Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 1182

Опубликовано на портале: 30-05-2004
Виталий Журавлев Человек и труд. 1996.  № 7.
Обсуждается проблема адаптации пенсионной системы к новым рыночным отношениям в связи с переходом от бюджетной к страховой системе пенсионного обеспечения. Отслеживается реализация законов, касающихся данной сферы России. Проводятся параллели с реформами, идущими или имевшими место в других странах Центральной и Восточной Европы.

Опубликовано на портале: 30-05-2004
Оксана Вячеславовна Синявская Обзор экономической политики в России (публикует Бюро экономического анализа). 1998.  № 1 (за 1997 г.). С. 145-170. 
Дается критический анализ российской политики в сфере пенсионного обеспечения. Рассматриваются следующие вопросы: общие принципы построения пенсионных систем, эволюция концепций пенсионной реформы в России, программа пенсионной реформы, реалии пенсионного обеспечения (дифференциация пенсий, обесценивание пенсий и т.д.). Публикация рассчитана как на представителей законодательной и исполнительной власти, так и на академические и деловые круги, адресована специалистам, интересующимся проблемами становления рыночной экономики в России.

Опубликовано на портале: 30-05-2004
Владимир Иванович Русинов Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 12-18. 
Преобразования в политической системе российского общества 1990-х гг. позволили наполнить общественные отношения новым реальным содержанием в виде различных институтов современной демократии. Это, прежде всего, касается передачи всей полноты власти его единственному носителю – многонациональному российскому народу. Кроме того, получили развитие и другие институты демократии, сопутствующие властеобразующим, одному из которых - праву граждан России на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (далее по тексту обобщенно "право на публичные мероприятия") - посвящено настоящее исследование. Основное внимание уделяется раскрытию правового содержания данного демократического института, поскольку сегодня, именно, от понимания гражданами России его правовой сути зависит его наполнение цивилизованным (в рамках мировых стандартов) правовым содержанием и обеспечение реальных механизмов его реализации всеми субъектами политических процессов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 29-05-2004
Николай Павлович Солохин Университетское управление. 1998.  № 3(6). С. 9-11. 
Омск может быть отнесен к числу университетских центров регионального значения. В пяти университетах и других учебных заведениях высшего профессионального образования здесь обучается около 50 000 человек, из которых две трети - студенты стационарных отделений госбюджетного обучения. Основные социально-демографические параметры студенчества в Омске существенно не отличаются от аналогичных показателей по России в целом: около 54% контингента составляют девушки, 46% - соответственно - юноши. Около половины студентов дневного отделения проживают совместно с родителями, каждый четвертый - в общежитии, каждый пятый живет в квартире мужа или жены, которые не являются студентами, около 6,3%, обучающихся в вузах, снимают жилье у частников. Две трети студентов омских вузов - выпускники школ города, каждый пятый - закончил сельскую школу, десятая часть студентов - выходцы из русских областей Казахстана и иных регионов России и бывшего СССР. (Численность студентов двух последних групп с 1992 г. неуклонно сокращается.)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 22-05-2004
Walter Korpi, Joakim Palme American Sociological Review. 1998.  Vol. 63. No. 5. P. 661-687. 
Debates on how to reduce poverty and inequality have focused on two controversial questions: Should social policies be targeted to low-income groups or be universal? Should benefits be equal for all or earnings-related? Traditional arguments in favor of targeting and flat-rate benefits, focusing on the distribution of the money actually transferred, neglect three policy-relevant considerations: (1) The size of redistributive budgets is not fixed but reflects the structure of welfare state institutions. (2) A trade-off exists between the degree of low-income targeting and the size of redistributive budgets. (3) Outcomes of market-based distribution are often more unequal than those of earnings-related social insurance programs. We argue that social insurance institutions are of central importance for redistributive outcomes. Using new data, our comparative analyses of the effects of different institutional types of welfare states on poverty and inequality indicate that institutional differences lead to unexpected outcomes and generate the paradox of redistribution: The more we target benefits at the poor and the more concerned we are with creating equality via equal public transfers to all, the less likely we are to reduce poverty and inequality.

