Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 3306

Опубликовано на портале: 19-12-2011
Директор школы. 2010.  № 3 (146). С. 7-11. 
На январской пресс-конференции в пресс-клубе РИА «Новости», посвященной официальному старту Всероссийского конкурса «Директор школы — 2010», помимо вопросов, связанных с самим конкурсом, обсуждалась роль современного директора школы в современном обществе в целом. Кто такой сегодня средний директор средней школы? Какой он видит миссию современной школы? Директор школы — учитель или менеджер? И насколько независим сегодня от власти человек, который руководит школой? Свое мнение высказывали представители государственных органов власти и педагогического сообщества.

Опубликовано на портале: 18-09-2011
Роман Григорьевич Стронгин, Е.В. Чупрунов Университетское управление. 2011.  № 3. С. 19-28. 
Рассматриваются роль и формы внутривузовских взаимодействий и интеграции с организациями-партнерами в реализации программ развития национального исследовательского университета. Отмечается формирование многочисленных неструктурных объединений — научно-образовательных центров, которые являются проектами (и проектами проектов) вуза, что ведет к необходимости развития культуры проектного управления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Галина Викторовна Ластовка Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 48-51. 
Свое напутствие начинающим администраторам ваш коллега из Алтайского края подкрепляет конкретным опытом использования экспресс-методики, дающей возможность молодому директору как можно быстрее выявить те психологические качества коллектива, на которые можно опереться в работе. В коллективе школы, куда я пришла директором, довольно часто менялись руководители, что отражалось на кадровой ситуации: большинство педагогов имели среднее специальное образование; это накладывало свой отпечаток на их ценностные ориентации, интересы, потребности; недостаточно высоким был интеллектуальный фон. Самые расплывчатые представления педагогов о личной жизни друг друга мешали установлению благожелательности и открытости во взаимоотношениях.Работа по повышению профессионального мастерства способствовала позитивным изменениям: три учителя поступили в вузы, улучшились личностные отношения, стало меньше конфликтов с учениками и родителями. Оказалось также, коллектив способен мобилизоваться, сплотиться, что приносило свои результаты: учащиеся школы, учителя неоднократно занимали призовые места в районных мероприятиях. Но все это было позже, а сейчас передо мной, начинающим директором, стояла задача как можно быстрее выявить те психологические качества коллектива, на которые я могла бы опереться в работе. Что предпринять для этого? Решила использовать «Экспресс-методику по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе».

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Ольга Владиславовна Миновская Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 80-84. 
Казалось бы, вопросам целеполагания и организации педагогического анализа посвящено множество учебных и методических пособий, статей, рекомендаций. Однако, оценивая работы классных руководителей, представленные на региональные конкурсы, каждый раз мы обнаруживаем одни и те же недостатки. А именно некорректные формулировки воспитательной цели и задач, а также некачественные аналитические материалы, которые скорее напоминают отчеты о проделанной работе. Представляется важным начать с того, что любая деятельность (в том числе и воспитательная) осуществляется по следующему алгоритму: целеполагание — планирование — организация — анализ — последействие. За «результативность» деятельности отвечает линия «целеполагание — анализ». Другими словами, анализ теряет свое значение в случае, если педагог не определил вполне конкретную и достижимую цель воспитания. Ведь если мы не знали, что мы хотели достичь, то как мы можем оценивать качество процесса и результат? В свою очередь проведение целеполагания без опоры на данные анализа (анализ исходной ситуации или анализ и оценка результатов предыдущего этапа работы) представляется просто-напросто непрофессиональным действием. Основные вопросы, на которые хотелось бы ответить в ходе рассуждения, это: что такое цель воспитания и откуда она возникает? Как ставить цель и задачи в программе работы классного руководителя? Зачем на самом деле нужен анализ деятельности классного руководителя? Как классному руководителю оценить результаты собственной деятельности?

