Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 1182

Опубликовано на портале: 24-07-2004
Марина Евгеньевна Баскакова, Наталия Сергеевна Григорьева
Для преподавателей социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Объем курса «Гендер и социальная политика» составляет 12 часов.

Данная учебная программа - специализация по курсу «Основы гендерных исследований».

Целью своей программы авторы ставили:
подготовить слушателей к разработке самостоятельных блоков или отдельных тем по гендерному анализу социальной политики;
выяснить, в какой мере конфликт между социальными правами и рыночными ценностями может быть представлен в гендерной экспертизе социальной политики;
проследить изменения в социальной политике России советского и постсоветского периода в сравнительном анализе со структурой государства благосостояния;
рассмотреть социальные последствия реформирования систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения России;
проанализировать определяющие особенности положения мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда, пенсионное обеспечения различных социально-демографических групп населения.

К содержанию программы прилагается список литературы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Ринат Магдиевич Нугаев, Магди Алимджанович Нугаев Общественные науки и современность. 1997.  № 5. С. 44-53. 
В статье анализируются результаты проведенных в 1995—1996 гг. социологических исследований отношения населения Республики Татарстан к системе обязательного медицинского страхования, сменяющей систему бюджетного здравоохранения. Авторы приходят к выводу, что именно модель обязательного медицинского страхования в наибольшей мере соответствует представлениям большинства населения о социальной справедливости и адекватна социально-психологическим реалиям городского населения Республики Татарстан. Кроме того, в ходе конкретно-социологического исследования авторы выявили зависимость отношения к своему здоровью от статусного положения индивида. Важнейшими критериями, отличающими статусные группы друг от друга, авторы считают уровень образования и место работы.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Надежда Борисовна Косарева, Наталья Сергеевна Пастухова Вопросы экономики. 2001.  № 5. С. 89-106. 
На основе материалов, полученных сотрудниками Фонда "Институт экономики города", обсуждаются проблемы, связанные с разработкой и внедрением различных программ долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в России. Анализируются региональный опыт практической реализации таких программ, а также основные препятствия, мешающие масштабному внедрению и развитию рыночной системы жилищной ипотеки. Формулируются предложения.

