Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 485

Опубликовано на портале: 14-04-2010
Владимир Павлович Визгин, Александр Александрович Печенкин, Зинаида Александровна Сокулер, Алексей Владимирович Пименов
Москва: Catallaxy, 1997, 144 с.
Проблема научных традиций, на первый взгляд, не являет­ся одной из центральных проблем философии науки, таких как теоретическая нагруженность языка наблюдения, несоиз­меримость или научные революции. Может показаться, что они лежит на периферии философских подходов к науке и от­носится скорее к сфере конкретных историко-научных исследований. Однако в силу стечения ряда обстоятельств эта проблема оказалась в фокусе самых принципиальных дискуссий постпозитивистской философии науки. Тем самым она стала как бы зеркалом, в котором фактически отразилась вся исто­рия и эволюция постпозитивистской философии науки.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-04-2010
Владимир Владимирович Жданов
Москва: Современные тетради, 2006, cерия "Лучшие кандидатские диссертации философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова", 136 с.
Книга написана на основе текста диссертации, победившей в конкурсе на луч­шую кандидатскую диссертацию философского факультета Московского государс­твенного университета им. М.В. Ломоносова в 2005 г. Диссертация защищена в МГУ в 2003 г. Исследование посвящено историко-философскому анализу концепции «Маат», являющейся одной из центральных и наиболее многоплановых категорий предфилософии Древнего Египта. Хронологические рамки исследования охватывают всю ис­торию древнеегипетской духовной культуры, начиная с рубежа IV—III тысячелетий до н. э. и заканчивая эпохой эллинизма. Всесторонний анализ важнейших аспектов этой категории (миропорядок, справедливость, истина) и их исторической эволюции, предпринятый автором книги, позволяет точнее представить философское содержа­ние древнеегипетской мысли, а также ответить на ряд вопросов, связанных с особен­ностями «доисторического», начального этапа генезиса философии.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-04-2010
Константин Семёнович Пигров
Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003, 11-15 с.
Наша задача состоит в том, чтобы продемонстрировать внутренний отрицательный характер инноваций, что позволит объяснить — почему инновации находятся в таких сложных, противоречивых отношениях с социальным институтом образования.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 09-04-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Москва: ИНИОН РАН, 1995, cерия "Философия", 75 с.
Философия математики является достаточно специфической и автономной философской дисциплиной. Традиционно она была ориентирована на мнения, оценки и критерии математиков, прежде всего, специалистов по математической логике и теории множеств. Однако взгляд на литературу по философии математики последних лет показывает, что и она следует общим тенденциям, характерным для философии науки вообще.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-04-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999, 464 с.
Проблема научной рациональности рассматривается в книге в историческом аспекте. Авторский коллектив попы­тался осмыслить понятие рациональности теоретически и раскрыть способы построения рациональных моделей дейст­вительности на конкретном историко-научном и историко-философском материале. Для понимания этих моделей предлагается реконструк­ция исторического контекста, в котором они сформирова­лись в античности, средние века, в Новое и новейшее время, поскольку тип рациональности всегда включен в смысло­вую сетку человеческой деятельности и культурной тради­ции. Большое внимание уделено переломным периодам в развитии науки — научным революциям, в ходе которых происходит трансформация исторического типа рациональ­ности. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интере­сующихся философскими проблемами естествознания, взаи­мосвязи науки и культуры.  
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-04-2010
Анатолий Витальевич Чусов
Москва: МАКС Пресс, 2009, 80 с.
Пособие содержит материалы к специальному курсу «Элементы общей теории метода». Общие основания методологического анализа экземплифицируются на материале метода Ф. Бэкона. Специально рассматри­ваются отношения этого метода к логике и к опыту.Пособие адресовано студентам, специализирующимся по кафедре фи­лософии и методологии науки философского факультета МГУ имени M.В Ломоносова. Настоящие материалы могут быть полезны для аспи­рантов и научных сотрудников, а также для всех интересующихся вопро­сами философии и методологии науки
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 08-04-2010
Анатолий Витальевич Чусов
Москва: МАКС Пресс, 2009, 100 с.
