Эксоцман
на главную поиск contacts
Социология повседневности появилась вместе с социальной феноменологией А. Шюца, но стала самостоятельным направлением в США после публикации работ И. Гоффмана, этнографических исследований городской среды и появления этнометодологического движения. (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 76

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Публикация представляет одну из наиболее фундаментальных теоретических работ П. Бурдье, своего рода манифест теории практики, в которой он развивает собственную версию социальной теории практик и соответствующий понятийный аппарат. В частности, значительное место в книге уделено понятию "габитус" (habitus), одному из центральных понятий в теоретической системе П. Бурдье. Габитус определяется Бурдье как совокупность практических дорефлективных и доинтециональных предрасположенностей социального актора, которые функционируют в качестве "структурирующей структуры", т. е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, объективно приспоспособленные для достижения определенных результатов, но не предполагающие сознательной нацеленности на эти результаты. Габитус, таким образом, предстает в качестве некой активной силы, представляющей собой инкорпорированные социальные структуры и социальные траектории индивидов и предопределяющей все возможные для индивида практики и представления. Габитус, таким образом, есть то, что генерирует социальные практики индивидов, причем, чаще всего в тайне от них самих. В рамках практический парадигмы мы можем найти как попытки интерпретировать концепцию габитуса в терминах позднего Витгенштейна (Ч. Тейлор), так и прямую критику лежащей в ее основе социальной метафизики, превращающей социальных акторов в пассивных марионеток, полностью детерминированных посредством габитуса структурами доминирующей в том или ином социальном поле культурной экономики (де Серто).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Harold Garfinkel
Cambridge: Polity Press, 1984, 304 с.
В книге показано, как люди методически и умело, с помощью искусных приемов поддерживают видимость рациональности и социального порядка. Классический труд Г.Гарфинкеля основал новое направление или даже движение в социологии – этнометодологию, которая в 1970-е годы стала символом обновления методологического и концептуального аппарата социологии. Гарфинкель разработал ряд социологических экспериментов, обнажающих практики конституирования повседневной рациональности, открыл (вместе с коллегой Харви Саксом) новое предметное поле для социологических исследований – повседневные взаимодействия и разговоры.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Marcel Mauss
Москва, 1996
В статье М. Мосс обосновывает необходимость рассмотрения человеческого тела в качестве одного из привилегированных объектов социологического анализа. Автор утверждает, что представление о том, что жизнь тела подчиняется исключительно законам механики и физиологии является заблуждением. Адаптация к какой бы то ни было физической или физиологической цели (например, плавание или еда) происходит посредством телесных актов и движений, представляющих собой социальные навыки, вырабатываемые индивидом благодаря воспитанию и обучению, характерным для того сообщества, частью которого индивид является. Тело является первым и наиболее очевидным инструментом, техническим объектом и техническим средством человека, и техники тела, способы воздействия на него и его использования широко варьируются от сообщества к сообществу. М. Мосс предлагает классификацию техник тела (по гендерному, возрастному и др. признакам), иллюстрируя их многообразие на широком этнографическом материале из жизни европейских, восточных и так называемых "примитивных" обществ - от техник плавания и ходьбы, отдыха, сна или родов до телесных техник формирования характера или достижения мистических состояний сознания. Отзвук моссовской концепции техник тела можно найти у многих авторов, работавших в рамках практической парадигмы: М. Фуко, Н. Элиаса, М. Полани, И. Гофмана, П. Бурдье и др.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 25-03-2004

1969
В этой ранней статье, относящейся к периоду становления социологии во Франции как отдельной дисциплины, М. Мосс, один из ближайших сотрудников Э. Дюркгейма, подробно характеризует объект и метод социологии, опираясь на дюркгеймовские понятия социального факта и коллективных представлений. В то же время, отказываясь от дюргеймовских «антипсихологизма» (представления о том, что социальные факты есть нечто «внешнее» по отношению к «сознанию» социальных акторов) и универсализма (представления о том, что социальные факты во всех сообществах подчиняются неким общим и универсальным законам), Мосс переопределяет дюркгеймоские категории через понятие социального института (institution) – своего рода “коллективные привычки”, определяющие для индивидов возможные формы действия и мышления. Причем они могут как выражаться в разного рода письменных и устных формулах (моральные, юридические и др. кодексы, предписания ритуала и т.д.), так и сохранять невыраженный, диффузный характер и оставаться «неосознанными» самими социальными агентами (обычаи, нравы, моды, способы оперировать с вещами, коллективные предрассудки и суеверия т.д.).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Олег Валерьевич Хархордин
Cambridge: Cambridge University Press, 2004
Статья посвящена свободе и свободам социальным и политическим, как в социологическом, так и в философском и историческом аспектах. В литературе по современной политической философии (и за ее пределами) достаточно конвенциональным стало различение позитивной и негативной разновидностей свободы – позитивной “ свободы для ” (цели которой определены и иногда имеют принудительную силу) и негативной “ свободы от ” (как правило, вмешательства в приватную сферу). Однако, помимо реализуемых (либо не реализуемых) человеческими существами позитивной и негативной разновидностей свободы, пишет автор, существует иная, более фундаментальная “ свобода ”, которая является условием существования как позитивной, так и негативной. Она конститутивна для них и является “ фоном ” для их осуществления.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Ред.: Michèle Lamont, Laurent Thévenot
Cambridge: Cambridge University Press, 2000, 375 с.
