Эксоцман
на главную поиск contacts
Организационная психология (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 134

Опубликовано на портале: 05-03-2011
Людмила Георгиевна Почебут, Вера Александровна Чикер
Санкт-Петербург: Изд-во «Речь», 2002, 298 с.
В учебном пособии рассмотрены актуальные проблемы организационной социальной психологии. Определен предмет этой прикладной отрасли науки, проанализированы психологические особенности организаций различного типа малой группы, ее социально-психологический климат, специфика конфликтов, психологические особенности внедрения инноваций, методы оценки и работы с персоналом, карьерные ориентации людей и проблемы мотивации труда. Представлены новые методики социальной психологии.Учебное пособие предназначено для студентов-психологов, слушателей специальных факультетов, практических психологов, работающих в различных организациях и отраслях промышленности. Оно может быть полезно социологам, конфликтологам, специалистам в области менеджмента, руководителям фирм и корпораций, научным работникам.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 04-05-2011
Владимир Артурович Штроо, Э.С. Петрова Прикладная юридическая психология. 2008.  № 2. С. 6-19. 
В статье рассматривается категория мифа в организационном контексте. На основе анализа функций, выполняемых организационным мифом, и его специфических особенностей авторы связывают его с такими понятиями, как ценности организации, организационная культура. В качестве ключевых функций организационного мифа авторы называют коммуникативную и интегрирующую функции. Мифотворческая коммуникация в организации рассматривается как необходимое условие для создания у членов организации единого смыслового поля значений, образующих общее мировоззрение и, тем самым, способствует социально-психологическим механизмам интегративных процессов в организации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-11-2011
Владимир Артурович Штроо, Александра Александровна Меланьина Вопросы психологии. 2005.  № 3. С. 70-83. 
Анализируются аспекты референтных отношений в группе, которые рассматриваются как фактор эффективности организационных изменений. Основным выводом эмпирического исследования является подтверждение предположения  о том, что изменения в организации, осуществляемые референтыми лидерами, требуют меньше времени, характеризуются более интенсивным использованием выделяемых ресурсов и сопровождаются высокой степенью удовлетворенности сотрудников организации этими изменениями.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-01-2011
Марина Юрьевна Горбунова Психология и экономика. 2008.  Т. 1. № 1-2. С. 31-35. 
В статье раскрывается психологический подход к определению эмоций и показано влияние социально-культурного контекста на эмоциональные переживания личности. Для раскрытия социальной обусловленности эмоций используется концепция эмоционального труда.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-12-2011
Андрей Владимирович Ловаков Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 108-114. 
В статье представлен рейтинг научных журналов, публикующих статьи по организационно-психологической проблематике. Рейтинг построен на основании уровня цитируемости журналов, выраженного в значении импакт-фактора, рассчитанного для каждого журнала. Для построения рейтинга использовались данные о значениях импакт-фактора журналов, представленные в базе данных Journal Citation Reports компании Thomson Reuters. В итоговый рейтинг вошел 71 журнал.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-12-2011
Екатерина Алексеевна Орел Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 105-107. 
С 31 августа по 3 сентября 2011 г. в Риге прошла 11-я европейская конференция по психологической оценке (11th European Conference on Psychological Assessment1), организованная Европейской ассоциацией психологической оценки. Это крупное международное мероприятие охватывало все области психологии, в которых применяются диагностика и оценка, и организационная психология была представлена на нем достаточно широко. С одним из ключевых докладов на конференции выступил Дейв Бартрам (Dave Bartram), представляющий консалтинговую группу SHL.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-12-2011
Елена Юрьевна Мандрикова Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 103-104. 