Пособие содержит лекции по специальному курсу «Элементы обшей теории метода». Методы рассматриваются как относительно самостоя­тельные структурированные единицы научного исследования. Выделя­ются такие методические инварианты как категории, принципы, логика, тип результата.Пособие адресовано студентам, специализирующимся по кафедре фи­лософии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Настоящие материалы могут быть полезны для аспи­рантов и научных сотрудников, а также для всех интересующихся вопро­сами философии и методологии науки.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-04-2010

Москва: ИНИОН АН СССР, 1984, cерия "Проблемы философии за рубежом"
Задачей настоящего обзора является показ некоторых но­вых тенденций, намечающихся в современной зарубежной лите­ратуре по философским проблемам математики. Если в течение длительного периода - приблизительно с конца XIX - начала XX в. и до 60-70-х годов XX в. - проблемы философии матема­тики и способы их обсуждения практически полностью опреде­лялись исследованиями по основаниям математики, то в послед­ние годы появляются работы, в которых чувствуется известная претензия на автономию по отношению к кругу проблем, опреде­ляемых исследованиями по основаниям.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 01-04-2010
Зинаида Александровна Сокулер
Москва: ИНИОН АН СССР, 1983, cерия "Проблемы философии за рубежом"
Хорошо известно, что этот дерзновенный полет челове­ческой мысли имел драматические последствия: выявились про­тиворечия (парадоксы теории множеств), которые привели к сомнениям в достоверности и надежности математического зна­ния как такового.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-03-2010
Илья Инишев Альманах Res Cogitans. 2008.  № 4.
Сегодня философия искусства, или эстетика, испытывает серьезные затруднения с самоидентификацией. Эти затруднения связаны, прежде всего, с размытостью тематических контуров современной эстетики и неопределенностью ее институционального статуса. Современная философская эстетика, рассмотренная сквозь призму вопроса о топике ее «предмета» и ее самой, распадается на три самостоятельных, однако не изолированных друг от друга субдисциплины: 1) (в институциональном отношении) трансдисциплинарную и (с методологической точки зрения) дейктическую философию искусства, 2) междисциплинарную эстетику как интегральную теорию восприятия и 3) имеющую четкие дисциплинарные контуры социологию искусства.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-03-2010
Илья Инишев Ежегодник по феноменологической философии РГГУ. 2008. 
Мы бы хотели рассмотреть генезис философского самосознания Хайдеггера сквозь призму одного мотива, являющегося, как нам представляется, сквозным для всего его философствования. Речь пойдет, с одной стороны, о менявшейся с течением времени позиции Хайдеггера в отношении вопроса о принципиальном определении философии. С другой стороны, – о мотиве «прыжка», который объединяет универсально-теоретический и индивидуально-практический аспекты его философствования, оставаясь при этом константным и придавая единство и логику его философской эволюции. В этом мотиве, как мы полагаем, находит свое выражение присущая феноменологии Хайдеггера тенденция к имманентной прагматизации, или к идее практической философии. Кроме того, мы бы хотели показать, каким образом трактовка философии у раннего Хайдеггера проливает свет на его понимание философии, представленное в более позднем труде.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-03-2010
Илья Инишев Вестник РГГУ. 2008.  № 7/08.
Статья посвящена реконструкции концепции языка, разработанной в герменевтической феноменологии раннего Хайдеггера. Фоном для реконструкции служит «философия нормального языка» Витгенштейна и Остина. В отличие от них герменевтическая концепция языка характеризуется как медиальная, т.е. располагающаяся за пределами двух крайних теоретических позиций в сфере философии языка: «лингвизма» и «прагматизма».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 31-03-2010
Илья Инишев
Вильнюс: ЕГУ, 2007, 168 с.
В книге рассматривается современное состояние и дальнейшие перспективы философской герменевтики, понимаемой в качестве одной из основных форм постметафизического мышления. Сформировавшаяся в контексте феноменологического анализа языка, философская герменевтика открывает перспективы трансдисциплинарного и внеинституционального философствования, укорененного в повседневной практике индивида. Книга адресована всем интересующимся проблемами современной герменевтической философии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев Топос. 2007.  № 3. С. 144-152. 