Опубликовано на портале: 18-05-2004
Андрей Степанович Акопян Общественные науки и современность. 1998.  № 2. С. 32-40. 
В своем интервью директор Республиканского центра репродукции человека А. Акопян ставит проблему несоответствия сложившейся в стране системы здравоохранения, созданной в других условиях и с другими приоритетами, новым рыночным условиям и необходимости ее реформирования. Отмечается, что система обязательного медицинского страхования при отсутствии конкуренции производителей медицинских услуг выродилась во “вторую бюджетную систему”, хотя благодаря ей удалось решить ряд вопросов текущего финансирования отрасли. Акопян считает необходимой серьезную реформу отрасли по принципу “государственная собственность в частном управлении”. Цель реформы – не извлечение прибыли, а создание условий для эффективного хозяйствования в условиях рынка. Для этого коллективам медиков должны быть предоставлены частичные вещные права на используемое ими оборудование, площади и т.п. с четко зафиксированными правами и обязанностями перед пациентами, с одной стороны, и государством как собственником – с другой, без права изменения вида деятельности, без права продажи предоставленного имущества и т.п. Дается критический анализ Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, принятой правительством летом 1997 г.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-05-2004
Robert Macintyre Проблемы прогнозирования. 2002.  № 2. С. 142-150. 
В статье обосновывается необходимость усиления роли государственных мер в социальной политике стран с переходной экономикой; анализируются серьезные потери в социальной сфере, связанные с ослаблением государственной политики в этой области в период «шоковых» реформ; предлагаются пути реструктуризации финансирования социальных мер, повышения действенности инструмента прожиточного минимума как главной гарантии, универсализации предоставления льгот учреждениями социальной инфраструктуры.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 18-05-2004
Марина Дмитриевна Красильникова Проблемы прогнозирования. 2003.  № 2. С. 124-134. 
Рассматриваются методы построения интегральных характеристик изменений социальных настроений на базе данных массовых социологических опросов населения России. Моделирование динамики макроэкономических показателей уровня жизни с учетом полученных данных об изменениях настроений среди населения показывает, что смена настроений людей оказывает самостоятельное влияние на динамику потребительских расходов на товары и услуги.

Опубликовано на портале: 18-05-2004
Анатолий Владимирович Суворов, Михаил Юрьевич Горст Проблемы прогнозирования. 2003.  № 4. С. 67-83. 
Описывается система прогнозных расчетов основных макроэкономических показателей функционирования экономики региона, включающая счета производства валового регионального продукта (ВРП), распределения доходов, использования ВРП, баланс денежных доходов и расходов населения и консолидированный бюджет региона. Излагаются методы построения счетов ВРП на основе отчетной информации, способы параметризации взаимосвязей входящих в них показателей и технология перспективных расчетов.

Опубликовано на портале: 18-05-2004
Хасан Владимирович Дзуцев Социологический форум. 2000.  № 3 -4.
Рассматриваются результаты обследования городской молодежи, проведенного в Осетии. Описываются и анализируются мнения и оценки молодых людей относительно их текущего материального благосостояния, занятости и безработицы, карьерных перспектив.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 12-05-2004
Вопросы экономики. 2001.  № 12. С. 62-102. 
После кризиса 1998 г. стало очевидным, что у России нет иного выбора, помимо введения жестких бюджетных ограничений для предприятий, которые необходимы в качестве стимула к реструктуризации и экономическому росту, а также для достижения устойчивости государственных финансов. В докладе представлены результаты исследования, направленного на оценку потенциальных социальных последствий их ужесточения, основанного на обследовании 60 предприятий в трех российских регионах (Ивановской, Калужской и Тульской областях). Они показали, что дополнительные социальные последствия введения жестких бюджетных ограничений (уплата налогов и оплата энергоресурсов), скорее всего, будут незначительными. В действительности посткризисное сочетание постепенного ужесточения бюджетных ограничений и конкурентного реального валютного курса оказывает положительное влияние на поведение местных органов власти и менеджеров предприятий, обеспечивая беспроигрышную стратегию достижения экономического роста, основанного на реструктуризации предприятий, и одновременного улучшения положения наемных работников на рынке труда.

