Эксоцман
на главную поиск contacts
Организационная психология (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 134

Опубликовано на портале: 05-10-2010
Борис Геннадьевич Ребзуев Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009.  Т. 6. № 1. С. 3-57. 
Целью этой статьи являлась разработка широкого конструкта трудового поведения и инструмента, измеряющего один из трех его типов, экстраролевое поведение. Итоговая 12-пунктовая шкала охватывала три измерения экстраролевых действий: совершенствование выполнения, сверхурочное выполнение и помощь коллегам. В дополнение была также разработана 4-пунктовая шкала эффективности работы, охватывающая измерения качества работы и продуктивности работы. Коэффициенты надежности обеих шкал составляли 0.84 и 0.76 соответственно. Конфирматорные факторные анализы показали удовлетворительное соответствие их факторных структур эмпирическим данным. Проверка конструктной валидности показала, что обе шкалы обладают приемлемой конструктной валидностью. Обсуждаются возможности применения обоих инструментов в будущих эмпирических исследованиях.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-04-2010
Аркадий Ильич Пригожин Общественные науки и современность. 2010.  № 2. С. 126-139. 
В окончании статьи (начало см. «ОНС»,2010,№ 1) автор сосредоточил внимание на таких темах, как: возможна ли смена ценностей? что есть рефлексия – узнавание себя? что такое ценностная рефлексия? Эти вопросы подводят к анализу таких тем, как смысл жизни, роль индивидуальных особенностей понимания его в текущей деловой культуре и практике. Выделяются различные психотипы личностей и рассматривается их влияние на развитие различных деловых ситуаций.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 24-04-2007
Paul M. Muchinsky
Санкт-Петербург: Питер, 2004, 539 с.
В данном учебнике рассматриваются такие теоретические и практические проблемы индустриальной и организационной психологии, как история развития этой области, методы исследования, кадровые решения, анализ профессиональной деятельности, профессиональное здоровье и мотивация и многое другое. Теоретические положения сопровождаются примерами, взятыми из практики многочисленных учреждений и фирм, в которых работал автор. Хорошо написанная, отвечающая современным запросам, эта книга будет интересна не только студентам и преподавателям данной области психологии, но и всем, кто занимается предпринимательством или связан с руководящей деятельностью.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 24-04-2007
Леонид Вячеславович Винокуров
Санкт-Петербург: Питер, 2001, 512 с.
Книга представляет собой первую хрестоматию по психологии работы с персоналом. Фрагменты первоисточников, включенные в издание, отражают базовые направления научно-практической деятельности отечественных специалистов в сфере психологического обеспечения различных аспектов и процессов индивидуальной и групповой работы с персоналом, особо востребованных практикой реального производства в последние десятилетия. Хрестоматия предназначена не только для студентов и преподавателей факультетов психологии. С точки зрения получения основных теоретических и методических сведений о психологической специфике работы с персоналом книга окажется полезной для организаторов производства, профессиональных менеджеров, кадровых работников организаций, психологов-практиков, а также всех кто заинтересован в применении достижений психологии с целью увеличения профессионального ресурса персонала организаций
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 24-04-2007
Анатолий Леонидович Свенцицкий
Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 1999, 224 с.
В учебном пособии излагаются основы психологии управления хозяйственными организациями. Рассматриваются вопросы регуляции поведения личности в организации, деятельности руководителя, а также структура и динамика внутриорганизационных отношений. Книга предназначена для студентов высших учебных заведений и слушателей спецфакультетов, изучающих курс психологии управления (менеджмента)
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 12-02-2007
Пособие посвящено актуальной проблеме делового взаимодействия и организационного поведения — самопрезентации, а также обучению самопрезентации — новой предметной области психологической теории и практики. Пособие дает наиболее полное представление о состоянии психологического знания в данной области, а также помогает в поиске и выборе наиболее эффективного инструментария для дальнейшей профессиональной практической работы.
Рассматриваются в исторической перспективе существующие на сегодняшний день теоретические подходы к самопрезентации, проводится их сравнительный анализ, приводится обзор зарубежных и отечественных эмпирических исследований самопрезентации и ее обучения, анализируются стратегии, тех# ники самопрезентации, а также методы обучения самопрезентации. Приводятся примеры наиболее эффективных учебных упражнений и программ.