Книга представляет собой итог совместного франко-американского сравнительного исследования, осуществлявшегося рабочей группой под руководством Мишель Ламон (Prinston University) и Лорана Тевено (Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales, Paris) в 1994-1999 гг. Исследование построено на сравнении сходных по формальной структуре ситуаций взаимодействия социальных акторов в двух странах. Выбирались различные ситуации из культурной, политической и экономической сферы, в которых возникал конфликт из-за расхождения точек зрения на то, что следует считать правильной или неправильной манерой действия (спорные художественные и культурные акции и произведения, объективность СМИ, конфликт между промышленными и природоохранными проектами, расизм, сексуальные домогательства и т.д.). Сравнивались репертуары оценок, использовавшиеся акторами в двух странах, их удельный вес в той и другой стране, характер столкновений и способы достижения компромиссов. Таким образом, исследователям удалось сравнить, каким образом в двух странах способы вынесения оценок акторами, основанные на повседневной практической компетентности, укорененной в соответствующих локальных культурных практиках, расширяются до уровня публичного и влияют на позиции акторов и их действия при решении публичных проблем.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-03-2004
Laurent Thévenot
London: Routledge, 2001
В рамках парадигмы социальной теории практик автор статьи предлагает собственной решение одной из классических проблем социологической теории – проблемы взаимного соотношения макроуровня социальных структур и микроуровня поведения или действий социальных агентов. Специфицируя общее понятие практики (practice), автор вводит понятие «прагматических режимов вовлеченности» (pragmatic regimes of engagement), которые, по мысли автора статьи, хорошо характеризуют формы существования социального агента в рамках множественных социальных миров (динамических систем интерсубъективных взаимодействий) – от уровня отношений между близкими (дружба, любовь, семья…) до уровня максимально публичных пространств социального взаимодействия (общественные и политические движения и т.д.). Каждый из таких режимов характеризуется собственным типом реальности (являющейся причиной или объектом тех или иных действий агентов) и собственной формой «общего блага» (определяющей характер критических оценок и суждений ценности). Таким образом, место классической оппозиции «микро/макро» занимает констелляция прагматических режимов, каждый из которых предполагает наличие у социальных акторов соответствующей данному режиму практической компетентности и умения переходить от режима к режиму. Опираясь во многом на концепции фрейм-анализа Э. Гофмана и повседневной креативности социальных акторов М. де Серто, автор предлагает их оригинальное развитие, привлекая целый ряд дополнительных понятий из области социологии практик, моральной социологии и политической философии.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Projektseminar Econography/ Technography [учебная программа]
Опубликовано на портале: 17-02-2004
Alexandru Preda, Karin Knorr Cetina
winter semester 2003-2004
Эконография использует качественные методы этнографического исследования при изучении экономико- и технико-социологических вопросов. Этнография является одним из важнейших качественных методов в социологии и антропологии. В свою очередь, экономическая социология в последние два десятилетия стала одной из важнейших поддисциплин в социологии. В курсе представлены методологические и теоретические основы на примерах конкретных экономико-социологических и технологически ориентированных тем, сочетаемых с практическими упражнениями этнографического исследования. Большое место авторы отводят изучению вопросов, представляющих интерес в рамках социологии повседневных практик: технография (этнография повседневных объектов); технография (этнография животных); этнография и материальная культура. На семинарах курса предлагаются для чтения тексты Бруно Латура, Мишеля Каллона и др.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 09-02-2004
Университетское управление. 2002.  № 1(20). С. 8-10. 
Поздравления к 5-летнему юбилею журнала "Университетское управление"
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 31-01-2004
Pierre Bourdieu
London: Routledge, 1986, 613 с.
