Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 3306

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Марина Ивановна Кузнецова Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 52-57. 
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Совсем недавно стали известны результаты PISA-2009. Они-то и заставили автора напомнить об исследованиях 2006 года, обнаруживших впечатляющий разрыв в грамотности чтения в начальной и в основной школе, и разъяснить причины и следствия этого факта.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Николай Николаевич Вересов Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 33-36. 
Создавая управленческую команду, руководитель надеется, что она будет достаточно сильной, чтобы привести школу к нужному результату. В статье рассматриваются условия, при которых такая команда действительно сформируется.

Опубликовано на портале: 23-06-2011
Марина Валентиновна Ниязова Университетское управление. 2011.  № 1. С. 20-27. 
В статье исследуются организационно-методические основы оценки результатов модернизации системы образования России. Выявляется роль целевых программ в государственном регулировании отрасли. Анализируется методика оценки результатов модернизации, дается сравнительная характеристика индикаторов и показателей целевых программ. Приводится информационно-аналитическое представление итогов реализации, и выявляются проблемные вопросы оценки результатов Программы Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Анна Владимировна меньшикова Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 9-16. 
Как трудно порой директору школы, преодолевая сопротивление системы, чиновников и даже своих коллег, идти к намеченной цели, будучи абсолютно уверенным в ее необходимости. И сколько гордости за себя и свой коллектив возникает, когда плоды трудов востребованы и оценены самым строгим «жюри» — детьми. Своим опытом реализации задуманного делится в конкурсном эссе призер Всероссийского конкурса «Директор школы – 2010» директор средней общеобразовательной школы № 279 Кировского района Санкт-Петербурга Анна Владимировна Меньшикова. Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 279 Кировского района Санкт-Петербурга принципиально отличается от других учебных заведений тем, что ориентирована на образование детей с ограниченными возможностями здоровья при наличии справки на надомное обучение по состоянию здоровья. Школа ведет образовательный процесс по трем формам обучения:• обучение в малой группе на базе школы (численность групп определена следующим образом: начальные классы — 4 человека в группе, средняя и старшая школа — 5 человек в группе);• надомное обучение — обучение учащегося на дому в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом и индивидуальным расписанием занятий, согласованных с родителями (законными представителями) учащегося;• индивидуальное обучение на базе школы — обучаются дети, семьи которых не имеют возможности создать условия для организации образовательного процесса дома.Форму и место обучения ребенка определяют работники службы сопровождения школы совместно с родителями (законными представителями учащегося) и закрепляют протоколом решения.В школе обучается 439 учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основании справки на надомное обучение по состоянию здоровья, из них 117 человек являются инвалидами детства.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Марина Леонидовна Пугачева Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 41-45. 
В наше время стресс стал типичным явлением. Речь уже заходит об опасной и выходящей из-под контроля разрушительной эпидемии.  Знание этой проблемы, по мнению опытных руководителей, помогает формированию здорового микроклимата в педагогическом коллективе.Понятие «стресс» было введено в науку около 70 лет назад канадским ученым Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов XX века. Он открыл характерную защитную реакцию организма на любое затруднение или экстраординарное воздействие. По своей сути эта реакция, которую и назвали стрессом (от англ. stress — напряжение, давление, нажим), отражает экстренную мобилизацию внутреннего запаса сил организма для преодоления препятствия, защиты от вредоносного влияния. Это более чем полезная витальная способность, позволяющая выживать в постоянно изменяющейся среде. Но на определенных стадиях своего развития стресс становится опасным для здоровья и жизнедеятельности. Говорят о двух формах стресса. Продуктивный, или эустресс (eustress), позволяет не только справиться с затруднением, но и накопить полезный опыт по преодолению сходных трудных ситуаций. Деструктивный, или дистресс (distress), — это источник многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно предотвращать или лечить.

