколько в том, что оно превратилось в дополнительный символ новой русской идентичности, компенсирующий издержки рыночных реформ на уровне обыденного восприятия социальных реалий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-12-2006
Х. Аль-Фарес Вестник РУДН. 2005.  № 8. С. 77-83. 
Сложная и противоречащая природа современного арабского мира – приобретающая некоторые особенности европейской цивилизации и, в то же время, поддерживающая на большинство ее традиционных особенностей – позволяет наиболее ясно увидеть трансформации гендерных ролей женщин. Это - так называемый 'ролевой конфликт' между стремлениями и желаниями вести активную социальную жизни и патриархальными нормами, требующими, чтобы женщина просвещала себя только семейной жизни. Автор исследует этот конфликт, кажущийся весьма обычным для европейских стран, но очень сложно решаемый в арабском мире.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-11-2006
Александр Анатольевич Пригарин Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 94-116. 
Публикация посвящена обстоятельствам переселения старообрядцев в Придунавье в XVIII – XIX веках. Они рассматриваются с позиций их преломления в памяти потомков. Данный феномен исторического сознания анализируется на основе широкого экспедиционного материала, собранного среди старообрядческого населения Украины, Румынии и Болгарии. Привлечение письменных источников позволяет представить указанные представления в динамике. Рассматриваются вопросы "народной историософии" как составной части мировоззрения: легенды о Беловодье-Граде Некрасова и Конце Света. Особое внимание уделяется рассказам о местах выхода, переселениях и обустройстве на новых местах. Исследуется опыт народной этимологии названий группы, этническая картина мира, а также знания "своего" пространства. На основе этих сюжетов показывается перспективность материалов устной истории для реконструкции как предыдущего опыта, так и оригинальной ментальности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-11-2006
Игорь Игоревич Лыман Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 79-93. 
Публикуются выявленные в Российском государственном историческом архиве ценные документы (в частности, опись имущества бывшей Сечевой церкви, составленная в мае 1777 г.), дающие возможность скорректировать существующие представления о событиях, связанных с ликвидацией Новой Сечи и существенно дополняющие сведения о судьбе богатств Сечевой Покровской церкви после июня 1775 г.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-11-2006
Владимир Олегович Бобровников Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 4-18. 
На примере религиозного законодательства постсоветского Дагестана в статье рассматривается традиционалистский дискурс, который определяет восприятие и функционирование ислама в постсоветских условиях. Согласно гипотезе автора, “традиционный ислам”, легализованный в Дагестане в 1990-1997 гг. и воплощенный в структурах республиканского муфтията, представляет собой новый обычай, испытавший немалое влияние советской традиционалистской этнографической школы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-11-2006
Владимир Алексеевич Фролов Социологические исследования. 1993.  № 12. С. 83-88. 
В религии часто видят альтернативу идеологии марксизма, способную заполнить образовавшийся после него духовный вакуум, дав военным жизненные и нравственные ориентиры. Однако социологические исследования о практическом участии военнослужащих в жизни церкви свидетельствуют лишь об их устойчивом интересе к религии, а не об активном веровании, связанном с отправлением религиозных предписаний. Впрочем, и этого достаточно для выполнения религией компенсаторной психотерапевтической функции умиротворения, успокоения человека. А в некоторых случаях она может стать и своеобразным окном в мир духовности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-11-2006
Frank Newport Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002.  № 1 (57). С. 19-20. 
В течение нескольких лет Институт Гэллапа задавал своим респондентам следующий вопрос: "Считаете ли Вы, что в настоящее время имеет место рост влияния религии в Америке или снижение ее влияния?" Доля американцев, признавших рост влияния религии, существенно выросла после 11 сентября 2001 г. В феврале 2001 г. лишь 39% опрошенных согласились с этим тезисом, что вполне укладывалось в тенденцию ответов на этот вопрос, сложившуюся за несколько лет. Во время опроса, который проводился в середине декабря 2001 г., доля считавших, что влияние религии в Америке увеличивается, подскочила до 71% — самой высокой цифры за всю историю проведения подобных опросов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 10-11-2006
Борис Владимирович Дубин Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 3 (71). С. 35-44. 
В статье рассматривается динамика религиозной принадлежности в России. Автор анализирует принадлежность россиян к различным религиям, частоту посещения церкви (мечети, синагоги), степень доверия к церкви как к социальному институту. Несмотря на то, что подавляющее большинство россиян считают себя православными христианами, они ни посещают регулярно церковь, ни выполняют правила, предписанные церковью (молитвы, посты и пр.).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-09-2006
Александр Васильевич Соловьев
2006, IV курс, 7-8 семестр
Слушатели курса должны изучить: предмет и задачи социальной и культурной антропологии; социобиологические основания современных концепций человека; особенности взаимодействия человека и природной среды; символические формы социокультурного опыта; регулятивные образования в культуре, нормы и ценности; механизмы взаимодействия людей и передача культурного опыта; соотношение традиции и инновации в культуре; основания и формы социальных объединений людей; формы социокультурного воспроизводства общества как устойчивой целостности; механизмы трансляции социокультурного опыта, социализации и аккультурации индивида; социокультурные функции в образовательной деятельности.

Содержание курса сформировано на основе государственного образовательного стандарта и тесно связано с курсами "Философия культуры", "Социология культуры", "Этнология", "История культур и цивилизаций".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-08-2006
Н.С. Семенкин Социологические исследования. 2005.  № 12. С. 141-142. 
Рецензия на книгу: Яковлев А.И. Религиозное сознание. Учебное пособие.
ресурс содержит прикрепленный файл