Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 3306

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Ольга Владиславовна Миновская Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 80-84. 
Казалось бы, вопросам целеполагания и организации педагогического анализа посвящено множество учебных и методических пособий, статей, рекомендаций. Однако, оценивая работы классных руководителей, представленные на региональные конкурсы, каждый раз мы обнаруживаем одни и те же недостатки. А именно некорректные формулировки воспитательной цели и задач, а также некачественные аналитические материалы, которые скорее напоминают отчеты о проделанной работе. Представляется важным начать с того, что любая деятельность (в том числе и воспитательная) осуществляется по следующему алгоритму: целеполагание — планирование — организация — анализ — последействие. За «результативность» деятельности отвечает линия «целеполагание — анализ». Другими словами, анализ теряет свое значение в случае, если педагог не определил вполне конкретную и достижимую цель воспитания. Ведь если мы не знали, что мы хотели достичь, то как мы можем оценивать качество процесса и результат? В свою очередь проведение целеполагания без опоры на данные анализа (анализ исходной ситуации или анализ и оценка результатов предыдущего этапа работы) представляется просто-напросто непрофессиональным действием. Основные вопросы, на которые хотелось бы ответить в ходе рассуждения, это: что такое цель воспитания и откуда она возникает? Как ставить цель и задачи в программе работы классного руководителя? Зачем на самом деле нужен анализ деятельности классного руководителя? Как классному руководителю оценить результаты собственной деятельности?

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Алла Иннокентьевна Маркова, Александр Владимирович Ляхович Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 92-97. 
Исследование по готовности педагогов к профилактике табакокурения в школе провели врачи НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Результаты оказались неутешительными: многие педагоги не знают, как именно проводить подобную профилактику. А определенный процент учителей и вовсе безразличен к этой проблеме. Данные опроса свидетельствуют о том, насколько педагоги готовы к антитабачному воспитанию школьников и руководствуются в своей деятельности принципами гигиенического воспитания. Педагоги отмечают тенденцию увеличения в последние годы распространенности курения среди учащихся. Если в 5–6-х классах, по их мнению, встречаются единичные случаи курения среди учащихся, то в 7–8-х классах число курящих подростков достигает 15–20%, увеличиваясь до 40–50% к окончанию школы. Так как курение учащихся — общешкольная проблема, то осуществлять профилактическую деятельность должны все представители школьного сообщества, включая классных руководителей, учителей-предметников, медицинских работников и психологов. Ответы респондентов характеризуют осознание важности проблемы и личной причастности учителя как ключевой фигуры к воспитательно-оздоровительному процессу.

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Витольд Альбертович Ясвин Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 25-32. 
Предлагаемая модель педагогического портфолио основывается на компетентностном подходе к оценке деятельности учителя. Портфолио включает документы отчетного и статистического характера, самоанализ педагога, его тематические эссе, проектные разработки, отзывы руководителей и коллег, иллюстративные материалы и т.д. В основе структуры предлагаемой модели портфолио лежит представление о содержании профессиональной компетентности учителя как совокупности общих педагогических и управленческих способностей, основанных на знаниях, опыте, ценностях и склонностях. Педагогическая компетентность рассматривается как совокупность индивидуальных навыков в образовательной сфере в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой деятельности. Педагогическая компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Она включает результаты профессионального образования, систему ценностных ориентаций и т.д. Многофункциональность и многомерность педагогической компетентности позволяют решать самые различные профессиональные и социальные проблемы, актуализируя различные психологические процессы и механизмы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Елена Валентиновна Меттус Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 40-44. 
Был просто коллегой, а стал руководителем — ситуация довольно обычная. Только вот справиться с ней от этого не легче, потому как связана она с сопротивлением подчиненных новому начальнику. Чтобы повернуть ее в позитивное русло, надо выбрать правильный тон, манеру поведения и не упустить еще множество мелочей — очень важных для руководителя. Психолог рекомендует, как это лучше сделать. Материал адресован прежде всего начинающим директорам, но и умудренных опытом он наверняка тоже заинтересует. Каждый, наверное, хоть однажды сталкивался с такой ситуацией: вчерашний коллега становится руководителем. В данном случае — повышение досталось вам, а ваши вчерашние «товарищи по цеху» оказались по другую сторону баррикады. Обязательно ли последует противостояние? А может, сохранить добрые, но не мешающие общему делу отношения все-таки удастся? Попробуем разобраться.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-02-2011
Лариса Николаевна Данилова Директор школы. 2010.  № 7 (150). С. 55-60. 
  Знание постановки образования за рубежом дает представление об основных тенденциях его развития и позволяет лучше понимать достоинства и недостатки организации отечественной образовательной системы. Поэтому изучение отдельных западных школьных систем представляет особый практический интерес. Лидеры зарубежного образования — Финляндия и Швеция схожи по многим аспектам культуры, а также школьного дела: исторически финская и шведская системы тесно связаны между собой и во многом повторяют друг друга.

