Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 485

Опубликовано на портале: 14-07-2010
В.Г. Долина Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2007.  № 1-2. С. 69-77. 
В статье показана роль школы «морального чувства» в пересмотре классического образа морального закона: смена его концепции традиционно связывается с именем Канта, хотя еще британские моралисты подчеркивали нравственную ценность самих добродетелей безотносительно к их результату как цели. Не умаляя роль Канта, следует признать, что во многом именно британская школа «морального чувства» выступила своеобразной предтечей этической теории Канта. Однако в философии Канта все вышеуказанные проблемы были сформулированы в жесткой и категорической форме. Он обнажил эти вопросы, благодаря чему они оказались в центре внимания и во многом определили дальнейшее развитие нравственной философии, в то время как в британской философии «морального чувства» они оказались не столь ярко выраженными, что послужило очевидным препятствием для ее признания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-07-2010
А.В. Дьяков Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2007.  № 1-2. С. 61-68. 
Статья представляет собой опыт компаративного сравнения философских концепций Ф. Ницше и М. Фуко. Автор анализирует такие определяющие концепты, как «воля к власти», «воля к истине», «забота о себе», показывая функционирование ницшеанских идей в этической философии Фуко. Особое внимание уделяется трансформации «генеалогии морали» в методологию генеалогического исследования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-07-2010
Б.В. Марков Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2007.  № 1-2. С. 5-33. 
В статье рассматривается эволюция концепта «понимания» в философских системах Г.Г. Гадамера. М. Хайдеггера и Ж. Деррида. Автор акцентирует важность «понимания» для исследования проблемы коммуникации и анализа властных отношений, показывая трансформации философии в жоху господства масс-медиа.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-07-2010
Ричард Рорти, Сантьяго Забала, Джанни Ваттимо Логос. 2008.  № 4. С. 93-110. 
Разрыв с метафизическим Логосом — это во многом то же самое, что и прекращение стремления к силе и готовность довольствоваться любовью. Постепенное движение христианства в последние столетия в сторону социальных идеалов Просвещения — это признак постепенного ослабления поклонения Богу как силе и постепенной замены его поклонением Богу как любви.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-07-2010
Игорь Давидович Джохадзе Логос. 2008.  № 4. С. 67-92. 
Противопоставление атеизма как материалистического мировоззрения религиозности как своего рода идеализму столь основательно укоренилось в парафилософии наших дней, что не оспаривается уже и философами, более того — рассматривается как нечто само собой разумеющееся. Если человек отрицает бога и доказывает, что вера не является адекватным инструментом познания мира, его называют материалистом. Напротив, людей религиозных, руководствующихся принципом credo quia absurdum est, считают закоренелыми идеалистами.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-07-2010
Славой Жижек Логос. 2008.  № 4. С. 55-66. 
В сентябре 2006 года папа Бенедикт XVI вызвал недовольство в мусульманских кругах, процитировав печально известные строки византийского императора XIV века: «Покажи мне, что нового принес Мухаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-07-2010
Джон Милбанк Логос. 2008.  № 4. С. 33-54. 
Было время, когда никакого «светского» (секулярного) не существовало. И светское не было чем-то латентным, ждущим своего часа, чтобы в тот момент, когда сакральное ослабило свою хватку, заполнить все больше пространства паром «чисто человеческого». Вместо этого существовало единое пространство христианского мира с его двойным измерением: sacerdotium (священство) и regnum (царство). Saeculum  же в Средние века -это не пространство или сфера, но время — интервал между грехопадением и эсхатоном.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-07-2010
Александр Кырлежев Логос. 2008.  № 4. С. 28-33. 
Предлагаемый вниманию читателей текст Джона Милбанка — первая публикация этого автора на русском языке. Текст представляет собой фрагмент (точнее первую главу) одной из тех книг, которые, однажды появившись, занимают прочное место в номенклатуре издателей и книгопродавцев, в научных библиографиях и учебных курсах.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-07-2010
Дэниэл Дэннет Логос. 2008.  № 4. С. 3-27. 
Большинство людей верит в веру в Бога, даже те, что сами неспособны верить в Бога (все время). Почему они верят в это? Ответ очевиден: они хотят быть добродетельными. То есть они хотят вести добродетельную и осмысленную жизнь, и они желают этого другим, не видя никакого иного способа, как это можно сделать, помимо служения Богу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-07-2010
Андрей Дмитриевич Майданский Логос. 2009.  № 1. С. 175-183. 
"Начнем с конца", как советовал Маркс, повествуя о "разложении рикардианской школы". Только наша повесть — о разложении школы ильенковской, она же и есть школа самого Маркса, марксизм в собственном соку. Рикардианской школе наступил конец, когда было утрачено понятие труда как субстанции стоимости. Некоторые ученики Ильенкова пошли дальше: заодно с понятием труда теряли понятия мышления и идеального.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-07-2010
Елена Валентиновна Мареева Логос. 2009.  № 1. С. 163-174. 
В наиболее развернутом виде критика позитивизма представлена в последней книге Э. В. Ильенкова . Речь в ней о противостоянии В. И. Ленина второму позитивизму. Современник Ильенкова постпозитивист К. Р. Поппер начинал с критики представителей третьего — логического — позитивизма. В статье "Разум или революция?»
