Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 3306

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Дмитрий Маркович Ковалевский Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 61-67. 
Недалекое будущее. Ребенок диктует сочинение компьютеру, отсылает звуковой файл учителю и, включив аудиоучебник, слушает очередную главу, параллельно готовя видеокурсовую. Это даже не «школа будущего», так как многое из этого существует уже сегодня. Но это новая модель школьного образования.Прошлое и будущее существует только в нашем образном мышлении. Настоящее измерить нечем и поэтому невозможно. Время для нас — это череда событий. Мы их фиксируем по факту свершения, то есть когда они остаются в прошлом. Мы их планируем, фиксируя в будущем. И прошлое и будущее — в нашем сознании. Мы проектируем будущее, пропускаем его через себя и получаем прошлое.

Опубликовано на портале: 01-04-2011
Алексей Алимович Бабетов Директор школы. 2011.  № 2 (155). С. 7-14. 
Как сделать из обычной школы успешно развивающуюся проектную площадку, объединившую три образовательных учреждения? Как объединить совершенно разные по методам работы и традициям педагогические и ученические коллективы? Опытом управленческих решений делится в своем конкурсном материале призер Всероссийского конкурса «Директор школы – 2010» директор МОУ № 210 «Корифей» г. Екатеринбурга Алексей Алимович Бабетов.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Алексей Валерьевич Кузнецов Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 58-60. 
Десять лет назад единый государственный экзамен впервые был проведен в нескольких регионах в качестве эксперимента и уже два года является обязательной формой итоговой аттестации выпускников средней школы по всей стране, но страсти вокруг него не утихают. Почему?Собственно, у чиновников ответ уже готов, и в начале июля прошлого года руководитель Рособрнадзора (то есть «главный по ЕГЭ» в России) Любовь Глебова его озвучила: «Те, кто сегодня пытается навязать нам эту полемику, стараются вернуть нас в прошлые годы, и они, очевидно, преследуют свои личные цели. Но время полемистов прошло — и это самый главный вывод». Стилистика узнаваемая, хотя глазу и не хватает словосочетаний «некие силы», «на деньги иностранных фондов» и «раскачивать лодку».Характерно, что в нынешней ситуации вокруг ЕГЭ чиновница видит только две проблемы: очевидно «вываливающиеся» из общего ряда результаты полудюжины регионов и дающие льготы при поступлении в вузы олимпиады. Оставим Любовь Николаевну пребывать в душеспасительном заблуждении, что в ее хозяйстве «имеют место» исключительно «отдельные недостатки», и попробуем разобраться самостоятельно.

Опубликовано на портале: 22-02-2011
Лариса Николаевна Данилова Директор школы. 2010.  № 7 (150). С. 55-60. 
  Знание постановки образования за рубежом дает представление об основных тенденциях его развития и позволяет лучше понимать достоинства и недостатки организации отечественной образовательной системы. Поэтому изучение отдельных западных школьных систем представляет особый практический интерес. Лидеры зарубежного образования — Финляндия и Швеция схожи по многим аспектам культуры, а также школьного дела: исторически финская и шведская системы тесно связаны между собой и во многом повторяют друг друга.

Опубликовано на портале: 22-02-2011
Любовь Борисовна Малыхина Директор школы. 2010.  № 7 (150). С. 65-71. 
Обеспечение качества дополнительного образования осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия. В статье представлен ряд методик оценки качества учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Анализ учебного занятия — это важная составляющая самостоятельной аналитической деятельности педагога, процедура совместной деятельности эксперта и педагога в условиях административного контроля, аттестации. Подобная деятельность направлена на изучение и оценку результатов занятия, поиск причин его успехов и недостатков, выработку рекомендаций по совершенствованию работы данного педагога.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 81-85. 
Игровая педагогика сегодня — это необходимость или модный тренд? Можно ли ее влияние на развитие ребенка считать второстепенным? И почему школам зачастую неудобны проекты в рамках игровой педагогики? С этими и другими вопросами мы обратились к руководителю школы «Опыт нового поколения», автору игровых программ Евгению Евгеньевичу Поздяеву.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Лариса Николаевна Данилова Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 86-91. 
Мы продолжаем серию статей о системах образования в зарубежных странах. В данном материале речь пойдет о взаимодействии семьи и школы за рубежом, о законах и нормах, которые существуют в разных странах, согласно которым семья обязана сотрудничать со школой и влиять на успехи ребенка в учебе. Отношение родителей к школе неоднозначно. Так, по-прежнему актуальна проблема, когда родители самоустраняются из жизни своих детей, либо предоставляя основные воспитательные функции школе, либо и вовсе не придавая значения воспитанию ребенка. По подсчетам Л. Штейнберга, в США примерно один из трех родителей не участвует в жизни своего подростка, и особенно в его образовании. В других странах, напротив, стремительно растет число судебных исков, подаваемых на школу родителями, недовольными ее отношением к ребенку (Дания, Япония и др.). Но в целом во всех индустриальных государствах наблюдается тенденция сближения семьи и школы.Последним крупным исследованием, доказавшим, что учебные достижения ребенка зависят от особенностей семьи, стал нашумевший мониторинг PISA. Особенно наглядно этот вывод демонстрировал пример ФРГ: ни в одном другом индустриальном государстве успехи школьников не были так отчетливо обусловлены их социальным происхождением.Охарактеризовать связи семьи и школы за рубежом прежде всего поможет обзор различных форм родительского участия в жизни школы и их последствий для детей и школьного коллектива. По содержанию все формы взаимодействия педагогов и родителей можно разделить на: информационно-просветительскую; организационную; художественно-эстетическую; хозяйственно-трудовую; досуговую; профориентационную; спортивную.Все формы связи школы и семьи по своему охвату можно разделить на три группы. В разных странах они имеют свои особенности.

