Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология повседневности появилась вместе с социальной феноменологией А. Шюца, но стала самостоятельным направлением в США после публикации работ И. Гоффмана, этнографических исследований городской среды и появления этнометодологического движения. (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 76

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 08-07-2013
Андрей Борисович Соколов Диалог со временем. 2009.  № 26. С. 190-211. 
Одной из черт «другой истории» является появление новых историографических направлений. Как пишет современный американский автор, «стоит задуматься, скрывается ли за разнообразием подходов что-то, кроме того, что они имеют отношение к истории. Еще более важным является вопрос, все ли подходы одинаково ценны или есть те, которые лучше других. Если одни выше других, то — что может служить критерием их выделения?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2008
Е.П. Волобуева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 141-152. 
Данная статья рассматривает культуру в качестве пресуппозиционального основания интерпретации рекламного дискурса в американском лингвокультурном сообществе. Культура рассматривается в качестве набора концептов и ценностей определяющих способы реагирования представителей данной культуры на окружающую действительность в целом и на рекламный дискурс в частности. В работе также, приводятся примеры из повседневной жизни американцев и анализ интерпретации отдельных рекламных сообщений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-09-2007
Искандер Габдрахманович Ясавеев Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 1. С. 91-102. 
В статье рассматриваются контрриторические стратегии, используемые властными элитами для противодействия конструированию социальных проблем активистами социальных движений, правозащитниками, независимыми журналистами. Данный анализ основан на концепции дискурсивных ресурсов конструирования социальных проблем, предложенной П. Ибаррой и Дж. Китсьюзом. В частности, демонстрируется применение властными элитами стратегий натурализации, перспективизации, антитипизации, контрриторики неискренности и "опровергающих историй" по отношению к таким ситуациям, как нарушение прав человека в российской армии, коррупция, а также проблемам, конструируемым правозащитными организациями. Обозначается также ряд возможных стратегий противодействия самой контрриторике.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-02-2007
Вячеслав Викторович Скороходов Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 129-131. 
Основными факторами, определяющими интерес к боевым искусствам Востока, является привлекательность для молодого человека самого культурного феномена (в эстетическом, философском и практическом аспектах), а также связь боевых искусств с другими искусствами и возможность научиться защищаться физически и психологически. Интерес также стимулируется модой, которая поддерживается рекламной печатной, кино-и видеопродукции. Нельзя не учитывать и социально-психологические особенности молодежи: ее интерес ко всему необычному, пластичность взглядов, эскапизм как способ разрешения неизбежных юношеских проблем взаимодействия с социальной средой.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-02-2007
А.Г. Быкова Социологические исследования. 2000.  № 5. С. 59-65. 
Автор систематизирует данные и на их основании их дает описание проституции в крупных городах Западной Сибири в 1880-е—1917 гг. Это чаще всего молодая девушка до 25 лет из крестьян и мещан, русская, православная, неграмотная, незамужняя, с существенными материальными затруднениями. Среди особенностей проституции в Западной Сибири по сравнению с Санкт-Петербургом можно выделить большую "текучесть кадров" и продолжительность занятия "профессией" - 2-3 года (т.е. в 2-3 раза дольше).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-02-2007
Г. Курманова, Елена Петровна Башмакова, Е.Н. Бутенко Социологические исследования. 2000.  № 5. С. 51-58. 
Статья написана по результатам социально-антропологического исследования группы РКС (работников коммерческого секса) в г. Бишкеке, Кыргызстан. Данные были собраны методами включенного наблюдения и неформализованного интервью в полевых условиях, целью работы явилось описание общей картины явления, поэтому количественные оценки не использовались. Рассмотрены организационная структура, стоимость услуг РКС, дано описание функций участников описанных коммуникаций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 06-02-2007
Анатолий Васильевич Меренков, Мария Николаевна Никитина Социологические исследования. 2000.  № 5. С. 47-50. 
В Екатеринбурге в 1998 г. было опрошено методом углубленного интервью 120 женщин, постоянно занимающихся проституцией, - данное исследование позволило выявить социально-демографические параметры проституток, роль материальных условий жизни, влияние семейных отношений на формирование данной категории женщин, влияние первого опыта половой связи на последующую сексуальную жизнь. Так же изучались особенности "трудовой" деятельности различных категорий проституток.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-01-2007
Ольга Викторовна Бойко Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 138-159. 
