Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 3306

Опубликовано на портале: 02-08-2011
Сергей Геннадьевич Косарецкий Директор школы. 2011.  № 5 (158). С. 41-43. 
Эффективная работа школьных управляющих советов — это миф или реальность? Автор отвечает на вопрос, анализируя итоги первого Всероссийского конкурса управляющих советов.В 2010 г. прошел первый Всероссийский конкурс на лучший опыт деятельности управляющего совета общеобразовательного учреждения. Организаторами конкурса выступили Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ и — при поддержке Министерства образования и науки РФ — Институт развития государственно-общественного управления образованием. Финал конкурса состоялся 2 декабря в Общественной палате РФ.В России есть примеры региональных конкурсов управляющих советов (Астраханская область, Тамбовская область и т.д.), но на федеральном уровне такой конкурс проводился впервые. Хочется выразить признательность Комиссии Общественной палаты за инициативу его проведения. Конкурс важен как минимум по двум причинам. Во-первых, он демонстрирует реальность практической реализации в российской школе принципа государственно-общественного управления в форме управляющих советов. Во-вторых, конкурс — это способ распространения передового опыта государственно-общественного управления. Есть основания считать, что первая цель достигнута. Выполнено и ключевое условие успешного решения второй задачи — выявлен действительно интересный и ценный опыт.

Опубликовано на портале: 30-08-2011
А.А. Полозов Университетское управление. 2011.  № 2. С. 85-89. 
На сегодняшний день большинство классификаций Вузов распадается на три категории. Одни оценивают Вуз по цитируемости преподавательского состава, другие – по успешности сданных тестов, третьи – по реакции СМИ на достижения выпускников данного Вуза. Несомненно, все три критерия войдут в рейтинг Вуза, но камнем преткновения остается большой информационный поток, который нужно проанализировать для оценки трех критериев. Человек этого сделать не может, нужна соответствующая поисковая система в Интернете. А пока продолжают существовать рейтинги Вузов, для подсчета которых нужен минимум информации.

Опубликовано на портале: 18-01-2011
Лариса Георгиевна Зубова, Елена Владимировна Аржаных Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2007.  Т. 87. № 1. С. 62-69. 
Одна из главных задач исследования, прове­денного Центром исследований и статистики науки (ЦИСН), — оценка взаимодействия науки и высшего образования с позиции сотруд­ничества научных организаций с университет­ской наукой, а также участия научных организа­ций в образовательном процессе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-08-2011
Александр Александрович Стариков Университетское управление. 2011.  № 2. С. 15-29. 
Статья посвящена практическим вопросам формирования университетской среды, культуре ее организации в новых условиях перехода российских вузов к Болонскому стандарту. Представлен генезис формирования пространственной среды, оказывающий существенное воздействие на модели ведущих вузов мира, а также опыт запанных университетов и кампусов.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Анна Владимировна меньшикова Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 9-16. 
Как трудно порой директору школы, преодолевая сопротивление системы, чиновников и даже своих коллег, идти к намеченной цели, будучи абсолютно уверенным в ее необходимости. И сколько гордости за себя и свой коллектив возникает, когда плоды трудов востребованы и оценены самым строгим «жюри» — детьми. Своим опытом реализации задуманного делится в конкурсном эссе призер Всероссийского конкурса «Директор школы – 2010» директор средней общеобразовательной школы № 279 Кировского района Санкт-Петербурга Анна Владимировна Меньшикова. Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 279 Кировского района Санкт-Петербурга принципиально отличается от других учебных заведений тем, что ориентирована на образование детей с ограниченными возможностями здоровья при наличии справки на надомное обучение по состоянию здоровья. Школа ведет образовательный процесс по трем формам обучения:• обучение в малой группе на базе школы (численность групп определена следующим образом: начальные классы — 4 человека в группе, средняя и старшая школа — 5 человек в группе);• надомное обучение — обучение учащегося на дому в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом и индивидуальным расписанием занятий, согласованных с родителями (законными представителями) учащегося;• индивидуальное обучение на базе школы — обучаются дети, семьи которых не имеют возможности создать условия для организации образовательного процесса дома.Форму и место обучения ребенка определяют работники службы сопровождения школы совместно с родителями (законными представителями учащегося) и закрепляют протоколом решения.В школе обучается 439 учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основании справки на надомное обучение по состоянию здоровья, из них 117 человек являются инвалидами детства.