Опубликовано на портале: 19-10-2011
Наталья Николаевна Травкина, Александр Васильевич Ананьев Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 6-9. 
В статье рассматривается рейтинговая оценка деятельности образовательных учреждений и работа, проводимаяв Курской области, по формированию рейтинга образовательных учреждений (РОУ) в начальном и среднем профессиональном образовании. Рейтинговый механизм стимулирует коллективную творческую энергию педагогов, формирует заинтересованность в результатах труда, обеспечивает возможности для саморазвития, проявления инициативы, сотворчества, психолого-педагогического комфорта для каждого участника образовательного процесса, включая обучающихся.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-08-2011
Директор школы. 2011.  № 5 (158). С. 1. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Обновлено: 01-07-2011

Turkish Online Journal of Educational Technology (TOJET)  covered the  papers from IETC-2011 (International Educational Technology Conference). TOJET is interested in various researches in educational technology.  These researches can help teachers to find out how educational technology can motivate and help students to put the knowledge to their long term memory.  Therefore, editors are pleased to publish the issue which different papers from various fields are shared with professionals.


Опубликовано на портале: 01-04-2011
Константин Михайлович Ушаков Директор школы. 2011.  № 2 (155). С. 39-42. 
Те из читателей, которые имеют естественно-научное образование, наверное, помнят понятие «энтропия» — меру беспорядка, хаоса в замкнутой системе. Существует некоторый общий закон (следствие второго начала термодинамики), который гласит, что в замкнутой системе энтропия, то есть беспорядок и хаос, возрастает (закон возрастания энтропии) до некоторого максимума, и в этом состоянии беспорядка и хаоса система может находиться сколь угодно долго, без всяких дальнейших изменений. Иначе говоря, система деградирует, распадается.У этого закона есть применения не только в естественных науках. Почти все имеет неприятную тенденцию к разрушению. Все мы сталкиваемся с этим непрерывно в ежедневной жизни. Дом, к которому мы в течение какого-то времени не прикладывали руки, начинает разрушаться, сад, который несколько лет не знал заботы, приходит в запустение, машина, к которой вы год не подходили, почти наверняка не заведется и т.д. Значительная часть нашей жизни — это борьба с возрастанием энтропии, хаоса; мы пытаемся упорядочить окружающее пространство и нашу жизнь. Управленческая деятельность не исключение, так как в определенных условиях организации тоже склонны к деградации.

Опубликовано на портале: 11-10-2011
Игорь Михайлович Реморенко Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 54-72. 
Статья посвящена анализу понятия инновационной экономики в контексте развития системы образования. С точки зрения автора, при развитии кадрового потенциала инновационной экономики образовательная система не учитывает некоторые современные тенденции ее развития, в частности распределенность бизнес-процессов и социокультурную модернизацию. Рассматриваются направления обновления образовательного уклада — актуальной системы отношений в образовании, задающей будущую систему отношений в обществе.

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Елена Витальевна Мартынцева Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 52-54. 
У начинающего директора школы при огромной ответственности масса сомнений, тревог и вопросов. И все же в этой ситуации главное, на мой взгляд, — понять, что управление любым коллективом — работа командная. Значит, начать надо с создания надежной управленческой команды и грамотного распределения обязанностей между ее членами. Создать «свою» команду непросто, и не всегда для этого есть возможности. Так было и у меня. Мне пришлось работать с заместителями, которые уже довольно давно работали в школе и имели тесные или просто дружеские отношения с учителями. И я поняла: чтобы создать СВОЮ команду, мне нужно заняться психологией и этикой делового общения и психологией управления. Эти знания помогли мне раскрыть мои внутренние силы, осознать и сформулировать свои цели, приобрести уверенность и, отчасти, наладить отношения.Поняла также, что необходимо рисковать — разумно, ответственно, но рисковать, стремясь достичь желаемого. Я сказала себе: будут неудачи — знаю, но я справлюсь с ними. Не смогу сразу добиться успеха — все равно буду двигаться в этом направлении, потому что уверена в своей правоте. Возможно, люди отвернутся от меня, что ж, бывает и такое. Но я буду продолжать начатое, пока не достигну того, чего хочу. И тогда я получу максимальное признание и одобрение.Проблем и сложностей в моей жизни стало гораздо больше, но теперь я относилась к ним как к явлению нормальному и даже полезному. Проблемы закаляют характер, дают возможность показать, на что ты способен. 