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Дмитрий Андреевич Иванов Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 23-26. 
В апреле минувшего года Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, заявил, что «Россия должна… сформировать новое поколение учителей общеобразовательной школы, которые будут способствовать развитию творческого потенциала нации». На интернет-форуме учителя бурно отреагировали на это его высказывание. Абсолютное большинство участников выступили с аргументами такого рода: «Нельзя изменить мировоззрение, не изменив условий существования. Учителя хотят получать за свой труд хорошую зарплату, которая позволила бы им достойно жить. Будут искать психов, которые за «пособие по безработице» согласны работать, пока не сдохнут. Ничего не произойдет, если в этом не будет заинтересована бюрократия. А ей это нужно?» Кто прав в этой дискуссии, а кто нет и почему? В поисках ответа мы снова обратились к нашему постоянному автору. Подготовка наших учителей не соответствует ни тенденциям развития современного информационного общества, ни тенденциям развития современного образования. Их обучение до сих пор ориентировано на учебный предмет (русский, математика, химия, физика и т.д.) и методики его усвоения. Практическая составляющая по сравнению с предметной представляет лишь незначительную часть учебного процесса. Но и она ориентирована на преподавание предмета и его репродуктивное усвоение. В результате, приходя в школу, учитель исповедует единственную ценность — усвоение учебного предмета, а не ценность развития, образования конкретного ученика и создание условий для обучения школьников социально значимым ключевым умениям (компетенциям).С одной стороны, это происходит из-за того, что «усвоение учебного предмета» до сих пор является единственным учебным результатом, по которому руководящие органы оценивают результативность деятельности школ (контрольные срезы знаний и ЕГЭ). С другой стороны, причина в том, что в своем подавляющем большинстве учителя не понимают, что такое знание (например, японская пословица гласит: если знаешь, но не умеешь сделать, значит не знаешь) и образование человека, зачем оно ему нужно, какова его роль в социальной жизни, в развитии человека и общества. Они не знакомы с современными тенденциями развития образования в мире — социальным заказом на образование и компетентностным подходом к обучению, с представлениями о системах управления качеством образования, современными компетенциями учителя и современными образовательными технологиями. Во всяком случае, большинство из них не понимают, какую роль они должны играть в современном обучении школьников.

Опубликовано на портале: 30-05-2011
Мария Сергеевна Добрякова, Григорий Викторович Андрущак Вопросы образования. 2010.  № 4. С. 101-121. 
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-05-2011
Елена Анатольевна Пеньковских Вопросы образования. 2010.  № 4. С. 307-318. 
Предлагается периодизация этапов развития метода проектов, анализируется становление данного метода в отечественной и зарубежной педагогике. 
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-10-2011
Ирина Александровна Лапшина Социологические исследования. 2011.  № 6. С. 89-93. 
На основе данных социологических исследований выявляется интегральный характер духовной культуры преподавателя высшей школы, показывается, насколько востребован его духовный потенциал студентами и какое значение они придают личности педагога.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 17-22. 
Задайтесь вопросом: кого выпускает наша современная школа? Данная статья — довольно жесткий ответ школьного учителя на этот вопрос. Однако критика в адрес чиновников и самой системы, приведенная в материале, порождает не менее важную проблему: каким быть учителю и школе в условиях все возрастающих требований времени? Какие слова сегодня часто произносятся на школьных педсоветах? Качество знаний, компетенции, социализация, информатизация, толерантность и пр. Что это? Веяние времени? Или искренняя вера в то, что, оперируя этими словами, мы становимся лучше как учителя?Какие мы учителя, могут оценить только дети (только дети!), и то не сейчас, а после последнего звонка, после всех экзаменов. А то и через год, два, три после окончания школы, когда, с одной стороны, от нас и наших оценок они уже не зависят, с другой стороны, имеют уже достаточно жизненного опыта. И им совершенно все равно, какие мы слова произносим на педагогических советах. Мне можно возразить, что профессионала могут оценить только профессионалы. Может быть, где-то и так, но не в школе. Главную оценку тому, какие мы, могут дать только дети, прошедшие через нас. И не сейчас, а только завтра. Вот только эти их оценки не влияют на нашу с вами аттестацию, а следовательно, на то, какую зарплату мы получаем сегодня.Вообще задумываемся ли мы с вами — те, кто учит детей в школе, и те, кто причастен к этому самому школьному образованию, — над смыслом двух глаголов, которые сегодня весьма редко ставят рядом: быть и казаться? Делаем ли мы дело или имитируем деятельность?

