Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 485

Опубликовано на портале: 20-05-2010
Александр Владимирович Мень Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 174-201. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-05-2010
Евгений Рашковский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 142-173. 
Привыкши к черно-белому или, точнее, черно-красному поли­тическому мышлению, мы трактовали в прежние годы понятие рево­люции как нечто однозначно позитивное. Само это слово вызывало в людях прежних поколений некое чувство приподнятости и свя­щенного трепета. Ныне же, когда идеологические ориентиры рус­ского общества круто изменились, прежнее дуалистическое мышле­ние, конструктивно почти что не преобразовавшись, поменяло в себе не столько внутреннее содержание, не столько внутреннюю структу­ру, сколько знаковое оформление.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-05-2010
Юрий Викторович Чайковский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 101-141. 
Сейчас мировое сообщество (если о таковом вообще правомерно говорить) ясно осознает смену статистического мировоззрения на сис­темное, чем и объясняется крушение догм дарвинизма и марксизма. Однако, как и в прежние эпохи, сознательно переживае­мая смена познавательных моделей сильно отстает от реально проис­ходящей. Cистемное мировоззрение утвердилось в науке давно (начиная с квантовой теории и экономической теории Дж. Кей-нса, кончая синэргетикой и «нетрадиционной» медициной), тогда как в наши дни начинается новый процесс — смена системного мировозз­рения на диатропическое. Для фундаментальной науки сейчас акту­альна вовсе не идея целостности (она уже осознана большинством), а идея разнообразия. Если для системного взгляда характерен поиск оп­тимального решения, то диатропический исходит из того, что единст­венное решение, как правило, дефектно по существу.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-05-2010
Ювал Нееман Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 91-100. 
Культурный вклад древних евреев включал в себя изучение астрономии (для нужд древне­еврейского календаря), т.е. научно-ориентированную деятельность. Однако зачатки астрономи­ческих знаний евреев оказали относительно слабое влияние на взлет науки по сравнению с вли­янием древнегреческой геометрии и астрономии. В самой еврейской традиции астрономия представляла собой лишь слабого младшего партнера этических доктрин.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-05-2010
Ювал Нееман Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 70-90. 
Тезисы данного доклада представляют собой синтез трех направ­лении, разработкой которых автор занимался с 1977 г. в контексте изу­чения эволюции и роли случайного элемента в научных исследова­ниях. В третьем разделе изложен подход, предложенный автором совместно с А.Канторовичем в 1989 г. [13], к оценке вклада стохастических элементов в развитие науки. Седьмой раздел затрагивает вопросы, относя­щиеся к общей теории эволюции (еще не опубликованной).
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-05-2010
Александр Феодосиевич Грязнов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 67-69. 
Вот уже три десятилетия имя Джона Сёрля известно философскому миру. Сёрль родился в 1932 г. в г.Денвер (штат Колорадо), высшее обра­зование получил в университетах Висконсина и Оксфорда. С 1959 года он является профессором философии Калифорнийского университета в г.Бер­кли. Известность американскому философу принесла его первая книга «Ре­чевые акты» (1969), за которой последовали «Выражение и значение» (1979) и «Интенциональность» (1983). Русскому читателю лишь недавно стали доступны небольшие публикации Сёрля, посвященные специальным проблемам философии языка1. Так что «Сознание, мозг и наука» - первая книга американского автора, которая публикуется в России.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-05-2010
Джон Сёрль Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 3-66. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-05-2010
Зинаида Александровна Сокулер Вестник еврейского университета. 2002.  № 7(25). С. 141-160. 
Существуют различные представления о том, что есть еврей­ская философия, но все они так или иначе определяют ее через две составляющие, одной из которых является обращение к еврейской традиции как отправному пункту размышлений или источнику вдохновения, а другой — следование собственно фило­софской традиции. Такое определение, впрочем, оставляет доста­точно простора для различных истолкований, ибо само обраще­ние к традиции может быть разным. Поэтому реально понимание еврейской философии доопределяется простым перечислением мыслителей, которых в той или иной степени принято считать представителями еврейской философии. Это оставляет большую свободу истолкования критериев, согласно которым именно те, а не иные мыслители считаются еврейскими философами, и вызы­вает подчас желание так или иначе дополнить их список.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-05-2010
Алексей Михайлович Руткевич
Москва: Изд-во РУДН, 2006, 180 с.
В монографии рассматриваются учения ведущих европейских кон­сервативных мыслителей. Наряду с философскими и социологическими концепциями, в книге анализируются политические доктрины и движе­ния первой половины XX века: «консервативная революция» в Веймар­ской Германии, «Французское действие» Ш. Морраса, послевоенный ли­беральный консерватизм Л. Штрауса, оказавшего заметное влияние на современный американский неоконсерватизм. Для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, фило­софов, политологов, социологов.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-05-2010
Александр Николаевич Поддьяков Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007.  № 3.
В статье доказывается, что в традиционном понятии альтруизма не дифференцированы представления о двух сущностно различающихся типах неэгоистических установок и поведения. Один тип предполагает общую гуманистическую установку помогать другим без специальной дифференциации этих других. Второй тип предполагает, что субъект, игнорируя собственные интересы, помогает другому, но особым образом - нанося ущерб его соперникам. Для обозначения такой установки и поведения предлагается понятие "альтернативный альтруизм", или "альтер-альтруизм". Представлена классификация различных человеческих деятельностей в трехмерном пространстве "содействие - противодействие - исполнение/рефлексия". Описаны проявления альтер-альтруизма по отношению к "чужим" и "своим". Обсуждаются нравственные дилеммы альтер-альтруистической деятельности и ставятся задачи будущих исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-05-2010
Александр Николаевич Поддьяков Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010.  № 1(9).