Опубликовано на портале: 18-01-2011
Лариса Георгиевна Зубова, Елена Владимировна Аржаных Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2007.  Т. 87. № 1. С. 62-69. 
Одна из главных задач исследования, прове­денного Центром исследований и статистики науки (ЦИСН), — оценка взаимодействия науки и высшего образования с позиции сотруд­ничества научных организаций с университет­ской наукой, а также участия научных организа­ций в образовательном процессе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Михаил Валентинович Молоканов Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 33-39. 

Опубликовано на портале: 19-10-2011
Эльмира алексеевна Курманова Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 28-29. 
В статье раскрывается политика образовательного учреждения в области качества. Основной акцент делается на систему менеджмента качества в условиях модернизации профессионального образования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2011
Марина Владимировна Медведева Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 38-43. 
В статье рассматривается возможность работы учителя общеобразовательной школы по индивидуальным образовательным маршрутам. Раскрывается их роль в обучении школьников, определяются варианты их применения для интеллектуально продвинутых учеников.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2011
Наталья Владимировна Иванова Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 46-48. 
В статье представлена номенклатура гностических умений научно-методической деятельности студентов языкового профессионального учебного заведения, приводится анализ функций, входящих в структуру научно-методической деятельности. Также рассматриваются этапы и принципы процесса развития указанных умений в период обучения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2011
Мария Анатольевна Сафронова Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 54-55. 
В данной статье отражены некоторые представления об интеллекте в разные эпохи и в разных странах. Произведен сравнительно-теоретический анализ взаимосвязи экономики, политики, религии с интеллектом, а также их влияние на развитие и становление интеллекта.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-10-2011
Илона Владимировна Георге Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 49-50. 
Организация самостоятельной работы студентов должна отражать взаимосвязь данной работы с профессиональной деятельностью. Условием готовности к самостоятельной работе, к саморазвитию, в том числе и к самообразованию, является развитие «Я-концепции», самосознания будущего специалиста. Представляя самостоятельную работу основой формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, автор считает важным при разработке программы самостоятельной работы учитывать требования квалификационной характеристики будущего специалиста.
ресурс содержит прикрепленный файл

Успеть бы! [статья]
Опубликовано на портале: 25-07-2011
Галина Владимировна Резапкина Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 92-95. 
Составной частью проекта образовательных стандартов нового поколения является «Примерная программа воспитания и социализации» — один из самых серьезных, актуальных документов для нашей школы, по утверждению разработчиков. Статья одновременно и подтверждает это и предостерегает.Александр Солженицын рассказывал: «Когда в 1978 году в Нью-Йорке на три часа отключили свет, толпы американцев стали чинить погромы и грабежи… 40 лет назад (т.е. в 1938 г. — Ред.) в Нью-Йорке тоже отключали свет, но никаких происшествий не было: люди помогали друг другу, зажигали свечи».Каким образом за столь короткий в масштабах истории срок удалось изменить мировоззрение целой нации?В развале своей системы образования мы пока отстаем от Америки, но двигаемся в том же направлении: внедрение сомнительных программ и учебников, имитация «духовно-нравственного воспитания», некритичное заимствование зарубежного, нередко негативного, опыта и пренебрежение опытом отечественным — чаще всего по элементарному невежеству. Между тем несколько лет назад по заказу очень богатых людей, ищущих для своих отпрысков идеальную модель обучения, были проанализированы все когда-либо существовавшие образовательные системы. Лучшим учебным заведением всех времен и народов бесстрастная программа признала Царскосельский лицей пушкинской поры, где в гармонии ума, души и тела воспитывались настоящие граждане своей страны.

Опубликовано на портале: 25-07-2011
Владимир Алексеевич Петухов Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 85-88. 
Что сегодня несет в себе школьная отметка? Это реальная оценка знаний или инструмент давления на школьника, учителя, родителя? А если изменить отношение к отметкам и перестать делить детей на двоечников и отличников, отмечая только уровень усвоения того или иного предмета по определенной балльной системе?Ни для кого не секрет, что интерес учащихся средней школы к получению знаний падает год от года, а полезную информацию (или не всегда нужную) они черпают из компьютерной сети. Если подойти объективно к оценке знаний старшеклассников, то 70–80% надо с трудом оценивать на удовлетворительно, что не вызывает у них недовольства, ведь получаемый ими аттестат практически ничего не значит — прием в вузы осуществляется по результатам ЕГЭ, а это 3–4 предмета из 12. Отсюда и низкая мотивация к обучению по отдельным предметам программы. На мой взгляд, это связано с неправильным отношением учителя к оценке знаний учащихся.