Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 279

Опубликовано на портале: 24-07-2006
Николай Рерих Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 171-183. 
Два фрагмента из малоизвестной книги «Твердыня пламенная» (Нью-Йорк, 1932). Майтрейя - любовь, сострадание – в буддизме имя владыки будущего. Рерих показывает, что у всех народов и во всех религиях представления о будущем разительно сходятся в самых сокровенных и сердечных устремлениях. Второй фрагмент демонстрирует единство всех культур в представлении о Великой матери, как спасительнице и жертвовательницы. Рерих видел в этом пророчество о времени, когда к Земле должны будут приблизиться Высокие энергии, Они предназначены для созидания, но могут оказаться губительными, если человечество не осознает своего единства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-07-2006
Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 167-169. 
Редакционная статья, в которой обобщаются позиции авторов, представивших на страницах ОНС свои взгляды на взаимоотношения науки и религии, свое понимание перспектив религии в современном мире. Прежде всего излагаются тезисы сторонников противопоставления науки и религии. Наряду с ними даются и тезисы сторонников другого подхода, в котором религия и наука выступают своеобразными партнерами, стимулирующими развитие друг друга. Особым статусом в статье наделены философско-религиозные системы Востока, в которых изначальной основой бытия признается Высшая Реальность, непостижимая для человеческого разума.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-07-2006
Сергей Пимчев Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 158-166. 
Автор полагает, что опыт церкви в деле социокультурной организации людей не утратил своего значения в современных условиях. Предметом статьи является анализ взаимоотношений двух исторически сложившихся религиозных систем воспитания: приходсткой и монастырской.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-07-2006
Владимир Владимирович Михайлов Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 137-141. 
В попытках объяснить неравномерность и неравенство развития различных этносов и культур социальная мысль все чаще апеллирует к превосходству одних религий над другими в плане содействия более быстрому материальному прогрессу и демократии. Особенно характерным в этом аспекте стало противопоставление христианства и ислама. Однако непредвзятый взгляд на базовые установки упомянутых конфессий показывает: найти причины быстрого прогресса в чем-то одном или, напротив, отставания в религиозных верованиях не имеют под собой серьезной основы. Сложнейшие процессы материального и духовного развития определяются совокупной массой различных факторов, и произвольное партикуляристское выделение из них конфессиональной принадлежности с научной точки зрения несостоятельно.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-07-2006
М. Блюменкранц Общественные науки и современность. 1991.  № 5. С. 155-162. 
Свобода – одна из центральных тем христианского мироощущения, фаустовская тема европейской души. Постижение истины неразрывно связано с достижением внутренней свободы. В легендах о Нимроде отражается каинов путь свободы, ставший пробным камнем современной цивилизации, свободы своеволия и богоборчества. Ибо убийство Каином Авеля – первый в истории человечества акт насилия, направленный непосредственно против Бога. Сама постановка вопроса о свободе свидетельствует о крайней степени несвободы. Проблема свободы возникает тогда, когда всякая свобода потеряна.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-06-2006
Геннадий Алексеевич Котельников, Сергей Дмитриевич Лебедев Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 121-129. 
С конца 1980-х годов взаимоотношения светских и религиозных институтов стали меняться в пользу установления равноправного взаимодействия. Это потребовало пересмотра концептуальных положений социологии религии, чему и посвящена предлагаемая статья. В авторской модели сочетаются подходы с позиций диалога культур и положений социальной синергетики, теоретические разработки социологии знания и анализа межкультурных взаимодействий.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-06-2006
Инна Вениаминовна Налетова Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 130-136. 