Опубликовано на портале: 19-10-2011
Аалексей Эмильевич Попович Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 3-6. 
В статье рассмотрена взаимосвязь профессионального самоопределения старшеклассников и профильного обучения. Раскрыто значение внедрения профильного обучения в старших классах и описан опыт формирования системы профильного обучения в общеобразовательныхшколах на современном этапе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Ирина Александровна Волкова Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 66-70. 
В течение 2009 г. при поддержке журнала «Директор школы» компания Panasonic организовала и провела конкурс «Panaboard мастеров» для учителей по использованию интерактивных досок в учебном процессе. Учителя всех федеральных округов России приняли активное участие в конкурсе, прислав более 200 разработок уроков с использованием интерактивных технологий. Конкурс продемонстрировал, что интерактивные доски Panasonic завоевывают всю большую популярность у российских педагогов, так как предоставляют большие и разнообразные возможности для повышения качества взаимодействия учителя и ученика на уроке.Главным призом для победителей конкурса стало организованное компанией Panasonic пятидневное посещение Японии.

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Борис Викторович Куприянов Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 59-64. 
У школьной администрации, учителей, учащихся, родителей — у каждого из них с ЕГЭ связаны свои интересы. Что это за интересы и как увязать их, чтобы период подготовки и сдачи единого экзамена завершился успешно? Автор предлагает свое видение этой напряженной ситуации и дает несколько простых рекомендаций для ее разрешения. Час истины — последние два класса, десятый и одиннадцатый. За ними — взрослая жизнь с аттестатом зрелости и ЕГЭ-сертификатом. Родители выпускников теряют сон, приобретают хронические заболевания. И крайне нуждаются в совете, а то и просто в возможности проговорить вслух то, как они видят ситуацию, с какими перипетиями сталкиваются. Дети, как правило, переживают все легче, хотя эксцессы и случаются. Исследования показывают, что субъективные картинки одного и того же события очень расходятся у взрослых и детей. То, что значимо для первых, вторыми просто не замечается! Тем не менее значение этого периода для будущей жизни выпускника трудно переоценить.

Опубликовано на портале: 25-01-2011
Рустам Иванович Курбатов Директор школы. 2010.  № 10 (153). С. 24-28. 
В тех странах, где приходилось бывать, при случае интересовался: а сколько у вас получают учителя?Турецкий полицейский мне объяснил, что его жена-учительница получает чуть меньше, чем он. Думаю, это не очень плохо. Жена польского таксиста получает небольшие деньги с точки зрения таксиста, но ее зарплату «нищенской» никто назвать не может.Когда я объяснял французским коллегам, что учитель получает меньше, чем девочка, делающая в офисе кофе, они просили сумму написать на бумажке. Думали, что я со своим французским запутался в числительных. Запутался в нулях.Кстати, около половины учителей начальной школы во Франции — мужчины. Понятно почему...

Опубликовано на портале: 20-12-2011
Людмила Викторовна Баль Директор школы. 2010.  № 3 (146). С. 98-101. 
Музыка занимает огромное место в современной молодежной субкультуре, ее влияние на формирование личности детей и подростков и их здоровье вряд ли можно переоценить. Но вместе с тем накапливается все больше доказательств того, что рок и поп-музыка представляют опасность для психического и физического здоровья детей. Для того чтобы в сознании ребенка происходило накопление полезной информации о действии музыки на организм человека, очень важно использовать каждый возможный повод в общении с детьми. Например, при разучивании того или иного произведения Моцарта или другой классической музыки сказать ему: «А ты знаешь, что…» и привести несколько фактов влияния классической музыки на здоровье людей. Полезную и интересную информацию можно использовать как для индивидуальных занятий, так и для работы с группами (например, это может быть короткая лекция или беседа). 

Опубликовано на портале: 31-05-2011
Елена Анатольевна Пеньковских Вопросы образования. 2010.  № 4. С. 307-318. 
Предлагается периодизация этапов развития метода проектов, анализируется становление данного метода в отечественной и зарубежной педагогике. 
ресурс содержит прикрепленный файл

О «Школе» [статья]
Опубликовано на портале: 01-10-2011
Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 1. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Дора Самуиловна Полукшт, Андрей Геннадьевич Боленков, Владимир Юрьевич Антокольский, Валентина Валентиновна Синкевич Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 14-20. 
Как живется школам Чукотки? Как реформы в образовании влияют на работу учителей в округе? Какие решения проблем, существующих в школьной системе округа, предлагают власти? По этим и другим вопросам свое мнение высказывают руководители Департамента образования и молодежной политики Чукотского автономного округа.

