Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 426

Опубликовано на портале: 06-07-2005
Западноевропейская высшая школа имеет весьма длительную историю своего развития. Во всех странах она предназначена для выполнения принципиально одинаковых функций. Исходной и ведущей является задача аккумулирования, развития и распространения знаний. Наряду с ней традиционно была и неизменно присутствует культурно-воспитательная миссия. В конституциях и других законодательных документах всех стран, когда речь идет о высшей школе, прежде всего отмечаются чти се социальные назначения. В то же время обозначена цель интеллектуального развития и нравственного совершенствования личности.
Данная книга является второй в серии публикаций по системам высшего образования в современном мире, подготовленных сотрудниками Научно- исследовательского центра международного образования Университета дружбы народов. В 1986 г. была издана книга «Системы высшего образования развивающихся стран». Нынешняя публикация посвящена описанию систем высшего образования западных стран, а также Австралии, Японии, Новой Зеландии.

Рецензенты:
доктор биологических наук, профессор В. Т. Емцев,
кандидат философских наук, доцент Т. С. Георгиева
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-06-2005
Ред.: Сергей Маркович Хенкин, Андрей Евгеньевич Шаститко
Москва: Национальный фонд подготовки кадров, 2001, 216 с.
Настоящая публикация основана на материалах конференции «Национальные ориентиры и мировой опыт в области преподавания социально-экономических дисциплин в высшей школе», организованной национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и проведенной 24-26 января 2001 года. В нее включены тексты выступления участников конференции по трем разделам: политологии, социологии, экономической теории.Дан всесторонний анализ проблем развития современного политологического, социологического и экономического образования в контексте мировых тенденций развития в данных предметных областях. Для специалистов в области высшего социально-экономического образования, а также всех, кто интересуется современными проблемами организации и развития высшего образования в области политологии, социологии и экономической теории.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2005
Дмитрий Анатольевич Беляев Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 179-183. 
В статье идет речь об интеграции задач стратегического управления и оперативной деятельности функциональных подразделений и администрации вуза. Автор рассматривает проблемы применения информационных систем управления, как необходимый элемент стратегического управления экономическими процессами в вузах, показывает, что актуальным и первоочередным (в случае недостатка средств и, следовательно, необходимости выбора) становится оснащение современными информационными системами именно бухгалтерских и экономических служб предприятия с целью их постепенного, а значит менее болезненного встраивания в общее соответствующее информационное поле головного ведомства, региона и страны.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2005
Василий Сергеевич Беляков Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 173-178. 
Как известно, в настоящее время в Европе ведется активная работа по реализации основных положений Болонской декларации. В своей статье автор рассматривает Болонский процесс, как интеграцию высших учебных заведений и создание общеевропейского высшего учебного заведения, распределенного по разным государствам, — единого образовательного пространства, и один из важных результатов реализации положений Болонской декларации - создание общеевропейского распределенного университета, охватывающего все или значительную часть высших учебных заведений Европы, механизм и принципы создания, способы реализации и т.д.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2005
Наталья Юрьевна Пименова Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 163-172. 
В статье рассказывается об опыте Владивостокского государственного университета экономики и сервиса по формированию корпоративной идентичности в системе дистанционного обучения. Автор рассматривает особенности формирования корпоративной культуры, способы организации корпоративных коммуникаций, проблемы и вопросы повышения конкурентоспособности в рыночных условиях для образовательных учреждений.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2005
Николай Петрович Макаркин, Олег Борисович Томилин, Александр Владимирович Бритов Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 152-162. 
Успех деятельности любой организации, действующей в рыночной среде, в значительной степени определяется уровнем ответных реакций на вызовы внешнего мира. Состояние такой активной позиции зависит от перманентных изменений форм и методов своей деятельности. В мировой практике общеприняты следующие направления изменения деятельности организации: введение менеджмента всеобщего качества (TQM), сокращение размеров организации и реинжиниринг. Однако масштабные исследования состояния организаций, работающих в разных сферах человеческой деятельности, показывают, что значительные усилия, как интеллектуальные, так и материальные, по реализации приведенных выше направлений изменений оказываются в большинстве случаев (около 70 %) безрезультатными. В статье определяются основные понятия, касающиеся феномена организационной культуры, рассматривается методика построения профиля организационной культуры, а также применения предложенной методики и полученные результаты.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2005
Надежда Львовна Титова, Ольга Николаевна Балаева Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 143-151. 