Опубликовано на портале: 11-05-2004
Сергей Борисович Сиваев, Марина Ивановна Либоракина Общественные науки и современность. 2004.  № 3. С. 39-50. 
На основе проведенных Фондом “Институт экономики города” социологических исследований авторы формулируют основные, с их точки зрения, проблемы реформы ЖКХ, сложность и противоречивость политических и социально-экономических решений в этой области, принятых в последнее десятилетие. Приводятся данные об оценках населением качества жилищно-коммунальных услуг (в выборку были включены областные центры, “вторые” города областей, монопромышленные центры, центры сельских районов, а также областные центры Дальнего Востока). Рассматривается роль местного самоуправления в уровне развития регионального ЖКХ. В частности, отмечаются проблемы, которые возникнут в этой сфере в связи с принятием в 2003 г. новой редакции Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-04-2004
Сергей Артемьевич Айвазян
Москва: ЦЕМИ РАН, 2000, 118 с.
Работа содержит базовые концептуальные положения, методологию и описание информационного обеспечения, необходимые для построения и практического использования интегральных индикаторов качества жизни населения региона, страны. Приводятся примеры экспериментальной апробации предложенной методологии на межстрановом и межрегиональном уровнях. Методология использует идеи факторного анализа (в условиях отсутствия "обучающих выборок") и так называемую "экспертно-статистическую модель регрессии" (в условиях наличия "обучающих выборок") и включает в себя предварительную специальную унификацию шкал для исходных показателей и частных критериев качества жизни. Вычислительная реализация и эконометрический анализ экспертно-статистической модели регрессии осуществляется как в рамках классической линейной схемы, так и с использованием нейро-сетевого подхода. При анализе качества жизни населения в окрестности критических пороговых значений отдельных частных критериев предлагается использовать принцип Парето-классификации. В Управлении статистики уровня жизни Госстатагентства РФ описанный в работе подход используется при создании официальной методики оценки интегральных индикаторов качества жизни населения субъектов РФ.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного фонда.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 30-04-2004
Анатолий Николаевич Романов, Всеволод Михайлович Жеребин
Москва: Юнити-Дана, 2002, 592 с.
В книге сделана попытка охватить обширную проблематику уровня жизни.
Большое внимание уделяется определению понятий и принятым к употреблению системам показателей,
методам и практическим примерам сопоставлений уровня жизни населения по различным регионам страны.
Отмечается, что термин "уровень жизни населения" получил сегодня широкое распространение и выдержал
соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как "качество
жизни". Возросло и внимание к проблемам уровня жизни населения, более глубоким стал их анализ,
более полно стала отражаться система показателей уровня жизни в материалах государственной статистики.
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, исследователей и практических работников,
деятельность которых связана с решением проблем уровня жизни населения.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 29-04-2004

Washington, 2001, 496 с.
Всемирный банк опубликовал доклад "Преобразования в интересах каждого: бедность и неравенство в Европе и Центральной Азии" с последними выводами о природе и эволюции бедности и неравенства в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе. В пресс-релизе Всемирного банка о новом докладе, в частности, говорится, что страны Европы и Азии, осуществляющие экономические преобразования, во-первых, испытали резкий рост бедности, а во-вторых, в некоторых странах Содружества независимых государств, кроме того, усилилось неравенство.