Опубликовано на портале: 24-02-2012
Инна Витальевна Рыжкова, П.В. Федоров Университетское управление. 2011.  № 5. С. 6-14. 
Обосновывается необходимость и закономерность сотрудничества между университетами в рамках «северного измерения». Рассматривается процесс интернационализации высшей школы в аспекте гуманитаризации и формирования Баренц-идентичности. Описываются некоторые формы  международного сотрудничества вузов Севера на примере Мурманского государственного гуманитарного университета.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 1. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2011
Л.В. Гридина Университетское управление. 2011.  № 1. С. 64-70. 
В данной статье изложены особенности деятельности образовательного учреждения при внедренной системе менеджмента качества, представлены авторские разработки методологической основы системы управления качеством образовательных услуг, которая включила функции, цели, методы, субъекты, объекты управления качеством образовательных услуг, а также организационную структуру вуза, построенную на основе процессного подхода.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Андрей Александрович Ремизов Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 74-80. 
Выбор профессии — это не сфера компетенции общеобразовательного учрежфдения. Так считает автор статьи и, раскрывая свою точку зрения, рисует модель профориентации, адекватную, на его взгляд, возможностям школы.Сегодня необязательно читать специальную аналитическую литературу, чтобы понять: с выбором профессии у российских школьников давно уже проблемы. Официальные данные, мягко говоря, тревожные: каждый третий, а то и второй выпускник профессионального учебного заведения «забывает» о специальности, по которой получил квалификацию. Но поскольку нет хотя бы частично обязательных к исполнению государственных документов, определяющих порядок наблюдения за трудоустройством и профессиональным становлением молодых специалистов, эти данные — пресловутые 40% — вряд ли можно считать итоговой оценкой современного состояния рынка труда. Часть экспертов считают эту цифру заниженной. На сколько? Думается, особого значения это уже не имеет. И так ясно: колоссальные ресурсы, выделяемые государством на профессиональную подготовку граждан, тратятся неэффективно. Экономику создают люди, и списывать неудачи на «объективные» причины типа засухи или международной конъюнктуры некорректно и бесперспективно.

Опубликовано на портале: 25-07-2011
Владимир Владимирович Робский Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 41-47. 
Кто такой «идеальный педагог»? «Тот, которого не надо контролировать, потому что он сам знает, что нужно делать», — ответят многие директора школ. Однако практика показывает, что если не контролировать саму деятельность учителя, то при возникновении проблемы зачастую невозможно определить истинную ее причину, и начинается бестолковая борьба с последствиями. К сожалению, существующие методики контроля педагогического труда привязаны чаще всего к аттестации и направлены на фиксирование результатов, а не на исследование процесса (то есть желаемого поведения).Кроме того, некоторые директора школ уверены в том, что они должны управлять и управляют людьми (впрочем, эта тенденция идет сверху). Мы на самом деле управляем должностью, которую занимает человек, и для него это всего лишь одна из сфер жизни (и не всегда самая главная!). Мы не можем воздействовать на эти другие сферы (семья, хобби, друзья), на поведение и мышление человека в целом, но мы можем влиять на его поведение и мышление в рамках той должности, которую он занимает. Управлять можно должностью, а с человеком можно только договариваться. А должность учителя предполагает не просто изготовление изделий, не просто результат в виде пресловутого ЕГЭ, а образование детей, которое невозможно без демонстрации им определенного типа поведения педагога. Как это поведение описать, как задать стандарты такого поведения, как оценить?Непрерывное образование предполагает расширение списка исходных квалификаций (чтение, письмо, счет). В первую очередь речь идет о таких параметрах личности, как умение учиться и социальные способности. В современной литературе их называют компетентностями (компетенциями). Понятно, что для формирования этих компетенций необходим новый тип педагога, отличающийся от традиционного весьма существенно. Это отличие должно заключаться в смене акцента педагогического труда: хороший результат без правильно организованного процесса — это плохой результат, так как процесс задает стандарты поведения, формируя личность учащегося. 

