Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое прагматический поворот в социальных науках? Можно ли говорить о появлении новой парадигмы, центральной категорией которой является «практика» (или «практики»), а основным методом – аналитическое описание? В данном разделе собраны основные материалы, содержащие теоретическое обсуждение новой парадигмы, попытки создать теорию общества как совокупности практик, критический разбор основных понятий и познавательных возможностей теории практик.
Всего публикаций в данном разделе: 39

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 24-12-2012
Андрей Борисович Соколов Диалог со временем. 2010.  № 33. С. 213-232. 
В статье анализируются описания тела как постоянно используемый авторами травелогов способ конструирования Другого, которое происходит путем описания внешности и телесных практик. Автор показывает широкое использование описания тела в колониалистском дискурсе, а также в пропаганде.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-01-2005
Michel de Certeau
Berkeley: University of California Press, 1984
Опубликованная по-французски в 1980 г. (Michel de Certeau, Arts de faire: L'Invention du quotidien. Paris: Union generale d'editions, 1980) и переведенная на английский в 1984 г., книга М. де Серто, в которой осуществлен блестящий синтез подходов, разработанных в рамках различных дисциплин (социологии, антропологии, истории, психоанализа, аналитической философии и философии языка), оказала значительное влияние на развитие социологии повседневных практик. Делая акцент на повседневной практической креативности социальных акторов, де Серто предлагает рассматривать ее не просто как ре-акцию индивидов на давление господствующей социальной реальности. Индивиды, которых часто рассматривают просто как потребителей навязываемого им извне социального порядка, на самом деле, не просто пассивно потребляют его, абсорбируя его законы и правила и подчиняя себя им; они используют навязываемые им формы порядка согласно собственным нуждам, подгоняя их под себя. Для характеристики их деятельности де Серто использует глагол bricoler (мастерить); будучи активными пользователями, социальные акторы, по выражению де Серто, «мастерят мириады бесконечно малых превращений внутри доминирующей культурной экономики, чтобы адаптировать ее к своим собственным интересам и собственным правилам». Репрезентации и правила, производимые и навязываемые доминирующим социальным порядком, сами по себе ничего не говорят нам о том, как социальные акторы используют их в повседневной жизни. Между тем, это использование-потребление само является особого рода производством. Де Серто рассматривает практики такого использования как тактики сопротивления «слабых», позволяющие им в любых ситуациях противостоять стратегиям доминирования, развиваемым «сильными». Таким образом, перенос внимания на повседневные практики социальных акторов позволяет увидеть в них, по мысли М. де Серто, не пассивных потребителей продукции господствующей культурной экономики, но «неузнанных производителей, поэтов собственных действий, безмолвных открывателей собственных переходов в джунглях функциональной рациональности».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Practice, Power, and Knowledge in Pierre Bourdieu [учебная программа]
Опубликовано на портале: 08-10-2004
LoÏc Wacquant
Fall 2002
Курс читается на пересечении социальной теории, общей социологии и социальной антропологии. Предназначен для студентов, уже имеющих достаточные знания в указанных областях. В нем обсуждаются основные понятия и методы социологии Пьера Бурдье и их применимость к анализу современных обществ. Основное внимание в курсе сосредоточено на трех тематических блоках, занимающих важное место в творчестве П. Бурдье: логика практики, механизмы власти (в первую очередь, механизмы «символического насилия»), возможности и пределы знания в социальных науках.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Punishment and Imprisonment in Modern Society [учебная программа]
Опубликовано на портале: 08-10-2004
LoÏc Wacquant
Spring 2001
В курсе рассматривается система уголовных наказаний современных обществ как специфический социальный институт, анализ которого затрагивает аспекты неравенства и солидарности, власти и государства, экономики и рынка труда, культуры и морали. Рассматриваются основные теоретические подходы к анализу пенитенциарной системы, связанные с именами Дюркгейма, Маркса, Бентама, Макса Вебера, Ноберта Элиаса и Мишеля Фуко, а также подходы, выработанные в рамках позитивистских, функционалистских и интеракционистских криминологий. Анализируется, как и почему тюремное заключение стало основной формой уголовного наказания в современных обществах.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