Автор статьи задается вопросом: действительно ли в России образовалась новая, отличная от традиционной, православная религиозность (с новой практикой, духовностью, новым церковным устройством и учением) или же укрепился новый образ религии, создаваемый самими учеными? Рассматривается смысл понятия "новые верующие" сначала в рамках западной социологии религии, и затем - в публикациях российских ученых. Отмечается недостаток внимания к поиску адекватных "инструментов" изучения православия, для чего необходимо глубокое знание самой религиозной традиции, желание взглянуть на нее изнутри, отказшись от атеистического по сути отношения к религиозной реальности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Юрий Владимирович Ковалевич, Сергей Алексеевич Шмаков Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 36-38. 
В статье рассматриваются три темы: 1) состояние религиозности в пограничных войсках, 2) необходимость и возможность отправления религиозных потребностей, 3) отношение к введению института церкви в пограничных войсках. Данные получены в ходе опроса, проведенного в 1994-1995 гг. в пограничных войсках (объем выборки – 2340 чел.).

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Luigi Tomazi Социологические исследования. 1995.  № 10. С. 146-152. 
Статья основана на данных исследования «Европейское исследование системы ценностей». Рассматриваются следующие вопросы: 1) вера в Бога, 2) роль церкви, 3) молитва и отправление религиозных обрядов. Автор приходит к выводу, что молодежь постепенно возвращается к вере и ее обрядам, во многом солидарна с позицией церкви по многим социальным вопросам. Прослеживаются различия во взглядах разных социальных групп итальянской молодежи.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Михаил Петрович Мчедлов, Юрий Андреевич Гаврилов Социологические исследования. 2002.  № 7. С. 68-77. 
В статье рассматриваются результаты социологического опроса, проведенного с целью выявления мнения россиян об итогах прошедшего 2000 г., о протекавших в стране социально-экономических и политических процессах. В выборке из 1800 чел. в возрасте от 18 лет и старше представлены 11 укрупненных социально-профессиональных групп населения: рабочие, инженерно-технические работники, гуманитарная и творческая интеллигенция, служащие государственных и частных предприятий и учреждений, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, предприниматели малого и среднего бизнеса, студенты, пенсионеры, жители всех видов поселений городского и сельского типа. Кроме того, в ней учтены и половозрастные пропорции. Обращаясь к полученным данным, авторы стремятся представить некоторые социально-демографические особенности современных верующих в сравнении с общей совокупностью "респондентов-2000" и мировоззренческими группами опрошенных.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-05-2006
Юрий Андреевич Гаврилов, Елена Николаевна Кофанова, Михаил Петрович Мчедлов, Александр Григорьевич Шевченко Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 56-69. 
Эта статья представляет собой анализ части материалов единого исследования «Роль религии в формировании толерантного сознания и поведения в изменяющейся России», проведенного в 2004 году в Институте комплексных социальных исследований РАН (см. предшествующую ей публикацию номера). Авторы отмечают, что во всех охваченных опросом религиозно-мировоззренческих группах респонденты из числа верующих чаще всего не идентифицируют себя с конкретным идейно-политическим течением. Если судить по степени самоидентификации респондентов с радикальными движениями, наибольшую толерантность проявляют протестанты (среди них меньше всего сторонников «крайних» ориентаций – и самое высокое отмежевание от крайних течений). Наименее лояльны в этом отношении неверующие (среди них 18,6 % сторонников крайних течений). Степень доверия к собственной религиозной организации наиболее высока у католиков, где полностью ей доверяют 54,5 % от числа опрошенных, и у мусульман (46,2 %); среди православных – 37 %. Проанализировано различие в распределении ответов респондентов разной религиозной принадлежности на вопрос о наиболее существенных причинах межнационального разобщения. Если у православных и мусульман первое место по значимости занимает «ухудшение экономического положения», а на второе место выходят «ошибки в национальной политике центральных властей», то у католиков порядок обратный. Протестанты проявили сильное отличие от всех остальных групп: на первое место они ставят «низкую культуру межнационального общения», на второе – ухудшение экономического положения», на третье – «межрелигиозные противоречия», за которыми идут «ошибки в национальной политике». Авторы на основе серии показателей приходят к выводу, что в сфере влияния национального фактора на межличностные отношения наиболее толерантны протестанты, за которыми в порядке уменьшения уровня толерантности идут иудеи (наиболее толерантны в выборе места жительства), буддисты , мусульмане (проявляющие самую низкую толерантность в семейно-брачной сфере), затем - православные (они наименее толерантны в выборе места жительства). Авторы отмечают довольно высокий уровень положительного отношения к православию со стороны всех конфессиональных групп, что свидетельствует о признании его уникальной роли в процессе культурно-исторического развития России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-05-2006
Юрий Андреевич Гаврилов, Елена Николаевна Кофанова, Михаил Петрович Мчедлов, Александр Григорьевич Шевченко Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 46-56. 
