Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 485

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Ярослав Владиславович Шрамко Логос. 2009.  № 2. С. 96-121. 
В настоящей статье рассматриваются некоторые философские вопросы, непосредственно связанные с понятием истинностного значения и проясняется важность этого понятия для современной логики и философии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Александр Леонидович Никифоров Логос. 2009.  № 2. С. 84-95. 
Как известно, условными контрфактическими называют высказывания, противоречащие фактам, говорящие о том, чего заведомо нет, и выражаемые предложениями, стоящими в сослагательном наклонении. Такого рода высказывания широко используются и в повседневной жизни, и в науке (например, в мысленных экспериментах), и в художественной литературе. В последние десятилетия особенно широкое распространение получили конструкции «Если бы…, то…» в работах историков. Выходят многочисленные исследования, посвященные «альтернативной истории», «экспериментальной истории», «виртуальной истории», «несостоявшейся истории» и т. п. В основе всех этих и иных исследований подобного рода лежит конструкция условного контрфактического высказывания. Поэтому логико-семантический анализ таких высказываний представляется достаточно важным.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Петр Сергеевич Куслий Логос. 2009.  № 2. С. 67-83. 
В философии языка принято выделять имена как отдельный класс терминов, имеющих специфические отличия от всех остальных языковых единиц. Имена, как и многие другие термины, указывают на объекты. Однако, в отличие от других терминов, имена связаны с объектами особым образом. Можно признать, что важная отличительная особенность имен заключается в том, что они являются своего рода ярлыками, указывающими на объекты. Сами по себе они не имеют никакого детерминированного значения. И именно в этом заключается их особенность как указывающих терминов языка, и, видимо, именно поэтому имена, как правило, не входят в толковые словари, а приводятся в отдельных справочниках.  
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Екатерина Вострикова Логос. 2009.  № 2. С. 54-66. 
Предметом обсуждения данной статьи будут некоторые аспекты вопроса о природе знания и обоснования убеждений.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Григорий Константинович Ольховиков Логос. 2009.  № 2. С. 44-53. 
Широко известная работа Э. Геттиера «Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?» посвящена критике нескольких весьма схожих определений знания. Авторы этих определений, упоминаемые Геттиером: А. Айер и Р. Чизольм — принадлежат к так называемой аналитической философии. Неудивительно, что знать значение некоторого термина для них, в соответствии с фрегеанской традицией, означает то же, что знать истинностные условия всевозможных высказываний, содержащих этот термин. Хотя цитируемые Геттиером формулировки этого определения несколько различны по своей словесной форме, и без особых комментариев можно догадаться, что, по сути, они имеют один и тот же смысл.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Евгений Евгеньевич Ледников Логос. 2009.  № 2. С. 37-43. 
Одной из заслуг аналитической философии в середине прошлого века стало то, что она показала, как можно рассуждения философов об онтологической проблематике облечь в достаточно строгую форму. Увы, отечественные онтологи либо не знают этих достижений аналитической философии, либо их не понимают и потому сознательно игнорируют. Но в наше время философ, рассуждающий об устройстве мира исходя из абстрактных философских принципов выглядит достаточно карикатурно. О каком «бытии» сможет говорить философ, если он не будет ссылаться на достижения физики, космологии, биологии и других специальных наук? Поэтому онтологическая проблематика, если она еще имеет право на существование — не поиски «сущего», «субстанции» и ее «акциденций», а проблематика того, как установить, какую информацию об окружающем мире несут современные теории.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010
Всеволод Адольфович Ладов Логос. 2009.  № 2. С. 11-23. 
Несмотря на то что антиреализм стал визитной карточкой всей современной философии, как континентальной, так и аналитической, в данном теоретическом построении обнаруживаются существенные затруднения логического и эпистемологического характера, разрешить которые в рамках самой позиции антиреализма нельзя. По этой причине автор статьи защищает реалистские воззрения, утверждая, что реализм есть единственно возможная непротиворечивая онтоэпистемологическая позиция. В статье обсуждаются основные положения так называемого формального реализма — концепции, которая должна, по мысли автора, стать фундаментом любых последовательных построений в онтологии и эпистемологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-07-2010

Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2010, cерия "Университетская библиотека Александра Погорельского", 192 с.