Для студентов и аспирантов-психологов, преподавателей психологии, а также практикующих тренеров и психологов-консультантов.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-02-2007
Пособие посвящено актуальной проблеме делового взаимодействия и организационного поведения — самопрезентации, а также обучению самопрезентации — новой предметной области психологической теории и практики. Пособие дает наиболее полное представление о состоянии психологического знания в данной области, а также помогает в поиске и выборе наиболее эффективного инструментария для дальнейшей профессиональной практической работы. Рассматриваются в исторической перспективе существующие на сегодняшний день теоретические подходы к самопрезентации, проводится их сравнительный анализ, приводится обзор зарубежных и отечественных эмпирических исследований самопрезентации и ее обучения, анализируются стратегии, техники самопрезентации, а также методы обучения самопрезентации. Приводятся примеры наиболее эффективных учебных упражнений и программ. Для студентов и аспирантов-психологов, преподавателей психологии, а также практикующих тренеров и психологов-консультантов.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь в Издательский дом ГУ-ВШЭ: http://id.hse.ru/index.php?page=prodaja
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-11-2006
Наталья Викторовна Волкова Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 142-147. 
Автор представляет результаты качественно-количественного изучения карьерных стратегий молодых специалистов, получивших экономические специальности в государственных вузах города Бийска (Алтайский край) в 2001-2003 годы. Базой анализа выступают данные конкретного исследования, проведенного автором в 2005 году среди молодых специалистов, окончивших Бийский технологический институт (80 человек) и Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина (30 человек). Для проведения статистического анализа выделены две зависимые переменные: величина оплаты труда и должностная категория (руководитель, специалист, служащий). Предполагалось, что значения этих переменных определяются уровнем образования и эффективностью "накопления" профессионального потенциала (приводятся результаты факторного анализа). Иерархический кластерный анализ позволил выделить три кластера молодых специалистов. Это "карьеристы" (не оформлялись по распределению на гарантированное место работы, предпочли выбрать предприятие с высокой оплатой труда, заняв в нем должность специалиста) "экспериментаторы" (оказались склонны к смене места работы и видов деятельности) и "консерваторы" (трудоустроились на гарантированное вузом место работы, где проходили практику). Как показали результаты расчетов, "экспериментаторы" наиболее успешны в плане нахождения "доходных" мест работы; наименее успешны в этом отношении "консерваторы".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-07-2006
John R. Schermerhorn, James Hunt, Richard N. Osborn
Изд-во: Питер, 2004, cерия "Классика MBA", 640 с.
Книга поможет справиться с проблемами, стоящими перед организациями и работниками в начале двадцать первого века. Кроме фундаментальных основ организационного поведения, рассмотрено современное состояние быстроразвивающихся организаций, которые сталкиваются с неопределенностью, постоянными изменениями и испытывают воздействие высоких технологий. Книга предназначена для руководителей предприятий, менеджеров, студентов, занимающихся по программе МВА. Рекомендовано Экспертным советом Министерства образования РФ по программам "Мастер делового администрирования" в качестве учебника для слушателей, обучающихся по программам "Мастер делового администрирования".
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 30-06-2006
Анатолий Викторович Карпов
Москва: Гардарики, 2005, 584 с.
Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории - управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности. Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя - субъекта управленческой деятельности (психические процессы - восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению. Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 23-06-2006
Джон Макгрегор Социологические исследования. 1995.  № 1. С. 146-151. 
Известный специалист в области промышленного менеджмента и индустриальной психологии делится соображениями относительно оптимального использования человеческого потенциала в соответствии с организационными требованиями того или иного вида производственной деятельности. По его мнению, управление посредством приказа и контроля в современных условиях бессильно обеспечить эффективную мотивацию у людей к труду, направляющую их усилия на цели производства. Сущность же управления предприятием состоит в правильной мотивации персонала, учитывающей физиологические, социальные и эгоистические потребности работника, а главное – его потребность в самореализации.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-04-2006
М.В. Плотников Общественные науки и современность. 2006.  № 3. С. 132-148. 
Основная идея статьи состоит в том, что социальные нормы организаций оказывают существенное влияние и на идентичность личности их сотрудников. Чем сильнее давление организационных норм на человека, то есть чем более жестко они предписывают ему необходимость тех или иных действий, тем сильнее и глубже деструкция его индивидуальности. При этом сильные корпоративные культуры не повышают эффективность организаций, а напротив, существенно снижая их способность к качественным изменениям и критической рефлексии, ведут их к "эволюционной немощи" – такое образование само погибает там, где могла бы погибнуть лишь гипотеза.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-03-2006
Анастасия Дмитриевна Чанько Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 4. С. 29-54. 
