Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология повседневных практик представляет собой несколько взаимосвязанных направлений теоретических и эмпирических исследований, объединяемых вниманием к тому, как в действительности («на практике») осуществляется совместная деятельность людей в рамках тех или иных институтов или организаций. (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 225

Опубликовано на портале: 29-02-2004
Вадим Викторович Волков Социологические исследования. 1997.  № 6. С. 9-23. 
Статья представляет собой первый русскоязычный обзор новой формирующейся парадигмы в социальных науках – т. н. теории практик, появившейся в результате «прагматического поворота» 1980-х гг. Прагматический поворот рассматривается как результат социологического прочтения идей позднего Витгенштейна и раннего Хайдеггера, а также заимствования в социальных исследованиях марксистской идеи «праксиса». Несколько теоретиков, таких, как П. Бурье и Э. Гидденс, а также ряд антропологов, социологов науки и литературоведов стали активно использовать новую концепцию в своих исследованиях. В статье дается обзор применения концепции практик различными авторами, проясняется идея «фоновых практик» и значимости языка для понимания социальной реальности. На примере анализа творчества И. Гофмана и М. Фуко автор вводит различие между синхронным и диахронным анализом практик.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-02-2004
Raimo Tuomela American Journal of Economics and Sociology. 2003.  Vol. 62. No. 1. P. 123-165. 
Основной характеристикой социальных институтов, по мнению автора, является то, что они основаны на коллективном одобрении, принятии. Принятие какого-то принципа со стороны некоторых членов группы предполагает поддержание с их стороны соответствующего социального отношения (we-attitude). Члены группы должны быть привержены тому, что они приняли. Социальные институты рассматриваются как управляемые нормами социальные практики, которые дают практикам или некоторым элементам, входящим в эти практики, новый социальный и концептуальный статус. Это требует того, чтобы некоторые из норм были конститутивными в противоположность "случайно" регулирующим.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 29-02-2004
Вадим Викторович Волков Социологический журнал. 1998.  № 3/4. С. 156-170. 
В современной социологии (в частности, в экономической социологии) социальный институт принято понимать как совокупность «правил игры» и форм контроля. Но за этим непроблематичным на первый взгляд определением стоят серьезные концептуальные трудности. В статье раскрывается социологический смысл проблемы «следования правилу», анализируется парадокс, сформулированный Л. Витгенштейном, и дается обзор предложенных в социальной теории вариантов решения этого парадокса. Представлены подходы П. Уинча, С. Крипке, Ч. Тэйлора, А. Макинтайра и других социальных теоретиков к вопросу оснований и условий возможности социальных институтов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-02-2004
Вадим Викторович Волков Социологический журнал. 1996.  № 1/2. С. 203-221. 
Основной аргумент статьи сводится к тому, что сталинское время характеризуется не только репрессивными действиями власти, но и практиками, в которых власть проявляла себя продуктивно. Они связаны с идеей культурности – фетиша первых пятилеток. В статье реконструируются практики культурности – формы потребления, способы самодисциплины, работы над собой, приобщения к классическим культурным традициям посредством письма и чтения, новые формы организации пространства, практики гигиены. Именно они обеспечили повседневные дисциплины там, где репрессии были неэффективны. Исследуется структурная динамика культурности. По сути, освоение культурности было проявлением процесса цивилизации, в который были вовлечены низшие слои России в период ускоренной модернизации – крестьяне, ставшие рабочими, рабочие, ставшие инженерами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-02-2004
Софья Александровна Чуйкина Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 81-92. 
В статье рассматривается проблема преемственности и изменения повседневных практик в переходные периоды на примере « бывших » дворян, оставшихся после 1917 года в Советской России. На основе информации из семейной хроники реконструируется стиль жизни (вклад в благосостояние семьи, способы самореализации, навыки) трех поколений семьи помещиков до революции (мужчин и женщин). Особенно подробно рассматривается поколение 1870-х годов рождения, пережившее революцию в среднем возрасте, и его адаптация к новой жизни. Автор показывает, что в ходе приспособления к советской реальности произошла реконфигурация социальных практик дворян – светские навыки превращаются в профессиональные ресурсы. Аристократические хобби, например, охота и музыка, конвертируются в профессии аккомпаниатора, писателя-натуралиста, знание иностранных языков используется в преподавании, широкий круг общения и умение « создавать атмосферу » используются при открытии « пансиона» для эксклюзивной публики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Социокультурный анализ [словарная статья]
Опубликовано на портале: 19-02-2004
Сергей Арсеньевич Ерофеев Социокультурный анализ в целом понимается двояко. Во-первых, он предстает как особый модус «социологического вопрошания», что часто представляется как момент переосмысления основных задач социологии с точки зрения изучения смыслового (эпистемологического, аксиологического) аспекта социальной истории и жизни современного общества.

