Всего публикаций в данном разделе: 225
Опубликовано на портале: 26-07-2013
Валентин Геннадьевич Немировский
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2011.
№ 2(102).
С. 116-125.
Опираясь на данные двух исследований, проведенных в 2010 г. среди жителей Красноярского края и Республики Хакасия, а также на данных более ранних исследований, осуществленных по аналогичной методике в Красноярском крае (1995, 1998 и 2005 гг.), автор статьи рассматривает фреймы смерти как сложные иерархические феномены, а) манифестированые в массовом сознании респондентов, и б) с учетом их латентной, базовой основы в массовом бессознательном населения. Автор предлагает типологию фреймов смерти, основанную на трех типах (социальные, религиозные и фреймы, отвергающие посмертное существование), анализирует динамику их распространения, рассматривает структуру и взаимосвязь фреймов смерти и их элементов.


Опубликовано на портале: 21-07-2013
Владимир Владимирович Солодников, Ирина Витальевна Солодникова, Елена Львовна Конева
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2009.
№ 3(91).
С. 192-203.
В статье анализируются особенности восприятия мирового экономического кризиса 2008 г. представителями «среднего возраста» (40-49 лет) и систематизировать основные происходящие социальные и социально-психологические изменения в повседневной жизни респондентов. На основе данных полученных методом фокус- групп (№=4) различающихся по полу и типу Я-идентичности респондентов выделены: аффективные и когнитивные особенности восприятия кризиса; источники информации о нем; воспринимаемые изменения в профессиональной и семейной жизни; его прогнозируемые социальные последствия и планируемые стратегии совладания.


Стриптиз «как призвание и профессия»: к этнографии закрытых культурных сцен российского мегаполиса [статья]
Опубликовано на портале: 29-07-2013
Елизавета Петровна Юхневич, Виктор Львович Каплун
Журнал социологии и социальной антропологии.
2013.
Т. 16.
№ 1.
С. 124-147.
В данной работе стриптиз рассматривается одновременно как особая культурная сцена и как специфическое ремесло, появляющееся в России в 1990-е гг. Задачей исследования было дать этнографическое описание повседневного мира танцовщиц и танцовщиков стриптиза. Последние рассматриваются здесь как своего рода «племя», живущее в своей особой символической и инструментальной вселенной. Методологический принцип «с точки зрения туземца», на который мы опирались в исследовании, отсылает к «интерпретативной антропологии» К. Гирца, даже если авторы статьи предлагают относиться с осторожностью к гирцевскому использованию концепции «насыщенного описания» (thick description), предложенной Г. Райлом.В 1990-е гг. в России интенсивно идет процесс трансформации системы моральных ценностей и институтов, характерных для позднесоветской повседневности. Этот процесс, среди прочего, делает возможным и появление стриптиза как составной части массовой индустрии развлечений в российских мегаполисах. В мире стриптиза, как в капле воды, отражаются характерные для разных сегментов современного российского общества новые гендерные идентичности, а также новые формы моральных проблематизаций и коммерциализации телесности.

Харассмент и российские женщины [статья]
Опубликовано на портале: 23-12-2010
Ольга Иосифовна Стучевская
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии.
2008.
Т. 96.
№ 4.
С. 43-49.
Стратегический центр социальных исследований совместно с Левада-Центром провел исследование на средства гранта, выделенные Фондом Форда. Фокус-группы – они проходили в Петербурге – были пилотным исследованием для большого количественного опроса по репрезентативной российской выборке женщин от 16 до 34 лет. Этот большой опрос был проведен в марте этого года. Исследование – и количественный опрос, и фокус-группы, о которых будет здесь рассказано, – охватывало очень широкий круг вопросов: от «обычных» проблем, возникающих в связи с приемом женщин на работу и тех, что возникают на рабочем месте, до маргинальных, даже криминальных, таких, как проституция или торговля людьми. В этой статье авторам хотелось бы обсудить только ту часть качественного исследования, которая имеет непосредственное отношение к теме харассмента.


Опубликовано на портале: 17-07-2013
Наталья Муратовна Бердыклычева
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2004.
№ 2(70).
С. 118-124.
Тот факт, что проблема наркомании стала для россиян одной из самых актуальных, подтверждают и результаты социологических опросов. Доля тех, кто обеспокоен масштабами этого тяжелого социального недуга, колеблется, по разным оценкам, от 49 до 60%. При этом упомянутая проблема в равной степени волнует рабочих и интеллигенцию, предпринимателей и студентов, жителей мегаполисов, областных центров, небольших городов и сел.


