Эксоцман
на главную поиск contacts
Всего публикаций в данном разделе: 482

Опубликовано на портале: 27-12-2011
Леонид Владимирович Поляков Полития. 2009.  № 1. С. 78-91. 
50 лет назад И.Берлин опубликовал свое знаменитое эссе о двух пониманиях свободы. С тех пор разделение свободы на «негативную» («свободу от…») и «позитивную» («свободу для…») превратилось почти в канон или даже трюизм политико-философского дискурса, и, как всегда бывает с самоочевидными истинами, как раз очевидное в нем не просто перестало восприниматься как истинное, но перестало восприниматься вообще. Размышляя над причинами, побудившими Берлина ввести и тщательно отрефлексировать дуалистическое понимание такой ключевой категории, как «свобода», Л.Поляков обращается к истокам бе?рлинского анализа, обнаруживая в них, помимо Т.Гоббса и других классиков новоевропейской философии, И.Бакунина и А.Герцена, думавших и рассуждавших в иной парадигме, а именно в парадигме «русской ментальности» как культурно детерминированного способа мыслить «немыслимое».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-03-2013
Татьяна Георгиевна Чугунова Диалог со временем. 2012.  № 38. С. 82-99. 
В статье анализируется перевод Библии английского реформатора XVI в. Уильяма Тиндела, в частности, трактовка им ключевых терминов Священного Писания. Переводчик отвергает католическую интерпретацию ряда библейских терминов и предлагает их новое протестантское прочтение.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 17-07-2013
Георг Лукач Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 1(69). С. 91-97. 
В творческом наследии Георга Лукача (1885—1971), помимо его знаменитых работ, посвящённых социальной и политической философии, литературе, эстетике, важное место занимает публицистика. Характерным её образцом можно считать впервые переведенную на русский язык статью "Von der Verantwortung der Intellektuellen" ("Об ответственности интеллектуалов"). Она была написана в самый разгар холодной войны и опубликована в сборнике "Beitrage zu einer neuen deutschen Idelolgie" ("Доклады по новой немецкой идеологии"), вышедшем в 1956 г. в востоногерманском издательстве "Aufbau".
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 15-07-2013
Мария Игоревна Козлова Диалог со временем. 2008.  Т. 1. № 25. С. 139-149. 
Виднейший представитель российской элиты екатерининского времени князь М. М. Щербатов (1733–1790) выдвинул собственный проект ограничения российского самодержавия в духе аристократической соборности. Но рефлексия Щербатова по поводу трансформирующейся действительности не встретила сочувствия у современников. Проблема интеллектуального одиночества, обострившаяся незадолго до его преждевременной кончины, была актуальной для Щербатова на протяжении всей жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-03-2013
Владимир Альбертович Филимонов Диалог со временем. 2012.  № 40. С. 240-257. 

Опубликовано на портале: 17-07-2013
Владислав Леонидович Иноземцев Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 2(70). С. 111-117. 
В мае 2004 г. исполнилось 85 лет одному из крупнейших социологов ХХ века Даниелу Беллу. Автор знаменитой книги "Грядущее постиндустриальное общество" по праву считается "живым классиком". На русском языке упомянутая книга впервые была опубликована "Academia" в 1999 г., вскоре увидит свет ее второе издание. Предлагаем вниманию читателей очерк доктора экономических наук В.Л. Иноземцева (он лично знает Д. Белла и немало сделал, чтобы "Грядущее постиндустриальное общество" вышло в нашей стране) о замечательном американском ученом.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 13-07-2016
Сергей Михайлович Пястолов TERRA ECONOMICUS. 2016.  Т. 14. № 2. С. 139-158. 