Проблема совершенствования управления вузом в современной России чрезвычайно сложна и актуальна. Актуальность, в первую очередь, вызвана значительным ухудшением внешних условий: снижением, по сравнению с советскими временами, государственного финансирования высшего образования, агрессивной конкурентной политикой вузов-лидеров, приближением демографической «ямы» и т. д. Кроме того, сами вузы после перестройки оказались плохо приспособленными к функционированию в рыночных условиях. В значительной степени это относится к избыточности и низкой эффективности системы управления вузом. Сложность совершенствования системы управления высшим учебным заведением связана, во-первых, с тем, что, как правило, это большие, достаточно разнообразные в своей деятельности и в настоящее время динамично развивающиеся организации, что приводит к быстрому изменению ее параметров и свойств. Масштабы и сложность этих объектов управления таковы, что на фоне постоянной нехватки финансовых ресурсов, а также традиционного нежелания «вытаскивать сор из избы» приглашение сторонних консультантов мало реально. Соответственно, вторым источником сложности исследования системы управления вузом является весь комплекс проблем внутреннего консалтинга: неформальные связи членов исследовательской группы с представителями обследуемых подразделений, намеренные искажения информации со стороны последних и т. д. В статье рассматриваются обозначенные выше проблемы и предлагается модель процессов разработки и принятия управленческих решений, даны краткие результаты использования предложенной модели в ГУ–ВШЭ.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2005
Игорь Иванович Ганчеренок, Станислав Никифорович Князев Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 138-142. 
В своей статье, посвященной проблемам управления в образовательных учреждениях, авторы обращаются к наиболее богатому на сегодняшний день американскому опыту подготовки профессиональных менеджеров для системы высшей школы и формулируют рекомендации и предложения, на взгляд авторов, достаточно принципиальные для развития национальной системы высшего образования, повышения ее «академической эффективности» и конкурентоспособности в рамках европейской Болонской декларации.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-06-2005
Ольга Александровна Аксенова Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 126-137. 
В практике управления образовательными учреждениями существует особенно большое число проблем, которые по своему характеру относятся к классу так называемых «слабоструктуризованных задач». Для таких задач не существует надежных и хорошо проверенных количественных моделей, позволяющих связать «вход» и «выход», конкретную ситуацию и результат. Поскольку качественные трудно формализуемые факторы имеют тенденцию доминировать, то для такого рода задач характерно описание на качественном, а не на количественном языке. Именно при решении cлабострукту-ризованных проблем человеческая интуиция имеет особую ценность. Догадки эксперта, основанные на его прошлом опыте, на неявных знаниях, позволяют решать проблемы на удивительно хорошем уровне. В настоящей статье делается попытка обобщения опыта работы целевых (экспертных) групп, связанных с анализом и решением различных проблем управления для высших и средних учебных учреждений, которые проводились на протяжении многих лет в Учебном центре подготовки руководителей (Санкт-Петербург, Пушкин).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-06-2005
Юрий Петрович Похолков, Александр Иванович Чучалин Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 121-125. 
В настоящее время в России подготовку специалистов в области техники и технологий осуществляют 346 государственных и 112 негосударственных вузов. По инженерным направлениям и специальностям обучаются более 1,3 млн студентов [1]. Проблема качества подготовки специалистов является центральной в вопросе их востребованности национальной экономикой и международного признания российских степеней и квалификаций. Она напрямую связана с содержанием образования и технологией реализации образовательных программ. Автор статьи рассматривает вопросы инновационного инженерного образования, направленного на формирование у специалистов в области техники и технологий не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции. Также рассматриваются проблемы управления качеством инженерного образования, различные модели менеджмента качества.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-06-2005
Марина Дмитриевна Мартынова Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 104-106. 