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 17-22. 
Задайтесь вопросом: кого выпускает наша современная школа? Данная статья — довольно жесткий ответ школьного учителя на этот вопрос. Однако критика в адрес чиновников и самой системы, приведенная в материале, порождает не менее важную проблему: каким быть учителю и школе в условиях все возрастающих требований времени? Какие слова сегодня часто произносятся на школьных педсоветах? Качество знаний, компетенции, социализация, информатизация, толерантность и пр. Что это? Веяние времени? Или искренняя вера в то, что, оперируя этими словами, мы становимся лучше как учителя?Какие мы учителя, могут оценить только дети (только дети!), и то не сейчас, а после последнего звонка, после всех экзаменов. А то и через год, два, три после окончания школы, когда, с одной стороны, от нас и наших оценок они уже не зависят, с другой стороны, имеют уже достаточно жизненного опыта. И им совершенно все равно, какие мы слова произносим на педагогических советах. Мне можно возразить, что профессионала могут оценить только профессионалы. Может быть, где-то и так, но не в школе. Главную оценку тому, какие мы, могут дать только дети, прошедшие через нас. И не сейчас, а только завтра. Вот только эти их оценки не влияют на нашу с вами аттестацию, а следовательно, на то, какую зарплату мы получаем сегодня.Вообще задумываемся ли мы с вами — те, кто учит детей в школе, и те, кто причастен к этому самому школьному образованию, — над смыслом двух глаголов, которые сегодня весьма редко ставят рядом: быть и казаться? Делаем ли мы дело или имитируем деятельность?

Опубликовано на портале: 27-07-2011
Жанна Владимировна Чернова, Лариса Леонидовна Шпаковская Вопросы образования. 2011.  № 2. С. 236-252. 
Используя концептуальный аппарат социологии знания, авторы анализируют условия производства различных версий социологического образования. Основное внимание уделяется национальным образовательным стандартам и их влиянию на разработку учебных планов на региональном уровне. На основе эмпирических данных выделены два типа стратегий формирования учебных планов: глобализационные и локализационные стратегии. Наиболее важными факторами, определяющими выбор стратегии, являются дисциплинарная принадлежность основателей факультета, профессиональные связи и способ распространения публикаций сотрудников факультета.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Дмитрий Андреевич Иванов Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 23-26. 
В апреле минувшего года Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, заявил, что «Россия должна… сформировать новое поколение учителей общеобразовательной школы, которые будут способствовать развитию творческого потенциала нации». На интернет-форуме учителя бурно отреагировали на это его высказывание. Абсолютное большинство участников выступили с аргументами такого рода: «Нельзя изменить мировоззрение, не изменив условий существования. Учителя хотят получать за свой труд хорошую зарплату, которая позволила бы им достойно жить. Будут искать психов, которые за «пособие по безработице» согласны работать, пока не сдохнут. Ничего не произойдет, если в этом не будет заинтересована бюрократия. А ей это нужно?» Кто прав в этой дискуссии, а кто нет и почему? В поисках ответа мы снова обратились к нашему постоянному автору. Подготовка наших учителей не соответствует ни тенденциям развития современного информационного общества, ни тенденциям развития современного образования. Их обучение до сих пор ориентировано на учебный предмет (русский, математика, химия, физика и т.д.) и методики его усвоения. Практическая составляющая по сравнению с предметной представляет лишь незначительную часть учебного процесса. Но и она ориентирована на преподавание предмета и его репродуктивное усвоение. В результате, приходя в школу, учитель исповедует единственную ценность — усвоение учебного предмета, а не ценность развития, образования конкретного ученика и создание условий для обучения школьников социально значимым ключевым умениям (компетенциям).С одной стороны, это происходит из-за того, что «усвоение учебного предмета» до сих пор является единственным учебным результатом, по которому руководящие органы оценивают результативность деятельности школ (контрольные срезы знаний и ЕГЭ). С другой стороны, причина в том, что в своем подавляющем большинстве учителя не понимают, что такое знание (например, японская пословица гласит: если знаешь, но не умеешь сделать, значит не знаешь) и образование человека, зачем оно ему нужно, какова его роль в социальной жизни, в развитии человека и общества. Они не знакомы с современными тенденциями развития образования в мире — социальным заказом на образование и компетентностным подходом к обучению, с представлениями о системах управления качеством образования, современными компетенциями учителя и современными образовательными технологиями. Во всяком случае, большинство из них не понимают, какую роль они должны играть в современном обучении школьников.

