Эксоцман
на главную поиск contacts
Язык есть важнейший социальный институт, но также и ключ к пониманию природы социальной реальности. В последние десятилетия проблема понимания, традиционная для социологии с момента ее рождения, стала трактоваться как проблема языка, повседневной коммуникации, следования правилу, а не как очевидность, данная в индивидуальном сознании. Тему соотношения языка и общества можно разделить на две части: проблему следования правилу и проблему воспроизводства социального порядка в практике повседневного разговора (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 26

Последние поступления:

Опубликовано на портале: 20-03-2008
Владимир Иванович Ильин Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 3-26. 
В статье делается попытка применить расширенную концепцию дискурса к феномену индивидуального потребления. Потребление рассматривается как совокупность вербальных и поведенческих высказываний производителей, торговцев, рекламистов, потребителей и т.д. Пересекаясь, эти высказывания образуют зону интерсубъективности, содержанием которой являются простые и всем понятные потребительские практики. Потребительский дискурс прерывист. Часто он распадается на дискурсивные поля, содержанием которых является взаимодействие, организуемое вокруг обсуждения тех или иных текстов, идей, продуктов и услуг. Данная статья — это также ряд высказываний автора в вербальной и визуальных формах. Если у статьи найдутся читатели, дискурс продолжит развитие.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Мурат Майханович Аренов, Сергей Константинович Калмыков Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 76-81. 
В статье представлены некоторые результаты исследования, проведенного с целью изучения места государственного и других языков в социально-коммуникативной системе казахстанского общества, факторов, оказывающих воздействие на их функционирование, социолингвистических интересов и мотиваций представителей основных этносов. Объем выборки – 1169 человек. В статье делаются общие выводы по результатам всего исследования (а не только фрагментов, представленных в статье). Общий тон этих выводов сводится к тому, что казахский язык на практике не соответствует своему статусу государственного языка, а по мере удаления от традиционной культуры и быта коммуникативную роль все больше будет играть русский язык. В заключении дается ряд рекомендаций.

