Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология повседневных практик представляет собой несколько взаимосвязанных направлений теоретических и эмпирических исследований, объединяемых вниманием к тому, как в действительности («на практике») осуществляется совместная деятельность людей в рамках тех или иных институтов или организаций. (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 225

Опубликовано на портале: 27-03-2008
Е.П. Волобуева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 141-152. 
Данная статья рассматривает культуру в качестве пресуппозиционального основания интерпретации рекламного дискурса в американском лингвокультурном сообществе. Культура рассматривается в качестве набора концептов и ценностей определяющих способы реагирования представителей данной культуры на окружающую действительность в целом и на рекламный дискурс в частности. В работе также, приводятся примеры из повседневной жизни американцев и анализ интерпретации отдельных рекламных сообщений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-03-2008
Мария Желизнык Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 133-140. 
Статья посвящена обзору гигиенических практик людей в советское и постсоветское время. Автор, базируясь на цивилизационном подходе, выделяет основные вехи развития бытовой культуры, показывает процесс трансформации гигиенических практик. В статье изложены ключевые моменты, демонстрирующие сдвиг в структуре массового сознания (сужение сферы интимного), описаны характерные для советского и нынешнего времени функции гигиенических практик, прежде всего туалетной и ванной комнаты.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Юрьевна Бойцова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 87-95. 
Настоящая статья посвящена изображениям, которые выставлены на обозрение в домашнем интерьере: висят на стенах, стоят на полках, лежат под стеклом письменного стола и т.д. Речь пойдет о картинах, репродукциях, фотографиях, календарях, картах, открытках, иконах — то есть о тех материальных носителях изображений, которые являются более или менее двухмерными (скульптуры и безделушки сюда не входят) и при этом не являются неотделимыми от интерьера (обои мы не рассматриваем). В основу статьи легло полевое исследование, проведенное в 2005-2006 гг. в 32 городских жилищах (хозяева — мужчины и женщины со средним и высшим образованием 1929-1983 г.р., которых можно отнести приблизительно к среднему и низшему среднему классу). Полевая часть включала интервью или беседу с хозяином или хозяйкой жилища и фиксацию расположения изображений в интерьере с помощью фотоаппарата или зарисовки. Кроме материалов полевого исследования, использовались любительские фотографии XIX-XX вв. с изображениями интерьеров из архивов информантов и из частной коллекции, доступ к которой был получен благодаря Государственному центру фотографии РФ, а также материалы сообщества «stovosem» на сервере , создатель которого выкладывает в нем портреты людей в домашнем интерьере. В качестве источника также использовалась специальная литература XIX-XX вв. по оформлению домашнего интерьера. Она часто не содержит эксплицитных указаний о том, что можно вешать на стены, а что нельзя, но публикации такого рода богато иллюстрированы, и там, где текст молчит, картинка «проговаривается»: на рисунках, сопровождающих советы по дизайну интерьера, присутствуют элементы, которые считаются «нормальными» или желательными, и отсутствуют нежелательные. Такого рода источники представляют дискурс печати, который может расходиться с современными ему практиками носителей культуры; эти расхождения также интересны. Наконец, в статье использовались материалы программы «Эстетика русского быта» из цикла «Энциклопедия русской души» на радио «Свобода» 10.04.2004 (ведущий — В. Ерофеев).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-03-2008
Ольга Жлудова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 38-59. 
Данная работа посвящена исследованию технологий управления человеческим поведением (брендингу). Многочисленные экономико-социологические и культурологические исследования фиксируют качественные изменения в потребительских практиках, наблюдаемые в условиях развития массовой культуры. Среди них формирование отдельной индустрии, целью которой является производство продуктов для управления поведением потребителей. Основу продуктов этой индустрии составляют различные психо- и/или социотехнологии (в т.ч. и бренд-технологии), осуществляющие управленческое воздействие посредством формирования и тиражирования эмоциональных стереотипов. На начальном этапе каждый бренд представляет собой психо- и/или социотехнологию, которая в своей основе есть определенный способ управления потребителем и направлена на создание у социального объекта (человека, группы, членов организации, социума и т.п.) конкретных осознаваемых или неосознаваемых им психосостояний — ощущений, эмоций, мнений, убеждений, знаний, действий. Потребление брендов как чувственных образов, становящееся для целого поколения формой представления себя другим людям и коммуникаций с ними, позволяет сегодня говорить о том, что они становятся формой, организовывающей потребительские практики, и играют роль механизмов регуляции поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-03-2008
Владимир Иванович Ильин Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 3-26. 