Анализируется полемика по поводу эссе Канта "О мнимом праве лгать из человеколюбия", в котором он обосновывает мысль: если злоумышленник требует от человека ответа, где спрятался его друг, чтобы этого друга убить, мораль велит сказать злоумышленнику правду. В статье доказывается: хотя сторонники этой кантовской позиции считаются абсолютистами, а ее оппоненты - релятивистами, сами кантианцы с необходимостью осуществляют мощную и масштабную релятивизацию максимы правдивости и часто занимают более конформисткую позицию по отношению к обману, чем оппоненты Канта - "релятивисты". Вводятся парадоксы "Драгоценный друг" и "Обобщенное следствие Канта для множества друзей", характеризующие непоследовательность и противоречивость позиции сторонников Канта. Противостояние "абсолютистов" и "релятивистов" интерпретируется как полемика сторонников редукционистского и холистического (целостного) методологических подходов, с пониманием того, что методологическое противостояние здесь многократно усиливается противостоянием нравственных ценностей.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 26-04-2010
Старший преподаватель кафедры практической философии ГУ-ВШЭ Александр Павлов: «Что новенького в политической теории?»
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него

Опубликовано на портале: 23-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Русскiй мiръ, 2007
Для того, чтобы представить место Алексея Федоровича Лосева в философской традиции русского символизма, стоит обозначить основные этапы эволюции идеи символа: личность как персонифицированный символ у Достоевского; символ как явленное всеединство у Соловьева; учение Вяч. Иванова о творческой силе восхождения и нисхождения символа; осознание разрушительной силы символа у Андрея Белого;  натурфилософская магия символа у Флоренского.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 22-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Мысль, 1990, 207 с.
Книга представляет читателю великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265 — 1321) как глубокого и ориги­нального мыслителя. В ней рассматриваются основные ас­пекты его философии: концепция личности, философия любви, космология, психология, социально-политические взгляды. Особое внимание уделено духовной атмосфере зрелого средневековья.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-04-2010
Вадим Валерьевич Радаев
2010
У Вас появилась хорошая идея, и Вы хотите начать свой (пусть небольшой, но собственный) исследовательский проект. При этом у Вас нет ни денег на этот проект, ни армии помощников, которые взяли бы на себя рутинную часть работы. Вы готовитесь сделать первый шаг, но сомневаетесь, все ли Вами правильно просчитано. Или Вы уже знаете, с какой стороны подойти к делу, и собираетесь писать заявку в какой-нибудь фонд, чтобы получить финансирование. А может, Вы уже провели грамотное исследование, теперь нужно садиться и писать работу — диссертацию, книгу. А пока Вы доделываете статью для солидного журнала. Или готовитесь обсуждать с придирчивыми коллегами уже написанный труд. Наконец, Вы студент или студентка, с Вас требуют все большее количество письменных работ (рефератов, эссе, курсовых), и Вам хотелось бы лучше знать стандартные требования. Словом, Вам нужен совет, но обращаться лишний раз к занятым людям не удобно. Да и повод кажется каким-то "несерьезным", мелким. Во всех таких случаях Вы попали по адресу — эта книга для Вас.  
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Альфа-М, 2009, 800 с.
Со времен Вл. Соловьева и Ницше культура перестает восприниматься европейской мыслью как заповедник мирного сосуществования разных точек зрения и жизненных укладов. Постепенно, к началау XX века, приходит неформальное осознание того довольно тривиального обстоятельства, что признание ценности влечет за собой ответственность за нее, а значит – борьбу и, в крайнем случае, войну. Как водится, маятник интеллектуальных настроений качнулся к другому экстремуму: в моду вошло опьянение романтикой войны и силы. Для русской мысли, которая в этот период осваивала относительно новый для себя формат – философию – эта тема становится крайне востребованной в период вступления в Мировую войну. Опыт решения антиномии войны и мира в этих условиях представляется весьма поучительным и не утратившим актуальности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Республика, 1992, 505 - 508 с.
Расслоение человека, утрата «естественной» простоты — любимая тема Гоф­мана. В этом издании собраны произведения великого романтика, которые показывают, на каких путях искал Гофман утраченную простоту человечности. Произведения, открывающие неведомую, «ночную» сторону души и бытия.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Изд-во Московского университета, 2008
Интерпретация творчества С.С. Аверинцева по сути еще не начиналась, и у этого есть свои причины, о которых – ниже. Начинать же надо, как мне кажется, с расстановки наиболее очевидных вех, с выяснения принципов которые присутствуют (как правило – латентно) в аверинцевских работах самых разных жанров.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Издательство ФАИР, 2009
Назначение предлагаемых ниже тезисов не столько в том, чтобы и в самом деле дать ответ на титульный  вопрос, сколько в очередной попытке защиты прав на существование схем большого временного охвата как нормального инструмента науки, который на своем месте может быть вполне полезен.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-04-2010
Александр Львович Доброхотов
Москва: Феноменология-Герменевтика, 2009
Знаменитая в свое время полемика Вл.С. Соловьева с Б.Н. Чичериным о соотношении права и нравственности на первый взгляд  не принадлежит к тем великим спорам, которые, единожды возникнув, проходят через всю историю философии. Да и сейчас эта тема представляется скорее заархивированной, чем активизированной. Однако, наблюдаемое в последние десятилетия «сгущение» философского дискурса вокруг проблемы глубинной сущности права побуждает еще раз взглянуть на этот поединок и попытаться понять, почему в русской философско-правовой мысли  прояснение связи права и нравственности стало на какое-то время задачей, решаемой интенсивно и темпераментно.
ресурс содержит прикрепленный файл