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Сергей Борисович Борисов Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 132-133. 
Представлена реакция автора на статью И.А. Бутенко «Из истории «черного юмора», опубликованную в №11 за 1994 г. Автор обращает внимание на то, что в статье И.А. Бутенко тема «черного юмора» представлена как совершенно неразработанная, хотя на самом деле это не так. В подтверждение автор приводит краткую библиографию наиболее значимых работ по теме. Далее высказывается отношение (крайне негативное) непосредственно к тексту статьи И.А. Бутенко.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Анатолий Васильевич Дмитриев Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 138-141. 
Статья посвящена анализу произведений Ю. Борева и их значимости для социологов. В частности, упоминаются такие книги Ю. Борева, как «История государства советского в преданиях и анекдотах» и «Краткий курс истории XX века в анекдотах, частушках, байках, мемуарах по чужим воспоминаниям, легендах, преданиях и т.д.».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Н.Н. Козлова Социологические исследования. 1995.  № 10. С. 100-109. 
Представлено окончание статьи, посвященной анализу записей бывших крестьян, сделанных в советское время, с целью проследить превращение человека традиционного в человека современного. Начало см. в № 9 за 1995 г.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-12-2005
Карина Робертовна Минасова Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 49-56. 
Статья посвящена влиянию двуязычного (билингвального) образования на процесс интеграции этнических меньшинств в доминирующую культуру. Автор приводит четыре формы усвоения второго языка, которые она заимствовала у представителей канадской лингвистической школы: 1) усвоение второго языка в раннем детстве, 2) усвоение второго языка в иноязычной школе, 3) усвоение второго языка путем контактов с иноязычным окружением, 4) усвоение второго языка в родной школе. В статье рассматривается второй способ усвоения языка (в иноязычной школе). Приводится опыт американской, канадской, а также российской (в Нижнем Новгороде) школ в изучении и применении двуязычного обучения в школах. Автор рассматривает влияние таких факторов, как обучение в русской или национальной школе и поддержание контактов с национальной диаспорой, на формирование двуязычия (рассмотрение происходит на основе личных наблюдений). Далее автор представляет результаты исследования национальных школ в Санкт-Петербурге, проведенного сотрудниками РГПУ. Среди школ, которые принято считать национальными, исследователи выделили две группы: (1) собственно национальные школы, т.е. те, в которых преподавание ведется исключительно на родном языке для представителей одной национальности и целью образования является поддержание национальной самобытности; (2) школы, в которых усиленное изучение родного языка, национальной истории и традиций сочетается с изучением других языков и культур. Эту, более многочисленную группу авторы исследования назвали «школы диалога культур». В заключении автор обозначает ряд трудностей, которые сопровождают процесс двуязычного образования, приводит примеры национальных школ в Санкт-Петербурге и за рубежом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-12-2005
Алсу Фоатовна Валеева Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 40-49. 
В статье представлены результаты анкетного опроса в республике Татарстан (выборка 600 человек). Путем сравнения ответов сельских и городских жителей изучалось влияние урбанизации на языковое поведение (прежде всего, сравнивалось использование русского и татарского языков). Рассматривается влияние урбанизации на следующие аспекты языкового поведения: 1) использование русского и/или татарского языков при разговоре, чтении, письме и мышлении, 2) взгляды на дальнейшую судьбу татарского языка, 3) отношение к переводу татарского алфавита на латинскую графику, 4) важность знания родного языка в трудовой сфере, 5) структура мотивов расширения языкового поведения, 6) практическое языковое поведение (выбор и комбинация языковых форм, формирование жаргонов, расширение лексико-фразеологического диапазона и т.д.), 7) становление литературного татарского языка, 8) динамика распространения русского и татарского языков, 9) коммуникация, 10) двуязычие, 11) воспитание детей, 12) отношение к представителям иноязычных общностей, и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-01-2005
Michel de Certeau
Berkeley: University of California Press, 1984
Опубликованная по-французски в 1980 г. (Michel de Certeau, Arts de faire: L'Invention du quotidien. Paris: Union generale d'editions, 1980) и переведенная на английский в 1984 г., книга М. де Серто, в которой осуществлен блестящий синтез подходов, разработанных в рамках различных дисциплин (социологии, антропологии, истории, психоанализа, аналитической философии и философии языка), оказала значительное влияние на развитие социологии повседневных практик. Делая акцент на повседневной практической креативности социальных акторов, де Серто предлагает рассматривать ее не просто как ре-акцию индивидов на давление господствующей социальной реальности. Индивиды, которых часто рассматривают просто как потребителей навязываемого им извне социального порядка, на самом деле, не просто пассивно потребляют его, абсорбируя его законы и правила и подчиняя себя им; они используют навязываемые им формы порядка согласно собственным нуждам, подгоняя их под себя. Для характеристики их деятельности де Серто использует глагол bricoler (мастерить); будучи активными пользователями, социальные акторы, по выражению де Серто, «мастерят мириады бесконечно малых превращений внутри доминирующей культурной экономики, чтобы адаптировать ее к своим собственным интересам и собственным правилам». Репрезентации и правила, производимые и навязываемые доминирующим социальным порядком, сами по себе ничего не говорят нам о том, как социальные акторы используют их в повседневной жизни. Между тем, это использование-потребление само является особого рода производством. Де Серто рассматривает практики такого использования как тактики сопротивления «слабых», позволяющие им в любых ситуациях противостоять стратегиям доминирования, развиваемым «сильными». Таким образом, перенос внимания на повседневные практики социальных акторов позволяет увидеть в них, по мысли М. де Серто, не пассивных потребителей продукции господствующей культурной экономики, но «неузнанных производителей, поэтов собственных действий, безмолвных открывателей собственных переходов в джунглях функциональной рациональности».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 25-10-2004
Pierre Bourdieu
Перев.: Галина Анатольевна Чередниченко (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 104-113. 
Статья представляет собой текст интервью известного французского социолога П. Бурдье (1930-2002), которое провел П. Туйе: Le socjologue en question. L’entretien avec P. Thuillier // La recherche. 1980. Nr 112. P. 738-753 (лучше, пожалуй, переводить название как «Опрашиваемый социолог»). Приведены ответы П. Бурдье на вопросы, подобные тем, какие задавались ему в ходе дискуссий в университетах и высших школах Франции: о языке социологии и специфике социологического способа рассуждения, о взаимовлияниях между социологией и социальной философией, о характере действия социальных законов и т.д. В ответах Бурдье, в частности, отметил следующее: Трудности передачи сути социологического исследования гораздо в меньшей мере обязаны лингвистическим и терминологическим трудностям, чем полагают. Социальные законы – это не фатальная предопределенность (типа «железного закона олигархии» Михельса), а скорее тенденции общественного развития. Хотя социология отошла от рассмотрения поставленных в социальной философии вопросов о смысле истории, о прогрессе и упадке, о роли личности в истории и т. д., социологи по-прежнему сталкиваются с ними в своей профессиональной работе. Был задан вопрос, почему Бурдье определяет социальный класс не по экономическим и политическим критериям, но шире – по объему и структуре экономического, социального, культурного и символического капитала. Французский социолог заметил при ответе на него, что предложенная им теория более сложна, но представляется более гибкой и эмпирически более обоснованной, чем классические теории социальных классов и социальной стратификации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-06-2004
In this book, Roger Chartier and his associates explore the history of a cultural practice that has become common and widespread: the writing of letters. They begin by examining the invention of norms for writing letters in the Middle Ages, and the fixing of these norms in popular manuals of various kinds. They then analyse the letterwriting models developed in the ancien regimes, showing how these models were linked to court literature, on the one hand, and to the popular books distributed by pedlars, on the other. Finally, they discuss the models of letter-writing developed during the nineteenth century. The nineteenth century, they argue, was a decisive period in the history of letter-writing, partly because of the rapid rise in rates of literacy and partly due to broader social and economic transformations which increased the need for writing letters.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 25-06-2004
Vincent Descombes brings together an astonishingly large body of philosophical and anthropological thought to present a thoroughgoing critique of contemporary cognitivism and to develop a powerful new philosophy of the mind. Beginning with a critical examination of American cognitivism and French structuralism, Descombes launches a more general critique of all philosophies that view the mind in strictly causal terms and suppose that the brain--and not the person--thinks. Providing a broad historical perspective, Descombes draws surprising links between cognitivism and earlier anthropological projects, such as Lévi-Strauss's work on the symbolic status of myths. He identifies as incoherent both the belief that mental states are detached from the world and the idea that states of mind are brain states; these assumptions beg the question of the relation between mind and brain. In place of cognitivism, Descombes offers an anthropologically based theory of mind that emphasizes the mind's collective nature. Drawing on Wittgenstein, he maintains that mental acts are properly attributed to the person, not the brain, and that states of mind, far from being detached from the world, require a historical and cultural context for their very intelligibility. Available in English for the first time, this is the most outstanding work of one of France's finest contemporary philosophers. It provides a much-needed link between the continental and Anglo-American traditions, and its impact will extend beyond philosophy to anthropology, sociology, psychology, critical theory, and French studies.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 20-04-2004
Hubert Dreyfus, Paul Rabinow
Chicago: University of Chicago Press, 1983, 232 с.
Книга американского философа Х. Дрейфуса и антрополога П. Рабиноу представляет собой одну из первых серьезных попыток дать общий анализ философского творчества Мишеля Фуко и описать его исследовательскую методологию. Она выросла во многом из регулярных личных бесед и дискуссий авторов с Фуко как в Париже, так и в Беркли, где Фуко в течение нескольких последних лет жизни руководил исследовательским семинаром. В книге последовательно описываются различные этапы творчества Фуко и дается итоговая характеристика его подхода к анализу обществ, который самым общим образом определяется как « генеалогия практик ». Этот подход представлен авторами как попытка преодоления традиционной для социальных наук второй половины XX в. дилеммы: объективирующие науки (опирающиеся в той или иной мере на структуралистскую парадигму) / субъективирующие науки (опирающиеся на герменевтическую традицию). В книгу включено два эссе самого Фуко, в которых разрабатывается проблематика связи власти и субъекта, а также запись бесед, в которых авторы обсуждают с Фуко как общие методологические вопросы, так и широкий спектр тем, связанных с последними томами « Истории сексуальности », работу над которыми Фуко заканчивал в период написания книги.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Hyperbourdieu [интернет ресурс]
Обновлено: 09-12-2010