Опубликовано на портале: 11-10-2011
Ярослав Иванович Кузьминов, Исак Давидович Фрумин, Андрей Борисович Захаров Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 5-53. 
Анализируются основные вызовы современному школьному образованию и успешный опыт ответов на эти вызовы в разных странах. На основе результатов международных обследований качества образования и сравнительных образовательных исследований обсуждаются конкурентные преимущества российской системы образования и потенциал ее развития. Сегодня российскую школьную систему можно считать «скорее хорошей» — между «удовлетворительной» и «хорошей» по классификации компании «МакКинзи». Для перехода в разряд «очень хороших» или «отличных» можно применять разные варианты стратегий. В постсоветский период активно использовались реформирование системы в целом и ликвидация отставания. Эти стратегии опираются на администрирование как на основной ресурс. Они очень затратные, нечувствительны к локальным особенностям системы и способствуют накоплению «усталости от перемен». Возможна третья стратегия — развитие сильных сторон. Основным источником обновления в этом сценарии является инициатива и интерес успешных исследователей, педагогов и школ. Этот подход можно назвать гуманитарной модернизацией образования. Обсуждаются возможности использования данной стратегии в современных условиях и комплекс мер по закреплению и использованию конкурентных преимуществ в российской образовательной системе.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Александр Анатольевич Парфенов Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 92-95. 

Опубликовано на портале: 25-05-2012
Милагрос Норс, Стивен У. Барнетт Вопросы образования. 2012.  № 1. С. 200-228. 
Представлены международные (собранные за пределами США) данные, свидетельствующие о положительном эффекте корректирующих мер в раннем детском возрасте. Всего проанализировано 38 контрастов — т. е. сопоставлений эффекта корректирующих мер в экспериментальной и контрольной группе — для 30 корректирующих мер в 24 странах. Авторов прежде всего интересовали исследования с применением квазиэкспериментальных методов или проведенные на основе случайной выборки. Исследования были классифицированы на основании типа корректирующих мер (денежные переводы, организация питания, обучения или комплексное воздействие), объема выборки, концепции и продолжительности исследования, страны проведения, целевой группы (грудные дети, дети ясельного возраста), подгруппы мер и интенсивности коррекции. Величины эффектов — d Коэна — рассчитаны в четырех областях анализа: развитие когнитивных способностей, изменение поведения, улучшение здоровья и успешность школьного обучения. На основании полученных данных сделан вывод, что корректирующие мероприятия в раннем возрасте оказывают значительное благоприятное воздействие на детей, живущих в разных странах и воспитывающихся в разных условиях, развивая их когнитивные способности, изменяя поведение, укрепляя здоровье и улучшая школьные достижения. Достигнутый положительный эффект сохраняется продолжительное время. Наиболее сильное влияние на когнитивные способности оказывают меры, включающие обучение или стимулирование.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Анатолий Альбертович Шперх Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 96-101. 
К вам еще не приходила прокурорская проверка? Ждите. Ибо начата настоящая охота. Прокуратура с изрядным постоянством посещает школы в разных регионах страны, выискивая, а нет ли где щелочки, в которую можно пролезть на экстремистские сайты.Сделать это нетрудно, так как всем известно, что система контентной фильтрации (СКФ), разработанная по заказу Рособразования и распространенная в 2008 году по школам России, не справляется с возложенной на нее задачей. Известно это и прокуратуре. Но крайними назначены директора и учителя школ. 

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 12-17. 
 Чем отличается система образования одного российского округа от другого? Существуют ли единые способы решения насущных проблем для различных регионов? Какой опыт, возможно, стоит перенять у соседей? На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам образования, науки и внешним связям Алексей Николаевич Майоров.

