Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 3306

Опубликовано на портале: 25-05-2012
Вопросы образования. 2012.  № 1. С. 6-58. 
Публикация подготовлена экспертной группой «Новая школа», сформированной в феврале 2011 г. по поручению Председателя Правительства РФ для разработки предложений Правительству РФ по корректировке Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («Стратегии 2020») в области образования, принятой в 2008 г. Предметом рассмотрения в докладе является не только система формального образования, но и вся сфера социализации и образования детей и подростков от младенчества до 18 лет. В первой части доклада приведены результаты анализа текущего состояния дел в системе российского общего образования. В ней предпринята попытка выявить не только проблемы отечественной школы, но и ее достоинства и преимущества, соотнести и те и другие с основными мировыми трендами развития образования. Во второй части кратко описаны возможные сценарии развития сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе, сформулирован перечень необходимых мер на ближайшее время и до 2020 г.

Опубликовано на портале: 25-05-2012
Вопросы образования. 2012.  № 1. С. 74-92. 
Мы начинаем публикацию доклада, подготовленного специалистами ОЭСР. Сегодня вашему вниманию представлена первая глава. Текст «Учитель как специалист высокой квалификации: построение профессии. Уроки со всего мира» впервые был опубликован ОЭСР на английском языке под названием: Building a high-quality teaching profession. Lessons from around the world.

Опубликовано на портале: 01-04-2011
Николай Николаевич Вересов Директор школы. 2011.  № 2 (155). С. 43-47. 
В статье проводится аналогия между управленческой и спортивной командами, и это хорошо раскрывает смысл понятия «управленческая команда». Автор не дает рецептов — он заставляет размышлять. В последние годы тема команды стала очень популярной среди управленцев. Сложилось мнение, что команда — это мощнейшая организационная сила. Часто приходится слышать, что руководители, которые смогли это прочувствовать, кардинально меняют свой стиль управления, всю систему работы и это позволяет их организации сделать ощутимый скачок вперед. Дж. Г. Бойет и Дж. Т. Бойет, авторы книги «Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления» (Москва, 2001), вообще утверждают, что команды составляют основу, фундамент высокоэффективных организаций. «Как ни старайся, — пишут они, — без команд не добиться высокой эффективности». Но на самом деле в управлении нет панацеи, нет и не может быть универсального средства решения всех проблем. Команда руководителя — это, безусловно, мощное управленческое средство. Но, как любое средство, оно имеет плюсы и минусы, достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны. Как и любое другое средство, командный способ решения управленческих задач имеет свои границы.

Опубликовано на портале: 25-05-2012
Милагрос Норс, Стивен У. Барнетт Вопросы образования. 2012.  № 1. С. 200-228. 
Представлены международные (собранные за пределами США) данные, свидетельствующие о положительном эффекте корректирующих мер в раннем детском возрасте. Всего проанализировано 38 контрастов — т. е. сопоставлений эффекта корректирующих мер в экспериментальной и контрольной группе — для 30 корректирующих мер в 24 странах. Авторов прежде всего интересовали исследования с применением квазиэкспериментальных методов или проведенные на основе случайной выборки. Исследования были классифицированы на основании типа корректирующих мер (денежные переводы, организация питания, обучения или комплексное воздействие), объема выборки, концепции и продолжительности исследования, страны проведения, целевой группы (грудные дети, дети ясельного возраста), подгруппы мер и интенсивности коррекции. Величины эффектов — d Коэна — рассчитаны в четырех областях анализа: развитие когнитивных способностей, изменение поведения, улучшение здоровья и успешность школьного обучения. На основании полученных данных сделан вывод, что корректирующие мероприятия в раннем возрасте оказывают значительное благоприятное воздействие на детей, живущих в разных странах и воспитывающихся в разных условиях, развивая их когнитивные способности, изменяя поведение, укрепляя здоровье и улучшая школьные достижения. Достигнутый положительный эффект сохраняется продолжительное время. Наиболее сильное влияние на когнитивные способности оказывают меры, включающие обучение или стимулирование.