В статье представлен анализ результатов пилотажного исследования организационной культуры восьми российских компаний. Исследование предусматривало массовые опросы разных категорий персонала организации (топ-менеджмента, линейного менеджмента, сотрудников) по вопроснику OCAI К. Камерона и Р. Куинна. Проведено сравнение данных российских компаний с усредненными культурными профилями, полученными авторами методики при анализе зарубежных компаний. Акцентируется внимание на сведениях, позволяющих определить задачи практических исследований, адекватные диагностическим возможностям вопросника OCAI.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-02-2006
Николай Иванович Дряхлов, Евгений Андреевич Куприянов Социологические исследования. 2002.  № 12. С. 87-92. 
В статье анализируется опыт того, как разрешаются проблемы соответствия эффективности деятельности сотрудника и размера получаемого вознаграждения. В качестве основы для сравнения берется система "Pay for Performance", применяемая в Европе, США и в особой форме в Японии. Под "Pay for Performance" понимается использование гибких способов оплаты труда, при которых вознаграждение работника зависит от индивидуальных и групповых различий в выполнении деятельности. Рассматриваются следующие типы гибких схем оплаты труда: комиссионные, денежные выплаты за достижение поставленных целей, специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности работника, программы разделения прибыли, акции и опционы на их покупку. Согласно авторам статьи, для эффективного применения названных методов компания должна выполнять оценку организационной культуры, анализировать ситуацию на рынке, быть оперативной, стремится к долгосрочности внедряемых программ, наделять менеджеров полномочиями, не бояться экспериментировать. В статье подробно рассматривается множество нематериальных видов вознаграждения: льготы, материальные нефинансовые вознаграждения, общефирменные мероприятия, "вознаграждения-признательности", вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника или изменением рабочего места.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-01-2006
Наталья Николаевна Могутнова Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 130-136. 
Отмечается, что в отечественной литературе не сложилось четкого и однозначного определения значения понятия корпоративной культуры. Дается пояснение, что термин "корпоративный" происходит от латинского "corporatio" - объединение, сообщество. Автор, к сожалению, не уточняет, что он позднелатинский и в него входят слова: corpus – составляющая единое целое совокупность, и ratio – расчет, разум, мышление. Корпорация в исходном значении термина — это совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели. Не случайно А. Файоль рассматривал укрепление и поддержание «корпоративного духа» как базовый принцип управления предприятием. С опорой на работы профессора В.В. Щербины проводится систематизация различных направлений, сформировавшихся в изучении организационной культуры. Автор выделяет среди них две большие группы – прагматический и феноменологический подходы «в соответствии с их общим отношением к роли культуры в изменении и развитии организаций и повышении эффективности их деятельности» (с. 131). Особенность прагматического подхода – ориентация на управление корпоративной культурой (это подразумевает, что ее формирование и изменение исходит от руководителей и создателей организации). При феноменологическом подходе корпоративная культура понимается как система ценностей и представлений, задающая рамки индивидуального поведения членов организации. Отмечается, что большинство исследований в настоящее время ведется в русле прагматического направления. Автор обосновывает ту точку зрения, что корпоративная и организационная культура представляют собой самостоятельные феномены и что эти понятия не следует отождествлять. Выделены функции корпоративной культуры и предложено авторское видение ее структуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-06-2005
Николай Петрович Макаркин, Олег Борисович Томилин, Александр Владимирович Бритов Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 152-162. 
Успех деятельности любой организации, действующей в рыночной среде, в значительной степени определяется уровнем ответных реакций на вызовы внешнего мира. Состояние такой активной позиции зависит от перманентных изменений форм и методов своей деятельности. В мировой практике общеприняты следующие направления изменения деятельности организации: введение менеджмента всеобщего качества (TQM), сокращение размеров организации и реинжиниринг. Однако масштабные исследования состояния организаций, работающих в разных сферах человеческой деятельности, показывают, что значительные усилия, как интеллектуальные, так и материальные, по реализации приведенных выше направлений изменений оказываются в большинстве случаев (около 70 %) безрезультатными. В статье определяются основные понятия, касающиеся феномена организационной культуры, рассматривается методика построения профиля организационной культуры, а также применения предложенной методики и полученные результаты.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-06-2005
Мария Евгеньевна Липатова Социологические исследования. 2001.  № 12. С. 130-133. 
Автор рассматривает различные определения карьеры. За образец берется опыт карьерных продвижений в компаниях Японии и США – странах с разной культурой, образом жизни, ценностями и организацией производства. Рассматриваются принципы, определяющие должностные продвижения и замещения внутри организационной структуры американских и японских компаний.
ресурс содержит прикрепленный файл

Лидерство [книги]
Опубликовано на портале: 29-03-2005
Александр Николаевич Дятлов, М.В. Плотников
2004
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 29-03-2005
Евгений Борисович Моргунов
Москва, 2004
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него