Суждение вкуса не может быть невинным, иначе говоря, снобизм присущ каждому из нас. Эта ситуация, в которой оказывается современный средний класс, блестяще обрисована выдающимся французским социологом Пьером Бурдье, сделавшим объектом рассмотрения вкусы и предпочтения французского буржуа. La Distinction — это масштабное этнографическое исследование, являющееся одновременно критическим анализом буржуазного сознания. Каждый день человек принужден делать выбор между тем, что он находит эстетически привлекательным, и тем, что ему представляется вульгарным, порожденным модой на что-либо или безобразным. В исследовании, основанном на рассмотрении множества социальных факторов, Бурдье принимает во внимание предпочтения француза в выборе одежды, мебели, отдыха, меню для званного обеда и целый ряд других проявлений вкуса. Из произведенного Бурдье анализа следует вывод, что снобизм как социальное явление буквально растворен в мире буржуа.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 15-01-2004
Michel Callon
2003
This paper outlines a new approach to the study of power, that of the sociology of translation. Starting from three principles, those of agnosticism (impartiality between actors engaged in controversy), generalised symmetry (the commitment to explain conflicting viewpoints in the same terms) and free association (the abandonment of all a priori distinctions between the natural and the social), the paper describes a scientific and economic controversy about the causes for the decline in the population of scallops in St. Brieuc Bay and the attempts by three marine biologists to develop a conservation strategy for that population. Four ‘moment’ of translation are discerned in the attempts by these researchers to impose themselves and their definition of the situation on other (“problematisation”; “interessement”; “enrolment”; “mobilisation”). In conclusion it is noted that translation is a process, never a completed accomplishment, and it may (as in the empirical case considered) fail.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 15-01-2004
Pierre Bourdieu
Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1977, 248 с.
Outline of a theory of practice is recognized as a major theoretical text on the foundations of anthropology and sociology. Pierre Bourdieu, a distinguished French anthropologist, develops a theory of practice which is simultaneously a critique of the methods and postures of social science and a general account of how human action should be understood. With his central concept of the habitus, the principle which negotiates between objective structures and practices, Bourdieu is able to transcend the dichotomies which have shaped theoretical thinking about the social world. The author draws on his fieldwork in Kabylia (Algeria) to illustrate his theoretical propositions. With detailed study of matrimonial strategies and the role of rite and myth, he analyses the dialectical process of the 'incorporation of structures' and the objectification of habitus, whereby social formations tend to reproduce themselves. A rigorous consistent materialist approach lays the foundations for a theory of symbolic capital and, through analysis of the different modes of domination, a theory of symbolic power.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Sociology of Everyday Life [учебная программа]
Опубликовано на портале: 05-11-2003
Jennifer Shaw
Autumn Term 2002
В данной программе мир повседневности представляется как особая область исследования в социологии, анализируется взаимосвязь социологии повседневности с другими областями этой науки. В качестве основы повседневной жизни рассматривается рутина, ее роль в конституировании повседневности, анализируется отношение между личной идентичностью и социальной ролью. В курсе рассматривается, каким образом личность создается и поддерживается через "выполнение" ["doing"] детальных задач, показывается важность доверия и роль правил в управлении социальным взаимодействием и повседневной жизнью.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Sociology of Everyday Life [учебная программа]
Опубликовано на портале: 05-11-2003
Victoria Bonnell
2001
"Sociology of Everyday Life" ("Социология повседневности") - это семинар, цель которого состоит в изучении различных подходов в социологии повседневности, включая историческую размерность. Автор выстраивает курс вокруг социологических интерпретаций таких понятий, как этикет, вкус, стиль, время, пространство. В программе курса содержатся также полезные темы для написания эссе и список литературы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-10-2003
Леонид Григорьевич Ионин
Москва: Логос, 2000, 432 с.
В этой главе из учебного пособия известный российский социолог Л. Ионин свел вместе различные фрагменты (некоторые из них публиковались ранее), которые составили доступное и интересное введение в основную проблематику и понятия социологии повседневности. Автором раскрываются такие понятия, как «типизация», «конечные области значений», «конструирование повседневной рациональности». Сфера повседневного опыта предстает как основа любого другого, в том числе научного знания. Для экспозиции идей феноменологической социологии А. Щюца и исследований повседневных практик производства осмысленного мира Г. Гарфинкелем Ионин пользуется специфическим приемом. Он применяет инструментарий социологии повседневности для анализа романа «Мастер и Маргарита», беря оттуда, как из реальной жизни, ситуации обыденного взаимодействия и артикулируя способы решения трудностей, которыми пользуются герои «спасая» рациональное понимание мира.
ресурс содержит прикрепленный файл

Обновлено: 16-04-2010

Представлены некоторые работы французского социолога Пьера Бурдье, в том числе и работы по социологии научного знания ("Поле науки" и др.); сведения о биографии и публикациях Бурдье, статьи о нем и ссылки на другие источники. Критические статьи pro et contra Бурдье создают русскоязычному читателю возможность окунуться в его экстремальное социологическое пространство.