История европейской философии последних двух столетий небогата примерами продуктивного сотрудничества поверх границ национальных государств. Разумеется, интернационализация философского сообщества усиливается с середины XIX века, принимая форму международных конгрессов и ассоциаций. Да и крупнейшие течения философии — неокантианство, феноменология, логический позитивизм — складывались в результате коллективного творчества мыслителей разных стран. Но, пожалуй, единственным идейным начинанием в области философии, сочетавшим в себе идею наднациональной философии как интеллектуальный проект с ее реализацией в форме общеевропейского сотрудничества, стал «Международный Ежегодник по Философии Культуры», а впоследствии журнал, — «Логос».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-06-2010
Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 258. 
Выпускаемое четырехтомное практически полное собрание сочинений Н.Ф.Федорова (1829-1903), русского религиозного философа, основоположника активно-эволюционной, активно-христианской мысли является первым научным изданием его трудов и осуществляется на основе издания 1906-1913 гг., прижизненных публикаций статей мыслителя в русской периодике, а также неопубликованных материалов к III тому «Философии общего дела».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-06-2010
Евгений Рашковский Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 255-256. 
Биограф и исследователь творчества Бердяева, Александр Цветков, скончался после долгой и мучительной болезни, не дожив каких-нибудь двух декад до двадцати восьми. Жизнь такая краткая, но такая интенсивная и емкая. За недолгие годы своей научной деятельности он фантастически много успел. История отечественной философской культуры будет навечно у него в долгу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-06-2010
Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 238-254. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-06-2010
Владимир Вениаминович Бибихин Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 232-237. 
Едва удерживаешься от того, чтобы вместо рецензии просто делать длинные выписки из книги, так она питательна. На полстраничке «От автора» Вардан Айрапетян отдает главную заслугу «данным русского языка и фольклора», отсылает к работам М.М. Бахтина и В.Н. Топорова и не хочет быть более, чем их учеником.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-06-2010
Александр Феодосиевич Грязнов Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 228-231. 
Рецензируемая книга представляет собой первый том избранных работ американского философа, профессора Гарвардского университета Хилари Патнэма (р. 1926), написанных в последние годы. Включенные в книгу тексты составитель сборника Джеймс Конант относит к области «метафизики», теории ценностей и истории американской философии. Предполагается, что во второй том войдут труды по истории философии, философии науки, по проблемам языка и сознания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-06-2010
Вадим Николаевич Жуков Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 220-227. 
Произведения Константина Николаевича Леонтьева в наши дни активно переиздаются и комментируются, к анализу его творчества обращаются и философы, и писатели. Интерес к Леонтьеву — не мода, продиктованная теми или иными конъюнктурными соображениями; сам факт возрождения интереса к его творчеству отражает пока еще не совсем ясные, но глубинные, внутренние потребности современной духовной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2010
Ирина Вадимовна Хестанова Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 212-219. 
Работы Йохана Хейзинги 1930-х годов: «В тени завтрашнего дня» (1935), «Homo Ludens» (1938), — вышедшие теперь по-русски, а также доклад «Человек и культура» (1938)1 были восприняты современниками как поворотный пункт в его творчестве, поскольку именно с этого времени центр его интересов переносится с исследования прошлых культур на изучение, диагностику современной культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2010
Вячеслав Михайлович Артемов Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 204-211. 