В статье наряду с уровнем религиозной активности изучаются особенности конфессиональной идентификации и самоидентификации верующих различных вероисповеданий. Ее материал подготовлен по результатам социологического опроса, проведенного в мае-июне 2004 г. сотрудниками центра «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований РАН. Установлено, что наиболее высок процент верующих, регулярно посещающих храм (молитвенный дом) в протестантской группе (81,1%), за ними следуют приверженцы иудаизма (52,7%) и католицизма (50%). В православной и мусульманской группах этот показатель невысокий (15% и 19%). Наиболее последовательными в отношении исполнения основных религиозных обрядов и предписаний оказались протестанты, за ними следуют католики и иудеи; на последнем месте оказываются православные верующие. Отмечено, что различия в характере пассивной религиозности в разных конфессиональных группах во многом связаны с особенностями их культовой практики. Обращается внимание на тот факт, что часть респондентов, обозначивших себя как неверующих, все же принимает участие в религиозной жизни: изредка посещают храмы, отмечают религиозные праздники, а 7% из них иногда даже молятся и исполняют религиозные обряды. Сделан вывод, что мировоззренческая граница между верующими и неверующими в настоящее время стала гораздо менее четкой, чем в советский период. В публикации также рассматриваются по различным аспектам проявления религиозной приверженности граждан в ее влиянии на их личную повседневную жизнь и общественную активность. Сообщается об отношении верующих разных вероисповеданий к идее о введении в российской армии института военного духовенства; о распределении мнений опрошенных представителей разных веровний в отношении предпочтительных форм и видов преподавания религиозных предметов в общеобразовательных школах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-05-2006
Т. Викторов, Наталья Васильевна Коровицына Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 151-153. 
Аннотируются книги:
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-05-2006
Юрий Леонидович Василевский Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 78-88. 
В статье освещаются следующие вопросы: 1) отношение к Богу, 2) межстрановые различия, 3) различия между возрастными группами, 4) динамика религиозного самоопределения, 5) отношения атеизма и христианства, 6) значимость исторических событий для духовной жизни, 7) рост числа сект и нетрадиционных религий. Статья основана на результатах анкетных опросов, которые были проведены в 1992-1994 гг. в России, Украине и Белоруссии в ходе 33 учительских конференций, организованных западными христианскими конфессиями. Всего опрошено 10 тыс. учителей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-05-2006
Сергей Николаевич Савельев Социологические исследования. 1991.  № 2. С. 34-45. 
Автор статьи на рассекреченных архивных материалах анализирует деятельность Антирелигиозной комиссии (1921–1929), созданной по прямому указанию Ленина с целью насильственного утверждения в массах атеистической идеологии. На примере преследований российских католиков («дело» архиепископа Я. Цепляка, окончившееся его расстрелом) показано, как в стране внедрялась практика идеологического расизма и устанавливался режим духовной оккупации, где в роли оккупанта выступала правящая группировка. В тексте приводится полный список идеологических погромщиков – руководителей и работников центрального аппарата Комиссии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Сергей Борисович Филатов, Роман Николаевич Лункин Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 35-45. 