В междисциплинарном центре (Interdisciplinary Center, IDC) г. Герцлия, на побережье Израиля, с 30 мая по 1 июня 2011 г. прошла Международная конференция по поведенческому принятию решений1 (Behavioral Decision Making). Конференция была организована Школой психологии, Школой бизнеса (Arison School of Business) и Школой правительства, дипломатии и стратегии (Lauder School of Government, Diplomacy and Strategy) Междисциплинарного центра Герцлии и изначально строилась как междисциплинарное мероприятие. Данная конференция носила стартовый характер, и обнаруженный интерес к проблематике поведенческих аспектов принятия решений позволяет прогнозировать проведение подобных конференций в регулярном формате. Герцлия является своеобразной Силиконовой долиной Израиля, в ней сосредоточены значительные интеллектуальные ресурсы, проводятся международные междисциплинарные проекты. Проведение данной конференции именно в Герцлии свидетельствует о том, что в последнее время возрастает интерес к междисциплинарным проектам не только естественно-научного цикла, но и в общественно-гуманитарной сфере.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-12-2011
Елена Юрьевна Мандрикова Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 100-102. 
Международной ассоциацией позитивной психологии (IPPA) был проведен Второй всемирный конгресс1, который проходил 23–26 июля 2011 г. в Филадельфии (штат Пенсильвания, США). Первый всемирный конгресс по позитивной психологии проходил там же 18–21 июля 2009 г. Есть все основания считать, что практика проведения всемирных конгрессов станет регулярной и они будут чередоваться с европейскими конференциями по позитивной психологии, также проходящими с двухлетними интервалами.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-12-2011
Дмитрий Федорович Аббакумов Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 92-99. 
Данная работа посвящена анализу критериальной валидности числового и вербального тестов – методик, наиболее часто применяемых для оценки и отбора персонала. В качестве исследовательской базы были использованы результаты тестирования сотрудников компаний различных отраслей, с одной стороны, и критериальные данные (разультаты ассессмент-центров) – с другой. Критериальная валидность представляет собой коэффициент корреляции между результатом оценки и показателем эффективности работы. В данной работе были получены важные результаты, показывающие, что из широкого спектра тестовых методик, применяемых при подборе, оценке, аттестации персонала, в ходе отборочных процедур в кадровый резерв, тесты числовых и вербальных способностей являются достаточно емким и валидным инструментом. Исследование выявило связь результатов по вербальному тесту с оценками по компетенциям, связанным с построением организационных процессов, обучаемостью и ориентацией сотрудников на развитие. Выявлена связь результатов по числовому тесту с такими компетенциями, как ориентация на достижение, обучаемость и ориентация на развитие. Результаты по двум тестам связаны с оценками по компетенции «анализ проблем, принятие решений».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-12-2011
Александра Вячеславовна Мартынова Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 53-91. 
В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические вопросы технологии фасилитации. Методы фасилитации больших групп относятся к диалогическому направлению организационного развития и направлены на повышение групповой эффективности. В статье приводится определение фасилитации с точки зрения процесса, выделяются уровни фасилитации, а также предлагаются 6 критериев для описания различных моделей фасилитации: особенности процесса, охват решаемых проблем, тип интервенций фасилитатора, тип итогового продукта, тип аудитории, сфокусированность воздействия. В статье приведены описание моделей, краткий обзор процесса, примеры некоторых успешных проектов, осуществленных с использованием 9 методов фасилитации («Мировое кафе», «Поиск будущего», «Конференция «Поиск», «Технология открытого пространства», «Динамическая фасилитация», «Саммит позитивных перемен», «Стратегические изменения в реальном времени», «Выход за рамки», «Базовая фасилитация»).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-12-2011
Евгений Викторович Вучетич Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 51-52. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-12-2011
Тахир Юсупович Базаров Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 48-50. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-12-2011
Евгений Витальевич Маслов Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 45-47. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-12-2011
Международная комиссия по нормативам создания и проведения Центра оценки
Перев.: Мария Юрьевна Мальцева (ориг.: Русский) Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 26-44. 
