Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 596

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Виталий Иванович Черенков Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 1. С. 131-134. 
Статья представляет собой введение-рецензию к статье К. Зотта «Динамические способности и внутриотраслевые различия результатов деятельности фирм: исследование с использованием имитационного моделирования». Автор не ставил своей задачей пересказать и прокомментировать все положения этой исключительно богатой концептуальными положениями и практическими примерами статьи, а показал закономерность возникновения концепции глобальной фабрики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Christoph Zott Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 1. С. 89-130. 
В данной работе предпринята попытка определить, насколько результаты фирм, принадлежащих одной отрасли, зависят от их динамических способностей. Мы предлагаем модель, в которой под динамическими способностями понимается некий набор рутин, обусловливающий эволюцию принадлежащих фирме конфигураций ресурсов. В нашей модели в процессе создания различных конфигураций ресурсов каждая фирма делает выбор между имитацией и экспериментированием. Для рассмотрения предлагаются три атрибута динамических способностей, непосредственно связанных с результатами деятельности фирмы: выбор времени для принятия решения, величина затрат и обучение развертыванию ресурсов. В работе формулируются теоретические утверждения относительно влияния этих атрибутов на возникновение внутриотраслевых различий в результатах деятельности фирм. Использование имитационного моделирования позволяет сделать предположения о траектории эволюционных изменений, обусловленных действием динамических способностей, а также уточнить предложенные теоретические утверждения. Выводы исследования таковы: эффекты выбора времени, величины затрат и обучения определяют устойчивые различия в результатах фирм, обладающих сходными динамическими способностями. Более того, даже небольшие начальные различия между фирмами могут приводить к существенным внутриотраслевым различиям в результатах их деятельности. Подобная зависимость проявляется особенно четко в случае совместного действия указанных эффектов.

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Constantinos C. Markides, Peter J. Williamson Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 1. С. 65-88. 
Несмотря на то что научные исследования выгод связанной диверсификации продолжаются уже почти тридцать лет, по-прежнему нет согласия в вопросе о том, как и когда можно использовать диверсификацию для создания долгосрочного конкурентного преимущества. В данной статье мы утверждаем, что расхождения во мнениях обусловлены двумя основными причинами: а) традиционный метод оценки степени связанности (relatedness) двух бизнес-единиц неполон, поскольку не принимает во внимание «стратегическое значение» («strategic importance») и схожесть базовых активов данных бизнес-единиц; б) применяемая исследователями трактовка связанности ограниченна главным образом потому, что отождествляет выгоды связанности со статической эксплуатацией экономии от разнообразия (economies of scope), тем самым игнорируя основную роль связанной диверсификации для долгосрочного конкурентного преимущества, которая заключается в потенциальных возможностях расширения набора стратегических активов фирмы и создания новых активов более высокими темпами и с более низкими затратами, чем у конкурентов, не применяющих связанную диверсификацию. Эмпирические исследования подтверждают наше утверждение о том, что «стратегическая» связанность позволяет более точно, чем «рыночная», предсказать ситуации, в которых связанные диверсификаторы достигают более высокой эффективности, чем несвязанные.

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Анастасия Дмитриевна Чанько Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 1. С. 3-24. 
Статья носит постановочный характер и посвящена теоретическому исследованию актуальной проблемы источников динамических способностей фирмы на микроуровне анализа организации как социальной системы. Автором осуществляется попытка интеграции теоретических подходов ряда научных дисциплин в целях системного рассмотрения факторов успешного развития фирмы в условиях неопределенности. Новизна предлагаемого подхода заключается в сопоставлении психологических кон цепций проблем творческой одаренности и индивидуально-личностных особенностей поведения, социально-психологических прикладных моделей успешных управленческих команд, характеристик менеджеров и в целом компаний, обладающих динами ческими способностями. В результате проведенного анализа конкретизируется задача проведения эмпирических междисциплинарных исследований и впервые выдвигается тезис о значении баланса трех поведенческих модусов — реактивного, активного и проактивного — для эффективной деятельности управленческих команд и организаций в динамично меняющейся среде.

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Юрий Евгеньевич Благов Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 4. С. 108-113. 
С 3 по 10 ноября 2007 г. в г. Акаба (Иордания) состоялась XI Международная конференция Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) «Роль бизнеc-образования в формировании социальной ответственности бизнеса». В организации конференции приняли участие АНО «Учебно-методический центр РАБО», Высшая школа менеджмента (ВШМ) СПбГУ, а также Европейская академия бизнеса в обществе (EABiS). Обращение РАБО к проблемам корпоративной социальной ответственности (КСО) стало еще одним свидетельством повышения их актуальности как для российских деловых кругов, так и для отечественного академического сообщества. Были представлены доклады, посвященные определению проблемного поля проблематики КСО, систематизации релевантных концепций, а также основным направлениям развития теории корпоративной социальной ответственности и возможностям ее применения в современном управлении.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Геннадий Николаевич Константинов, Сергей Ростиславович Филонович Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 4. С. 101-104. 
Рецензия на книгу: Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2006
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Сергей Ростиславович Филонович Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 4. С. 91-100. 
В статье объясняются причины роста интереса к проблеме лидерства в мире. Системно представлены основные проблемные области, связанные с изучением этого феномена. Обсуждаются методологические проблемы исследований в этой области, а также перспективные направления этих исследований. Показано, что проблема лидерства может рассматриваться как интегральная проблема наук о поведении.