В статье отражена точка зрения на феномен суицида, которая основывается на признании мифологичности этого сюжета в истории социологии, культурных практиках и образах повседневности. Рассматривается эволюция теоретических знаний о сущности явления, появление социологических концепций суицида в России и за рубежом; вновь подвергаются анализу знаменитые формулы Эмиля Дюркгейма. Обсуждаются культурные представления относительно данного явления, показана динамика социальных установок к суицидальному действию. Особое внимание придается влиянию аттитюдов к суициду на их уровень, а также репрезентациям феномена в современной культуре.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-01-2007
Ольга Юрьевна Гурова Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 99-114. 
Данный текст посвящен концептуализации феномена «приватная вещь» и анализу данной категории по отношению к нижнему белью в Советской России. Основной вопрос заключается в том, является ли советское нижнее белье приватной вещью. Характеристики приватной вещи состоят в скрытости таких вещей от посторонних в личном пространстве или домашнем мире, в индивидуальном контроле над ними и в соответствии вещей индивидуальности их владельца. Эмпирический материал показывает, что советское нижнее белье не является приватной вещью в нормативном понимании, поскольку порядок повседневности в советской культуре таков, что каждая из перечисленных характеристик может быть нарушена. Задача состоит в том, чтобы показать, в каких случаях нарушается приватность нижнего белья и какими причинами такие нарушения вызваны.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-11-2006
Ред.: Simon Johnson Williams, Gillian Bendelow
London: Routledge, 1998
The development of a sociology of emotions is crucial to our understanding of social life. Emotions are ''social things'', they are controlled and managed in our everyday lives and transcend the divides between mind and body, nature and culture, structure and action. In this way, they hold a crucial key to our understanding of social processes and can push forward the boundaries of sociological investigation. Throughout Western social thought emotions are seen to be the very antithesis of the detached scientific mind and its quest for ''objectivity''. However, as the course of human history has testified, crucial implications stem from the separation of reason and feeling. Accordingly, emotions have a fundamental import for all pertinent sociological themes and issues, in particular, social action and social identity, gender, sexuality and intimacy, the embodiment of emotions across the life course (from childhood to old age), health and illness, and the social organisation of emotions in the workplace. Unique and timely, Emotions in Social Life acts to consolidate the sociology of emotions as a legitimate and viable field of enquiry. It provides a comprehensive ''state of the art'' assessment of the sociology of emotions drawing upon work from scholars of international stature, as well as newer writers in the field. It presents new empirical research in conjunction with innovative and challenging theoretical material, and will be essential reading for students of sociology, health psychology, anthropology as well as gender studies.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 21-06-2006
Наталья Ходоривская Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 140-157. 
Статья посвящена негативным ситуациям повседневной жизни человека, их обсуждению в плоскости теоретического анализа и в оценках украинских граждан. Проанализированы некоторые диспозиционные атрибуты личности в контексте актуализации социальных связей в адаптационных ситуациях.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2006
Василий Дмитриевич Патрушев Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 30-40. 
Задачей данной статьи является анализ различий, существующих между городским работающим населением России и США по величине свободного времени, его использованию, и ценностным ориентациям при его использовании. Источниковую основу составляют исследования бюджетов времени: советско-американского (1986 г., Псков и Джексон, штат Мичиган); повседневной деятельности и бюджета времени (Псков, 1995 и 1997/98 гг.); американского, 1998/99 гг. (проф. Д. Робинсон). Автор приходит к выводу, что свободное время, необходимое для осуществления жизненно важных потребностей, и в России, и в США довольно значительно по своим размерам. Однако в США оно несколько больше, кроме того, имеет тенденцию к росту. В России же наметилась тенденция снижения его величины и его ценности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-03-2006
Илья Витальевич Воробьев Communitas / Сообщество. 2006.  № 1. С. 92-106. 
Производство повседневности и непрерывный процесс заимствования «престижного» стиля жизни могут реализовываться через различные механизмы, одним из которых является конструирование домашнего интерьера. Последний в социальном плане представляет дуальную конструкцию: с одной стороны, средоточие интимности, место, где «и стены помогают», с другой же – выставленная напоказ социальность владельца. Интерьер призван соотносить «домашние» ценности со знаками принадлежности к определенной страте. Социально-маркированные образцы практик (в том числе интерьерных) должны каким-то образом транслироваться акторам. В статье анализируется одно из таких средств – телепередачи выходного дня, посвященные ремонту и обновлению интерьера: «Квартирный вопрос» (НТВ), «Спасите, ремонт» (СТС), «Школа ремонта» (ТНТ). «Текст» этих передач, с точки зрения автора, создает социальную мифологию интерьера, которая затем поддерживается и воспроизводится как «сверху», рекламным дискурсом, так и «снизу» – со стороны зрителей. Архетипика архаичных сказок, заложенная в этой мифологии, вклю-чает культурное бессознательное, позволяя воспринимающему субъекту интериоризировать предлагаемый стиль жизни и престижные интерьерные практики как внелогические ценности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-01-2006
Наталья Михайловна Смирнова Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 151-152. 
