Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 485

Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Неприкосновенный запас. 2002.  № 2.
Итак, дисциплина, именующая себя "история русской философии", содержательно не соответствует ни одному из критериев, заявленных в ее названии: она занимается не историей, а мифологическим воспроизведением лишь одного субъективного взгляда на историю; действительные вопросы складывания русской идентичности, равно как и проблема формирования языка, на котором эти вопросы можно было бы проговорить, ее не интересуют; наконец, и на статус философии она вряд ли может претендовать, ибо не осуществляет ту работу перевода и реконструкции прошлого наследия, которое могло бы найти применение в сегодняшней философской рефлексии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Вопросы философии. 1995.  № 9. С. 169-185. 
Поскольку лишь единицы имели возможность лично общаться с немецким мыслителем (например, Лев Шестов), постольку знакомство с его идеями было опосредствовано восприятием текста "Бытия и времени" в философском сообществе Германии (позднее и Франции). Сопоставление же критических возражений в адрес философской концепции Хайдеггера, выдвинутых в немецкой философии с аргументами русских мыслителей позволяет отчётливее представить направление и характер их критики. Различение "трансцендентально-онтологической" и "экзистенциалистской" интерпретаций "Бытия и времени" может выполнять при этом функцию предварительной ориентации в ходе "рецепции" идей фундаментальной онтологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Вопросы философии. 1994.  № 12. С. 178–184. 
"Мы, немцы, - гегельянцы, даже если бы никогда не было никакого Гегеля". Эта фраза из "Весёлой науки" Ницше афористически выражает парадоксальный факт постоянного присутствия Гегеля во всей последующей истории немецкой философии. Для Хайдеггера она значила нечто иное, а именно, то, что европейская метафизика с самых её истоков является скрытым гегельянством и достигает в системе спекулятивного идеализма лишь своего завершения, раскрывая изначальную претензию мыслить тотальность сущего в форме представления абсолютного субъекта. После Гегеля философия действительно кончается, уступая место планетарной технике, подчиняющей сущее своему неограниченному господству.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников
Вехи жизненного пути отнюдь не являются лишь фактами внешней биографии Гегеля. Опыт осмысления различных жизненных установок способствовал открытости философа для корректирования собственных взглядов, в соответствии с развитием искусства, религии и политики. По меньшей мере три существенных переворота в мировоззрении заставляли его радикально изменять основоположения своей философии. Поэтому совокупность его произведений предстаёт скорее в виде серии удачных и неудачных попыток выразить в форме философской системы принципы исторической динамики жизни. Восстановление буквы текста как средства против многообразных интерпретаций духа произведения стало возможным лишь в результате длительной истории издания и формирования издательских концепций. Прежде чем возникло современное историко-критическое "собрание сочинений" Гегеля издание прошло две основные стадии: посмертного собрания сочинений и различных попыток критического издания текстов.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Вопросы философии. 1994.  № 4. С. 87-93. 
В философском ландшафте современной Германии школа Йоахима Риттера (к которой принадлежат известные ученые Г.Люббе, О.Марквард, Р.Шпеман, Г.Рормозер) занимает весьма значительное место. Можно сказать, что она является единственной философской школой в подлинном смысле, с учителем во главе и преемственностью философской теории. Основанный Риттером в Мюнстере Collegium Philosophicum объединил совершенно различных философов и учёных, увидевших в риттеровской интерпретации современности плодотворную возможность нового осмысления задач философии и гуманитарных наук. Основополагающим для конституирования школы стал круг идей, введённых Риттером в философскую дискуссию послевоенной Германии, и ожесточённо титулованных критиками "неоаристотелизмом", "неоисторизмом", "неоконсерватизмом" и проч.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2010
Знатокам истории психологии хорошо известен занятный парадокс: психология считается молодой наукой, хотя интерес к исследованию психики возник вместе с философией тысячи лет назад. Вслед за Г. Эббингхаузом психологи часто повторяют, что у их науки большое прошлое, но короткая история. За точку отсчета часто принимается создание первой психологической лаборатории В. Вундтом в 1879 году. В данной статье я попытаюсь показать ошибочность этой точки зрения. Само ее возникновение связано с неявным отождествлением научной и экспериментальной психологии.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2010
Вадим Валерьевич Васильев
Москва: Современные тетради, 2004
Одной из центральных фигур психологии XVIII века является Иоганн Николас Тетенс. Знаменитый историк мысли М. Дессуар даже соглашался назвать Тетенса «отцом» этой науки, имея в виду аналитический метод, привнесенный им в исследование сознания.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2010
В России быстро поняли значение Шопенгауэра и старались учитывать его идеи. После идеологической паузы, занявшей большую часть прошлого столетия, в последние десятилетия у нас вновь наблюдается рост интереса к этому мыслителю – его труды переиздаются, и появляются все новые основательные исследования его жизни и учения.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2010
Всем известно, что Кант называл себя трансцендентальным идеалистом. Столь же известно, что он пытался опровергнуть идеализм. Эта внутренняя коллизия – даже если она во многом всего лишь вербальная – заслуживает тщательного обсуждения, тем более что опровержением идеализма были озабочены многие современники Канта.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2010
Многие согласны, что история философии – это история аргументации по традиционным фундаментальным вопросам. Плодотворность той или иной эпохи определяется масштабностью набора аргументов, придуманных в ее рамках. XX век в этом смысле оказался на очень высоком уровне. Одним из самых обсуждаемых философских доказательств, изобретенных в истекшем столетии, стал так называемый Аргумент китайской комнаты, предложенный знаменитым американским философом Джоном Сёрлом в 1980 году.
ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2010
В 1790 году в Альтоне (ныне один из районов Гамбурга) на немецком языке вышел в свет трактат Андрея Колыванова «Наблюдения о человеческом духе и его отношении к миру» (Beobachtungen über den Geist des Menschen und dessen Verhältniß zur Welt). Имя автора оставляет мало сомнений, что речь идет о русском философе, опубликовавшем свой труд за границей. Речь идет об одной из самых значительных работ конца XVIII столетия. Но почему эта книга так и не вошла в широкий научный оборот?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-01-2010
В 1994 г. более или менее рутинно текущие дискуссии по проблеме сознание-тело были взорваны Дэвидом Чалмерсом. Выступая на первой Туссанской конференции, он провел различение между «легкими проблемами сознания», научно трактующими психологические механизмы, – и «трудной проблемой сознания». Трудная проблема сознания – вопрос о том, как и почему мозг порождает сознание? Допустимо также вынести за скобки ту часть вопроса, в которой идет речь о «как», и дать «глубочайшей» части «почему» более нейтральную формулировку: почему функционирование мозга сопровождается субъективным опытом?
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-01-2010
«Критика чистого разума» Канта изменила облик европейской философии, вступившей после нее в эпоху зрелости. Докантовские мыслители явно переоценивали возможности человеческого познания. В их рассуждениях о бытии сквозила некая наивность, оборачивающаяся легковесностью и склонностью к безудержным фантазиям. Кант разрушил иллюзии философских визионеров, и один из влиятельнейших авторов той эпохи, М. Мендельсон, неслучайно назвал его «всесокрушающим» философом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-01-2010
Вадим Валерьевич Васильев Вопросы философии. 1999.  № 1.
Иммануил Кант оставил после себя не только фундаментальные трактаты, но и множество изящных или просто запоминающихся высказываний. Некоторые из них - такие как мысль о двух удивительных вещах, звездном небе и моральном законе - известны даже детям. Другие афоризмы Канта совсем не на слуху. Настоящей кладовой таких малоизвестных пассажей является рукописное наследие Канта.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-12-2009
Максим Категов Топос. 2008.  № 3. С. 108-117. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-12-2009
Татьяна Щитцова Топос. 2008.  № 1. С. 78-97. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 20-12-2009
Нина Михайловна Савченкова Топос. 2008.  № 1.