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Christos Pitelis Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 4. С. 21-40. 
Мы опираемся на работы Эдит Пенроуз для построения ресурсной концепции транснациональной компании (ТНК). Предполагается, что международная географическая диверсификация обусловлена эндогенными процессами роста фирмы, ее «производственными возможностями», пределами экспансии на внутреннем рынке, несостоятельностью или отсутствием рынков, ощущаемыми различными возможностями за границей и олигополистическим взаимодействием. Выбор институциональной формы (прямые инвестиции за границей, субподряд, лицензирование или экспорт) обусловлен теми же факторами, а также различными характеристиками контроля и/или трансакционных издержек, присущими разным институциональным формам.

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Галина Викторовна Широкова Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 4. С. 3-20. 
В статье представлены первые результаты эмпирического исследования жизненных циклов российских компаний, выполняемого в рамках национального проекта «Образование» в части создания Высшей школы менеджмента СПбГУ в 2006–2007 гг. Для обоснования методологии исследования был проведен сравнительный анализ пятнадцати моделей жизненных циклов организаций, позволивший выделить организационные переменные, выступившие в качестве характеристик стадий жизненного цикла организаций. Использованная методология прошла апробацию в пилотном проекте, что дало возможность в дальнейшем провести более масштабное исследование 606 российских компаний из разных регионов России. Основным результатом эмпирического исследования стало создание модели жизненного цикла российских компаний, созданных «с нуля» предпринимателями-основателями. Данная модель содержит три стадии развития организаций — стадию становления, стадию роста и стадию формализации.

Опубликовано на портале: 02-12-2008
Виталий Леонидович Тамбовцев Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 3. С. 175-180. 
Рецензия на учебное пособие: Мильнер Б. З. (ред.). Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело, 2006
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-11-2008
I. M. Jawahar, H. L. McLaughlin Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 3. С. 117–144. 
В статье объединяются теория и результаты эмпирических исследований из различных областей для разработки дескриптивной теории заинтересованных сторон. Во-первых, показывается, что на любой стадии жизненного цикла организации некоторые заинтересованные стороны будут важнее других благодаря своей возможности удовлетворять важнейшие потребности организации; во-вторых, идентифицируются те заинтересованные стороны, которые будут становиться более или менее важными при переходе от одной стадии жизненного цикла к другой; в-третьих, предполагается, что используемая организацией стратегия взаимодействия с каждой заинтересованной стороной будет зависеть от ее важности для организации относительно других заинтересованных сторон.

Опубликовано на портале: 28-11-2008
Виталий Альфредович Королев Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 3. С. 145-174. 
Данная работа является пространной репликой на статью Яковлев А. А., Данилов Ю. А. 2007. Российская корпорация на 20-летнем горизонте: структура собственности, роль государства и корпоративное финансирование. Российский журнал менеджмента 5 (1): 3–34, написанной с точки зрения консультанта в области корпоративного управления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-11-2008
S. H. Hanks, J. K. Watson, E. Jansen, H. N. Chandler Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 3. С. 91-116. 
За прошедшие годы о жизненном цикле организации было написано довольно много, но при этом удивительно небольшое внимание уделялось лежащему в его основе понятию стадии жизненного цикла (life-cycle stage). В нашем исследовании предполагается, что каждая стадия жизненного цикла состоит из уникальной конфигурации переменных, связанных с ситуацией, в которой находится организация, и ее структурой. Мы используем кластерный анализ для построения таксономии конфигураций стадии роста в выборке из 126 высокотехнологичных организаций. Согласно полученной конфигурации, существует последовательность из четырех стадий роста.

Опубликовано на портале: 28-11-2008
Татьяна Григорьевна Долгопятова Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 3. С. 27-52. 
В статье проведен анализ процессов концентрации акционерной собственности и становления инструментов корпоративного контроля в российских компаниях, основанный на результатах опроса руководителей 822 акционерных обществ промышленности и связи, проведенного в 2005 г. Выявлены факторы, способствующие выбору ведущих акционеров в пользу найма топ-менеджеров, не владеющих акциями компании. По результатам анализа с применением бинарной логистической регрессии в число основных факторов, способствующих такому выбору, входят: корпоративная интеграция, завершенность процессов реструктуризации и сложность управления бизнесом, а также давление конкуренции со стороны предприятий развитых стран.