Когда преобразования в регионе только начинались, многие считали, что бедность усилится незначительно и на краткий срок. Однако резкий рост бедности - с 2 процентов в 1988 году до 21 процента в 1998-м - оказался гораздо более серьезным и стойким. Ключевым фактором, объясняющим это беспрецедентное увеличение бедности, стал гигантский экономический коллапс, сопровождавший первые годы преобразований: в странах СНГ был зафиксирован накопленный спад производства почти на 50 процентов, в то время как государства Центральной, Юго-Восточной Европы и Балтии испытали меньшее сокращение - примерно на 15 процентов. Резко колеблются по региону коэффициенты бедности, основанные на обычно используемой Всемирным банком для международных сравнений черте бедности - 2 доллара в день (2,15 доллара в день в показателях паритета покупательной способности на 1996 год). В беднейших странах Центральной Азии - Таджикистане и Киргизии - на меньшую сумму живет большинство населения, в России - 19 процентов. Мало кто живет ниже этой черты бедности в государствах Центральной Европы - Венгрии, Польше, Чехии и Словакии. В исследовании делается вывод, что в целом пожилые и пенсионеры живут лучше многодетных семей. В Центральной Европе пенсионные схемы обычно достаточно хорошо защищают людей старшего возраста. Менее эффективны эти программы на Кавказе и в Центральной Азии. Сельские районы, как правило, намного беднее, чем городские, особенно в Центральной Европе. Тем не менее, благодаря высоким темпам урбанизации большинство бедных во многих странах живет в городах. И хотя безработные подвергаются высокому риску нищеты, малоимущие люди - это нередко выходцы из домохозяйств, члены которых работают. Под угрозой находятся службы образования и здравоохранения, особенно предназначенные для бедных. В некоторых беднейших странах региона дети из малоимущих семей не ходят в школу - они бросают ее совсем или посещают занятия спорадически вследствие больших расходов на одежду, учебники и транспорт. Самые бедные семьи зависят также от труда своих детей. В секторах здравоохранения и образования процветают теневые выплаты. Меньше всего способны платить малоимущие, так что важнейшие услуги им менее доступны. Возникают такие тревожные проблемы со здоровьем, как сокращение ожидаемой продолжительности жизни мужчин, возрождение туберкулеза, резкий рост числа заболеваний, передаваемых половым путем, надвигающаяся угроза эпидемии ВИЧ/СПИДа и растущий дефицит питания. Кроме того, как свидетельствует последнее международное обследование грамотности взрослого населения, в ряде стран региона взрослые люди не имеют образования, необходимого для действенного вклада в формирующуюся рыночную экономику. Воздействие экономического коллапса на бедность усугубляется также значительным усилением неравенства в ходе преобразований. Коэффициент Гини - обычный критерий неравенства - в ряде стран СНГ вырос более чем на 50 процентов, в России - на 80 процентов. В странах же Центральной Европы этот показатель увеличился значительно меньше. В смысле неравенства многие государства Центральной Европы похожи на страны Скандинавии и Северной Европы, тогда как многие страны СНГ приближаются к масштабам неравенства, наблюдаемым в Латинской Америке. В докладе выявлен ряд факторов, способствовавших экономическому коллапсу и усилению неравенства. Наибольшие спады происходили в странах, которые изначально имели самые крупные макроэкономические дисбалансы, отличались чрезмерной индустриализацией, обладали наименьшим опытом в области рыночных институтов и осуществляли лишь ограниченные реформы менее эффективными способами. Различия в итоговых показателях бедности и неравенства между странами объясняются также неполными рыночными преобразованиями, высоким уровнем бюрократической коррупции и установлением контроля над национальными правительствами со стороны могущественных бизнес-элит. Однако бедность не является неизбежной. Для ее сокращения необходим быстрый и широкомасштабный экономический рост. Его результатами станут новые рабочие места, более высокие заработки и рост государственных доходов. Чтобы этого добиться, надо улучшить условия для инвестиций и создания новых фирм, особенно малых предприятий. Именно малые фирмы служат основным источником экономического роста в большинстве стран, где преобразования проходят наиболее успешно. Правительствам необходимо использовать свои бюджеты для того, чтобы настойчиво финансировать основные медицинские и образовательные услуги, защищать малоимущих и уязвимых, обеспечивать в долгосрочной перспективе равенство возможностей для детей из бедных семей и как можно более эффективными способами достигать своих целей в сфере распределения. Осуществляя эти меры, правительства столкнутся с могущественными корпоративными интересами. Крупные монополии, местные бюрократы и рэкетиры препятствуют созданию новых фирм и конкуренции в целом. А возможность финансировать необходимые социальные расходы ограничивают мощные структуры, уходящие от налогов, и крупные предприятия, стремящиеся обеспечивать социальную защиту, не оплачивая счетов за коммунальные услуги. Реформаторски настроенным политикам и руководителям понадобится мобилизовать широкую поддержку, чтобы реализовать подобные меры. "Принципиальное значение, - отмечают главные авторы доклада Кристин Джонс и Ана Ревенга, - имеет широкий социально-политический консенсус, позволяющий сокращать бедность и строить более справедливое общество. Можно долгое время принимать социально-экономические меры, создавая новые возможности, уменьшая бедность и повышая социальную справедливость. Но для того, чтобы эти меры срабатывали, государственные институты также должны эффективно работать, причем в интересах всех слоев общества, а не только привилегированной горстки. Необходимые предпосылки для успешной борьбы с бедностью - более сильное гражданское общество, более качественные механизмы надзора и дальнейшая децентрализация экономики".

