Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология повседневных практик представляет собой несколько взаимосвязанных направлений теоретических и эмпирических исследований, объединяемых вниманием к тому, как в действительности («на практике») осуществляется совместная деятельность людей в рамках тех или иных институтов или организаций. (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 225

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Книга представляет собой сборник работ П. Бурдье (главыным образом, это интервью и доклады на конференциях), посвященных, в основном, методологическим вопросам социологического познания, как самым общим, так и частным, связанным с той или иной конкретной областью социологии (социология религии, социология политики, социология спорта, социология образования и науки и др.). В доступной форме в книге раскрываются основные понятия, на которых строится социология Бурдье: габитус (habitus), социальное пространство, поле, символическая власть, символический капитал, практика, стратегия, признание и т. д.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Книга адресована всем, интересующимся советской историей, советской повседневностью, прагматическим поворотом в социальных науках. По мнению автора, широко использующаяся исследователями бинарная оппозиция индивидуализма-коллективизма – слишком грубый инструмент для изучения советской повседневности. Официальный политический дискурс, равно как и устоявшаяся научная терминология, не всегда способны наилучшим образом описать существующее “положение вещей”. Автор работы не рассуждает о сравнительных достоинствах индивидуализма и коллективизма, а исследует реальные практики, посредством которых формировалась личность советского человека, и выстраивает генеалогию советского коллектива.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Luc Boltanski, Eve Chiapello
Paris: Gallimard, 1999, cерия "NRF essais", 843 с.
Книга социологов Евы Шиапелло и Люка Болтански посвящена анализу критики капитализма. Капитализм процветает, общество в упадке. Рост дохода сопровождается ростом масштабов социального исключения. Авторы утверждают, что в кризисе находится, в действительности, не капитализм, а его критика. Слишком часто, опираясь на устаревшие формы анализа, критика заставляет многих несогласных обращаться к формам защиты, которые были эффективны в прошлом, но совершенно не соответстствуют модальностям современного быстро трансформирующегося капитализма. Ева Шиапелло и Люк Болтански анализируют истоки этого кризиса. Они прослеживают контуры того, что названо в книге “новым духом капитализма”, основываясь на анализе менеджерских текстов, ставших проводником нового менталитета патроната, способствовавшего продвижению новых форм организации предприятий: с середины 1970-х годов капитализм отказывается от фордистского принципа иерархической организации труда и развивает новые организационные структуры сетевого типа, предполагающие инициативу социальных акторов и относительную автономию их труда, но в качестве платы за такое развитие последние вынуждены приносить в жертву свою материальную и психологическую безопасность. Ни “социальная критика” капитализма, ни его “художественная критика” неспособны к адекватному анализу этих изменений. Авторы предлагают новые концептуальные инструменты, которые, с их точки зрения, способны обновить оба критических течения и сделать критику адекватной современной стадии развития капитализма.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Публикация посвящена проблеме "Прагматического поворота" в лингвистике, представляющего собой сдвиг от парадигмы теоретической грамматики (в частности, синтаксиса) к парадигме пользователя языка (language user). Прагматика изучает использование языка в человеской коммуникации и, что наиболее важно, его детерминированность обществом. Предлагаемая книга является представлением новой области в исследовании прагматики - изучения языка с точки зрения его пользователей, выборов, которые они делают, ограничений, которые они встречают, используя язык в социальном взаимодействии, а также эффектов, которые оказывает использование ими языка на других участников взаимодействия. В книге дается обзор работ таких авторов в области языковых практик, как Серля, Остина и др., а также анализируется скрытое значение повседневного разговора (everyday conversation) и социальная значимость и детерминированность наших индивидуальных "прагматических актов". Уделяется также внимание литературной прагматике и кросскультурным аспекам прагматики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Книга Р. Шартье посвящена анализу и критическому сопоставлению новых подходов в историографии и культурной истории, которые при всех их различиях вписываются в рамки прагматического поворота в социальных науках (М. Фуко, М. де Серто, Н. Элиас, Ф. Ариес и др.). Обсуждению книги Р. Шартье "On the Edge of the Cliff" посвящен специальный форум "Critical Pragmatism, Language, and Cultural History", опубликованный в журнале French Historical Studies, Vol. 21, № 2 (Spring 1998). Среди статей, опубликованных на форуме, ответ Р. Шартье "Writing the Practices".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Публикация представляет одну из наиболее фундаментальных теоретических работ П. Бурдье, своего рода манифест теории практики, в которой он развивает собственную версию социальной теории практик и соответствующий понятийный аппарат. В частности, значительное место в книге уделено понятию "габитус" (habitus), одному из центральных понятий в теоретической системе П. Бурдье. Габитус определяется Бурдье как совокупность практических дорефлективных и доинтециональных предрасположенностей социального актора, которые функционируют в качестве "структурирующей структуры", т. е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, объективно приспоспособленные для достижения определенных результатов, но не предполагающие сознательной нацеленности на эти результаты. Габитус, таким образом, предстает в качестве некой активной силы, представляющей собой инкорпорированные социальные структуры и социальные траектории индивидов и предопределяющей все возможные для индивида практики и представления. Габитус, таким образом, есть то, что генерирует социальные практики индивидов, причем, чаще всего в тайне от них самих. В рамках практический парадигмы мы можем найти как попытки интерпретировать концепцию габитуса в терминах позднего Витгенштейна (Ч. Тейлор), так и прямую критику лежащей в ее основе социальной метафизики, превращающей социальных акторов в пассивных марионеток, полностью детерминированных посредством габитуса структурами доминирующей в том или ином социальном поле культурной экономики (де Серто).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Peter Burke, Roy Porter
Изд-во: Cambridge University Press, 1987, 236 с.