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-12-2009
Илья Инишев Топос. 2009.  № 1. С. 120-127. 

ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-12-2009
Алексей Дронов Топос. 2009.  № 1. С. 114-119. 
Понятие деконструкции с момента своего появления попало в сеть присвоивших его интерпретаций и изначально стало предметом разночтений. Появившись как результат перевода на французский язык используемого М. Хайдеггером понятия деструкции, понимаемой как осмотрительный и аккуратный разбор, рас-страивание (Abbau) и расчищение языка метафизики в пользу высвобождения из-под его на- слоений исходных интуиций мышления, «деконструкция» сразу же приобрела характер избыточного знака, не своди- мого к области одного лишь метода, устойчивой стратегии или программы. В силу этой избыточности деконструкция даже в «аутентичном» своём применении (то есть в работах самого Ж. Деррида) получала то одно, то другое определение и техническое выражение.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-12-2009
Юлия Бедаш Топос. 2009.  № 1. С. 94-113. 
Можно ли счесть случайным, что одним из самых заметных исследовательских трендов последних десятилетий в гуманитарных и социальных науках стала проблема пространства? Чем вызван интерес к такой теме, считавшейся до последнего времени периферийной (в том числе и в институциональном плане)? Каковы причины «пространственного поворота», о котором сегодня всё чаще идёт речь? И, наконец, почему анализ пространственных отношений играет важную роль в исследованиях социального? В статье делается попытка ответить на эти вопросы.
ресурс содержит прикрепленный файл