Библиографический сайт посвящен Пьеру Бурдье. Комментарии по пользованию сайтом в настоящий момент доступны на 4 языках (английский, французский, немецкий, испанский). Содержит подробную и полную библиографию работ П. Бурдье на разных языках с 1953 г. по 2002 г., включающую в себя книги, статьи, лекции, публичные выступления и даже подписанные им петиции.

Orientalism [книги]
Опубликовано на портале: 28-03-2004
Edward Said
New York, 1978, cерия "Vintage Books", 395 с.
Эта известнейшая книга Эдварда Саида представляет собой продуктивное и элегантное применение теории Мишеля Фуко о нераздельности знания и власти к области исследований, именуемой в Великобритании и Франции как ориентализм или увлечение (Ближним) Востоком. За распространением востоковедческого дискурса и образов экзотического востока, коллекционированием восточных экспонатов автор видит колониальные интересы Запада, стремление к господству и эксплуатации Востока. Знание подчинено интересам господства: сначала идут этнографические и археологические экспедиции; следом за ними – экспедиционный корпус. Книга Саида представляет собой достойный образец критического исследования дискурсивных практик с привлечением богатого исторического и литературного материала.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 28-03-2004
Barry Smith
1990, 29-61 с.
Публикация посвящена анализу основных концепций речевых действий как "социальных актов". Прелюдией к анализу является принимаемая в течение долгого времени идея о том, что использование языка в повседневной жизни не только может, но и, как правило, имеет характер действия. Показывая историческое развитие этой идеи от Аристотеля до Серля, автор анализирует основные сходства и отличия известных подходов, показывая, что часто их противоречия являются не настолько неразрешимыми, как это принято представлять.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 28-03-2004
Ред.: Wes Sharrock, Michael Lynch
London: Sage Publications, 2003, cерия "Sage Masters of Modern Social Thought", 1648 с.
В этом четырехтомнике (!), посвященном основным идеям и исследованиям Г. Гарфинкеля, собраны все ведущие авторы, представляющие этнометодологию и анализ разговора. Книги отражают историю и современное состояние социологии повседневности, ведущие школы, новые области приложения. Для более подробной информации см. оглавление.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 28-03-2004