Опубликовано на портале: 28-04-2004
Gary Stanley Becker Journal of Political Economy. 1962.  P. 9-49. 
Публикация главы из книги Г. Беккера "Человеческий капитал", в которой рассматривается проблематика инвестиций в повышение квалификации работника через дополнительное образование. Описывается несколько схем оплаты дополнительного образования, дается оценка их эффективности и динамика заработной платы работника в зависимости от выбранной схемы. Русский перевод главы см.: "США: экономика, политика, идеология", № 11, ноябрь, 1993 г.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 28-04-2004
Людмила Алексеевна Мигранова Народонаселение. 2002.  № 3 (17).
Описываются результаты исследования человеческого потенциала в контексте изменений, произошедших в восточноевропейских странах, а также в бывших советских республиках за 1990-е годы. Обсуждаются вопросы, связанные с экономическим развитием, гарантиями, предоставляемыми гражданам государством (здравоохранение, образование), а также с качеством жизни населения (включая неравенство доходов, степень бедности). Специфические черты стран (уровень экономического развития, географическое положение, культурные и национальные традиции) позволили автору разделить их на 4 субрегиона: Восточная Европа, Балтийские государства, европейская часть СНГ, азиатская часть СНГ. Информационной базой анализа послужили данные, предоставленные Всемирным банком, ПРООН, ВОЗ и Госкомстатом России.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию

Опубликовано на портале: 27-04-2004
Владимир Львович Римский Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 49-59. 
Стратегический выбор страны сегодня автор определяет как выбор между формированием и развитием институтов и развитием реальных ресурсов обеспечения экономического роста, производства и социальной сферы. Выбор этот структурами управления сделан в пользу формирования институтов. При этом в практике управления объективная реальность часто подменяется ее бюрократической версией, зафиксированной в документах, а бюрократия весьма успешно навязывает свое представление о реальности обществу. Отсюда ­ ограниченность его возможностей в воздействии на выбор пути развития страны, что, по сути, и призваны делать выборы. Разрыву общества и управляющей бюрократии способствует нарастающее в последнее время усиление бюрократизации процедур принятия решений в ущерб процедурам бюрократическим. В частности, согласно новому законодательству именно партии как субъекты политики, не имеющие доверия граждан, наделяются монопольными правами по представлению их интересов. С этих позиций дается характеристика предстоящих выборов.

Опубликовано на портале: 26-04-2004
Олеся Викторовна Лукша Рубеж (альманах социальных исследований). 1999.  № 13-14. С. 179-200. 
Рыночные реформы здравоохранения в России еще не привлекли достаточного внимания отечественных социологов. В связи с этим попытка описания ситуации на рынке платных медицинских услуг приобретает особую актуальность. В качестве объекта исследования был выбран г. Сыктывкар (более 200 тыс населения). Работа выполнена преимущественно качественными методами; но в ней также использованы статистические материалы Министерства здравоохранения Республики Коми. Исследование показало, что медицинский рынок находится еще на стадии становления. С 1992 г. объем частных медицинских услуг практически не увеличился. Их развитие наблюдается в основном в сфере оказания альтернативных услуг (не предусмотренных государственным бесплатным обеспечением), а также там, где услуги аналогичны государственным, но комфортность и качество обслуживания повышены.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-04-2004
Надежда Марковна Давыдова Общественные науки и современность. 1999.  № 3. С. 13-24. 
В основу статьи положены данные социологических исследований проблем занятости и социальной политики, проведенные в нескольких крупных регионах России в 1995—1998 гг. в рамках российско- британского проекта “Перестройка государства всеобщего благоденствия: Восток и Запад. Занятость и социальная политика России”. Анализируются динамика основных изменений статуса занятости у представителей “критических” групп на рынке труда, произошедшие в жизни респондентов, прежде всего ищущих работу, в 1996, 1997 и 1998 гг. Выявлены региональные различия в динамике процессов в Москве и Воронеже. Особо рассматриваются место и роль государственной службы занятости (ГСЗ) в преодолении человеком кризисной ситуации на рынке труда, выделяются успешные стратегии трудоустройства, примененные представителями “критических” групп на рынке труда. В частности, отмечается, что у безработных в использовании услуг ГСЗ над стремлением получить работу превалировали материальные соображения (получение пособия), а также обострение конфликта ожиданий и восприятия друг друга у социальных работников и их клиентов.
ресурс содержит прикрепленный файл