Сборник представляет собой эссе социальных историков Британии, Франции и Италии с 16 по 20 вв. Авторы обращают внимание на язык всех социальных измерений и групп. Отмечается, что в последние годы социальные историки открыли направление, которое может быть названо "лингвистическим измерением" этой дисциплины, социолингвисты обнаружили "историческое измерение", а историки языка - "социальное измерение". Их интерес к языку проявляется и как к источнику социальной истории, и как к историческому явлению самому по себе.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Ред.: Lynn Hunt, Jacques Revel
New York: The New Press, 1995, cерия "Postwar French Thought", 654 с.
Первый том четырехтомной антологии, представляющий англоязычному читателю интеллектуальную жизнь Франции второй половины XX в., посвящен послевоенной французской исторической науке и фокусируется на новых подходах к изучению, пониманию и конструированию прошлого, предложенных французской мыслью за последние десятилетия. Центральная тема этого тома - школа «Анналов» в широком контексте интеллектуальной жизни Франции и взаимосвязи социальной истории с общими тенденциями в развитии французских социальных наук (историографии, структурализма, количественных методов, междисциплинарных исследований). Кроме работ крупнейших французских историков, представлены также работы социологов, философов, антропологов и др. Часть текстов переведена на английский впервые. Среди представленных авторов немало тех, чьи работы внесли важный вклад в развитие парадигмы прагматического поворота в социальных науках (Ф. Ариес, П. Бурдье, П. Вейн, Ж. Дюби, М. де Серто, М. Фуко, Р. Шартье и др.). Введение к тому написано Ж. Ревелем. Остальные три тома посвящены исследованиям античности, литературной критике и философии соответственно.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Harold Garfinkel
Cambridge: Polity Press, 1984, 304 с.
В книге показано, как люди методически и умело, с помощью искусных приемов поддерживают видимость рациональности и социального порядка. Классический труд Г.Гарфинкеля основал новое направление или даже движение в социологии – этнометодологию, которая в 1970-е годы стала символом обновления методологического и концептуального аппарата социологии. Гарфинкель разработал ряд социологических экспериментов, обнажающих практики конституирования повседневной рациональности, открыл (вместе с коллегой Харви Саксом) новое предметное поле для социологических исследований – повседневные взаимодействия и разговоры.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Наталия Викторовна Печерская
Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1999, 543 с.