The Body in and out of Social Theory [учебная программа]
Опубликовано на портале: 08-10-2004
LoÏc Wacquant
Fall 2001
В курсе традиционным подходам к анализу социальной реальности (исходящим из дуализма телесного и духовного и при анализе социального действия, познания, социальной структуры принципиально не учитывающим телесный аспекты существования социальных акторов) противопоставляются современные походы, в которых человек рассматривается как существо телесное, обладающее чувствами, рефлексами, привычками, телесными потребностями и влечениями, половыми особенностями и т.д. Предлагаются концептуальные инструменты, позволяющие рассматривать тело как привилегированный объект при анализе систем власти и производства знания, повседневных практик и взаимодействий социальных акторов. Рассматриваются понятия, выработанные в рамках дюркгеймианской, веберианской, зиммелевской, феноменологической традиций, а также подходы, предложенные Фуко, Бурдье, New cultural history, феминистской и медицинской антропологиями.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Philosophy of the social sciences [учебная программа]
Опубликовано на портале: 08-10-2004
Peter Wagner
October – December 2002
В курсе рассматриваются основные проблемы, стоящие в центре современных дебатов в социальной и политической теории. Сопоставляются «критический» и «постмодернистский» подходы в социальных науках, рассматривается эволюция социальной теории на протяжении XX века и четыре ее основных кризиса – 1900-х, 1930-х, 1960-х и 1990-х годов. Обсуждаются понятия «мэйнстрима» и «маргинальности» в современной социальной теории и концептуальные аппараты, используемые в рамках соответствующих течений.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-06-2004
Vincent Descombes brings together an astonishingly large body of philosophical and anthropological thought to present a thoroughgoing critique of contemporary cognitivism and to develop a powerful new philosophy of the mind. Beginning with a critical examination of American cognitivism and French structuralism, Descombes launches a more general critique of all philosophies that view the mind in strictly causal terms and suppose that the brain--and not the person--thinks. Providing a broad historical perspective, Descombes draws surprising links between cognitivism and earlier anthropological projects, such as Lévi-Strauss's work on the symbolic status of myths. He identifies as incoherent both the belief that mental states are detached from the world and the idea that states of mind are brain states; these assumptions beg the question of the relation between mind and brain. In place of cognitivism, Descombes offers an anthropologically based theory of mind that emphasizes the mind's collective nature. Drawing on Wittgenstein, he maintains that mental acts are properly attributed to the person, not the brain, and that states of mind, far from being detached from the world, require a historical and cultural context for their very intelligibility. Available in English for the first time, this is the most outstanding work of one of France's finest contemporary philosophers. It provides a much-needed link between the continental and Anglo-American traditions, and its impact will extend beyond philosophy to anthropology, sociology, psychology, critical theory, and French studies.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 02-06-2004
Laurent Thévenot
Перев.: Т. Бокова, Антон Николаевич Олейник (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 1. С. 88-122. 
Если социологи традиционно объясняют поведение людей, исходя из понятия «социальной нормы», то экономисты опираются главным образом на принцип экономической «рациональности»: социальные нормы, которым следуют социальные акторы, обеспечивают существование социального порядка, рациональность акторов, руководствующихся принципом рационального выбора, обеспечивает равновесие рынка. Автор статьи пытается выйти за пределы этой традиционной методологической дилеммы, предлагая в конкретных исследованиях переходить от уровня абстрактных и общих схем на уровень практики и рассматривать при анализе той или иной ситуации социального взаимодействия повседневные навыки, которые акторы используют для оценки происходящего, развития собственных стратегий действия и разрешения проблемных ситуаций.Статья представляет собой перевод работы: Thévenot L., Rationalité ou normes sociales: une opposition dépassée?, in Gérard-Varet L.-A., Passeron J.-C. (dir.), Le modèle et l’enquête. Les usages du principe de rationalité dans les sciences sociales, Paris, ed. de l’EHESS, 1995.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 23-04-2004
Новое литературное обозрение. 2003.  № 60.
На форуме обсуждается влияние работ П. Бурдье и его исследовательской методологии на социальные науки в современной России. Среди представленных статей – работа самого П. Бурдье «Исторический генезис чистой эстетики. Эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного», в которой дается социо-исторический анализ возникновения «поля» искусства; записанная в 1988 г. на радио France-Culture беседа П. Бурдье с Р. Шартье, в которой обсуждаются основные понятия и исследовательские установки социологии П. Бурдье.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 20-04-2004
Hubert Dreyfus, Paul Rabinow
Chicago: University of Chicago Press, 1983, 232 с.
Книга американского философа Х. Дрейфуса и антрополога П. Рабиноу представляет собой одну из первых серьезных попыток дать общий анализ философского творчества Мишеля Фуко и описать его исследовательскую методологию. Она выросла во многом из регулярных личных бесед и дискуссий авторов с Фуко как в Париже, так и в Беркли, где Фуко в течение нескольких последних лет жизни руководил исследовательским семинаром. В книге последовательно описываются различные этапы творчества Фуко и дается итоговая характеристика его подхода к анализу обществ, который самым общим образом определяется как « генеалогия практик ». Этот подход представлен авторами как попытка преодоления традиционной для социальных наук второй половины XX в. дилеммы: объективирующие науки (опирающиеся в той или иной мере на структуралистскую парадигму) / субъективирующие науки (опирающиеся на герменевтическую традицию). В книгу включено два эссе самого Фуко, в которых разрабатывается проблематика связи власти и субъекта, а также запись бесед, в которых авторы обсуждают с Фуко как общие методологические вопросы, так и широкий спектр тем, связанных с последними томами « Истории сексуальности », работу над которыми Фуко заканчивал в период написания книги.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Обновлено: 09-12-2010

Сайт «Практический поворот в теории» создан профессором Университета Карлтон (Канада) Россом Эманом (Ross A. Eaman) в учебных целях. Сайт содержит подробную библиографию работ по прагматическому повороту в социальных науках, социологическим интерпретациям работ Л. Витгенштейна и социологии повседневных практик. Прямой доступ к полным текстам статей возможен только для членов Университета Карлтон.