Опубликовано на портале: 05-04-2013
Александрина Владимировна Ваньке
Laboratorium. Журнал социальных исследований.
2012.
№ 3.
С. 151-153.
В книге сравниваются две европейские культуры утилизации мусора через сопоставление публичных дискурсов об отходах, структуры которых соотносятся со структурами немецкого и французского обществ.


Опубликовано на портале: 22-07-2013
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2009.
№ 6(94).
С. 224-227.
Нет сегодня в пространстве общественной мысли темы более народной и непонятной для народа, чем тема местного самоуправления (МСУ). С тем большим интересом и обоснованным опасением берѐм в руки коллективный труд ВЦИОМ «Как управлять Россией». В самом деле – как? Вопрос не праздный, но когда-то весьма успешно решавшийся на Руси. Еще Прокопий Кесарийский писал о славянах, что «племена эти не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». Как видим, корни народоправства древнее нашей государственности. Оттого и народные вече были сильнее верхней власти – на них принимались решения о приглашении или об изгнании князя, что позже в полной мере испытал на себе, к примеру, св. блгв. князь Александр Невский.


Опубликовано на портале: 24-12-2012
Андрей Борисович Соколов
Диалог со временем.
2010.
№ 33.
С. 213-232.
В статье анализируются описания тела как постоянно используемый авторами травелогов способ конструирования Другого, которое происходит путем описания внешности и телесных практик. Автор показывает широкое использование описания тела в колониалистском дискурсе, а также в пропаганде.


Опубликовано на портале: 08-07-2013
Андрей Борисович Соколов
Диалог со временем.
2009.
№ 26.
С. 190-211.
Одной из черт «другой истории» является появление новых историографических направлений. Как пишет современный американский автор, «стоит задуматься, скрывается ли за разнообразием подходов что-то, кроме того, что они имеют отношение к истории. Еще более важным является вопрос, все ли подходы одинаково ценны или есть те, которые лучше других. Если одни выше других, то — что может служить критерием их выделения?


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Иванович Ильин
Мир России.
2009.
Т. 18.
№ 4.
С. 140-171.
Статья, написанная в жанре этнографического анализа, посвящена процессам социальной
структурации на уровне межличностного взаимодействия и индивидуальных стратегий и
повседневных практик. Исследование опирается на методологию драматургического подхода.
Статья представляет собой сокращенный и переработанный вариант текста, вошедшего
в книгу В.И. Ильина «Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная
структурация повседневности общества потребления». В ней рассматривается процесс
воспроизводства социальных структур в практике повседневного межличностного общения,
в жизненных стратегиях индивидов, работающих в офисе, на заводе и стройке.
Ключевые слова: молодежь, потребление, повседневные практики,
драматургический подход, этнографический анализ
Ильин Владимир Иванович (1950 г. р.) – окончил исторический факультет
Ленинградского государственного университета (1975), Высшие социологические курсы
Советской социологической ассоциации (Москва, 1990), доктор социологических наук
(2000), кандидат исторических наук (1980). Профессор кафедры социологии культуры
и коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных
интересов: методология социальных исследований, социология потребления, теория социального
неравенства. E-mail ivi-2002@yandex.ru


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Р А Ханипов
Мир России.
2008.
Т. 17.
№ 3.
С. 132-148.
Данная работа направлена на рассмотрение современной культуры российского общества,
сквозь призму криминальных и тюремных культурных практик. В статье делается попытка
анализа культуры взрослых Россиян и молодежной культуры, как во многом обусловленных
криминальной и тюремной культурой. Распространенность тюремной и криминальной культуры
в «обычной» российской культуре прослеживается через распространенность
в обществе таких тюремных культурных практик, как тюремный жаргон, блатная песня,
а также криминальных норм и установок, с помощью которых руководствуется российское
общество. Тюремная и криминальная культура в значительной степени обуславливают школьное
пространство, молодежную культуру, проявления чего можно обнаружить в жаргоне подростков
и молодежи, поведенческих и культурных установках. Культура делинквентных группировок
в значительной степени обусловлена тюремной культурой. Практики армейской «дедовщины»
также репрезентируют тюремные традиции и нормы. Автор приходит к выводу, что одними
из основных факторов широкой распространенности тюремной и криминальной культуры
в России являются особенности системы тюремного заключения, в которой заключенные
содержатся в больших группах, что позволяет научать вновь прибывших заключенных тюремным
паттернам, и ретранслировать эти паттерны после освобождения в обычное общество.
Широкой распространенности тюремной культуры также способствует сохраняющаяся репрессивная
система уголовного наказания в России, когда заключению подвергается значительное
количество людей. Массовые сталинские репрессии и амнистия 1953 г. стали основой
широкомасштабного распространения тюремной культуры в России.