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Виктор Николаевич Шмелев Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 21-24. 
Опрос родителей, проведенный в Нижегородской области, показал, что они заинтересованы в том, чтобы в школе изучались дисциплины религиоведческой направленности. Родители надеются, что эти предметы будут способствовать развитию гуманности, доброты и дисциплинированности в их детях. В качестве преподавателей респонденты хотят видеть учителей, имеющих соответствующую квалификацию. А как на эти запросы общественности реагируют школы?С февраля по март минувшего года в нашем регионе проходил мониторинг преподавания дисциплин религиоведческой направленности. Его целью было выяснить, как организовано обучение и каков запрос граждан на изучение этих предметов. Информацию по первому вопросу предоставляли школы и органы управления образованием, а по второму — родители, ставшие участниками анкетирования.Отвечавшие были распределены по двум группам: в первую вошли те, чьи дети не изучали, а во вторую — те, чьи дети изучалиэти дисциплины. Внутри каждой группы участники делились на три подгруппы по ступеням обучения школьников. Таким образом, опрос проводился среди шести групп респондентов. В основном в нем участвовали мамы (86%). Возраст участников первой группы — от 23 до 25 лет. Самый старший из всех — 69 лет — оказался во второй группе.

Опубликовано на портале: 08-09-2011
Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 1. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Татьяна Васильевна Фролова, Марина Владимировна Шатрова Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 81-85. 
Классный час предполагает свободную форму общения с учениками. Не ограниченный особыми методическими требованиями, он редко требует контроля со стороны администрации школы и, в целом не вызывает особых забот у учителя. Но нужен ли он вообще? Мнения на этот счет разные. Вот данные опроса учащихся 8–10-х классов нескольких школ Южного округа г. Москвы: 85% опрошенных считают классные часы нужными, так как на них они узнают новости школьной жизни, решают проблемы класса, досуга и, как написала одна ученица, «освобождают ум от уроков». Остальные 15% — против, считая их напрасной тратой времени, не приносящей ничего интересного.Последуем все же за большинством и оставим традиционные классные часы в школьном регламенте. Но вот подумаем над обновлением их содержания и формы.У многих школьников возникает потребность в более содержательном наполнении классных часов. Они хотели бы обсуждать не только повседневные события школьной жизни, но и другие, входящие в круг их интересов вопросы: политики и экономики, защиты прав учащихся, собственные интересы и увлечения, формы проведения досуга, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, правоохранительными органами, выбор профессий и пр.Предлагаются и новые формы проведения этих часов. Например, круглые столы, диспуты, демонстрации рисунков и собственных видеофильмов, фотовыставки, совместные часы с другими классами, КВН и пр. Были предложены и формы проведения классных часов вне стен школы: в лесу, кинотеатре, на спортплощадке и даже в «Макдоналдсе». Проявилась и такая положительная тенденция, как самостоятельная подготовка и проведение классных часов самими учащимися, особенно восьми- и девятиклассниками. Правда, большая часть ребят показали неготовность к их организации, но от здравой идеи не отказались. 

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Сергей Геннадьевич Косарецкий Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 55-58. 
 Длительное время данная тема была предметом преимущественно публицистических текстов, которые или обосновывали важность расширения общественного участия в управлении образованием, или же отражали скептический взгляд на реалистичность этих замыслов.Нельзя сказать, что данная проблематика была исключением из традиционного подхода к обсуждению вопросов образовательной политики в России: «высказывать субъективные мнения, не опираясь на данные исследований и анализ практического опыта», «возносить или развенчивать определенную идею, не признавая консенсусных и адаптивных решений, к которым тяготеет реальная практика». Но, возможно, именно в вопросах расширения общественного участия данные подходы проявились особенно ярко.Мало было работ, предлагавших технологические решения, практические инструменты реализации принципа государственно-общественного управления, обеспечения открытости школы. А существовавшие разработки, как правило, или описывали статическую модель, или (если в них проектировались механизмы создания), «доводили» процесс до стадии запуска. В отсутствие практического опыта прописать веер возможных реальных (а не гипотетических) эффектов, рисков и трудностей не получалось. Зарубежный опыт также особо не помогал: чем более конкретными становились детали «их» практики, тем более очевидным становилось, что «у нас» так невозможно, не будет.