Культурные исследования [словарная статья]
Опубликовано на портале: 19-02-2004
Сергей Арсеньевич Ерофеев Под культурными исследованиями понимается не отдельная социальная или гуманитарная дисциплина, а определенная междисциплинарная сфера, в рамках которой применимы методы весьма широкого круга дисциплин – от социологии и этнографии до истории и литературно-художественной критики. Иногда

Projektseminar Econography/ Technography [учебная программа]
Опубликовано на портале: 17-02-2004
Alexandru Preda, Karin Knorr Cetina
winter semester 2003-2004
Эконография использует качественные методы этнографического исследования при изучении экономико- и технико-социологических вопросов. Этнография является одним из важнейших качественных методов в социологии и антропологии. В свою очередь, экономическая социология в последние два десятилетия стала одной из важнейших поддисциплин в социологии. В курсе представлены методологические и теоретические основы на примерах конкретных экономико-социологических и технологически ориентированных тем, сочетаемых с практическими упражнениями этнографического исследования. Большое место авторы отводят изучению вопросов, представляющих интерес в рамках социологии повседневных практик: технография (этнография повседневных объектов); технография (этнография животных); этнография и материальная культура. На семинарах курса предлагаются для чтения тексты Бруно Латура, Мишеля Каллона и др.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 09-02-2004
Pierre Bourdieu
Санкт-Петербург: Алетейя, 2001, 562 с.
Основной задачей книги является деконструкция широко используемых теоретиками ложных оппозиций: субъективного и объективного, индивида и общества, действия и структуры. Склонность большей части социальных теоретиков подчеркивать значимость «структуры» более чем «деятельности» вполне объяснима – это способ отделить «объективную» социальную науку от повседневных «субъективных» точек зрения. Объективизм, следовательно, страдает субъективизмом, поскольку полагает себя объективным, независимым от собственных эпистемологических и социальных предпосылок, субъективизм страдает тем же, представляя в качестве чего-то объективного (что в данном случае означает свободного от объективной детерминации) непосредственно данный собственный «опыт».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 09-02-2004
Университетское управление. 2002.  № 1(20). С. 8-10. 
Поздравления к 5-летнему юбилею журнала "Университетское управление"
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 04-02-2004
Книга представляет собой первое социально-антропологические исследование системы неуставных доминантных отношений в Советской и Российской Армии, широко известной как "дедовщины". Автор рассматривает ряд актуальных армейских проблем: знаки и символы неформальной иерархии среди солдат, семиотика бытового иррационального насилия и способы его преодоления, десоциализация и ресоциализация личности, архаизация общественного сознания в армии, генезис армейской субкультуры и другие. Свободный стиль изложения делает монографию доступной широкой аудитории читателей, всем тем, кто интересуется глубинными социокультурными процессами, протекающими в армии и других обществах закрытого типа.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 31-01-2004
Pierre Bourdieu
London: Routledge, 1986, 613 с.
Суждение вкуса не может быть невинным, иначе говоря, снобизм присущ каждому из нас. Эта ситуация, в которой оказывается современный средний класс, блестяще обрисована выдающимся французским социологом Пьером Бурдье, сделавшим объектом рассмотрения вкусы и предпочтения французского буржуа. La Distinction — это масштабное этнографическое исследование, являющееся одновременно критическим анализом буржуазного сознания. Каждый день человек принужден делать выбор между тем, что он находит эстетически привлекательным, и тем, что ему представляется вульгарным, порожденным модой на что-либо или безобразным. В исследовании, основанном на рассмотрении множества социальных факторов, Бурдье принимает во внимание предпочтения француза в выборе одежды, мебели, отдыха, меню для званного обеда и целый ряд других проявлений вкуса. Из произведенного Бурдье анализа следует вывод, что снобизм как социальное явление буквально растворен в мире буржуа.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-01-2004
Георг Зиммель (1858—1918) — немецкий философ и социолог, один из главных представителей философии жизни. В том вошли труды и эссе «Созерцание жизни», «Индивид и свобода», «Фрагмент о любви», «Приключение», «Женская культура», «Мода», «Актер и действительность». Эти работы впервые переведены на русский язык. Перевод труда «Социальная дифференциация», в основе своей имеющий публикацию Н. Вокач и И.А. Ильина (1909), существенно переработан А.Ф. Филипповым.Книга рассчитана на широкий круг читателей.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 15-01-2004
Michel Callon
2003
This paper outlines a new approach to the study of power, that of the sociology of translation. Starting from three principles, those of agnosticism (impartiality between actors engaged in controversy), generalised symmetry (the commitment to explain conflicting viewpoints in the same terms) and free association (the abandonment of all a priori distinctions between the natural and the social), the paper describes a scientific and economic controversy about the causes for the decline in the population of scallops in St. Brieuc Bay and the attempts by three marine biologists to develop a conservation strategy for that population. Four ‘moment’ of translation are discerned in the attempts by these researchers to impose themselves and their definition of the situation on other (“problematisation”; “interessement”; “enrolment”; “mobilisation”). In conclusion it is noted that translation is a process, never a completed accomplishment, and it may (as in the empirical case considered) fail.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 15-01-2004
Pierre Bourdieu
Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1977, 248 с.
