Эксоцман
на главную поиск contacts
Организационная психология (подробнее...)
Всего публикаций в данном разделе: 134

Опубликовано на портале: 21-04-2004
Евгений Борисович Моргунов
Москва, 2003
Данное методическое пособие представляет собой новый технологический продукт. Содержит девять лекций по организационной психологии, представленных в виде готовых презентаций в формате ppt. Пособие предназначено исключительно для преподавателей организационной психологии. Позволяет проводить лекции более эффективно и зрелищно. Общий объем подготовленных презентаций (151 слайд) достаточен для прочтения курса объемом 20-26 аудиторных часов. Курс предполагает наличие в аудитории компьютера и соединенного с ним мультимедийного проектора. Данное методическое пособие разработано специально для портала "Экономика, социология, менеджмент".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-03-2004
Учебник включает обширный материал по организации, планированию, этике и психологии управленческого труда. В нем широко использован отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента и управления персоналом. Особое внимание уделено вопросам практического применения знаний, умений и навыков управления в различных производственных ситуациях: этике и психологии во взаимоотношениях с руководителями и подчиненными, культуре речи, планированию рабочего и свободного времени, организации и проведению деловых совещаний и бесед, применению современных средств техники управления. Рассматриваются психологические особенности малых групп.

Опубликовано на портале: 04-03-2004
Евгений Борисович Моргунов Управление персоналом. 2001.  № 4.
Обсуждаются методологические тенденции в организационной науке, связанные с рассмотрением организационных реалий сквозь "призму" психологической науки. Появились целые направления исследований с самоназваниями: обучающиеся организации, креативные организации, адаптирующиеся организации. По мнению автора, во многом такой подход перспективен и эвристически полезен, но у него есть свои ограничения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Организационное поведение [учебная программа]
Опубликовано на портале: 23-02-2004
Сергей Ростиславович Филонович
2000
Курс "Организационное поведение" посвящен особенностям индивидуального, группового и общеорганизационного поведения. Он включает рассмотрение базовых теоретических моделей и практических следствий эффектов организационного поведения для менеджмента.
Настоящий курс тесно связан со спецкурсами "Общий менеджмент", "Профессиональные навыки менеджмента", "Организационная конфликтология". Часть материала, обычно рассматриваемого в организационном поведении, перенесена в указанные курсы, что позволяет избежать повторов и подробнее рассмотреть этот материал.
В отличие от курса "Организационное поведение в школах бизнеса", имеющего практическую ориентацию, в данном курсе акцент делается на методологические основания и экспериментальную проверку моделей и теорий.
Структура курса, в целом, отражает западные традиции преподавания данной дисциплины, однако в нем широко представлены российские кейсы;использованы также материалы российской деловой прессы и опыт управленческого консультирования. Слабее представлены российские исследовательские материалы, касающиеся организационного поведения, ввиду их ограниченности.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется на основе рассмотрения конкретных ситуаций. Курс заканчивается письменным экзаменом, который включает ответ на теоретический вопрос, ответы на вопросы с множественным выбором и разбором конкретной ситуации.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-01-2004
Dianne S. Lewis Leadership and Organization Development Journal. 1996.  Vol. 17. No. 1. P. 12 - 19. 
В статье дается критический обзор литературы об организационной культуре - от концепции организационного развития до современного интереса к TQM (тотальное управление качеством). В ходе анализа выявляется связь между тремя понятиями - организационной культурой, организационным развитием TQM. Данная статья представляет собой первую часть обзора, в которой сосредоточены материалы по определению понятия организационной культуры и методам ее изучения, диагностики и измерения (тематика раннего периода). Литература об организационной культуре пошла многими путями с тех пор, как предмет изучения, обозначенный как культура корпорации, впервые возник в Business Periodicals Index в 1982 г. Д. Льюис выбрала только наиболее репрезентативные образцы концепций. В статье детально рассмотрена связь понятия организационной культуры с традиционной моделью организационного развития как запланированного изменения, которое концентрируется на достижении благополучия персонала и эффективности организации без разрыва с ее естественным жизненным циклом. С возникновением интереса к изменению организационной культуры теория организационного развития включила в себя данное понятие. Автор разделяет представление Э. Шейна об организационной культуре как базовых представлениях об организации, которые разделяются ее персоналом. Это идеационалистское понимание культуры окрашивает, по признанию автора, большую часть ее анализа литературы. Особенно это заметно при обзоре литературы, посвященной проблемам изучения, диагностики и измерения культуры. Кроме самого понятия культуры, исследователей интересовали способы ее диагностики. Предлагаемые в литературе техники диагностики очень сильно отличаются друг от друга, но почти все они включают исследование поведения. Однако поведение не всегда является точным индикатором ценностей и лежащих за ним представлений. Автор высказывается против бытующей в литературе упрощенной и однозначной интерпретации поведения. По ее мнению, техники диагностики должны быть глубже, чем простое наблюдение поведения или анализ и классификация ответов на вопросы. Есть предложения использовать для диагностики культуры построение ее профиля, однако, по мнению автора, эти методы дают неполную информацию об организационной культуре, а, главное, не могут вскрыть ее сущность. Интересными для Льюис представляются методы, позволяющие установить неосознаваемые членами организации представления - феноменологические и этнографические методы. По ее мнению, эти методы являются наиболее успешными для точного раскрытия культуры конкретных организаций.