Опубликовано на портале: 25-05-2012
Вопросы образования. 2012.  № 1. С. 246-256. 
Охарактеризована ситуация в сфере российского заочного высшего профессионального образования, рассмотрена ее динамика, выделены некоторые значимые факторы, которые влияют на ее изменение. Для этого, во?первых, продемонстрировано изменение общей численности заочных студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, прием студентов и выпуска специалистов по сравнению с другими формами обучения. Во?вторых, прослежена зависимость изменения объема заочного обучения от сдвигов в структуре коммерческого высшего профессионального образования. И в?третьих, описаны половозрастные характеристики студентов-заочников

Опубликовано на портале: 25-05-2012
Владимир Игоревич Блинов, Марина Васильевна Артамонова Вопросы образования. 2012.  № 1. С. 291-300. 
Статья посвящена проблеме становления нового типа образовательных программ, формирующихся на пересечении уровней высшего и среднего образования. Институт образования рассматривается как инструмент социальной стратификации общества, среди основных тенденций развития которого авторы выделяют разделение образовательных программ на академические и собственно профессиональные, а также создание программ производства «человека умелого» — квалифицированного исполнителя. Изменения системы профессионального образования рассматриваются с учетом законодательного введения нового образовательного стандарта в 2011 г

Опубликовано на портале: 19-10-2011
Марина Николаевна Рянжина Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 23-24. 
В статье рассматриваются вопросы этимологии и сущности понятия «толерантность». Автор приводит различные подходы к определению понятия «толерантность». Освещено также значение формирования толерантности как качества личности для общества, государства и образовательного учреждения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-04-2011
Алексей Алимович Бабетов Директор школы. 2011.  № 2 (155). С. 7-14. 
Как сделать из обычной школы успешно развивающуюся проектную площадку, объединившую три образовательных учреждения? Как объединить совершенно разные по методам работы и традициям педагогические и ученические коллективы? Опытом управленческих решений делится в своем конкурсном материале призер Всероссийского конкурса «Директор школы – 2010» директор МОУ № 210 «Корифей» г. Екатеринбурга Алексей Алимович Бабетов.

Опубликовано на портале: 01-04-2011
Константин Михайлович Ушаков Директор школы. 2011.  № 2 (155). С. 39-42. 
Те из читателей, которые имеют естественно-научное образование, наверное, помнят понятие «энтропия» — меру беспорядка, хаоса в замкнутой системе. Существует некоторый общий закон (следствие второго начала термодинамики), который гласит, что в замкнутой системе энтропия, то есть беспорядок и хаос, возрастает (закон возрастания энтропии) до некоторого максимума, и в этом состоянии беспорядка и хаоса система может находиться сколь угодно долго, без всяких дальнейших изменений. Иначе говоря, система деградирует, распадается.У этого закона есть применения не только в естественных науках. Почти все имеет неприятную тенденцию к разрушению. Все мы сталкиваемся с этим непрерывно в ежедневной жизни. Дом, к которому мы в течение какого-то времени не прикладывали руки, начинает разрушаться, сад, который несколько лет не знал заботы, приходит в запустение, машина, к которой вы год не подходили, почти наверняка не заведется и т.д. Значительная часть нашей жизни — это борьба с возрастанием энтропии, хаоса; мы пытаемся упорядочить окружающее пространство и нашу жизнь. Управленческая деятельность не исключение, так как в определенных условиях организации тоже склонны к деградации.

Опубликовано на портале: 01-04-2011
Ирина Николаевна Казеичева Директор школы. 2011.  № 2 (155). С. 87-89. 
Более половины классных руководителей утверждают: родители пассивны по отношению к классу, где учится их ребенок, и тем более по отношению к школе. В то же время сами родители говорят, что нуждаются в помощи специалистов по воспитанию: психика у многих нынешних детей очень неуравновешенна. В чем же секрет тех классных руководителей, которые сумели наладить сотрудничество с семьями? В первую очередь — в разнообразии используемых форм взаимодействия. Успешный классный проводит не только родительские собрания. В его арсенале и встречи родителей, анкетирование, совместная разработка памяток, различные практикумы, семинары по обмену опытом воспитания. Во-вторых, секрет в том, чтобы никогда не позволять себе хоть как-то принижать семью. Хороший классный всегда найдет возможность приподнять авторитет семьи, даже неблагополучной. А ошибку в воспитании оценит как опыт, позволяющий найти новые пути для взаимопонимания. И еще он учитывает интересы родителей.