В статье М. Д. Мартыновой, проректора по внеучебной работе Мордовского государственного университета, рассматривается институт кураторства как метод управления процессом профессионального и культурного становления студентов. Работа кураторов направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания — создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов (самостоятельно или через сотрудничество с психологической службой университета). В статье показывается, что такая работа со студентами должна проводиться в каждом вузе, что кураторство является одним из основных стратегических направлений воспитательной работы университета.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-06-2005
Галина Ивановна Мальцева, Роман Анатольевич Луговой, Юлия Александровна Солдатова Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 96-103. 
Следуя концепции стратегического управления, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) столкнулся с необходимостью воплотить полученные в процессе стратегического планирования результаты в оперативную деятельность. При выборе инструмента, позволяющего реализовать стратегию при оптимальном использовании имеющихся ресурсов, авторами статьи были проведены анализ существующих методов управления организацией с целью повышения эффективности ее деятельности и их классификация.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 62-91. 
В статье рассказывается о предлагаемой концепции развития Государственного университета — Высшей школы экономики на период до 2010 года. Данная концепция была подготовлена творческим коллективом — Я. И. Кузьминов (рук.), В. В. Радаев, А. А. Яковлев, Н. Л. Титова, М. В. Ларионова, С. М. Яковлев, А. В. Белянин с использованием материалов, предоставленных Л. Л. Любимовым, А. С. Малиным, Е. М. Юдиной, И. Ю. Ивановой, И. В. Ивашковской, и с учетом замечаний, высказанных членами Ученого совета ГУ–ВШЭ. Концепция была одобрена на Конференции научно-педагогических работников и представителей других категорий работников и обучающихся государственного университета — Высшей школы экономики 30 марта 2004г.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-06-2005
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 53-61. 
Как известно, современная структура органов управления вузом определяется Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О высшем и послевузовском образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). В статье рассматривается управленческая конструкция вуза, которая состоит из 2-х структур с разведением зон ответственности и компетенции на вопросы общего руководства и непосредственного управления. Анализ практики университетского управления позволяет авторам выделить ряд «болевых точек» системы управления вузом, дающих сбои уже сейчас и прогнозируемых в недалеком будущем. В статье подробно рассматриваются некороые из них.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 12-52. 
В статье предлагаются оценки и расчеты, которые получены в процессе выполнения проекта «Разработка и апробация научно-методического обеспечения оценки социально-экономических последствий и затрат, связанных с интеграций российской системы образования в общеевропейскую в рамках Болонского процесса», входящего в научную программу «Федерально-региональная политика в науке и образовании». Работа выполнена авторским коллективом в составе: Афанасьев Ю. А. (Новосибирск), Васильева О. Л. (Новгород), Вишневский О. В. (Москва), Демин В. А. (Москва), Егоров В. Н. (Москва), Краюшкина Г. А. (Череповец), Нечаев Н. Н. (Москва), Панин В. А. (Тула), Соколицын А. С. (Санкт-Петербург), Ставров М. С. (Санкт-Петербург), Федотов А. В. (Санкт-Петербург), Шехонин А. А. (Санкт-Петербург), Легостаева В. И. (Санкт-Петербург), Немичева Н. Н. (Санкт-Петербург), Коваленко А. А. (Санкт-Петербург). В настоящей публикации приводятся наиболее интересные, по мнению авторов, подходы, оценки и результаты.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 7-11. 
Статья посвящена юбилею Кемеровского государственного университета. В 2004 г. Кемеровский государственный университет отмечает 50-летие основания своего предшественника — КГПИ и 30-летие функционирования вуза в статусе университета. За эти годы он не только превратился в ведущее образовательное учреждение Кузбасса и один из крупнейших вузов Сибири, но и обозначил себя в регионе, как ведущий научный и культурный центр.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 16-06-2005
Владимир Васильевич Крюков, Карина Иосифовна Шахгельдян Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 67-77. 