Outline of a theory of practice is recognized as a major theoretical text on the foundations of anthropology and sociology. Pierre Bourdieu, a distinguished French anthropologist, develops a theory of practice which is simultaneously a critique of the methods and postures of social science and a general account of how human action should be understood. With his central concept of the habitus, the principle which negotiates between objective structures and practices, Bourdieu is able to transcend the dichotomies which have shaped theoretical thinking about the social world. The author draws on his fieldwork in Kabylia (Algeria) to illustrate his theoretical propositions. With detailed study of matrimonial strategies and the role of rite and myth, he analyses the dialectical process of the 'incorporation of structures' and the objectification of habitus, whereby social formations tend to reproduce themselves. A rigorous consistent materialist approach lays the foundations for a theory of symbolic capital and, through analysis of the different modes of domination, a theory of symbolic power.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 15-01-2004
Peter Wagner
London: Sage Publications, 2001, 160 с.
How successful are social sciences in explaining the human world? What are their strengths and weaknesses? Peter Wagner argues that the social sciences have lost their ability to provide critical diagnoses of the present human condition. He attempts to restore that ability by retreiving some of the key questions that sociologists tend to gloss over-either because they take the answers to them for granted, or because they presuppose that the answers are beyond the reach of sociology. The former issue is one of inescapability, the latter is one of attainability. Theorizing Modernity identifies five key questions in wich issues of inescapability and attainability emerge. These are the certainty of our knowledge, the viability of our politics, the continuity of our selves, the accessibility of the past, and the transparency of the future. The author demonstrates how these questions have been addressed during the past 200 years and how they persist today. Incisive, shrewd and persuasive, this book is a major contribution to social theory and the sociology of modernity.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 21-11-2003
Bonnie Smith French Historical Studies. 1998.  Vol. 21. No. 2. P. 213-264. 
Chartier, Roger is currently Directeur d'Études at the École des Hautes Études en Sciences Sociales (Paris) as well as Andrew D. White Professor-at-Large at Cornell University. Since 1969, he has been lecturing and publishing on the relationship between the material history of institutions and the embodied practices which both animate and survive these institutions: in particular, early modern techniques of reading, disseminating and collecting printed information. The course of Roger Chartier's work indicates the multiple avenues of critical inquiry available to cultural historians; R. Chartier has been in large part responsible for defining what this elusive discipline — "cultural history" — might be. His “On the Edge of the Cliff “ (1997) stages encounters with thinkers as diverse as Michel de Certeau, Michel Foucault, Norbert Elias, Hayden White, Louis Marin, Philippe Ariès. In the wake of this volume, "French Historical Studies" published a forum entitled "Critical pragmatism, language, and cultural history".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Sociology of Everyday Life [учебная программа]
Опубликовано на портале: 05-11-2003
Jennifer Shaw
Autumn Term 2002
В данной программе мир повседневности представляется как особая область исследования в социологии, анализируется взаимосвязь социологии повседневности с другими областями этой науки. В качестве основы повседневной жизни рассматривается рутина, ее роль в конституировании повседневности, анализируется отношение между личной идентичностью и социальной ролью. В курсе рассматривается, каким образом личность создается и поддерживается через "выполнение" ["doing"] детальных задач, показывается важность доверия и роль правил в управлении социальным взаимодействием и повседневной жизнью.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Sociology of Everyday Life [учебная программа]
Опубликовано на портале: 05-11-2003
Victoria Bonnell
2001
"Sociology of Everyday Life" ("Социология повседневности") - это семинар, цель которого состоит в изучении различных подходов в социологии повседневности, включая историческую размерность. Автор выстраивает курс вокруг социологических интерпретаций таких понятий, как этикет, вкус, стиль, время, пространство. В программе курса содержатся также полезные темы для написания эссе и список литературы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

История и теория практик [учебная программа]
Опубликовано на портале: 05-11-2003
Олег Валерьевич Хархордин
Курс включает лекции, а также чтение и обсуждение основных текстов, составивших классическую основу прагматического поворота в социальных науках, их современных интерпретаций и возможностей применения концепции практик в социальных и политических исследованиях. Особое внимание уделяется современным французским подходам в теории практик и эмпирических исследованиях.
ресурс содержит прикрепленный файл