Обновлено: 16-04-2010

Группа исследования Знания, Финансов и Общества. Страница данного ресурса размещена на сайте университета Констанц (Германия):
http://www.uni-konstanz.de/knorrcetina/researchall.htm

Научные интересы данной исследовательской группы находятся на пересечении социологии научного знания, социальных исследований финансовых рынков и происходящего сейчас процесса эпистемизации западных обществ. Финансовые и экономические практики исследуются в исторической перспективе, а также с точки зрения того, как эти практики соотносятся со знанием. Большое внимание уделяется качественным методам исследования, этнографическому подходу.

The Michael Oakeshott Association [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

Ассоциация Майкла Оукшота:
http://www.michael-oakeshott-association.org/index.html

Ассоциация основана в 1999 г. с целью развития исследований и критического обсуждения трудов Майкла Оукшота и близких к его творчеству тем. На сайте представлена подробная биография Оукшота (подробно описаны все периоды жизни ученого, фотографии)

The Polanyi Society [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

Интернет-сайт Общества Полани:
http://www.mwsc.edu/orgs/polanyi/index.html

Общество Полани - профессиональная научная организация - создано в начале 1970-х, в его задачу входит обмен информацией между учеными, интересующимися наследием М. Полани. Членами общества являются около 300 исследователей из многих стран мира. На страницах ресурса можно найти условия вступления в общество, публикации электронного журнала, фотографии ученого, а также информацию о конференциях и короткие эссе М. Полани.

Hyperbourdieu [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

Библиографический сайт посвящен Пьеру Бурдье. Комментарии по пользованию сайтом в настоящий момент доступны на 4 языках (английский, французский, немецкий, испанский). Содержит подробную и полную библиографию работ П. Бурдье на разных языках с 1953 г. по 2002 г., включающую в себя книги, статьи, лекции, публичные выступления и даже подписанные им петиции.

Опубликовано на портале: 28-03-2004
James Scott
New Heaven: Yale University Press, 1998, 464 с.
В своей книге Джеймс Скотт развивает идеи о тактиках сопротивления слабых и подчиненных социальных групп, специфическими ресурсами которых являются локальное знание, практики, смекалка, уход от прямых столкновений, творческое приспособление. Автор исследует несколько исторических примеров (научное лесничество в Германии, аграрные реформы в Танзании, коллективизацию в СССР, современное градостроительство) того, как модернистские проекты авторитарных государств терпели поражение из-за непрямого сопротивления «слабых». В книге также содержится концептуальная глава о понятии практики и практического знания.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Orientalism [книги]
Опубликовано на портале: 28-03-2004
Edward Said
New York, 1978, cерия "Vintage Books", 395 с.
Эта известнейшая книга Эдварда Саида представляет собой продуктивное и элегантное применение теории Мишеля Фуко о нераздельности знания и власти к области исследований, именуемой в Великобритании и Франции как ориентализм или увлечение (Ближним) Востоком. За распространением востоковедческого дискурса и образов экзотического востока, коллекционированием восточных экспонатов автор видит колониальные интересы Запада, стремление к господству и эксплуатации Востока. Знание подчинено интересам господства: сначала идут этнографические и археологические экспедиции; следом за ними – экспедиционный корпус. Книга Саида представляет собой достойный образец критического исследования дискурсивных практик с привлечением богатого исторического и литературного материала.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 28-03-2004
Erving Goffman
Москва: КАНОН-пресс-Ц, 2000, 304 с.
Ставшая классической книга И. Гоффмана является образцом авторской социологии повседневности. Наблюдения и аналитические описания ритуалов, мельчайших деталей социального взаимодействия в пространственно-временных контекстах подкрепляют идею автора о том, что личность не обладает сущностными характеристиками, а является эффектом удавшихся представлений и инсценировок, принятых другими. На этой книге следует учиться « делать » социологию, хотя весь этот цинизм, конечно, относится, главным образом, к американскому среднему классу.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 28-03-2004
Ред.: Wes Sharrock, Michael Lynch
London: Sage Publications, 2003, cерия "Sage Masters of Modern Social Thought", 1648 с.
В этом четырехтомнике (!), посвященном основным идеям и исследованиям Г. Гарфинкеля, собраны все ведущие авторы, представляющие этнометодологию и анализ разговора. Книги отражают историю и современное состояние социологии повседневности, ведущие школы, новые области приложения. Для более подробной информации см. оглавление.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него