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Рубен Грантович Апресян Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 51-60. 
В статье дается определение понятий “филантропия” (или благотворительность) и “милостыня”. Автор рассматривает проблему соотношения государственной социальной помощи и частной благотворительности. Выделяются критерии рациональности, легитимности и корректности организованной филантропической деятельности. Говоря об эффективности филантропических программ в России, автор считает необходимым привлечь внимание к ним со стороны правительственных и законодательных органов для решения насущных и социально острых проблем. Это был бы еще один шаг к развитому и активно функционирующему гражданскому обществу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Алексей Валентинович Улюкаев Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 5-18. 
Автор характеризует процесс выхода из социализма прежде всего как сокращение государственного патернализма, рассматривая отдельные его аспекты: приватизацию, снижение доли государственных изъятий, реформирование социальной сферы, развитие контрактного права. Ставится вопрос не только о том, как выходить из социализма, но и куда выходить. При этом Россия сравнивается со странами Запада, отнюдь не одинаковыми по доле государственных расходов в ВВП. Исследуются социальные и политические ограничения переходного процесса в разных странах, рассматриваются ситуации, когда открываются “окна возможностей”, либо случаи, когда сложившийся в обществе социальный баланс не готов принять ужесточение макроэкономической политики. Выделяются 4 параметра, по которым можно судить об открытии “окна возможностей”: наличие кризиса в системе; глубокого экономического кризиса; отсутствие близко расположенных политических ограничений (избирательные кампании); наличие программы преобразований и способной ее реализовывать команды. Отмечается, что к началу 1997 г. “окно возможностей” в России было открыто, но к концу года оно закрылось.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Михаил Эгонович Дмитриев Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 19-25. 
Автор анализирует 3 модели социальной политики, характерные для разных постсоциалистических стран. Россия, по его мнению, оказалась в промежуточном положении между странами Центральной и Восточной Европы и республиками Средней Азии и Закавказья. Отмечается сокращение социальных расходов при отсутствии необходимых структурных реформ социальной сферы. Именно в структурных реформах автор видит ключ к решению социальных проблем. Излагаются принципы реформирования образования и здравоохранения, пенсионного обеспечения, изменения в системе выдачи социальных пособий и льгот.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 1998.  № 1. С. 13-26. 
Автор отмечает одну из черт, присущих российским социальным реформаторам: они не ограничивались стремлением к некоему социальному идеалу, но постоянно искали в реальной жизни “кирпичики” из которых, как им казалось, можно было немедленно строить здание мечты. Таковы были, с одной стороны, конструкции “русского социализма”, а с другой – концепция ленинизма, отвергавшего русский социализм как утопию, но сама взявшая за образец жесткие принципы государственно-монополистического капитализма, сверхмонополизацию всех сфер жизни, вступившую в противоречие с объявленными ими социальными идеалами. Когда к 50-м гг. это противоречие стало тормозом для дальнейшего развития, реформаторы вновь нашли нужные “кирпичики” в чуждой советской системе среде. Предполагалось построить “социализм с человеческим лицом”, встроив в советскую плановую модель немного взятого с Запада рынка и демократии. Рассказывается история идейной борьбы тех лет. Однако скоро стало очевидно, что “скрещивание” не получилось и реформы были свернуты. К идеям 60-х гг. вернулись с началом перестройки. Одним из этапов их воплощения и стал Закон о госпредприятии. Но советская экономика, к тому же деформированная попытками предыдущих реформ, не принимала чуждые ей элементы и “пошла в разнос”. В статье анализируются итоги введения Закона о госпредприятии и показывается, как ведущие экономисты того периода приходили к выводу о недостаточности предлагаемых полумер и необходимости менять всю систему. Однако и это осознание у многих было окрашено утопическими иллюзиями о том, что переход к рынку – и есть путь к “обществу мечты”, а не трудная дорога реального созидания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2004
Ред.: Наталья Михайловна Римашевская
Москва: ИСЭПН РАН, 1999, 256 с.
В работе описываются методика и результаты пилотной программы, проведенной в Волгоградской области Министерством труда и социального развития РФ, Российским фондом социальных реформ при участии Всемирного банка. Программа базировалась на двух принципиально разных методических подходах определения нуждаемости семей в социально помощи. В трех районах была апробирована балльная методика оценки, в остальных сохранялась действующая система адресной социальной помощи нуждающимся категориям населения. В книге охарактеризованы достоинства и недостатки каждого подхода. Ценность работы состоит в представленном методическом обеспечении организации и назначения адресной социальной помощи, обобщении результатов использования как традиционного для России порядка, действующего и на территории Волгоградской области, так и новой технологии оценки нуждаемости по балльной методике. Опыт, приобретенный в процессе реализации пилотной программы, может быть использован не только при назначении пособия по нуждаемости, но и при организации всей системы социальной помощи.

Обновлено: 09-12-2010

Представлены  статистические данные  для большинства стран по   разделам: демография, рынок труда, международная торговля, развитие, финансы, уровень жизни, инфляция  и тд. Если есть необходимость уточнить как рассчитывается, что  отражает тот или иной показатель, можно воспользоваться словарем статистических понятий.