Опубликовано на портале: 05-12-2010
Роман Николаевич Абрамов
Журнал социологии и социальной антропологии.
2006.
Т. 9.
№ 4.
Рецензия на книгу: Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 416 с.


Опубликовано на портале: 01-12-2010
Вероника Щебланова
Журнал социологии и социальной антропологии.
2006.
Т. 9.
№ 2.
Статья представляет собой попытку проанализировать новые практики, институциализирующиеся в нашей повседневной действительности в ответ на глобализацию такой угрозы современного общества, как терроризм. Речь идет о конструктивных способах реагирования, возникающих не только на уровне государственных и межгосударственных структур, но и на уровне общественных объединений, организаций региона, на уровне среднего образования и профессиональной специализации. С использованием концепций повседневной жизни, категорий, описывающих логику повседневных взаимодействий, автор намечает направления анализа правил повседневного поведения, связанных со стремлениями людей к безопасности.


Наталия Лебина: Энциклопедия банальностей.
Советская повседневность: контуры, символы, знаки.
[статья]
Опубликовано на портале: 13-10-2010
Карстен Гёрке
Laboratorium. Журнал социальных исследований.
2009.
№ 1.
С. 281-284.
Наталия Лебина: Энциклопедия банальностей. советская повседневность: контуры, символы, знаки. Спб.: Дмитрий Буланин, 2006. 441 с.



Опубликовано на портале: 24-03-2009
Лидия Александровна Окольская
Человек.
2006.
№ 4.
С. 16–30.
В статье содержится анализ традиционных трудовых ценностей в России и их постепенное изменение в ходе модернизации общества в досоветский период и в первой половине XX века


Опубликовано на портале: 20-01-2009
Ирина Суркова
Социологические исследования.
2008.
№ 12.
С. 104-112.
В статье приводятся результаты исследования, направленного на выявление стереотипного отношения военнослужащих к службе женщин в армии сквозь призму мнений, полученных методом неоконченных предложений. Сбор эмпирического материала проводился в 2004 - 2006 гг. в двух воинских частях, расположенных на территориях Московского и Саратовского регионов. Отбор респондентов осуществлялся в рамках целевой выборки, поскольку армия - это закрытый социальный институт, и использование вероятностного отбора независимым исследователем практически невозможно.


Опубликовано на портале: 08-01-2009
Ольга Викторовна Новохацкая
Социологические исследования.
2008.
№ 3.
С. 52-59.


Опубликовано на портале: 02-11-2008
В книге рассматриваются основные работы теоретиков прагматического поворота в социальных
науках, связанного с концепцией практик и ставшего одним из главных направлений современной
социальной теории. Особое внимание авторы уделяют попыткам связать классическую социологическую
традицию с основными философскими концепциями ХХ века, предложенными миру Хайдеггером
и Витгенштейном.
Книга может быть использована в качестве учебного пособия по многим спецкурсам на
факультетах социальных и политических наук.



Социология потребления [книги]
Опубликовано на портале: 24-09-2008
Яна Михайловна Рощина
Москва: ГУ ВШЭ, 2007, 447 с.
В учебном пособии разбираются основные социологические и экономические подходы к
изучению потребления. Рассматривается место социологии потребления как специальной
области экономической социологии, сравниваются концептуальные подходы к изучению
потребительского поведения в экономике, социологии и экономической психологии. Изучаются
категории социологии потребления, развитие институтов потребления, сферы потребления,
анализируется поведение потребителя. Дается представление
о социально-экономических процессах в сфере потребления в России и за рубежом.
Для студентов социологических и экономических специальностей.


Опубликовано на портале: 27-03-2008
Рональд Шлейфер
Журнал социологии и социальной антропологии.
2007.
Т. 10.
№ 1.
С. 167-187.
В своей статье Рональд Шлейфер дает подробный анализ основным движущих сил потребительского
общества в Европе и Америке, появившегося и развившегося на рубеже XIX-XX веков (1880-1930-е
годы) и оказавшего влияние на культурные формы познания и понимания. Среди особенностей
потребительского общества автор отмечает использование товаров и услуг сверх потребностей,
вне представлений об удовольствии от роскоши. Отсюда - особого рода символизм, наличие
у товара нечеткой, смутно выраженной ауры, которая сама по себе побуждает к потреблению.