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 9-13. 
Образовательная инициатива «Наша новая школа», о которой сегодня так много говорят в образовательном сообществе и в СМИ, тем не менее, оставляет много вопросов. Подробнее о проекте мы попросили рассказать директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России, кандидата педагогических наук Игоря Михайловича Реморенко. 

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Татьяна Леопольдовна Ерошенко Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 59-62. 
Что такое качество образования? От ответа на этот вопрос зависит вся работа школы. То, что мы вложим в понимание качества, ляжет в основу понимания цели образования. А ее определение является доминирующим в педагогической системе, координирующим работу всех других ее компонентов. Педагогический коллектив нашей школы попытался разобраться в этом ключевом вопросе современной педагогики. К каким же выводам мы пришли? Во-первых, установка на запоминание большого количества информации уходит в прошлое, она заменяется установкой на усвоение новых видов деятельности — проектных, творческих, исследовательских. Приоритетным становится формирование базовых компетентностей современного человека. Школа не только дает детям ключевые знания, умения и навыки, надпредметные понятия, позволяющие ориентироваться в культуре, но и учит их учиться. На смену модели обучения, в которой в центре процесса был учитель, а суть обучения сводилась к передаче знаний, пришла новая модель, «главным действующим лицом» которой становится учащийся, а целью обучения — приобретение им наиболее востребованной современной жизнью способности к самообучению.

Опубликовано на портале: 02-08-2011
Сергей Михайлович Латыголец, Сергей Николаевич Макаркин Директор школы. 2011.  № 5 (158). С. 47-48. 
Эффективная работа школьных управляющих советов — это миф или реальность?Поселок Рассвет, расположенный в 25 км от г. Томска, известен в районе и области своими спортивными традициями. Но особенная гордость жителей поселка — детская и взрослая хоккейные команды. В 70–80-е годы теперь уже прошлого века рассветовские хоккеисты не имели себе равных в районе, успешно играли на открытом первенстве города, на соревнования выезжали даже в Кемерово, Новосибирск, Куйбышев (ныне Самара). Однако позже хоккею в нашем селе пришлось переживать трудные времена. Перешел на другую работу детский хоккейный тренер. Стала ветшать хоккейная коробка. Но в 2002 году Рассвету повезло: Томский район принимал традиционные областные зимние сельские спортивные игры «Снежные узоры». К этому событию были отремонтированы борта хоккейной коробки, построены раздевалки для хоккеистов. Тогда сборная района, составленная в основном из рассветовских хоккеистов, стала чемпионом. Но это взрослый хоккей. Возрождение детского хоккея началось в следующем году. В поселке появился детский тренер В.Н. Коротков, сумевший объединить вокруг себя и поселковых ребят, и их родителей. Рассветовские хоккеисты стали участвовать в играх на первенство Томска и в других турнирах, постепенно наращивая свой класс. После отъезда В.Н. Короткова в 2005 году эстафету по работе с хоккеистами-школьниками принял Валерий Шестаков, выпускник Рассветовской школы, капитан взрослой хоккейной команды. Сформированный в 2008 году управляющий совет школы принял тогда вполне логичное решение: оказывать школьной хоккейной команде всю возможную помощь.

Опубликовано на портале: 02-08-2011
Борис Иосифович Хасан, Елена Анатольевна Чиганова Директор школы. 2011.  № 5 (158). С. 44-46. 
Эффективная работа школьных управляющих советов — это миф или реальность? В 2009 году в красноярских СМИ появилась информация о том, что красноярцы решили выйти на митинг протеста против ущемления прав их детей. «Несправедливо, когда одни ребятишки ходят в детсады, нормально развиваются, общаются со сверстниками, а другие лишены всего этого, — возмущались мамы и папы. — По закону каждый ребенок имеет право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование». Эта проблема стала главной темой «прямой линии» с начальником городского управления образования. Отвечая собеседникам, тот заявил о возвращении детям садов, которые были перепрофилированы и отданы другим ведомствам. И уточнил: «В частности, до конца учебного года (2009–2010) должно быть освобождено здание МОУ КУГ «Универс» № 1». Это заявление явилось для нас полной неожиданностью и вызвало волну вопросов со стороны родителей и администрации гимназии. Никаких предварительных согласований с нами не было, но о передаче здания уже говорилось как о «решенном вопросе».