Опубликовано на портале: 21-06-2004
Евгений Владимирович Турунцев Общественные науки и современность. 1995.  № 3. С. 39-46. 
Анализируется специфика социальной политики в начале постсоциалистического перехода, когда общество, столкнувшееся с ранее незнакомыми проблемами, еще не научилось эффективно реагировать на них, а действует по принципу “латания дыр”. Рассматриваются разные подходы (и отечественные, и зарубежные) к социальной политике переходного периода и действия “команды Гайдара”. Исследуются некоторые важные изменения в объяснительных моделях “перехода” (проблематике модернизации), произошедшие в 1993—1994 гг. в либеральном российском обществоведении. Формируются задачи социальной политики переходного периода как инструмента усиления социальной ориентации экономики. Наибольшую опасность автор видит в растущей имущественной дифференциации, которая препятствует переходу страны к “маятниковому развитию”, позволяющему развитым рыночно организованным обществам колебаться между периодами большего применения то либерально, то социально ориентированного инструментария.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2004
Ольга Владимировна Новожилова Социологические исследования. 2001.  № 2. С. 130-134. 
Объект статьи - экономически активные инвалиды. Различные аспекты, связанные с ситуацией, сложившейся в этом специфическом, деформированном и малоисследованном сегменте рынка труда анализируются на основе результатов исследования, проведенного в рамках мониторинга занятости инвалидов (Пермь, 1999-2000 гг., N = 500 чел.). Данные этого исследования характеризуют установки, мотивы, качество этого типа рабочей силы, реальность и ожидания в отношении субъектов действия и регулирования рабочих мест.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-06-2004
Книга обобщает результаты российской части международного исследовательского проекта `Перестройка государства всеобщего благосостояния: Восток и Запад. 1995-1998` и исследований авторов, проведенных в 1998-2002 гг. Особое внимание в ней уделяется развитию социальной политики России в переходный период, изменениям в политике занятости и социальной защиты кризисных групп на федеральном и региональном уровнях. Наряду со статистическими материалами анализируются данные углубленного изучения повседневной жизни 240 семей, представляющих кризисные группы на рынке труда трех городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Воронежа. Книга содержит результаты разработки как теории, так и методов сравнительных социальных исследований, а также основы базы данных для последующего изучения социальной политики и ее формирования в современной России. Для специалистов в области экономики, социологии, управления, а также всех интересующихся проблемами социальной политики и ее формирования в современной России.