Статья представляет собой обзор ключевых публикаций по трансдисциплинарности (ТД) – научному направлению, активное развитие которого сегодня обусловлено ростом объемов человеческой деятельности до планетарных масштабов (вызовами эпохи антропоцена). Обзор выявил довольно эклектичное соединение проектов и новых структур, созданных преимущественно для решения задач умеренного развития и интегративного/трансдисциплинарного образования. В то же время, некоторые конкретные проекты развития организационных форм и примеры конвергенции социально востребованного знания оказываются весьма актуальны. Рассмотрены, прежде всего, источники, раскрывающие следующие аспекты ТД: генезис (от античности до наших дней; выделены конфликты и борьба интересов), онтология (уровни реальности, их связь с уровнями ТД), эпистемология (критерии истины, типы логики, новые модели образования), политэкономические (наука как форма организации общественной деятельности) и этические приложения (тема «регулирующего идеала», проблематизация этических сторон научных исследований). По итогам обзора автор заключает, что ТД, в принципе, готово поддержать то направление социо-экономического, цивилизационного развития, которое будет обеспечено ресурсами заинтересованных лиц (стейкхолдеров). Спектр возможных методологических оснований выбранного направления может быть достаточно широк: от «жидкосредного робота» («moistrobot») до «сильного духом строителя светлого будущего». ТД не стремится к установлению общей теоретической структуры, но, скорее, призывает к большей рефлексивности, в том числе – к «смирению», открытости для взаимодействия с другими методологиями и практиками, контекстуализации собственного знания и готовности уступить место другим подходам, если они будут более адекватны современным вызовам.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 12-07-2013
Леонид Гершевич Фишман Полития. 2013.  № 2.
В статье с точки зрения концепции «социального капитала» рассматриваются ведущиеся в России в последнее время разговоры о необходимости возрождения «духовности». Показано, что рассуждения о духовности – самообман, порожденный стремлением хоть как-то регулировать процесс распада индустриального общества и объективной реальностью периферийного капитализма с его «сырьевым авторитаризмом» и «неразвитием». Нынешняя ситуация характеризуется разрушением возможностей производства «социального капитала будущего» и объективной невозможностью воспроизводства «социального капитала прошлого», который помог бы удержать остатки индустриального общества или построить капитализм хотя бы образца первой половины XX в.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 19-12-2015
М.И. Воейков TERRA ECONOMICUS. 2015.  Т. 13. № 3. С. 34-54. 
На материале научного и литературного наследия А.И. Герцена в статье рассматриваются проблемы выбора объективно необходимой модели общественного развития России. Подвергается критике теория опережающего развития, основоположником которой был Герцен, и которая была доминирующей концепцией в советском обществоведении. Эта теория опережающего развития и сейчас имеет определенную популярность. Однако Россия сегодня по многим объективным основаниям не может надеяться на опережающее развитие. Актуальная задача состоит в преодолении отрицательных последствий радикального реформирования 1990-х годов и достижении уровня экономического развития ведущих стран мира. Задача состоит в догоняющем развитии, а не в опережающем. Обсуждаются также проблемы теории социально-экономических альтернатив, которая была модной в начале 1990-х годов, и еще сегодня имеет некоторых сторонников. Специально рассматривается цивилизационный подход, который, по мнению автора статьи, отрицает объективный характер экономических законов и по сути дела является квазинаучным. Всем этим теориям противопоставляется теория стадиального развития и объективного характера экономических законов, в равной мере действительных для всех стран и обществ, находящихся на схожих стадиях социально-экономического развития. Делается вывод о стадии капиталистического развития России как объективной характеристики современной модели экономического развития страны, которая, естественно, имеет много отрицательных следствий. Знание и понимание негативного характера капиталистических и буржуазных отношений создает возможность сознательного управления, с целью минимизации отрицательных следствий. Для сегодняшней России это было бы восходящей стадией общественного развития.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2013
Ольга Владимировна Воробьева Диалог со временем. 2009.  № 28. С. 116-147. 
В литературе можно встретить точку зрения, согласно которой Тойнби после завершения работы над «Постижением истории» полностью исчерпал свой творческий потенциал, и все его последующие работы — всего лишь повторы идей, высказанных в этом фундаментальном труде. Осмелюсь возразить таким исследователям, пишущим к тому же о человеке, разменявшем восьмой-девятый десяток лет.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-06-2013
Максим Михайлович Горелов Диалог со временем. 2009.  № 28. С. 208-223. 