В статье раскрываются основные понятия философии позднего Л. Витгенштейна, которые впоследствии были восприняты социальной теорией: «языковая игра», «форма жизни», «следование правилу». Центральное место в анализе автора отводится проблеме «следования правилу», которая, по выражению Э. Гидденса, понимается Витгенштейном как «онтологическое условие человеческой жизни в обществе». В социологии социальный институт часто определяется как совокупность правил, но переход от такого определения к пониманию того, как на практике поведение человека управляется правилами, содержит в себе ряд трудностей, которые отметил Витгенштейн и которые впоследствии пытались решить теоретики социологи. В статье реконструируются эти попытки.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Marcel Mauss
Москва, 1996
В статье М. Мосс обосновывает необходимость рассмотрения человеческого тела в качестве одного из привилегированных объектов социологического анализа. Автор утверждает, что представление о том, что жизнь тела подчиняется исключительно законам механики и физиологии является заблуждением. Адаптация к какой бы то ни было физической или физиологической цели (например, плавание или еда) происходит посредством телесных актов и движений, представляющих собой социальные навыки, вырабатываемые индивидом благодаря воспитанию и обучению, характерным для того сообщества, частью которого индивид является. Тело является первым и наиболее очевидным инструментом, техническим объектом и техническим средством человека, и техники тела, способы воздействия на него и его использования широко варьируются от сообщества к сообществу. М. Мосс предлагает классификацию техник тела (по гендерному, возрастному и др. признакам), иллюстрируя их многообразие на широком этнографическом материале из жизни европейских, восточных и так называемых "примитивных" обществ - от техник плавания и ходьбы, отдыха, сна или родов до телесных техник формирования характера или достижения мистических состояний сознания. Отзвук моссовской концепции техник тела можно найти у многих авторов, работавших в рамках практической парадигмы: М. Фуко, Н. Элиаса, М. Полани, И. Гофмана, П. Бурдье и др.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Виктор Каплун
Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1999, "вып. 1"
В статье рассматривается значение работ М. Фуко и позднего Витгенштейна для современной социальной и политической теории. Подробно анализируется разработанный Витгенштейном «грамматический» метод анализа социальной реальности и связанная с ним концепция языковых игр и множественных социальных миров. Среди прочего, рассматривается один из важных аналитических приемов Витгенштейна – прием « грамматической шутки», который Витгенштейн использует как часть своего метода.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-03-2004

1969
В этой ранней статье, относящейся к периоду становления социологии во Франции как отдельной дисциплины, М. Мосс, один из ближайших сотрудников Э. Дюркгейма, подробно характеризует объект и метод социологии, опираясь на дюркгеймовские понятия социального факта и коллективных представлений. В то же время, отказываясь от дюргеймовских «антипсихологизма» (представления о том, что социальные факты есть нечто «внешнее» по отношению к «сознанию» социальных акторов) и универсализма (представления о том, что социальные факты во всех сообществах подчиняются неким общим и универсальным законам), Мосс переопределяет дюркгеймоские категории через понятие социального института (institution) – своего рода “коллективные привычки”, определяющие для индивидов возможные формы действия и мышления. Причем они могут как выражаться в разного рода письменных и устных формулах (моральные, юридические и др. кодексы, предписания ритуала и т.д.), так и сохранять невыраженный, диффузный характер и оставаться «неосознанными» самими социальными агентами (обычаи, нравы, моды, способы оперировать с вещами, коллективные предрассудки и суеверия т.д.).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Олег Валерьевич Хархордин
Cambridge: Cambridge University Press, 2004
Статья посвящена свободе и свободам социальным и политическим, как в социологическом, так и в философском и историческом аспектах. В литературе по современной политической философии (и за ее пределами) достаточно конвенциональным стало различение позитивной и негативной разновидностей свободы – позитивной “ свободы для ” (цели которой определены и иногда имеют принудительную силу) и негативной “ свободы от ” (как правило, вмешательства в приватную сферу). Однако, помимо реализуемых (либо не реализуемых) человеческими существами позитивной и негативной разновидностей свободы, пишет автор, существует иная, более фундаментальная “ свобода ”, которая является условием существования как позитивной, так и негативной. Она конститутивна для них и является “ фоном ” для их осуществления.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Ред.: Michèle Lamont, Laurent Thévenot
Cambridge: Cambridge University Press, 2000, 375 с.