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-07-2010
Павел Владимирович Павлов Логос. 2009.  № 1. С. 151-162. 
С середины ХХ века в западной философии доминировали две резко контрастирующие друг с другом исследовательские стратегии: постпозитивистская "философия науки", ориентирующаяся на методы естественных наук, и философская герменевтика, которая равнялась преимущественно на методологию гуманитарных наук ("наук о духе"). Мы предлагаем взглянуть на их противостояние под углом зрения диалектико-логических идей Э. В. Ильенкова. Такого рода взгляд позволяет критически осмыслить трудности, с которыми столкнулась западная философия, и высветить реальную силу и действенность классической философской методологии, которую развивал Ильенков.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-07-2010
Сергей Николаевич Мареев Логос. 2009.  № 1. С. 94-111. 
Ильенков никогда не употреблял выражение "философия науки". В те времена оно у нас было не в ходу. Мы чаще употребляли выражение "методология науки". Но это в определенном смысле одно и то же. Во всяком случае, Джон Милль в своей книге о Конте и позитивизме писал так: "Философия науки состоит из двух главных частей: из методовисследования и условий доказательства".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-07-2010
Илья Анатольевич Раскин Логос. 2009.  № 1. С. 74-80. 
Теория идеального — это теория образа, так как идеальное — это всегда, так или иначе, образ. То или иное понимание художественного образа выражает общее понимание.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-07-2010
Андрей Дмитриевич Майданский Логос. 2009.  № 1. С. 63-73. 
Категория идеального образует ось, вокруг которой все время вращалась мысль Э. В. Ильенкова. Идеальное и его феномены он считал единственным настоящим предметом философии. Философия — это наука об идеях и идеальном. Другого предмета у нее нет. Категорию идеального — в разных ее постасях: формы стоимости, личности и таланта, общественных идеалов и, конечно, в ее собственно логической форме — Ильенков и исследовал в течение всей своей жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-07-2010
Эвальд Васильевич Ильенков Логос. 2009.  № 1. С. 6-62. 
"Диалектика идеального" написана Эвальдом Васильевичем Ильенковым в середине 70-х годов. Предлагаемая читателю "Логоса" исходная версия работы ранее не публиковалась. Машинописная копия сохранилась в архиве А. А. Сорокина, которому ее передал сам Ильенков.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Наталья Владимировна Кудрявцева Логос. 2009.  № 2. С. 174-189. 
Когда мы говорим о справедливости как об одной из четырех главных добродетелей классической моральной философии, мы обычно подразумеваем некоторое свойство индивидов, даже если предполагаем, что истолкованная таким образом справедливость имеет непосредственное отношение к социальной справедливости. Вполне можно согласиться с тем, что индивидуализированная справедливость находит выражение в ряде универсальных принципов, которыми индивиды руководствуются в своих суждениях о том, что является правильным, а что нет. Сложнее дело обстоит с определением социальной справедливости, которой, несмотря на множество посвященных ей книг и трактатов, все еще позволяется витать в воздухе так, будто распознать ее в случае появления под силу абсолютно всем.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Алексей Зиновьевич Черняк Логос. 2009.  № 2. С. 151-173. 
В этой статье будет рассмотрена проблема зависимости моральных значений человеческих действий от удачи. Если результат действия имеет положительное моральное значение и достигнут благодаря удаче, оправданно ли говорить, что это моральная удача субъекта действия? Распространенная точка зрения, инспирированная философией морали Нового времени, состоит в том, что моральные значения действий не зависят от удач и неудач. Ведь приписывать удаче реальное влияние на моральную сторону действий можно, только если результат действия или какое-то его последствие не просто не имели бы места без вмешательства удачно сложившихся обстоятельств, но имели бы без этого вмешательства другое моральное значение.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Василий Юрьевич Кузнецов Логос. 2009.  № 2. С. 136-150. 
Каким образом присутствующий текст мог бы указывать сам на себя или, точнее, обозначать свое собственное присутствие? А каким образом он мог бы попытаться скрыть это? Если текстуру текста (этимологически оправданно) уподобить полотну картины, то полная прозрачность (до невидимости) означающего (подобно экрану или окну) прямо доставляла бы означаемое — ситуация, практически недостижимая: посредством языка ничего невозможно представить непосредственно.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Дмитрий Владиславович Иванов Логос. 2009.  № 2. С. 122-135. 
В ХХ столетии в философии сознания доминировали физикалистские теории сознания: логический бихевиоризм, теории тождества, функционализм. Однако в последние десятилетия эта ситуация изменилась. В философии сознания появился ряд аргументов, демонстрирующих ограниченность физикалистских позиций и возможность дуалистических и эпифеноменалистических теорий. Одним из таких аргументов является предложенный австралийским философом Фрэнком Джексоном аргумент знания (the knowledge argument). В настоящей работе я не собираюсь отстаивать физикалистскую или дуалистическую позицию, аргументируя «за» или «против» идей Джексона. Скорее, я попытаюсь выявить, что именно в этом аргументе является угрозой для физикализма. И насколько серьезна эта угроза? О чем идет речь в аргументе знания? Что ускользает от физикализма?
ресурс содержит прикрепленный файл