Деятельность современного вуза носит многопрофильный характер, а управление вузом на основе информационных технологий является сложной комплексной задачей, требующей решения организационных и технологических проблем с учетом экономической целесообразности. Можно, с известной долей условности, выделить несколько проблемных областей, или контуров информатизации вуза, — административное управление и управленческий учет, финансы, управление учебным процессом, управление информационными ресурсами, собственно образовательный процесс, научные исследования. Как правило, интеграция объектов информатизации каждого контура выполняется на основе создания корпоративной информационной среды вуза в целях обеспечения единства учебных и управленческих процессов в вузе, а также реализации универсальных способов доступа к информации, что послужит основой формирования полноценной корпоративной системы управления знаниями. Если говорить об управлении в вузе, то для него информационные технологии (ИТ) являются основным средством, которое позволит создать преимущества в конкурентной среде. В этой связи ключевыми мероприятиями в развитии ИТ становятся создание надежной и эффективной инфраструктуры информатизации, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия ИТ-инфраструктуры стратегическим целям вуза. Комплексная реализация данных мероприятий может быть увязана с формированием корпоративной информационной среды (КИС) вуза, что обеспечит интеграцию информационных ресурсов и позволит создать информационную инфраструктуру вуза в соответствии с действующей организационной структурой и принятыми бизнес-правилами.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-06-2005
Martin Gibson, Андрей Юрьевич Афонин Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 53-66. 
Реализуемая в России программа модернизации образования требует нового уровня взаимоотношений между бизнесом, образовательными учреждениями и обществом. В этой статье авторы рассматривают некоторые вопросы развития и модернизации образования, используя существующий в Великобритании опыт сотрудничества бизнеса и высшего образования, а также существующие на данный момент в Великобритании мнения и позиции с целью выработки подходов и структуры для анализа ситуации в Российской Федерации. Бесспорно, в Великобритании существуют свои особенности, влияющие на уровень и качество взаимодействия бизнеса и образования. Вот почему цель данной работы — не поиск решений, основанных на опыте другой страны, а попытка начать дискуссию через исследование иной системы развития в ином культурном контексте.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 16-06-2005
Татьяна Ивановна Волкова Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 44-47. 
Одним из ведущих стратегических приоритетов нашей страны является формирование национальной инновационной системы, чем обусловлена и ориентация государственной политики Российской Федерации на развитие «новой экономики», ведущими характеристиками которой являются: высокий уровень качества профессионального образования; развитый рынок интеллектуальных продуктов, информационно-коммуникационных услуг; расширенное воспроизводство человеческого капитала; последовательная реализация социальных и социально-экономических приоритетов государственной политики. В статье рассматриваются институциональные основы создания конкурентоспособных интеллектуальных продуктов, проблемы перехода к рыночным отношениям учреждений, предоставляющих образовательные услуги, проблему финансовой поддержки образования государством.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2005
Дмитрий Борисович Шульгин, Всеволод Семенович Кортов Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 38-43. 
Важнейшим элементом формирующейся политики российских университетов в сфере коммерциализации технологий являются вопросы, связанные с разрешением конфликтов интересов. Первичной причиной таких конфликтов является, по-видимому, расхождение между сложившимися веками представлениями о миссии университетов как учреждениях, которые занимаются образовательной деятельностью и выполняют научные исследования, и все более глубоким «втягиванием» университетов в рыночные отношения в сфере инноваций. К этой группе возможных конфликтов относится, например, ситуация, когда научные интересы исследователя при подготовке диссертации требуют немедленного опубликования результатов (чтобы быть первым), а коммерческие интересы предполагают временное засекречивание полученных результатов с целью сохранения коммерческой ценности путем последующего патентования или продления статуса ноу-хау. В статье рассматривается развитие механизмов коммерциализации результатов научных исследований, в том числе основанных на правах интеллектуальной собственности, а также рассматриваются причины возникающих интересов, проблемы отношений "работник-работодатель", "университет-заказчик".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него