Москва: Прогресс, 1978, 391 с.
В книге представлено феноменологическое и этнометодологическое направление в социологии. Эта работа до сих пор является лучшим русскоязычным введением в социологию повседневности и этнометодологию, демонстрируя замечательные образцы научной критики. В ней разъясняются понятия « жизненного мира », « естественной установки », а также весь инструментарий этнометодологии Г. Гарфинкеля, дело которого до сих пор живет в университетских кампусах Калифорнии, Манчестера и Австралии. Отмечается, что перевод этой книги в советское время был уникальным событием, поскольку дал возможность еще советским ученым ознакомиться с новейшим для того времени направлением исследований и, одновременно, критикой ортодоксальной американской социологии.

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Vincent Descombes
Paris: Minuit, 1996, 350 с.
В книге развивается холистская концепция интенциональности сознания, в рамках которой ментальные акты рассматриваются как своего рода « социальные мысли » (одновременно персональные и коллективные), благодаря которым социальные акторы являются членами единой системы, основанной на существующих между ними отношениях. Эти правилосообразные ментальные акты следует рассматривать как социальные институты, делающие возможными осмысленные индивидуальные действия социальных акторов. Отмечается, что в классической социальной теории существует непреодолимое противоречие между двумя типами подходов: сторонники « объективистского » (« объясняющего ») подхода предполагают, что сознание индивидов (и, как следствие, их ментальные представления и их поведение) детерминировано (и, значит, причинно обусловлено) внешними по отношению к ним социальными структурами, которые и должны становиться объектом « объясняющего » социального анализа; сторонники « субъективистского » (« понимающего ») подхода делают акцент на интенциональности сознания индивидов и на мотивах их социальных действий, и в этом случае социальный анализ должен иметь форму « понимания ». В книге делается попытка выйти за пределы этой дилеммы. Используя большое количество конкретных примеров, авторы рассматривают и критикуют распространенные в XX в. типы философий сознания и развивают социально-антропологическую концепцию сознания и социальных институтов в духе логики отношений Ч. Пирса и социологизма позднего Витгенштейна. ---- (« Les institutions du sens » являются продолжением книги « La denr é e mentale » в английском переводе: « The Mind's Provisions »). Нумерация глав в содержании является сквозной, единой для обеих книг).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Публикация посвящена проблеме "Прагматического поворота" в лингвистике, представляющего собой сдвиг от парадигмы теоретической грамматики (в частности, синтаксиса) к парадигме пользователя языка (language user). Прагматика изучает использование языка в человеской коммуникации и, что наиболее важно, его детерминированность обществом. Предлагаемая книга является представлением новой области в исследовании прагматики - изучения языка с точки зрения его пользователей, выборов, которые они делают, ограничений, которые они встречают, используя язык в социальном взаимодействии, а также эффектов, которые оказывает использование ими языка на других участников взаимодействия. В книге дается обзор работ таких авторов в области языковых практик, как Серля, Остина и др., а также анализируется скрытое значение повседневного разговора (everyday conversation) и социальная значимость и детерминированность наших индивидуальных "прагматических актов". Уделяется также внимание литературной прагматике и кросскультурным аспекам прагматики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 27-03-2004
Peter Burke, Roy Porter
Изд-во: Cambridge University Press, 1987, 236 с.
Сборник представляет собой эссе социальных историков Британии, Франции и Италии с 16 по 20 вв. Авторы обращают внимание на язык всех социальных измерений и групп. Отмечается, что в последние годы социальные историки открыли направление, которое может быть названо "лингвистическим измерением" этой дисциплины, социолингвисты обнаружили "историческое измерение", а историки языка - "социальное измерение". Их интерес к языку проявляется и как к источнику социальной истории, и как к историческому явлению самому по себе.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него