Книга может служить в качестве учебного пособия при изучении основ социальной политики, социальной структуры и социальной стратификации, социологии труда и занятости, экономической социологии и др.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-06-2004
Нина Ивановна Кондакова, Элла Владимировна Иванкова Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 47-50. 
В условиях старения населения - общемировой тенденции, актуальной и для России - авторы привлекают внимание к вопросу о привлечении людей пенсионного возраста в качестве рабочей силы. Ряд выводов об особенностях этого слоя рабочей силы сделаны на основе данных опроса пенсионеров Москвы, проведенного в 2000 г.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-06-2004
Людмила Александровна Беляева Социологические исследования. 2001.  № 6. С. 43-53. 
Итоги десятилетия реформ оцениваются сквозь призму адаптации к ним населения на основе данных исследования Института философии РАН (1990, 1994 и 1998 гг.). Высказывается предположение, что уровень адаптации к преобразованиям - наиболее сильный критерий реальной стратификации российского общества. Решая задачу выделения и характеристики идеально-типических групп по адаптации, автор использует два критерия: оценки респондента своего проигрыша/выигрыша от реформ и своего материального положения. В результате описаны три группы: преуспевающие (6% опрошенных), адаптированные (21,2%) и выживающие (29,5%). Характеристика этих групп позволяет представить особенности и потенциал адаптации в российском обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Владимир Серафимович Соболев, Сергей Анатольевич Степанов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 102-110. 
В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы: переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем контроля качества образования; широкое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) и других моделей менеджмента качества; регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества; интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг. Указанные процессы требуют разработки концепции, модели, принципов построения и функционирования внутривузовских систем контроля качества высшего профессионального образования (ВПО), которые отсутствуют на настоящий момент.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 11-06-2004
Ирина Игоревна Михеева Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 110-113. 
С статье исследуетя положение негосударственных вузов в общероссийском правовом аспекте. На основе анализа нормативно-правовых актов Правительства РФ и Минобразования России выявляется специфика организационно-правовой формы негосударственных вузов, определяющая проблемы в практике реализации образовательных задач. Делаются выводы о несовершенстве законодательной системы образования, хотя в целом автор полагает, что законодательные акты позволяют образовательным учреждениям, в том числе и негосударственным, осуществлять свои функции в едином правовом поле России.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 11-06-2004
М. Guille
Перев.: О. Бахарева (ориг.: Русский) Университетское управление. 2002.  № 4(23).
Индивидуальные затраты и выгоды системы студенческих займов очень отличаются в разных странах Европы и не сокращают разрыва в стоимости обучения для европейских студентов и их семей. Более того, нет единой тенденции к гармонизации, которая смягчила бы эти различия. Для расширения доступа к высшему образованию и сокращения социального неравенства без риска для государственных средств, ухудшения качества образования или создания нежелательных трений между европейскими странами необходимо создать хорошо продуманную общеевропейскую систему займов, отвечающую трем характеристикам. Первое: все студенты должны иметь право на получение займов, как в скандинавских странах, для того чтобы развивать частную ответственность. Объем займа должен быть достаточным для покрытия всех затрат на проживание, иначе студенты из малообеспеченных семей будут ущемлены вследсвие необходимости работать. Более того, следует ввести гибкую систему оплаты, так как ее отсутствие дорого обходится правительству и идет на пользу студентам из обеспеченных семей. Отсутствие оплаты следует применять только к студентам из малообеспеченных семей, например, в форме грантов, а остальные должны возмещать часть стоимости обучения. Второе: выплаты необходимо соотносить с доходом, как в Швеции или Великобритании, так как они автоматически подгоняются под возможность платить: должники с низким или нулевым доходом могут не проводить выплаты и, за определенной отметкой, выплаты увеличиваются или сокращаются по отношению к доходу по разумной ставке. Таким образом, ни один должник не столкнется со слишком большими выплатами, и государство не будет вынуждено субсидировать определенный период неэффективной отсрочки в то время, когда получатель средств уже может начать возвращать заем. Более того, соотнесенные с доходом выплаты сокращают процент обесценивания, так как собираются вместе с налогами. Третье: студенты должны выплачивать процент, так как субсидирование процентной ставки дорого обходится государству и дает студентам повод как можно дольше выплачивать заем или завершать обучение. Однако, поскольку высокие ставки могут помешать студентам брать займы, что приведет к сокращению количества получающих высшее образование, процентные ставки должны быть ограничены инфляцией во время обучения и после окончания учебы вырасти на один или два процента.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 11-06-2004
Татьяна Львовна Клячко Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 70-73. 
В 2002 году начался эксперимент по финансированию высших учебных заведений на основе государственных именных финансовых обязательств. В эксперименте участвовали шесть государственных вузов из трех субъектов Российской Федерации. Эксперимент по ГИФО тесно связан с экспериментом по Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Автор статьи полагает, что переход на систему ГИФО позволит повысить и качество обучения за счет развития конкуренции между вузами, и территориальную и социальную мобильность молодежи, а также, в конечном итоге, снизить нагрузку на бюджеты многих семей по оплате обучения их детей в вузах.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 11-06-2004
Вадим Федорович Рябов, Александр Николаевич Мамонтов, Дмитрий Викторович Пузанков Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 51-60. 
Настоящий этап развития системы высшего профессионального образования характеризуется прежде всего активной позицией нового руководства страны, объявившего образование приоритетом развития и приступившего к реформам образовательной сферы. У руководителей вузов появился первый опыт функционирования в рыночной экономике. Реорганизация образовательной системы, прогнозируемый демографический спад и начавшийся экономический подъем в стране определяют поведение вузов в части организации и проведения образовательного процесса. Рассмотрев картину различных аспектов эволюции системы высшего профессионального образования, авторы статьи приходят к следующим основным выводам: Вуз должен быть развернут к экономическим реалиям общества, потребностям рынка и ориентирован на постоянный поиск новых форм устойчивого развития. Объявленные реформы идут стремительно, и, вооружившись новыми "рыночными" знаниями, необходимо "играть" на опережение, уделяя основное внимание совершенствованию управления системой образования на всех уровнях с помощью современных технологий и методов, планированию развития и эффективному использованию ресурсов. Характерные особенности сегодняшнего этапа эволюции образования должны влиять на формирование стратегии развития конкретного вуза (в качестве примера рассмотрен Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 11-06-2004
Елена Борисовна Виноградова Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 47-51. 
Противоречивость и нечеткость нормативных и законодательных актов в области высшего и послевузовского образования мешают осуществлению эффективной финансовой деятельности учреждения, снижают оперативность исполнения принятых управленческих решений. Необходимо решать сложившиеся проблемы путем подготовки дополнений, уточнений и предложений к действующему законодательству на всех уровнях власти с участием специалистов вузов и последующего внесения дополнений в федеральные законы и иные нормативно-правовые документы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него