Опубликовано на портале: 23-06-2011
А.В Перевозный Университетское управление. 2011.  № 1. С. 28-33. 
В статье сделан акцент на следующих проблемах массового высшего образования: характер мотивации студентов, занижение требований и девальвация оценки, трудности с проведением индивидуального подхода. Среди путей решения обозначенных проблем выделяются: внедрение гибких программ обучения, налаживание конструктивного взаимодействия вузов и работодателей, выработка единых требований к подготовке студентов, создание продуктивной образовательно-культурной среды.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 1. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-10-2011
Любовь Николаевна Цой
В ХХ веке сфера образования  была монополистом в получении знаний.  Однако, к концу  прошлого века  сфера образования начала резко дифференцироваться.  Уже к концу ХХ века и вначале   ХХ1 века, образование  потеряло свою монополию и перестала быть единственной сферой, в  которой человек получает знания.      В современных развитых обществах появляются    образовательные бизнес-технологии, тренинги, игры, интерактивные  вебинары, активные методы обучения, интернет -    то есть появляются  иные источники получения знания, что способствует формированию   системы дополнительного образования, по  объему превышающую устоявшуюся систему образования. Происходит переход от массового образования к элитарному образованию.  
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-10-2011
Аалексей Эмильевич Попович Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 3-6. 
В статье рассмотрена взаимосвязь профессионального самоопределения старшеклассников и профильного обучения. Раскрыто значение внедрения профильного обучения в старших классах и описан опыт формирования системы профильного обучения в общеобразовательныхшколах на современном этапе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-01-2011
Лариса Георгиевна Зубова, Елена Владимировна Аржаных Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2007.  Т. 87. № 1. С. 62-69. 
Одна из главных задач исследования, прове­денного Центром исследований и статистики науки (ЦИСН), — оценка взаимодействия науки и высшего образования с позиции сотруд­ничества научных организаций с университет­ской наукой, а также участия научных организа­ций в образовательном процессе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Сергей Геннадьевич Косарецкий Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 55-58. 
 Длительное время данная тема была предметом преимущественно публицистических текстов, которые или обосновывали важность расширения общественного участия в управлении образованием, или же отражали скептический взгляд на реалистичность этих замыслов.Нельзя сказать, что данная проблематика была исключением из традиционного подхода к обсуждению вопросов образовательной политики в России: «высказывать субъективные мнения, не опираясь на данные исследований и анализ практического опыта», «возносить или развенчивать определенную идею, не признавая консенсусных и адаптивных решений, к которым тяготеет реальная практика». Но, возможно, именно в вопросах расширения общественного участия данные подходы проявились особенно ярко.Мало было работ, предлагавших технологические решения, практические инструменты реализации принципа государственно-общественного управления, обеспечения открытости школы. А существовавшие разработки, как правило, или описывали статическую модель, или (если в них проектировались механизмы создания), «доводили» процесс до стадии запуска. В отсутствие практического опыта прописать веер возможных реальных (а не гипотетических) эффектов, рисков и трудностей не получалось. Зарубежный опыт также особо не помогал: чем более конкретными становились детали «их» практики, тем более очевидным становилось, что «у нас» так невозможно, не будет.

Опубликовано на портале: 20-10-2011
Марина Владимировна Медведева Среднее профессиональное образование. 2011.  № 3. С. 38-43. 
В статье рассматривается возможность работы учителя общеобразовательной школы по индивидуальным образовательным маршрутам. Раскрывается их роль в обучении школьников, определяются варианты их применения для интеллектуально продвинутых учеников.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-10-2011
Светлана Ивановна Брызгалова Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 63-65. 
Школьных образовательных технологий разработано десятки, если не сотня. Только тех, что предназначены для обучения, более пятидесяти. И многие из них считаются эффективными. Несмотря на это, как показывают исследования, технологизация учебно-воспитательного процесса продвигается очень медленно. Такая ситуация и заставила нас начать регулярную публикацию материалов, разъясняющих суть и полезные эффекты технологий, апробированных у нас в стране или за рубежом. Идея технологизации процесса образования не нова: еще Я.А. Коменский стремился сделать обучение похожим на хорошо отлаженный механизм, благодаря которому «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат». В теории и практике разработаны сегодня десятки школьных образовательных технологий. Можно говорить об обучающих технологиях — их, по данным Г.К. Селевко, более пятидесяти; о технологиях воспитания, коммуникации, социализации, управления образовательными системами.  Однако на практике технологизация учебно-воспитательного процесса продвигается очень медленно. Об этом говорят исследования последних лет.

Опубликовано на портале: 11-10-2011
Андрей Александрович Андрюшков Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 287. 
Философские основы формирования мировоззрения и практика патриотического воспитания в учреждениях среднего образования анализируются с целью получить ответ на вопрос: нужно ли разрабатывать в отечественной системе образования специальные методы выращивания российской идентичности и если да, то на каких принципах они должны строиться.

Опубликовано на портале: 11-10-2011
Роман Николаевич Абрамов Вопросы образования. 2011.  № 3. С. 279-286. 
Содержание и структура книги известного американского исследователя образования рассматриваются с точки зрения вклада в социологию высшего образования и перспектив использования материалов монографии в преподавательской деятельности и исследованиях.