В статье делается попытка применить расширенную концепцию дискурса к феномену индивидуального потребления. Потребление рассматривается как совокупность вербальных и поведенческих высказываний производителей, торговцев, рекламистов, потребителей и т.д. Пересекаясь, эти высказывания образуют зону интерсубъективности, содержанием которой являются простые и всем понятные потребительские практики. Потребительский дискурс прерывист. Часто он распадается на дискурсивные поля, содержанием которых является взаимодействие, организуемое вокруг обсуждения тех или иных текстов, идей, продуктов и услуг. Данная статья — это также ряд высказываний автора в вербальной и визуальных формах. Если у статьи найдутся читатели, дискурс продолжит развитие.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-03-2008
Е.Е. Агафонова, Любовь Юрьевна Мещерякова, Елена Александровна Баллаева, Валентина Бодруг-Лунгу, Валентина Григорьевна Доброхлеб, Ольга Михайловна Здравомыслова, Елена Васильевна Исакова, Елена Викторовна Кочкина, Оксана Вячеславовна Красильникова, Лариса Григорьевна Лунякова, Марина Михайловна Малышева, Елена Борисовна Мезенцева, Виталий Михайлович Нилов, Наталья Михайловна Римашевская, Сергей Леонидович Рыков, Ю.Б. Савельев, Зоя Александровна Хоткина
Ред.: Инна Борисовна Назарова, Екатерина Валериевна Лобза
Москва: МАКС Пресс, 2007, 306 с.
Книга подготовлена на основе материалов исследователей, занимающихся гендерными проблемами в различных сферах социума. Авторы рассматривают общие вопросы теории и методологии исследования гендерных стереотипов и их понимания в различных дискурсах: научном, медийном и повседневном. Анализируют социальные стереотипы, их динамику на рынке труда, в политике, в общественной и приватной жизни. Материалы сборника могут быть полезны научным сотрудникам, преподавателям и студентам, а также ответственным работникам, принимающим решения в формировании социальной политики.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-12-2007
Александр Александрович Сусоколов, Денис Олегович Стребков
Москва: ГУ ВШЭ, 2007
Настоящий сборник включает в себя резюме отчетов, подготовленных студентами факультета социологии ГУ-ВШЭ в рамках Практикума по экономической социологии. Практикум преподается как предмет на факультете социологии ГУ-ВШЭ с момента его организации. Основная особенность практикума по сравнению с обычными курсами состоит в том, что студенты сами разрабатывают программу и проводят исследование под контролем куратора (преподавателя кафедры экономической социологии), а затем оформляют результаты в виде отчета и докладывают их на конференции. В то же время, куратор не является руководителем проекта, а только консультантом. Работа ведется студентами абсолютно самостоятельно в группах по 3-4 человека. Практикум проводится на 3 курсе в течение всего учебного года. Темы исследований выбираются студентами самостоятельно. Однако преподаватели кафедры в начале курса доводят до студентов свои предложения по темам (обычно совпадающие с научными интересами самих преподавателей). Вначале преподавателями читается цикл лекций, посвященных наиболее актуальным проблемам экономической социологии с тем, чтобы студенты могли выбрать тему исследования. Кроме того, не возбраняется (а даже приветствуется) самостоятельный выбор студентами темы, достаточно далекой от традиционной тематики экономической социологии Тот факт, что студенты социологи ГУ-ВШЭ «выходят в жизнь» в основном готовыми к самостоятельной деятельности и пользуются спросом на рынке труда, в значительно степени заслуга практикума. Материалы большинства исследований (программы, массивы, отчеты) хранятся в базе данных Учебной лаборатории Кафедры экономической социологии. Учебные и методические материалы Практикума размещены на портале.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-10-2007
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 119-122. 