Опубликовано на портале: 11-12-2003
Denise Rousseau Group and Organization Studies. 1990.  Vol. 15. No. 4. P. 448 - 460. 
В статье профессора Школы менеджмента Келлога при Северо-западном университете штата Иллинойс (США) Д. Руссо описано исследование нормативных убеждений в 32 отделениях Общенациональной добровольной организации обслуживания. 236 штатных сотрудников попросили заполнить опросник организационной культуры (Organizational Culture Inventory) Р. Кука и Дж. Лафферти. Данные об успехах в области основной деятельности организации (сбор денег на благотворительные нужды) были получены из архивных документов. Руссо смогла показать, что определенные культурные нормы связаны с реальной производительностью так же, как с восприятием работниками ясности ролей, ролевым конфликтом, общей удовлетворенностью и склонностью остаться в организации. В частности, нормативные убеждения, ориентированные на безопасность, были отрицательно связаны с эффективностью деятельности организации и отношением сотрудников к работе, в то время как нормы (культуры), ориентированные на командную работу, были связаны с установками работников позитивно. На основании полученных результатов автор сделала предположение, что эффективное исполнение связано с децентрализацией функции принятия решений, постановкой ясных и четких целей исполнения, наделением работников полномочиями.(С.А. Липатов)

Опубликовано на портале: 25-11-2003
Michael Drafke, Stan Kossen
New Jersey: Pearson Education, 2002, 8-е изд., 528 с.
The Human Side of Organizations excites readers studying organizational behavior, human relations, or industrial psychology.

It is more important than ever before that everyone understand organizational behavior, As organizations change, so must we. Organizational trends continue to change quite rapidly.

Practical materials for dealing with change:
- Communication methods
- Current organization structures
- Time and self-management
- Job satisfaction, including external and internal factors
- Business etiquette
- Reality Check focus boxes
- Trends, including downsizing and outsourcing
- Internet addresses for key topics
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)

Опубликовано на портале: 09-10-2003
Светлана Викторовна Кинарская
Научный руководитель: Владимир Георгиевич Асеев
Оппоненты: Татьяна Федоровна Базылевич, Валентина Александровна Розанова
Организация: Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС)
Москва, 2000
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук (специальность 19.00.13 - психология развития, акмеология).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 09-08-2003
Татьяна Сергеевна Кабаченко
2000
Курс "Организационная психология" предназначен для слушателей, специализирующихся в области психологии труда, психологии управления, а также психологического консультирования в сфере управления персоналом. Особенностью настоящего курса является его преимущественная ориентация на лиц, имеющих определенный запас общепсихологических знаний и представлений, но недостаточно знакомых с теорией управления. В связи с этим специально не обсуждаются общепсихологические аспекты таких феноменов как потребности, мотивация, функциональные состояния, деятельность, стиль деятельности и т.д., в то время как определенная часть курса посвящается рассмотрению основных понятий и положений, связанных с феноменом организации (управления, управленческих функций, методов управления). Основная цель курса - формирование у слушателей системных представлений о психологических закономерностях функционирования организации, раскрытие специфики использования психологического знания при исследовании организаций, формирование у слушателей навыков анализа психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности деятельности персонала организации.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Организационная психология [учебная программа]
Опубликовано на портале: 07-05-2003
Евгений Борисович Моргунов
Рассмотрены психологические концепции коммуникации, лидерства, интеракции, конфликта с точки зрения их встречаемости в организационной жизни. Курс содержит ролевые и деловые упражнения, рассмотрение кейсов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 28-02-2003
Анатолий Николаевич Занковский
Москва: Флинта, МПСИ, 2003
В книге обобщены достижения современной организационной психологии, прослежена история ее становления как научной дисциплины, рассмотрены разнообразные примеры решения организационно-психологических проблем в реальных организациях. Обосновывается новый подход, согласно которому психологические проблемы в организации рассматриваются в контексте организационной власти базового организационного процесса, обеспечивающего устойчивую приоритетность общей цели организации над индивидуальными целями работников.
Книга рекомендуется для студентов высших учебных заведений, слушателей школ бизнеса, а также учащихся колледжей. Менеджеры-практики, специалисты по консультированию, отбору персонала и организационному развитию смогут найти в этой книге рекомендации и ответы на многие вопросы, с которыми они постоянно сталкиваются в своей работе. Книга будет интересна и самому широкому кругу читателей
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-02-2003
Edgar Schein
London: Prentice-Hall, 2003
Изданная впервые в 1965 г.,неоднократно переделывалась автором в соответствии с результатами исследований, появившимися в специальной литературе.
Рассмотрены три основные темы: менеджерские представления о природе человека; психологический контракт и организация как динамическая, открытая, борющаяся и развивающаяся система.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-02-2003
Татьяна Сергеевна Кабаченко
Москва: Педагогическое общество, 2003
Дополненный вариант учебного пособия "Психология управления". Главное внимание уделено психологическим проблемам и явлениям, возникающим в сфере управления, психологическим причинам снижения эффективности деятельности руководителя.
Представлен анализ практических проблем психологии управленческой деятельности, связанных с психологическими аспектами принятия управленческих решений, управленческого взаимодействия, подбора, расстановки и аттестации руководителей.
Предназначено для преподавателей вузов, студентов-психологов, аспирантов, специализирующихся в области психологии труда, психологии управления, для исследователей, разрабатывающих проблемы организационной психологии, а также для психологов, практикующих на предприятиях, фирмах, занимающихся подготовкой и консультированием руководителей.

Обновлено: 19-12-2011

План предполагает наличие у обучаемых высшего образования, рассчитан на 1-2 года обучения. По окончании выдается Диплом о профессиональной переподготовке МГУ им. М.В.Ломоносова. В ресурсе имеются ссылки на полные тексты программ читаемых курсов. Основные специализации: управление персоналом и психологическое консультирование.