Эксоцман
на главную поиск contacts
Организационная психология (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 134

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Станислав Витальевич Павлов Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 91-100. 
Данная работа посвящена анализу связи эмоциональной сферы и регуляции профессиональной деятельности менеджера среднего звена. В качестве конструкта для отражения эмоциональной сферы выбран эмоциональный интеллект (ЭИ), представленный методикой ЭмIQ, разработанной Е.А. Орел. Регуляция профессиональной деятельности выражается в ее эффективности, которая, в свою очередь, раскрывается через ряд объективных показателей эффективности, выделенных В.Д. Шадриковым. Исследование не выявило корреляции между уровнем эмоционального интеллекта и уровнем эффективности профессиональной деятельности. Также не были выявлены значимые различия в уровне эффективности между менеджерами с высоким и низким уровнями ЭИ. Был выявлен ряд значимых различий в значениях отдельных шкал ЭИ между менеджерами с высоким и низким уровнями эффективности. Данные различия, вероятнее всего, имеют случайный характер.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Андрей Владимирович Ловаков Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 68-90. 
В статье анализируется тематика организационно-психологических публикаций, представленных в 11 отечественных научных и научно-практических периодических изданиях. В исследовании было проанализировано 422 журнальных номера, выпущенных в период с 2000 по 2009 г. Анализ показал, что больше всего отечественных авторов интересует тематика отбора, оценки, обучения и развития персонала, планирования и управления его карьерой, принятия управленческих решений, профессионального стресса и выгорания, а также тематика психологии профессий. Зафиксирован небольшой рост числа публикаций в исследуемом временном промежутке.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Андрей Николаевич Онучин Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 59-67. 
В настоящей статье изучается связь между корпоративными моделями компетенций и персональными конструктами межличностного восприятия, которые описывают естественные категории восприятия человека и обращение к которым позволяет менеджерам оценивать сотрудников компании. Показано, что внедряемые корпоративные модели компетенций часто не соответствуют имплицитным моделям межличностного восприятия, что затрудняет использование модели компетенций и препятствует ее внедрению. На материале исследования с участием 204 руководителей различного уровня из компании МТС выявлены и описаны 4 ключевых фактора межличностного восприятия: «профессионализм», «влияние», «порядочность» и «амбициозность». Перечисленные факторы сопоставлены с типичными моделями компетенций, продемонстрировано, что 2 фактора из 4 («порядочность» и «профессионализм»), как правило, слабо отражены в корпоративных моделях компетенций. Помимо этого, отмечен важный феномен амбивалентного отношения сотрудников к фактору «амбициозность».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Евгений Андреевич Куприянов Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 50-58. 
В статье анализируется текущее состояние исследований по вопросам валидности Центров оценки – одного из наиболее популярных методов оценки персонала. Метааналитические исследования дают различные показатели валидности – от 0.28 до 0.63. Приводится анализ причин таких расхождений, а также рассматриваются общие проблемные вопросы анализа валидности Центров оценки.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Лейф Мелин, Филип Лайвенс, Айвен Т. Робертсон
Перев.: Евгений Валентинович Лурье, Татьяна Николаевна Тихомирова (ориг.: Русский) Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 39-49. 
Данное метааналитическое исследование посвящено оценке прогностической критериальной валидности Центров оценки (ЦО). Его цель – обновить ранее полученные исследовательские данные о валидности ЦО. Нами были проанализированы 26 исследований и 27 коэффициентов валидности (N = 5850), связывающие общий оценочный рейтинг (ООР) с рейтингом результативности (РР). Корреляция между ООР и РР после коррекции данных составила 0.28 (95%-ный доверительный интервал = 0.24 ≤ ρ ≤ 0.32). Кроме того, делается предположение, что такая оценка валидности не является окончательной, так как показатели валидности, как правило, зависят от косвенного ограничения дисперсии.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Алла Борисовна Купрейченко, Екатерина Николаевна Молодых Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 24-38. 
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования взаимосвязи оценок организационной культуры и отношения сотрудников к соблюдению нравственных норм делового поведения в организациях. Отношение к соблюдению нравственных норм (ОСНН) делового поведения понимается авторами как один из аспектов отношений нравственности, тесно связанный с моральным поведением. Психологическое отношение к соблюдению нравственных норм представлено в сознании субъекта в виде мотивов, намерений и готовности совершать поступки, связанные с нравственной регуляцией. Объект исследования – сотрудники восьми организаций различных сфер деятельности. Общий объем выборки – 257 человек. В качестве результатов исследования авторами представлена концептуальная модель нравственного компонента организационной культуры. Эмпирически установлено, что основными измерениями культуры, связанными с уровнем ОСНН, оказались стиль управления и стратегические акценты организации. Кроме того, уровень отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения связан с сочетанием в оценках организационной культуры различных ее типов. Так, доминирующее сочетание в оценках реальной организационной культуры кланового и рыночного типов связано со снижением уровня готовности следовать нравственным нормам. Оценки предпочитаемого типа культуры определяются особенностями мотивации сотрудников и также взаимосвязаны с ОСНН делового поведения.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Владимир Артурович Штроо, Сергей Юрьевич Серов Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 8-23. 