В декабре 1992 г. в Москве, Дмитрове и Санкт-Петербурге состоялась международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Петра Алексеевича Кропоткина. Она была организована Комиссией по научному наследию П.А.Кропоткина, Международным Фондом истории науки, Российским Географическим обществом, Российским гуманитарным университетом и Дмитровским историко-художественным музеем. П.А. Кропоткина помнят и изучают во многих странах мира. В адрес конференции поступили многочисленные приветствия и обращения: от духоборов из Канады1, от Международной ассоциации трудящихся (Германия), Центральной организации шведских рабочих и др. В самой конференции участвовали ученые США и Японии, Великобритании и Нидерландов, Югославии и Израиля, Италии и Польши, Украины и Казахстана.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2010
Евгений Рашковский Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 194-203. 
Конференция на тему «Русская религиозная мысль» происходила 4-6 июня 1993 г. в Мэдисоне, штат Висконсин. Конференция финансировалась Федеральным бюро поощрения гуманитарных знаний (National Endowment for Humanities) и Kemper К. Knapp Bequest'oм (Висконсинский университет); спонсором конференции выступил Висконсинский университет, а ее научными координаторами —историки русской литературы, философии и общественной мысли Ричард Густафсон (Gustafson, Барнард Колледж при Колумбийском университете) и Джудит Дойч Корнблатт (Kornblatt, Факультет славянских языков Висконсинского университета). В конференции участвовали прежде всего ученые из различных университетов и исследовательских центров США, ученые из русского Зарубежья, двое ученых из России (С.Г. Семенова и пишущий эти строки).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2010
Николай Семёнович Лесков Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 183-193. 
Жаль наших православных...» Эти слова Лесков приберег к финалу помещенной ниже статьи, дезавуируя главную свою мишень —Константина Петровича Победоносцева, всесильного обер-прокурора святейшего Синода, уже больше года занимавшего этот пост к ноябрю 1881 г., когда лесковская статья увидела свет. Впрочем, вряд ли среди читателей «Нового времени» — популярной газеты А.С.Суворина, напечатавшей «Безбожные школы...», — в самом деле нашлись недогадливые, нуждавшиеся в разъяснениях, кому, собственно, адресованы упреки автора. Лесков и не разъяснял, но после серии глухих намеков наносил открытый и самый, может быть, чувствительный удар в финале — излюбленный его полемический прием. «Одна газета недавно указала, что «наши раскольники контрабандою молятся». Нам тоже очень жаль «наших раскольников», людей религиозных и трудолюбивых; но еще более жаль наших православных, которые тоже только контрабандою учатся Закону Божию и иначе учиться ему не могут...»
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2010
Сергей Александрович Волков Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 160-182. 
Флоренский никогда не принадлежал никакой партии и, по-видимому, не интересовался политикой и не любил ее. Попросту говоря, он был человеком консервативного склада мысли, видя в противоположном направлении элементы Хаоса, которым считал себя обязанным противостоять во имя Логоса. В 1923 году известный «обновленец» протоиерей А.И. Введенский писал, что «перед самой революцией о. Флоренский поместил на страницах одной из правых московских газет статью, где требовал догматического признания органической связи православия и самодержавия... Полное слияние божеского и человеческого, низведение небесного царя на землю и возведение земного царя на небесный трон. Такого апофеоза не знала, не смела знать Византия. Требование о. Флоренского прозвучало уже тогда, когда даже нечуткое ухо определенно слышало подземные раскаты приближающейся революции».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-06-2010
Теодор Адорно Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 151-159. 
Искусство для Адорно — последняя возможность как-то еще прикоснуться к тому, на выражение чего в принципе не способен понятийный язык, а другого Европа не имеет («Речь о лирике и обществе». Adorno Th. Noten zur Literatur. Bd. I, S. 77). Но само искусство должно для этого сначала очиститься от изобразительства. «Обмирщенно-теологический запрет на изображения», как называют эстетический максимализм Адорно (Hubig Chr. Dialektik der Aufklärung und neue Mythen. In: Philosophie und Mythos. В., N.Y., 1979, S. 231), призван не дать художнику ни на минуту забыть о том, что реальность неуловимо ускользает всегда, фиксировать миг невозможно никогда.
ресурс содержит прикрепленный файл