Хоннет предпринимает попытку переосмысления и актуализации критического (и, стало быть, диагностического) потенциала понятия «овеществления», которое в первой трети прошлого века служило «лейтмотивом социальной и культурной критики в немецкоязычном пространстве». В отличие от Георга Лукача, впервые разработавшего критический потенциал этого «ключевого понятия» в сборнике статей «История и классовое сознание» (1925), в своей социально-теоретической концепции Хоннет стремится к совмещению двух перспектив: дескриптивной и нормативной. С точки зрения Хоннета «овеществляющее поведение» оказывается ложным или проблематичным не потому, что оно «противоречит онтологическим предпосылкам нашего повседневного действия, а потому, что оно нарушает моральные принципы».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев Вестник ТГПУ. 2007.  № 11. С. 5-10. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев Вопросы философии. 2009.  № 4. С. 168-175. 
В нижеследующем речь пойдет о некоторых итогах, или о заключительной стадии, так называемого «лингвистического поворота», произошедшего в первой трети прошлого века в аналитической философии и феноменологии. Мы схематично изложим свое понимание истоков и последствий феноменологической версии «лингвистического поворота». Главный вопрос, который станет предметом нашего обсуждения, звучит следующим образом: остается ли выражение «лингвистический поворо», изобретенное Густавом Бергманом и введенное в оборот Ричардом Рорти, актуальным и по сей день? Не следует ли, скорее, признать, что сегодня оно в меньшей степени, чем когда-либо отражаетактуальное положение дел в современных философских исследованиях?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев Топос. 2009.  № 2-3. С. 74-86. 
Какова роль феноменологии сознания вообще и теории значения Гуссерля в частности в рамках некоторых тенденций развития современного философствования? Другими словами, может ли теория значения Гуссерля быть актуальной в контексте нынешней, на наш взгляд, финальной стадии развития проблематики языка от философской семантики к языковой прагматике?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-03-2010
Юрий Анатольевич Кимелев
Москва: Из¬дательский Дом "Nota Bene", 1998, 424 с.
Книга содержит систематизацию философско-религиозного зрения, опирающуюся прежде всего на анализ современного состояния философии религии. Систематизация означает решение следующих теоретических задач: определение предметной сферы; определение специфики философско-религиозного знания через определение отношений между философией религии и теологией (богословием); установление основных форм философии религии; анализ базисной проблематики философии религии.Книга может быть использована в системе высшего образования, в первую очередь в рамках преподавания философских и гуманитарных дисциплин.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 29-03-2010
Юрий Анатольевич Кимелев
Москва: Мысль, 1989, 285 с.
В монографии анализируются наиболее влиятельные западно­европейские религиозно-философские концепции 70—80-х годов. Рас­смотрены главные направления поисков в области языка религии, ее познавательных возможностей, сущности понятий «бог» и «бо­жественное», основных типов современных философских учений о боге, место и значение религии в развитых капиталистических странах. В работе ясно показано, что в основе апологетических поисков западных философов лежат глубокий кризис традиционного религиозного мировоззрения. Книга рассчитана на научную общественность, идеологический актив, преподавателей общественных наук, лекторов и пропаганди­стов.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 27-03-2010
Андрей Алексеевич Воронин
2010
Спецкурс по философии техники предназначен для студентов гуманитарного профиля и аспирантов, сдающих экзамен по истории и философии науки. В технических ВУЗах спецкурс может быть почитан с расчетом на гуманитаризацию специального образования. Начальные условия – знакомство с курсом «Философия» или «Культурология».
В пособии ставится проблема преодоления жесткого противопоставления  культуры и техники. Технократизм и культуроцентризм – однобокие трактовки реальной проблемы единства и многообразия  форм человеческого творчества. В работе развивается взгляд на технику как на одну из коммуникативных стратегий, которая, составляя (наряду с наукой, искусством, хозяйством, государством и т.п.),  объем и содержание культуры, порождена фундаментальными свойствами человека – креативностью и коммуникацией. Исследование коммуникативной сущности техники позволяет по-новому взглянуть на традиционные проблемы философии техники – становление техники и генезис технического знания, технических инноваций, восприимчивости разных культур к технике, моральной вменяемости использующего технику человека.  
Ключевые слова: техника, культура, коммуникация.
ресурс содержит прикрепленный файл