В статье обсуждается роль эмоционального интеллекта в переговорном процессе. Результативность переговоров рассматривается здесь в двух аспектах – с одной стороны, как индивидуальная успешность, а с другой – как общая, двусторонняя эффективность. Для проверки гипотезы о наличии положительной связи между индивидуальной мерой выраженности (уровнем) эмоционального интеллекта участников и успешностью/эффективностью переговоров реализован квазиэкспериментальный план эмпирического исследования с помощью ролевой игры «Переговоры». Полученные результаты в целом свидетельствуют о подтверждении гипотез. Вместе с тем обнаружены факты, требующие более глубокого изучения. В частности, оказалось, что в переговорных парах, состоящих из участников с различным уровнем эмоционального интеллекта (выше и ниже среднего по группе), эффективность переговоров в целом столь же низка, как и в парах участников с одинаково низким уровнем эмоционального интеллекта.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-08-2011
Владимир Артурович Штроо Организационная психология (электронный журнал). 2011.  № 1. С. 5-7. 
Перед вами первый номер нового электронного научного журнала «Организационная психология». Даже не прочитав ни одной статьи из него, вы можете заметить, что данный журнал отличается от традиционных академических психологических журналов как минимум по двум параметрам. Во-первых, он является специализированным, поскольку посвящен отдельной отрасли психологии – организационной психологии, в то время как большинство отечественных научных журналов по психологии являются мультидисциплинарными. Во-вторых, данный журнал полностью электронный, изначально не существует его бумажной версии. Именно в этих отличительных особенностях мы видим самое большое преимущество журнала.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Евгений Григорьевич Ясин, Надежда Михайловна Лебедева Форсайт. 2009.  Т. 3. № 2. С. 16-26. 
В статье ставится вопрос о влиянии культуры (базовых ценностей, менталитета) на отношение к инновациям. Приводятся данные об инновационной активности России в сравнении с другими странами и результаты кросскультурных исследований связи культурных ценностей (по Ш. Шварцу) и отношения к инновациям в России и Канаде. Анализируются результаты исследований социально-психологической базы инноваций и инновационного климата в России. Предлагаются рекомендации по преодолению культурного и психологического барьеров на пути инновационного развития России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Наталья Львовна Иванова, Томас Мортон Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 3. С. 89-102. 
В статье рассматривается новый для сферы государственного управленияподход психологического анализа организаций на основе обращения к понятию социальной идентичности (в англоязычной литературе – social identity approach).Рассматривается развитие данного подхода в психологии, возможности его при-менения в изучении межличностных и межгрупповых отношений в организации.Приводятся примеры изучения проблем лидерства, стрессов, а также различныхаспектов деятельности организации на основе психоанализа, используемого в ис-следованиях А. Хаслама и его коллег, а также отечественных ученых.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-11-2010
Борис Геннадьевич Ребзуев
Санкт-Петербург: АНО «ИПП», 2006, 160 с.
Настоящее пособие ставит своей целью сформировать у будущего практического психолога представление о трудовой мотивации и ознакомить его с диагностическими инструментами и подходами к изменению трудовой мотивации работников. В качестве основного инструмента измерения трудовой мотивации рассматривается «Стандартизованное мотивационное интервью» (СМИ), выявляющее большинство известных организационных факторов, способных подавлять или усиливать мотивацию работников. В основу пособия положены материалы учебного курса, читающегося на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И.Герцена в рамках специализации «Психология управления».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-11-2010
Владислав Доминяк
Санкт-Петербург, 2006

Цель  данного  исследования  –  разработать  и  проверить модель  развития организационной  лояльности, основанную  на  концепции реализации ожиданий.  Объект исследования: сотрудники различных российских организаций и  предприятий.  В  исследовании  приняли  участие  822  чело

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-11-2010
А.Б. Купрейченко
Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008, 571 с.
Книга является первым отечественным исследованием соотношения психоло‑ических феноменов доверия и недоверия — особенностей их формирования, детерминации, структуры и социально‑психологических функций. Впервые доверие и недоверие рассматриваются как свойства самоопределяющегося субъекта в контексте более общей проблемы нравственно‑психологической регуляции социальной активности личности и группы. В ходе исследования определено место доверия и недоверия в системе феноменов и понятий, в частности, описана роль доверия в формировании психологической дистанции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-10-2010
Сергей Алексеевич Липатов Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. . 1997.  № 4. С. 55-65. 