Опубликовано на портале: 28-11-2008
Геворк Аветисович Папирян Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 2. С. 117-136. 
Статья посвящена практике применения современных технологий стратегического менеджмента в глобальной гостиничной отрасли. Рассматриваются происходящие в отрасли процессы консолидации и глобализации на основе анализа применения отдельными представителями отрасли стратегий корпоративного уровня — слияний, поглощений, глобализации, а также мультибрендовой стратегии. На примере высококлассного сектора отрасли анализируются дифференциация продукта и клиентоориентированная стратегия. Также исследуются некоторые уникальные стратегические подходы, применяемые глобальными гостиничными цепями (hotel chain) класса люкс Four Seasons и Ritz-Carlton, которые обеспечивают им лидирующее положение в отрасли. В заключение рассматривается вопрос о долговременности применяемых стратегий на фоне усиливающейся конконкурентной борьбы на мировом гостиничном рынке. Обсуждаются также перспективы развития высококлассного сегмента российского рынка гостиничных услуг.

Опубликовано на портале: 28-11-2008
Branka Nikolic, Milan Nikolic, Elena Vukonyanski Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 2. С. 29-44. 
Сначала в статье рассматриваются возможности количественного подхода на отдельных (но связанных друг с другом) этапах процесса бенчмаркинга. Затем исследовательская задача становится шире — устанавливаются и определяются конкретные процедуры квантификации на сегментах процесса бенчмаркинга, которые были определены как подходящие. Структура статьи соответствует применяемой методологии, которая включает несколько этапов. На каждом этапе используются соответствующие процедуры и методы. Все расчеты демонстрируются в рамках стилизованного примера. Для квантификации процесса бенчмаркинга предлагаются конкретные процедуры квантификации отдельных сегментов данного процесса. Общий вывод таков: количественный подход вполне соответствует концепции и основным принципам бенчмаркинга. Оригинальность определяется тремя моментами: применением соответствующих мер для определения сходства между компаниями, двухкритериальным отбором подходящего партнера для бенчмаркинга, методом определения и выбора стратегических действий.

Опубликовано на портале: 28-11-2008
Алексей Александрович Тихомиров, Уильям Д. Спэнглер Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 1. С. 85-108. 
В статье обсуждается интегрированный подход к исследованию слияний, эффективность которых остается актуальной проблемой стратегического менеджмента и лидерства. Предметом нашего анализа выступает мотивация лидера к сделкам в области слияний и поглощений (mergers and acquisitions — M & A). Концепция мотивационного профиля лидера используется в качестве основы изучения генезиса и функционирования неэкономических мотивов M & A на уровне руководителя поглощающей компании. В результате проведенного теоретического анализа формулируется ряд гипотез, устанавливающих зависимости между особенностями мотивационного профиля лидера руководителя и эффективностью сделок M & A. Представлены дальнейшие пути исследования неэкономических мотивов руководителей в сделках M & A.

Опубликовано на портале: 28-11-2008
Рауф Габбасович Ибрагимов Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 1. С. 67-84. 
Для принятия экономически обоснованных решений о распределении ресурсов на корпоративном уровне и оценки результатов деятельности отдельных бизнес-направлений необходим норматив по уровню доходности, задающий границу между созданием и разрушением ценности. Этот норматив — стоимость капитала, и от ее корректной оценки непосредственно зависит качество принимаемых управленческих решений. В статье анализируется влияние долгового финансирования с нерыночной процентной ставкой на распределение денежных потоков, формирование структуры капитала и изменение ценности компании, предложена методика расчета стоимости собственного капитала и средневзвешенной стоимости капитала компании с субсидированным долгом. На расчетном примере продемонстрирована согласованность результатов оценки для методов дисконтированного денежного потока, показаны последствия применения некорректных подходов к расчету стоимости капитала.

Опубликовано на портале: 28-11-2008
Артем Вагизович Гизатуллин Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 1. С. 35-66. 
В статье представлено эмпирическое исследование, изучающее порядок взаимосвязи качества корпоративного управления, социальной ответственности компании и ее финансовой эффективности. Полученные результаты свидетельствуют о выраженной U-образной взаимозависимости между уровнем социальной ответственности и качеством корпоративного управления. Анализ также показывает, что совместное влияние качества корпоративного управления и уровня социальной ответственности на финансовую эффективность компании является противоположно направленным и имеет характер динамического Парето-эффективного равновесия. В работе предлагаются варианты теоретического обоснования полученных результатов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-11-2008
Андрей Александрович Яковлев, Юрий Алексеевич Данилов Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 1. С. 3-34. 
Статья посвящена анализу эволюции модели российской корпорации в среднесрочной перспективе. В ней выделяются основные внутренние и внешние факторы, определяющие развитие российских корпораций. На этой основе приводятся прогнозные оценки устойчивости тенденции к улучшению корпоративного управления, открытости российских компаний по отношению к фондовому рынку (включая не только рынки облигаций, но и рынок акций), а также влияния политики правительства в сфере отношений собственности на поведение как российских частных компаний, так и инвесторов.