Рассматриваются данные по численности религиозных общин, полученные исходя из разных принципов подсчета. Если опираться на «этническое» исчисление, то получается, что в России 120 млн. православных христиан, 600 тыс. католиков, 14 млн. мусульман и т.д. Авторы справедливо считают такие оценки сильно завышенными, поскольку у каждого народа имеются свои атеисты, люди индифферентные к религии, как и те, кто исповедует иную веру. Критерий религиозной самоидентификации (на основе культурной принадлежности к религиозной традиции) также не позволяет четко определять конфессиональную принадлежность. При таком подсчете оказывается, что в России 75-85 млн. православных, около 1 млн. католиков, 1.5 млн. протестантов, 6-9 млн. мусульман. Между тем, многие русские относят себя к православию в культурном отношении, но совсем не уверены, что являются верующими. Более реалистичный показатель - численность практикующих верующих, однако, как свидетельствуют результаты опросов и опыт священнослужителей, очень немногие люди полностью разделяют вероучение и исполняют все религиозные практики. Авторы констатируют: «Православная религиозность современных россиян настолько зыбка и не структурирована – организационно, догматически и идеологически, что любые критерии её измерения, и цифры, полученные на их основе, носят в принципе условный характер» (с. 41). В статье приводятся примерные оценки численности практикующих верующих, анализируются официальные данные Минюста РФ по численности зарегистрированных религиозных организаций. На основе изучения представленных данных сделан общий вывод: «Значение религиозного фактора в светском секуляризованном обществе, в котором вера стала для многих просто культурным символом, относительно невелико».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-03-2006
Евгений Владимирович Кратов Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 109-117. 
В статье рассматривается состояние северокавказских мусульманских общин и политика, которую осуществляла Советская власть по отношению к исламу на территории Северо-Кавказского края в 1924-1934 гг.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-03-2006
Анатолий Владимирович Крюков Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 45-56. 
Публикация посвящена анализу истории изучения религиозного сектантства на Кубани со второй половины XIX в. до наших дней. При этом автор выявляет и рассматривает основные этапы исследования данного явления в общероссийском масштабе, раскрывая изменения в оценках религиозного сектантства и методологии его изучения с течением времени. Основной вывод – исследование истории религиозных сект в России, и ее регионах в наибольшей степени находилось в зависимости от «генеральной линии» политики, проводимой властями в отношении религиозного инакомыслия и его последователей.
ресурс содержит прикрепленный файл

Исламофобия [статья]
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Сергей Николаевич Абашин Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 20-26. 
В современном российском обществе можно выделить несколько форм проявления нетерпимости к исламу: исламофобия западников, исламофобия консерваторов, православная исламофобия. В последние годы было несколько незначительных антиисламских акций, которые можно было бы квалифицировать как государственную исламофобию. Для решения стоящих перед обществом необходимо создавать условия для самого широкого диалога всех политических, общественных и религиозных сил, не рассматривая априори каждую из них как какую-то неправильную или «чужую». И это будет возможно, если будет недвусмысленно осуждена и прекращена исламофобская истерия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-03-2006
Вильфредо Парето Социологические исследования. 1996.  № 1. С. 108-118. 
Продолжение. Начало см. в №10, 1995. Автор характеризует современную ему эпоху как период активизации религиозных чувств. При этом наблюдается не только оживление старых религий, но и появление новых. К ним автор относит и множество общественных движений, приобретающих религиозные формы. В числе подобных движений, наряду с вегетарианцами и гигиенистами, он особенно выделяет социалистов. Социалисты, с его точки зрения, озабочены тем, чтобы извлечь выгоду из охватившего весь мир религиозного подъема и связанного с ним стремления к солидарности. Парето видит в социалистах прямых продолжателей тех пап, которые, собирая деньги на собор св. Петра, тратили их на проведение оргий. Кроме того, на пике популярности социалистического движения в нем, по мнению Парето, неизбежно восторжествует лицемерие.
ресурс содержит прикрепленный файл