В статье рассматриваются теоретические представления об организационной культуре. В самом общем виде можно выделить два способа использования данного понятия:  1) культура как одна из организационных подсистем наряду с технологической, административной и т.д., которая выполняет функции адаптации организации к окружающей среде и идентификации ее сотрудников; 2) культура как то, чем организация является. Так же описываются частные модели организационной культуры (концепция Харриса и Морана, концепция Шейна) и проблемы её диагностики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-10-2010
Сергей Алексеевич Липатов Мир психологии. 2004.  № 3. С. 116-122. 
В статье ставится проблема организационных представлений, т.е. представлений работников о своей организации. Всякая организация является группой людей, следовательно, она может рассматриваться и через совокупность мыслей и представлений своих членов. Рассматривая восприятие и познание в качестве необходимых функций системы, а организацию — как систему (группу), можно говорить, что организация в целом «воспринимает» и «мыслит».  Закономерно возникает вопрос, как организация (в первую очередь ее руководство) собирает и интерпретирует информацию о внешнем окружении и внутренней среде. Область исследований, посвященная тому, как люди познают свою организацию и действуют в соответствии с результатами этого познания, была названа в литературе «организационным социальным познанием». Автор связывает организационные представления с понятием «организационная культура», рассматривая его как совокупность как систему коллективных представлений о нормах, ценностях, способах поведения, принимаемых и разделяемых членами организации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-10-2010
Сергей Алексеевич Липатов Мир психологии. 1999.  № 3. С. 106-112. 
В статье понятие «организационная культура» анализируется с социально-психологической точки зрения. Специфика социально-психологического подхода заключается в том, что он концентрирует свой анализ на организационной культуре как на внутренней, психологической категории. Социальную психологию интересует в первую очередь то, как элементы организационной культуры отражаются в сознании членов конкретной организации. Таким образом, культура организации может пониматься и интерпретироваться с точки зрения концепции «социальных представлений». На основании такого понимания организационной культуры автором предлагается модели для социально-психологической диагностики организационной культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-10-2010
Борис Геннадьевич Ребзуев Психологический журнал. 2006.  Т. 27. № 2. С. 44-59. 
Изучалась модель аффективной преданности, зарекомендовавшая себя не только хорошо валидизированным конструктом, но и важным, надежным предиктором абсентеизма, текучести, продуктивности и организационного гражданского поведения. Достоверность проверявшейся четырехслойной модели Райта и Рорбафа (2001) подтвердили результаты опроса 198 работников 10 государственных и частных организаций Санкт-Петербурга. Измерениями контекста работы, психологического климата, характеристик работы и трудового стимулирования объяснялось почти 50% дисперсии оценок аффективной преданности (R 2 = 0.48). Данные проверочных тестов показали, что полученная модель характеризуется хорошим качеством.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-10-2010
Владимир Артурович Штроо Журнал практического психолога. 2000.  № 5-6. С. 79-87. 
В статье описываются несколько подходов к определению позиций и стратегий работы психолога в организациях. Ролевой подход описывает пространство контракта как формы организации профессиональной деятельности психолога, использовать ролевое кольцо. С точки зрения структурного подхода позиция организационного психолога определяется по тому месту, которое он занимает в структуре организации, т.е. психолог может находиться во внутренней или внешней позиции по отношению к организации. Функциональный подход описывает позиции психолога по отношению непосредственно к Клиенту. Наиболее устоявшимися в культуре позициями психолога в его работе с клиентом являются: Эксперт, Учитель и Консультант.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-10-2010
Владимир Артурович Штроо Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007.  Т. 4. № 1. С. 151-157. 
Целью данной статьи яв­ляется исследование возможностей переноса проблематики защитной активности группы в организационный контекст с опорой на накоплен­ный за последние два десятилетия теоретический и эмпирический мате­риал в зарубежной и отечественной социальной психологии. В статье рассматривается понятие «организационная защита», описываются организационные защитные практики и механизмы, обосновывается связь между организационной культурой и защитной активностью, демонстрируемую как самой организацией, так и отдельными группами вну­три нее.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 05-10-2010
Владимир Артурович Штроо Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические Науки. 2009.  № 4. С. 50-60. 
В статье предлагается новая трактовка организационной целостности и осуществляется ее анализ на различных уровнях: экономическом, организационно-управленческом и социально-психологическом. В контексте социально-психологического анализа целостности организации обосновывается идея существования адекватных и неадекватных (защитных) способов ее сохранения.
ресурс содержит прикрепленный файл