Опубликовано на портале: 24-02-2012
Н.Р. Стронгина Университетское управление. 2011.  № 5. С. 15-23. 
Рассматривается новая для российских вузов задача – управление бюджетом крупных проектов, направленных на создание и оснащение крупных научно-образовательных центров. Предложена и апробирована управленческая схема для ее решения. На примере опыта ННГУ представлены подходы, соответствующие особенностям проектов.

Опубликовано на портале: 29-02-2012
Лолита Васильевна Алферова Директор школы. 2010.  № 5 (148). С. 45-47. 
Переход на новую систему оплаты труда сопровождается определенными изменениями в составлении штатного расписания. Что нужно учитывать, чтобы не допустить в нем ошибок? Каждый руководитель общеобразовательного учреждения должен помнить, что в соответствии с п. 2 и п. 9 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» вопросы установления организационной структуры управления, штатного расписания относятся к компетенции образовательного учреждения как юридического лица. Штатное расписание отражает имеющиеся у школы финансовые возможности, объем образовательной и иной деятельности с учетом вида, типа учреждения. Школа формирует штаты в пределах выделенных ей по установленным нормам средств. В условиях, с одной стороны, модернизации системы образования в Российской Федерации, а с другой — финансово-экономического кризиса регионы самостоятельно разрабатывают различные модели оптимизации бюджетных расходов. Субъекты Федерации в рамках комплексной модернизации образования переходят на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда с учетом экономических особенностей региона. Школы этих регионов при формировании штатных расписаний ориентируются на примерные штаты, разработанные и рекомендованные к использованию в субъекте Федерации.  

Опубликовано на портале: 24-02-2012
Н.Н. Давыдова, А.А. Суслов Университетское управление. 2011.  № 5. С. 39-44. 
В работеобоснованы пути развития деятельности по проектированию и конструированию новых видов образовательной практики на основе принципов сетевого взаимодействия. Обосновано развитие  сети  инновационно-активных  образовательных учреждений УрО РАО как виртуальной организации, выполняющей  инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции  всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети, и приводящей, в результате, к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности и увеличению экстернального эффекта в условиях реализации эффективной стратегии защиты интеллектуальной собственности агентов сети, заключающейся в  строгом распределении уровней доступа к информационным потокам, циркулирующим в многослойном информационном пространстве.

Опубликовано на портале: 24-02-2012
Инна Витальевна Рыжкова, П.В. Федоров Университетское управление. 2011.  № 5. С. 6-14. 
Обосновывается необходимость и закономерность сотрудничества между университетами в рамках «северного измерения». Рассматривается процесс интернационализации высшей школы в аспекте гуманитаризации и формирования Баренц-идентичности. Описываются некоторые формы  международного сотрудничества вузов Севера на примере Мурманского государственного гуманитарного университета.

Опубликовано на портале: 29-02-2012
Директор школы. 2010.  № 5 (148). С. 5-9. 
Что нового происходит в системе образования вашего региона? Как администрация оценивает развитие школ области? Мы продолжаем публиковать обзоры систем образования регионов. Отвечает на наши вопросы председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Владимир Николаевич Аверкин.

Опубликовано на портале: 29-02-2012
Галина Викторовна Ластовка Директор школы. 2010.  № 5 (148). С. 48-50. 
Совещания при директоре — это форма планирования, организации работы руководства с педагогическим коллективом. Они помогают отслеживать решение важных для школы проблем, контролировать исполнение, делегировать полномочия. Автор рассказывает, что нужно знать, чтобы успешно использовать этот инструмент управления. Для начинающего руководителя представляют сложность следующие вопросы:• как часто проводить совещания?• какие вопросы обсуждать?• кого назначать ответственным?В соответствии с п. 5 ст. 35 Закона РФ «Об образовании» управление школой осуществляется на основе сочетания самоуправления коллектива и единоначалия. Совещание при директоре — одна из форм единоначалия.

Опубликовано на портале: 17-04-2013
Максим Владимирович Каиль Вопросы образования. 2013.  № 1. С. 256-277. 
На примере организации Смоленского государственного университета, созданного в числе шести первых в Советской России, исследуется характер вовлеченности в становление университетского образования органов государственной власти разных уровней, общественной инициативы, интеллигенции, ассоциаций и научных обществ, видных ученых. Создание университета предстает как социокультурный феномен, определяющий развитие сферы образования, науки и культуры макрорегиона (Западного региона России).

Опубликовано на портале: 17-04-2013
Елена Анатольевна Вишленкова, Кира Андреевна Ильина Вопросы образования. 2013.  № 1. С. 232-255. 
На основании архивных и законодательных источников реконструированы формы документов, интенсивность документооборота и характер делопроизводства в российских университетах первой половины XIX в. Авторы рассматривают делопроизводство в качестве административной практики, позволившей министерству привить профессорам чиновную идентичность, этос государственного служения и заставить их добровольно отказаться от административной автономии.