Эта статья представляет собой результат доработки и дополнения нескольких предыдущих изданий нормативов и этических принципов проведения Центра оценки (далее – ЦО), первые из которых были приняты в 1975 г. Каждое предыдущее издание было разработано и одобрено специалистами в области исследований, разработки и внедрения метода ЦО. Правила, представленные в настоящей редакции, являются общепринятыми и наиболее интересны практикам, использующим ЦО. В настоящих нормативах подчеркивается, что процедура не может считаться ЦО, если она не включает, по крайней мере одно, а обычно несколько упражнений, моделирующих рабочие ситуации и позволяющих участнику продемонстрировать качества, необходимые для успешной работы. Также важными аспектами процедуры являются выбор наблюдателя и его обучение; использование компетенций как параметров оцениваемого поведения; валидизация; соблюдение прав участников; применение компьютерных технологий. В приведенных нормативах рассматривается ряд соображений по использованию и развитию ЦО в различных культурных средах.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-12-2011
Ольга Ивановна Патоша, Любовь Леонидовна Черкасова Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 14-25. 
В статье описываются результаты исследования этнокультурных стереотипов женщин-рекрутеров в отношении кандидатов четырех национальных групп: русской, армянской, узбекской и еврейской. Исследование проводилось на основе разработанной авторами методики, отражающей стадии подбора персонала. Результаты показывают, что количество отсевов или продвижений на различных этапах подбора не связано с национальностью кандидата. Тем не менее этнокультурные стереотипы были выявлены в личностных характеристиках и предлагаемых вакансиях, которые приписывались рекрутерами кандидатам разных национальностей. Наиболее стереотипизированными из рассмотренных групп оказались узбекская и еврейская: их представители были охарактеризованы противоположными личностными качествами, кандидаты еврейской национальности связывались с управленческими должностями, тогда как соискатели узбекской национальной группы – с должностями на уровне менеджера или ассистента.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 28-12-2011
Александр Николаевич Поддьяков Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 2. С. 4-13. 
Обсуждаются зарубежные и отечественные исследования дисфункциональных отношений в наставничестве и обучении, ведущих к негативным последствиям для обучаемого и (или) наставника. Приводятся классификация этих отношений; перечень проблем, с которыми наставники и обучаемые сталкиваются при дисфункциональных отношениях; количественные данные о распространенности противодействия обучению конкурента и «троянского» обучения на российской и американской выборках. На основе проведенных исследований ставится проблема соотношения и взаимосвязи конструктивных и деструктивных трудностей в обучении на уровне организаций различного типа, а также в целом на уровне социального института передачи опыта.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 110-113. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Светлана Игоревна Симоненко Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 108-109. 
Книги, которые я рекомендую по Центрам оценки, содержат полное описание процедур и практические рекомендации по проведению и разработке Центров оценки и развития. Они помогут, скорее всего, тем, кто хочет познакомиться с лучшими мировыми практиками проведения Центров оценки или упорядочить уже имеющиеся знания в этой области. Особую ценность представляет то, что авторы книг апеллируют к международным стандартам проведения Центров оценки. Например, в книге Иена Баллантайна и Найджела Пова «Ассессмент Центр. Полное руководство» приводятся выдержки из «Руководства по лучшим практикам» («Best Practice Guidelines») Британского психологического общества.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Людмила Николаевна Аксеновская Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 105-107. 
13 и 14 мая 2011 г. в Национальном исследовательском Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского состоялась научная конференция «Организационная психология: люди и риски». Конференция была организована двумя факультетами: факультетом психологии НИСГУ им. Н.Г. Чернышевского и факультетом психологии Колледжа естественных наук Университета штата Колорадо (США). Ключевыми на конференции стали такие темы, как организационные изменения и организационная культура, технологии оценки персонала и инновации в современных организациях. По результатам конференции издана первая часть материалов в двух сборниках (на русском и английском языках). Готовится к выходу в свет вторая часть материалов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Андрей Владимирович Ловаков Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 101-104. 
В Университете Маастрихта (Maastricht University) (Маастрихт, Королевство Нидерландов) 25–28 мая 2011 г. прошла 15-я конференция Европейской ассоциации психологии труда и организационной психологии (15th conference of the European Association of Work and Organizational Psychology – EAWOP-2011).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл