Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 485

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Раиса Иосифовна Розина Путь. Международный философский журнал. 2010.  № 3. С. 281-285. 
Внешне никак не связанная с современной ситуацией жизни бывшего СССР и России, книга канадского историка — специалиста по Германии, профессора Университета Торонто Мод- риса Экстайнса заставляет увидеть в хаосе этой жизни некоторую системность. Экстайнс еще раз задает вопрос, как случилось, что Европа пришла к катастрофе фашизма, но при этом оставляет фигуру Гитлера на втором плане.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Елена Вячеславовна Ознобкина Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 279-280. 
Разговор на проселочной дороге» — под таким названием появилась первая книга работ Мартина Хайдеггера на русском языке. На обложке с тускло проступающими контурами рисунка провинциального пейзажа почерком школьного каллиграфа выписано: «Мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем: что значит мыслить?» ... Что значит — мыслить на проселочной дороге... Но сначала — что значит издавать на проселочной дороге?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Николай Онуфриевич Лосский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 273-278. 
Признавая определенные недостатки методологических позиций Лосского как историка философии, надо иметь в виду, что, с одной стороны, задача книги состояла в том, чтобы «изложить и подвергнуть критике христианское миропонимание современных русских философов», а с другой — показать и доказать существование русской национальной чисто философской традиции.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Петр Борисович Шалимов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 268-272. 
В последнее время нередки републикации работ представителей русского философского зарубежья. К сожалению, качество большинства этих переизданий несоразмерно их количеству, о чем уже говорилось как в отечественных, так и в зарубежных рецензиях. Не является исключением и книга Н. О. Лосского «История русской философии», история издания которой отражает и день нынешний, и день минувший.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Борис Николаевич Тарасов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 263-267. 
Издательская судьба сочинений выдающихся мыслителей до недавнего времени во многом зависела у нас от их соответствия духу господствовавшей системы. Подлинная философская мысль прошлого и настоящего нередко либо вовсе отторгалась, либо теряла свою полноту и целостность в произвольных усечениях и тенденциозных истолкованиях, искажаясь в дежурных стереотипах «прогрессистской» логики.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Евгений Рашковский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 252-262. 
Конференция длилась с 30 сентября по 2 октября включительно. График ее был уплотненным: десятки докладов, официальные дискуссии, неформальные собеседования. Самые крупные делегации представляли ученых Тайваня, Швейцарии и Франции; делегации иных стран (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, СССР, Турция, Югославия) составляли от одного до пяти человек. Конференция носила междисциплинарный характер.  
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 16-06-2010
Алексей Федорович Лосев Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 232-251. 
Прежде всего, этот курс стремится быть на высоте современного состояния науки как в смысле учета всей главнейшей литературы предмета, так и в смысле охвата его по содержанию. Часто изложение предмета переходит даже в самостоятельное исследование с неизбежной детализацией и филологическими изысканиями, которым, по мнению большинства, не место в общем курсе.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
В.В. Налимов, Георгий Гориневский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 217-231. 
Человек делает не то, раздражается, сердится по пустякам, ворчит и бесится в семье и на работе, но он живет внутренно совсем другой жизнью, и там в своих помыслах и чувствах он благороден, спокоен, милосерден и бескорыстен! В быту у него сплошные срывы, однако сознание и чувствования переросли этот быт и его самого в быту. Наследственность, воспитание, избалованность богатством и благосостоянием в раннем детстве, природные кармические черты воплотившейся монады еще не перестроены на новый лад, на новый путь, намеченный сознанием...
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
В.В. Налимов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 194-216. 
В России развитие мистического анархизма или, как еще иногда говорили, мистического акратизма, связано прежде всего с именем профессора Аполлона Андреевича Карелина (1863-1926) [1], [2]. В 1917 г. он вернулся в Россию после многолетней вынужденной эмиграции (в Париже). Известный американский историк анархизма Аврич [3] называет Карелина советским анархистом, поскольку он в течение ряда лет возглавлял небольшую группу анархистов ВЦИКа. Это была «группа наблюдателей» в верховном органе власти. Задачей группы была гуманизация всего происходящего, борьба против смертной казни и террора вообще.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
Юзеф Бохеньский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 192-194. 
Главная трудность в занятиях философией заключается в существовании огромного количества философем. Жизни человеческой не хватит, чтобы уяснить хотя бы основные из них. Чтобы не ломиться в открытую дверь, следует всю жизнь систематически изучать философию прошлого.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
Ральф Дарендорф Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 179-191. 
Не Гомер, но Вергилий — отец Запада. Даже мечтательная поэтесса с острова Лесбос (fainetai moi kenos isos theoisin) отстоит от нас дальше, чем ликующий и капризный Катулл (ille mi раг esse deo videtur...). И пусть для истории науки и политической мысли Аристотель значит больше — есть нечто свежее, важное и неувядающее в общественных взглядах какого-нибудь Цицерона и, шесть веков спустя, в идеях юристов эпохи Юстиниана. Возможно, в названии одной из их работ и выражается суть того дара, который Рим вручил Западу: Institutiones, институты.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
Лешек Колаковский Путь. Международный философский журнал. 1993.  С. 165-178. 
Когда мы утверждаем, что ничего нельзя сказать сегодня наверняка, речь идет о скромном человеческом знании (о «моральной достоверности», как сказал бы Декарт), а не о совершенной достоверности, которая находится за пределами человеческого разумения. Ученые теперь говорят нам, что в ходе естественных процессов какие-то незначительные события зачастую провоцируют масштабные катастрофические сдвиги, ведущие к «непредсказуемым» результатам. Чтобы их предвидеть, надо обладать не просто более глубоким знанием о начальных условиях, но фактически абсолютным знанием, доступным, вероятно, лишь для божественного разума.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
Алексей Давидович Арманд Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 139-164. 
Вопрос о нарушении равновесия природной среды, экологической опасности, об угрозе экологического кризиса стал привычной темой как научных публикаций, так и средств массовой информации. От частых обсуждений в большой степени стерся драматизм темы. Между тем, Биосфера продолжает отвечать на наступление человеческого рода не только медленными, «ползучими» изменениями состава воды и воздуха, отравлением почвы и продуктов питания, гибелью лесов и посевов от кислых осадков, но и «массированными» ударами: катастрофой Аральского моря, Сахельской трагедией. Дело, однако, не ограничивается природой. Наше существование все больше напоминает состояние тяжело больного человека.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
Максим Ильич Шапир Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 120-138. 
В задачи настоящей работы входит культурологически оправданное определение понятия литературного языка (= literary language, standard language, langue littéraire, Literatursprache, Hochsprache etc. ). Необходимо признать, что наша наука до сих пор им не располагает. А между тем формирование общенационального литературного языка, гетерогенные элементы которого преобразуются в систему под воздействием самых разных социальных стимулов, является, быть может, не столько фактом истории языка, сколько фактом истории культуры [ср. Фосслер 1912/1913: 247 сл.; Винокур 1959: 211-212, 215-216; Виноградов 1978: 144, 186].
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-06-2010
Владимир Вениаминович Бибихин Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 57-119. 
Каким языком заговорит у нас настоящая мысль после десятилетиймолчания? Знать этого пока нельзя, но задуматься о том, как слово укоре-нено в бытии, пора. Философии не нужно измышлять себе нового языка:тот, который у нее уже есть, полон смысла. Строгость мысли требует не от-тачивания терминологии, а внимания к основе слова. Понимание филосо-фии только начинается. Она говорит на языке загадочном, потому чтослишком близком человеческому существу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-06-2010
Леонид Иосифович Блехер, Георгий Юрьевич Любарский
Москва: Институт Фонда "Общественное мнение", 2003, cерия "Окна и зеркала", 608 с.
Перед нами - очень необычная по замыслу и жанру книга. Это и - полилог, который ведут между собой все участники самого длинного (более чем двухсотлетнего) спора в истории русской общественной мысли России, спора западников и почвенников, от Чааадева и Киреевского до Федотова и Померанца, Клямкина и Чесноковой.
Это - и аналитическое исследование, показывающее, как этот спор перестает быть чисто русским явлением и становится большой частью проблемы глобализации мира, феноменом вхождения в новою историческую эпоху, в Новое Средневековье.
Опыта столь глобального, всеземного Средневековья у человечества еще нет, но может оказаться, что в преодолении новых кризисов нам помогут ответы, которые еще два века назад давали в московских и петербургских гостиных первые западники и славянофилы.
Открытость цитат и точек зрения, из которых авторы строят свои выводы, делают эту книгу лабораторией мысли, интересной не только для ученых-профессионалов своим анализом и огромным справочным аппаратом, но и для студентов и аспирантов, специализирующихся в политологии, социологии, философии, культурологии, истории.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
Жан Пьер Вернан Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 319-312. 
В национальном вопро­се, даже если речь идет о надеждах на полноту жизни, заметил он, «таятся ло­вушки фашистского толка. В Гру­зии, невероятная жизнерадостность ко­торой тайными узами связывает ее с французской культурой, — патри­отизм замещает Свет Разума или хочет стать на его место.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
Дмитрий Владимирович Никулин, Ирина Блауберг Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 312-313. 
Современная философия, по мнению В.Хёсле, несет на себе пе­чать «повреждения разума» («Zerstorung der Vernunft», по выражению Лукача) и не соответствует собственному своему по­нятию. Недостатки философии наших дней — отсутствие синтеза (и самого стремления к нему), крайняя специализация, разрыв между философией и исто­рией философии, игнорирование насущ­ных проблем современности, в конечном счете - безответственность, иррационализм, нравственный релятивизм и этический нигилизм, полное отрицание норма­тивной размерности мысли и бытия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 263-311. 
Дружба Семена Людвиговича Франка (1877-1950) и Петра Бернгардовича Струве (1870-1944) — свидетельство прекрасных человече­ских качеств, отличавших многих деятелей русского религиозно-философского возрождения начала XXека. Написанная С.Л. Франком «Биография П.Б Струве» - не просто дань памяти друга, а полноценные мемуары философа, подводящего итоги своей жизни. Сорокашестилетнее общественное, философское и духовное сотрудничество Франка и Струве, созвучность и соотнесенность их поисков, а иной раз и глубокое расхождение все это до сих пор остается неисчер­панной темой научного исследования и предметом осмысления.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-06-2010
Асар Исаевич Эппель Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 258-262. 
Если помнить, что литература Европы, расставаясь с уютной и удобной латынью, возникала в своих национальных ипостасях не одновременно, и если учесть, что европейский культурный навык, превосходно обслуживаемый тою же бесценной латынью, привык к незамедлительной, почти молниеносной взаимоинформации, то правильно будет предположить, что литературный перевод следовал за появлением нарождающихся произведений литературы немедленно, как Иаков, держащийся за пятку Исава.
ресурс содержит прикрепленный файл