Опубликовано на портале: 25-01-2011
Лолита Васильевна Алферова Директор школы. 2010.  № 10 (153). С. 77-83. 
Вы стали руководителем общеобразовательного учреждения. Управленческого опыта у вас нет, но это не освобождает вас от принятия грамотных, компетентных и взвешенных решений, прежде всего в вопросах регулирования трудовых отношений. Только это позволит вам избежать столкновения основополагающих интересов в коллективе.

Опубликовано на портале: 25-01-2011
Рустам Иванович Курбатов Директор школы. 2010.  № 10 (153). С. 24-28. 
В тех странах, где приходилось бывать, при случае интересовался: а сколько у вас получают учителя?Турецкий полицейский мне объяснил, что его жена-учительница получает чуть меньше, чем он. Думаю, это не очень плохо. Жена польского таксиста получает небольшие деньги с точки зрения таксиста, но ее зарплату «нищенской» никто назвать не может.Когда я объяснял французским коллегам, что учитель получает меньше, чем девочка, делающая в офисе кофе, они просили сумму написать на бумажке. Думали, что я со своим французским запутался в числительных. Запутался в нулях.Кстати, около половины учителей начальной школы во Франции — мужчины. Понятно почему...

Опубликовано на портале: 25-01-2011
Николай Николаевич Вересов Директор школы. 2010.  № 10 (153). С. 10-13. 
Личностные качества руководителя — краеугольный камень эффективного управления организацией. Выработать в себе необходимое отношение к людям и работе — дело непростое, но выполнимое.Блокирующие установки, или стереотипы, сознания мешают ясно и точно оценивать ситуацию, а значит, эффективно управлять. Работа по преодолению стереотипов сознания — дело не одного дня. Избавляясь от ложных представлений, их нужно компенсировать. Чем? Хотел бы предложить несколько позиций для обдумывания. Вслед за Л.П. Гримаком и Р.Л. Кричевским, исследователями в области психологии управления, я назову их принципами мудрого отношения к профессии. Главное в них то, что они вполне реализуемы в повседневной жизни.

Опубликовано на портале: 13-02-2011
Директор школы. 2010.  № 8 (151). С. 75-78. 

Опубликовано на портале: 13-02-2011
Татьяна Викторовна Суслова Директор школы. 2010.  № 8 (151). С. 86-89. 
Какие направления работы школьной медиатеки позволят школьникам расширить «базовое» образование? Что нужно, чтобы сделать медиатеку не только «хранилищем» знаний, но и «помощницей» в формировании полезных в жизни навыков?Можно смело утверждать, что современная школа является основой развития общества и экономики, именно она обеспечивает условия для развития ребенка как всесторонне развитой личности. Гимназия № 56 Санкт-Петербурга — образовательный комплекс, который соответствует всем современным требованиям и ориентирован на высокий уровень образования учащихся.С момента открытия здания старшей школы была предусмотрена медиатека. Открытие медиатеки было делом новым и малоизвестным. Майя Борисовна Пильдес, директор гимназии, народный учитель России, увидела американскую модель медиатеки и, учитывая «местные» условия, все же решилась на этот шаг. Создание медиатеки требовало помимо материальных затрат еще и творческих ресурсов, интеллектуальной базы и высокого профессионального уровня сотрудников. В гимназии медиатека «заработала» эффективно с первых дней основания, стала своеобразным центром дополнительной подготовки учеников, заинтересованных в углубленном изучении материала, освоении новых навыков работы с информацией.

Опубликовано на портале: 11-09-2012
Ольга Валентиновна Митина, И.А. Бедрачук Университетское управление. 2012.  № 4. С. 64-72. 
В статье рассматриваются вопросы управления персоналом государственного вуза с использованием системы материального денежного стимулирования, основанной на оценке результатов деятельности работников и структурных подразделений и направленной на повышение качества и результативности деятельности вуза.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-09-2012
Оксана Владимировна Горшкова, Ирина Петровна Черная Университетское управление. 2012.  № 4. С. 57-63. 
В статье рассмотрены особенности формирования и оценки компетенций преподавателей предпринимательского вуза вусловиях модернизации профессионального образования. Определены подходы к формированию модели компетенций с учетом изменения нормативной базы и развития Национальной системы квалификаций. Описан опыт регионального предпринимательского вуза по стимулированию развития предпринимательских иинновационных компетенций ППС.
ресурс содержит прикрепленный файл