Рецензируется книга: Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М.: КАНОН+, 2004. 432 с.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-07-2005
Виктор Иванович Андриянов, Виктор Константинович Левашов, Александр Тарасович Хлопьев Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 82-88. 
В ситуации падения доверия к официальным источникам информации информационный и аксиологический вакуум, образующийся в массовом сознании, не может не заполняться информацией, возникающей и на уровне межличностного общения, в том числе слухами. ИСПИ РАН провел исследование, нацеленное на выяснение содержания и направленности слухов, каналов их зарождения. С учетом специфики предмета анализа применялся комбинированный метод сбора первичной информации — анкетирование, телефонное интервьюирование, прессовый опрос и контент-анализ центральной печати. Анкетирование и интервьюирование проведено в ноябре 1991 г. корреспондентами газеты «Рабочая трибуна». Всего опрошено 325 человек.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-07-2005
Даниил Александрович Александров, Алексей Рудольфович Бессуднов, Елена Александровна Богданова Эксперт - Северо-Запад. 2005.  № 27 (232).
Новые финансовые технологии, получившие массовое распространение в России в последние годы, не просто делают жизнь людей удобнее. Они во многом подчиняют ее себе, трансформируя привычные социальные практики и представления, тем самым изменяя все российское общество. Авторы анализируют, как технологии меняют жизнь людей, а люди воспринимают технологии, активно используя или отвергая в зависимости от места, которое они занимают в их жизни. Первый этап исследования посвящен финансовым технологиям - тому, как люди управляют своими деньгами. В статье представлены некоторые результаты исследования авторов, продемонстрировано разнообразие стилей жизни и обращения с финансовыми технологиями и определенные тенденции в их использовании.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Обновлено: 09-12-2010

Ресурс представляет собой собрание текстов и ссылок, посвященное этнометодологии, понятой как особый стиль мышления не только в социологии, но и в других социальных и гуманитарных науках. Сайт достаточно полно представляет, с одной стороны, французскую

Опубликовано на портале: 31-03-2005
Анна Юрьевна Зотова Социологические исследования. 1994.  № 1. С. 59–68. 
Зародившаяся секс индустрия расширила спектр услуг. Появился еще один вид эротических услуг, так называемый секс-телефон. Единственным методом пригодным для изучения данного явления оказалось включенное наблюдение. Работа проводилась с августа 1992 по январь 1993 года. По преимуществу услугами секс-телефона пользуются молодые люди: большинство звонящих (53%) – в возрасте до 25 лет. Абсолютное большинство (90%) работники коммерческих структур или самостоятельные предприниматели. Выяснилось, что практически все клиенты могут быть отнесены к одному из 10 типов, эмоциональных состояний, выявленных К.Рубинстайн и Ф.Швейвером, из которых в 8 проявляются различные формы одиночества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-03-2005
Владимир Самуилович Магун
1994
Статья представляет собой выступление В. С. Магуна на международном симпозиуме "Куда идет Россия?". Автор обращает внимание на три ключевых слова - "интеллигенция", "ценности", "массы". С их помощью, действительно, можно описать и понять векторы сегодняшних культурных сдвигов в российском обществе. Автор показывает взаимосвязи этих трех категорий на материале трудовых ценностей, занимающих одно из центральных мест в российской культуре.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-02-2005
Николай Валентинович Романовский, Наталья Сергеевна Тонкова Социологические исследования. 2003.  № 4. С. 127-134. 
Реферативный обзор следующих публикаций журнала "International Sociology": 1. Al-Azmeh A. Civilization, Culture and the New Barbarians // Intern. Sociol. 2001, № 1, p. 75-93. 2. Varga I. To Live with Ambivalence, or Aren't we all Barbarians? A Response to Aziz Al-Azmeh // Intern. Sociol. 2001, № 1, p. 94-93. 3. Joas H. The Modernity of War. Modernization Theory and the Problem of Violence // Intern. Sociol. 1999, №4, p. 457-472. 4. Tiryakian E. War: The Covered Side of Modernity // Intern. Sociol. 1999, № 4, p. 473-489. 5. Roxborough I. The Persistence of War as a Sociological Problem // Intern. Sociol. 1999, № 4, p. 491-500. 6. Joas H. For Fear of New Horrors. A Reply to Edward Tiryakian and Ian Roxborough // Intern. Sociol. 1999, № 4, p. 501-503. 134
ресурс содержит прикрепленный файл