Опубликовано на портале: 19-10-2011
Анна Вячеславовна Ходыкина Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 31-32. 
В статье рассматривается статус понятия «методическая компетенция» применительно к обучению бакалавров филологии. Общим для всех определений компетенции является понимание ее как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. При этом наблюдается взаимодействие когнитивных и аффективных навыков, наличие мотивации и соответствующих ценностных установок
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-10-2011
Джеймс Хекман Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 73-137. 
Рассматриваются источники формирования навыков в современной экономике. Подчеркивается важность как когнитивных, так и некогнитивных навыков в достижении успеха в экономической и социальной сфере, а также роль формальных учебных заведений наряду с семьями и фирмами в качестве источников обучения. Формирование навыков — это динамический процесс с выраженными синергетическими компонентами. Навык порождает навык. Инвестиции на ранних этапах способствуют инвестициям впоследствии. Некогнитивные навыки и мотивация являются важными факторами успеха, и их можно развивать в более позднем возрасте и с лучшими результатами, чем базовые когнитивные навыки. Методы, используемые в настоящее время для оценки образовательного вмешательства, не учитывают некогнитивные навыки, что ведет к существенной недооценке выгод от программ раннего вмешательства и программ по воспитанию и мотивации подростков. При существующем уровне инвестиций американское общество недостаточно вкладывает в самых молодых и чрезмерно инвестирует во взрослых людей с низким уровнем навыков

Опубликовано на портале: 19-10-2011
Наталья Октревна Ваганова Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 33-35. 
В статье рассматривается структура практикоориентированной среды и ее возможности для организации и проведения эффективного процесса формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-02-2011
Николай Николаевич Вересов Директор школы. 2010.  № 8 (151). С. 16-22. 
Спору нет, сильная (доминантная, креативная, уверенная, целеустремленная) личность — непременное условие профессионального успеха руководителя. Формирование в себе качеств сильной личности — одно из обязательных условий работы управленца над собой. Но как соотносятся между собой «сильная личность» и «сильный руководитель»? Можно быть сильной личностью и при этом не быть сильным руководителем, а вот сильные руководители, как правило, являются сильными личностями. Проблема, следовательно, в том, чтобы руководитель включал в свою работу над собой развитие чисто управленческих качеств.С чего начинается работа над собой? Во-первых, с осознания своих сильных и слабых сторон, во-вторых, с преодоления некоторых стереотипов сознания, мешающих строить эффективные отношения с людьми и блокирующих возможности для собственного развития, для творческого отношения к профессии и жизни. Рассмотрим основные признаки сильного и слабого руководителя так, как они представлены в современных исследованиях.

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Михаил Валентинович Молоканов Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 26-30. 
Тема сегодняшней беседы: ситуационно-динамическое руководство сотрудниками. «Хотели как лучше, а получили как всегда!» — почему такое случается? Очень часто — из-за недостаточной гибкости руководителя, из-за его неумения оценить так называемый круг готовности сотрудника приступить к самостоятельному выполнению задачи.

Опубликовано на портале: 11-10-2011
Марина Николаевна Ветчинова, Полина Вагифовна Герасенкова Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 261-278. 
На рубеже XIX–XX вв. была предельно точно обозначена цель преподавания иностранного языка — изучение культуры иного народа. Рассматриваются факторы, способствующие росту профессионального мастерства и педагогической культуры учителей иностранного языка, а также условия совершенствования их знаний и творческих способностей. Приводятся высказывания известных языковедов, передовых учителей иностранного языка, общественных деятелей данного исторического периода о возможных путях повышения квалификации учителя иностранного языка.

Опубликовано на портале: 09-09-2011
Эльмира Тимергазиевна Нигаматова Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 65-70. 
Индивидуальный учебный план, который выбирает сам учащийся, — это возможность основательнее изучать профильные предметы, необходимые для дальнейшего поступления в вуз. Предлагаем в качестве примера одну из успешных моделей образовательного процесса по такому учебному плану. Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся и их родителей. «Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана».

Опубликовано на портале: 11-10-2011
Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 244-260. 
Характеристика ситуации с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования дана на основании обследований, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования2: опросов обучающихся и руководителей учреждений профессионального образования, а также опросов руководителей предприятий шести секторов экономики.

Опубликовано на портале: 22-04-2013
Ирина Владимировна Ильина Среднее профессиональное образование. 2012.  № 1. С. 50-51. 
В статье рассмотрены особенности формирования социальных компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования. Представленырезультаты констатирующего эксперимента, показывающие низкий уровень развития социальных компетенций подростков.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-04-2013
Наталья Александровна Большакова Среднее профессиональное образование. 2012.  № 1. С. 47-49. 
В статье раскрывается роль внеучебной деятельности в социализации выпускника школы для детей с нарушением интеллекта. Обозначены семь основных на-правлений в модели социализации. Авторы дают сравительный анализ результативности работы по социализации до внедрения разработанной модели (2007) и после ее внедрения (2009–2010).
ресурс содержит прикрепленный файл