Как социальное пространство комната содержит смыслы и символы, несущие информацию культурного, экономического и иного характера. Исследование этого пространства, проведенного среди молодых москвичей в 2001 г., показало, что его символические границы (дизайн, комфортность и функциональность) строятся преимущественно на основе норм молодежной субкультуры. Основной вывод: «своя» комната выступает как «водораздел», отделяющий собственный мир от мира взрослых.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2007
Искандер Габдрахманович Ясавеев Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 1. С. 91-102. 
В статье рассматриваются контрриторические стратегии, используемые властными элитами для противодействия конструированию социальных проблем активистами социальных движений, правозащитниками, независимыми журналистами. Данный анализ основан на концепции дискурсивных ресурсов конструирования социальных проблем, предложенной П. Ибаррой и Дж. Китсьюзом. В частности, демонстрируется применение властными элитами стратегий натурализации, перспективизации, антитипизации, контрриторики неискренности и "опровергающих историй" по отношению к таким ситуациям, как нарушение прав человека в российской армии, коррупция, а также проблемам, конструируемым правозащитными организациями. Обозначается также ряд возможных стратегий противодействия самой контрриторике.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-08-2007
Надежда Владимировна Горячева Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. VII. № 3. С. 182-191. 
Целью статьи является изучение негативного и позитивного опыта, приобретаемого петербуржцами в результате потребления спиртных напитков, оценка обусловленности исходов алкоголизации демографическими характеристиками опрашиваемых, уровнем и характеристиками ситуации алкопотребления с помощью построения моделей множественной логистической регрессии. Данные были получены в результате популяционного опроса 1980 жителей Петербурга, проведенного в 1999 г. Сравнение уравнений регрессий, рассчитанных для петербургской выборки, с уравнениями регрессий, построенными зарубежными коллегами на основе результатов финского опроса 1992 г., позволило выделить специфику российского алкопотребления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-05-2007
Людмила Ивановна Ростовцева Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 90-93. 
Потребительское поведение человека включает действия, направленные на получение и распоряжение продуктами и услугами, в том числе выбор благ, извлечение их полезных свойств, хранение, распространение и избавление от них по мере использования, овладение необходимой информацией и знаниями, поиск средств для достижения определенного благосостояния и др. Особенности поведения потребителя находят яркое отражение в пословицах и поговорках, в которых отражается огромное количество стереотипов потребительского поведения, привычек и навыков, порождающих "автоматическую" реакцию человека на множество жизненных ситуаций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-04-2007
Н.В. Губина Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 122-126. 
Социальный тонус автор определяет как готовность людей к социальному действию и взаимодействию. Изменение его в соответствии с уровнем проблемности жизни демонстрируется на примере г. Нижнекамска. Эмпирическую базу полученных выводов составляют данные социологических опросов, которые проводились на протяжении десяти лет с целью изучения различных аспектов жизни горожан.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-04-2007
Татьяна Муртазаевна Караханова Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 41-51. 
Автор рассматривает структуру повседневной деятельности горожан и ее динамику, основываясь на материалах лонгитюдного исследования, проведенного центром «Повседневная деятельность и бюджет времени» ИС РАН в 1986, 1997/98 и 2003/2004 годах. Исследование проводилось методом фиксации в текущие сутки продолжительности каждого вида деятельности среди жителей Пскова.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-03-2007
Одна из важнейших психологических работ последнего десятилетия. В ней рассматриваются основные теоретические идеи социальной психологии, анализируется драматический опыт практического решения социальных проблем. В центре внимания авторов — знаменитых социальных психологов — власть ситуации над поведением человека, ее психологические механизмы и прикладные следствия. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется социально-психологической теорией и ее применением на практике.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-03-2007
Владимир Самуилович Магун, Михаил Викторович Энговатов Отечественные записки. 2006.  № 3. С. 76-96. 