Книга представляет собой итог совместного франко-американского сравнительного исследования, осуществлявшегося рабочей группой под руководством Мишель Ламон (Prinston University) и Лорана Тевено (Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales, Paris) в 1994-1999 гг. Исследование построено на сравнении сходных по формальной структуре ситуаций взаимодействия социальных акторов в двух странах. Выбирались различные ситуации из культурной, политической и экономической сферы, в которых возникал конфликт из-за расхождения точек зрения на то, что следует считать правильной или неправильной манерой действия (спорные художественные и культурные акции и произведения, объективность СМИ, конфликт между промышленными и природоохранными проектами, расизм, сексуальные домогательства и т.д.). Сравнивались репертуары оценок, использовавшиеся акторами в двух странах, их удельный вес в той и другой стране, характер столкновений и способы достижения компромиссов. Таким образом, исследователям удалось сравнить, каким образом в двух странах способы вынесения оценок акторами, основанные на повседневной практической компетентности, укорененной в соответствующих локальных культурных практиках, расширяются до уровня публичного и влияют на позиции акторов и их действия при решении публичных проблем.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Laurent Thévenot
London: Routledge, 2001
В рамках парадигмы социальной теории практик автор статьи предлагает собственной решение одной из классических проблем социологической теории – проблемы взаимного соотношения макроуровня социальных структур и микроуровня поведения или действий социальных агентов. Специфицируя общее понятие практики (practice), автор вводит понятие «прагматических режимов вовлеченности» (pragmatic regimes of engagement), которые, по мысли автора статьи, хорошо характеризуют формы существования социального агента в рамках множественных социальных миров (динамических систем интерсубъективных взаимодействий) – от уровня отношений между близкими (дружба, любовь, семья…) до уровня максимально публичных пространств социального взаимодействия (общественные и политические движения и т.д.). Каждый из таких режимов характеризуется собственным типом реальности (являющейся причиной или объектом тех или иных действий агентов) и собственной формой «общего блага» (определяющей характер критических оценок и суждений ценности). Таким образом, место классической оппозиции «микро/макро» занимает констелляция прагматических режимов, каждый из которых предполагает наличие у социальных акторов соответствующей данному режиму практической компетентности и умения переходить от режима к режиму. Опираясь во многом на концепции фрейм-анализа Э. Гофмана и повседневной креативности социальных акторов М. де Серто, автор предлагает их оригинальное развитие, привлекая целый ряд дополнительных понятий из области социологии практик, моральной социологии и политической философии.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 18-03-2004
В книге видного немецкого социолога и историка середины ХХ века Норберта Элиаса на примере французского королевского двора XVII – XVIII вв. Исследуется такой общественный института, как «придворное общество» – совокупность короля, членов его семьи, приближенных и слуг, которые все вместе составляют единый механизм, функционирующий по строгим правилам. Автор показывает, как размеры и планировка жилища, темы и тон разговоров, распорядок дня и размеры расходов – эти и многие другие стороны жизни людей двора заданы, в отличие, например, от буржуазных слоев, не доходами, не родом занятий и не личными пристрастиями, а именно положением относительно королевской особы и стремлением сохранить и улучшить это положение. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историко-социологическими сюжетами.

Опубликовано на портале: 04-03-2004
Michele Pincon, Monique Pincon-Charlot
Paris: Editions Payot & Rivages, 1996, 308 с.
Книга Мишеля Пинсона и Моники Пинсон-Шарлот "Псовая охота: ритуалы и правила" является результатом трехлетнего социологического включенного наблюдения за практикой псовой охоты – одного из излюбленных видов досуга французских элитных кругов и просто любителей. Псовая охота фигурирует во французском публичном дискурсе как традиционное аристократическое хобби, своего рода анахронизм в современной жизни, а с другой стороны, как объект актуальной политической дискуссии между защитниками прав животных и охотников. Книга рассматривает феномен псовой охоты с разных сторон и в разных ракурсах – в социологической, антропологической, культурологической, стратификационной перспективе.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 04-03-2004
Monique de Saint-Martin
Paris: Metailie, 1993, cерия "Collection Legons des choses", 326 с.
Книга Моники де Сен-Мартэн "Пространство дворянства" анализирует различные аспекты жизни французских дворянских семей в ХХ веке. Методологические основы исследования - концепция социального пространства П.Бурдье и концепция коллективной памяти М.Хальбвакса. Эта книга представляет собой одну из лучших попыток развития теорий Бурдье и Хальбвакса на эмпирическом материале. Она является результатом добротного эмпирического исследования, проведенного с помощью качественных и количественных методов, в также включенного наблюдения. Рассматриваются различные социальные институты, способствующие воспроизводству « дворянского » образа жизни (клубы, ралли, ассоциации и др) и стратегии реконверсии капиталов, необходимые для поддержания классовой позиции.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 01-03-2004
Статьи историков и социологов из разных стран (России, Финляндии, Германии) исследуют повседневную жизнь различных социальных и профессиональных групп советского общества (рабочих, студентов, инженеров, писателей, теневых предпринимателей, домработниц, « бывших »). В качестве источников используются новые архивные материалы и документы устной истории (интервью с горожанами и крестьянами 30-х годов). Показана жизнь « простого человека » сталинской эпохи, преодоление экономических трудностей и политической дискриминации, сохранение дореволюционных традиций и приобретение новых советских идентичностей.