В данной статье авторы анализируют динамику притязаний российской и украинской молодежи, изменение жизненных стратегий молодых людей на протяжении 20 лет (1985-2005 гг.). Интерес к данной проблематике возник еще в начале 1980-х годов, и чтобы реализовать его, один из авторов данной статьи совместно с украинскими социологами во главе с Е.И. Головахой провел осенью 1985 года в Киеве опрос выпускников средних школ. В представленной работе авторы используют уже материалы пяти повторных опросов, проводившихся раз в несколько лет. Объектами изучения каждый раз были 16-17-летние учащиеся выпускных классов обычных общеобразовательных школ. Сохранив принципы отбора школ и инструментарий опроса, исследователи имели возможность сравнить жизненные притязания и стратегии пяти поколений российской и украинской молодежи. География опросов довольно широка: Москва, Орел, Самара, Мценск. Повторные опросы проводились в 1990-1991 и в 1992-м, а затем в 1995, 2001, 2003 и 2005 годах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-02-2007
Елена Андреевна Здравомыслова, Ингрид Освальд, Олег Вячеславович Паченков, Елена Захаровна Чикадзе, Михаил Михайлович Соколов, Ольга Александровна Ткач, Татьяна Юрьевна Сафонова, Анастасия Золотова, Мария Павловна Белоусова, Елена Александровна Богданова
Санкт-Петербург: Центр независимых социальных исследований, 2005, 166 с.
В данный сборник вошли статьи сотрудников Центра независимых социологических исследований, написанные по определенному поводу. Этим приятным поводом стал юбилей основателя и бессменного — уже почти 15 лет — директора ЦНСИ Виктора Михайловича Воронкова. Основополагающим для всего сборника стал принцип удовольствия. Следуя последним тенденциям, получившим распространение сначала в антропологии, а затем и в других социальных науках, мы с радостью готовы включить читателя в число соавторов наших текстов и приглашаем его разделить это удовольствие с нами.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 11-02-2007
Вячеслав Викторович Скороходов Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 129-131. 
Основными факторами, определяющими интерес к боевым искусствам Востока, является привлекательность для молодого человека самого культурного феномена (в эстетическом, философском и практическом аспектах), а также связь боевых искусств с другими искусствами и возможность научиться защищаться физически и психологически. Интерес также стимулируется модой, которая поддерживается рекламной печатной, кино-и видеопродукции. Нельзя не учитывать и социально-психологические особенности молодежи: ее интерес ко всему необычному, пластичность взглядов, эскапизм как способ разрешения неизбежных юношеских проблем взаимодействия с социальной средой.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-02-2007
Сергей Александрович Быков Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 48-52. 
Наркомания среди молодежи, осознаваемая сегодня как "проблема номер один", является лишь следствием глубоких внутренних противоречий как психического, так и социального плана. Многие попытки исправить ситуацию, предпринимаемые сегодня, сводятся к борьбе с употреблением наркотиков (то есть со следствием, а не с причиной). Признавая значимость профилактической работы, следует сказать, что эффективной она станет тогда, когда наряду с профилактикой наркомании будет вестись работа по профилактике психотравмирующих ситуаций, возникающих главным образом в процессе общения ребенка в семье и в школе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-02-2007
А.Г. Быкова Социологические исследования. 2000.  № 5. С. 59-65. 
Автор систематизирует данные и на их основании их дает описание проституции в крупных городах Западной Сибири в 1880-е—1917 гг. Это чаще всего молодая девушка до 25 лет из крестьян и мещан, русская, православная, неграмотная, незамужняя, с существенными материальными затруднениями. Среди особенностей проституции в Западной Сибири по сравнению с Санкт-Петербургом можно выделить большую "текучесть кадров" и продолжительность занятия "профессией" - 2-3 года (т.е. в 2-3 раза дольше).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-02-2007
Г. Курманова, Елена Петровна Башмакова, Е.Н. Бутенко Социологические исследования. 2000.  № 5. С. 51-58. 
Статья написана по результатам социально-антропологического исследования группы РКС (работников коммерческого секса) в г. Бишкеке, Кыргызстан. Данные были собраны методами включенного наблюдения и неформализованного интервью в полевых условиях, целью работы явилось описание общей картины явления, поэтому количественные оценки не использовались. Рассмотрены организационная структура, стоимость услуг РКС, дано описание функций участников описанных коммуникаций.
ресурс содержит прикрепленный файл