Темпоральные представления в христианской мысли раннего Средневековья основывались на обусловленной религиозными представлениями концепции линейного времени. В отличие от цикличности, присущей языческому восприятию времени, для христиан, особенно образованных клириков, составлявших, по сути, всю немногочисленную учёную элиту Запада той эпохи, время имело характер прямого вектора, направленного из древнего (дохристианского) прошлого к кульминационным событиям мировой истории.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 18-03-2013
Лидия Владимировна Софронова Диалог со временем. 2012.  № 38. С. 161-188. 
В статье представлена модель самоидентификации английского мыслителя ренессансной эпохи Дж. Колета, сделана попытка новой интерпретации образа Колета и верификации имеющихся в историографии идентификаций его личности.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 11-11-2013
Игорь Владиславович Тимошенков Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 3. С. 102-113. 
Отношение к этическим проблемам ведения бизнеса определяется спецификой существующих в обществе экономических институтов. В свою очередь, господствующие в обществе модели поведения людей оказывают обратное воздействие на состояние всей системы институтов. Настроенность акторов следовать требованиям институтов, игнорировать эти требования или саботировать их обусловливает разные этические модели поведения акторов. Низкая эффективность действующих в обществе институтов обусловливает высокую степень избирательности акторов в отношении к обязательности соблюдения требований институтов и создает объективную основу укорененности телеологического подхода акторов к оценке институциональных ограничений в ситуациях морального выбора - допустимость или неприемлемость выбора конкретных средств для решения проблем определяется не оценкой самих этих средств (с точки зрения их легитимности или этичности использования), а оценкой того, насколько желательными или приемлемыми будут последствия применения этих средств.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 07-03-2013
Евгения Юрьевна Ванина Диалог со временем. 2011.  № 36. С. 35-59. 
В статье анализируется деятельность миссий ордена иезуитов в империи Великих Моголов, при дворе императора Акбара (конец XVI в.). Дискуссии иезуитов с «просвещенными философами» – рационалистами и вольнодумцами, составлявшими окружение государя-реформатора, впервые объявившего в своей империи свободу вероисповедания, представляют интереснейший пример контакта двух интеллектуальных сообществ и опровергают многие стереотипы о «противостоянии Запада и Востока».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-01-2014
Виктор Павлович Макаренко TERRA ECONOMICUS. 2013.  Т. 11. № 4. С. 102-119. 
В статье описан концепт «человек-государство», сформулированный философом М.К. Петровым. Автор показывает сущностную спорность концепта. Формулирует комплекс противоположных утверждений: религиозная эсхатология не связана с психологическим напряжением перед нападением; процесс обучения творчеству свободен от административной тоски по всезнанию; генезис науки не связан с деятельностью пиратов и их разрушительно-творческими операциями над аграрным государством; творчество есть продукт свободного выбора, а не давления обстоятельств; канонизация любого текста в священное писание не блокирует универсальную способность творчества; сумма технологий менялась с античности до XVII в.; всякая рационализация открывает дорогу новому; социальность не состоит из стабилизующих и творческих элементов; никакой связи между земледельческой общиной и государственным аппаратом не существует; развитие общества связано с постановкой таланта индивидов на службу стабильности; гражданские доблести существуют независимо от взаимосвязи профессиональных и государственных навыков: государство нужно даже тогда, когда оно не обеспечивает безопасность индивидов; конкуренции между государством, пиратами и земледелием не существует; государство безразлично к проблеме собственного выживания; пираты и земледельцы являются творцами государственности; государственная машина не должна соответствовать способностям человека, а человек должен подгоняться под ее требования; город не состоит из множества индивидов-государств, а законодательная и исполнительная деятельность не имеет к ним отношения. Для разрешения спора автор помещает его в контекст историографической концепции Фернана Броделя и теории дара Льюиса Хайда.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-06-2013
Анна Васильевна Хазина Диалог со временем. 2009.  № 28. С. 176-186. 
В своих многочисленных философских трактатах, посвященных религиозной тематике («О богах», «О судьбе», «О героях и демонах», «О мантике», «Комментарий на платоновский Тимей» и др.), Посидоний обосновывал демонологию, мантику, астрологию. Это обстоятельство явилось для ряда исследователей решающим аргументом в оценке Апамейца как «философа рока», «историка-мистика», мудреца, «забывшего классический эллинский рационализм».
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 25-06-2013
Майя Станиславовна Петрова Диалог со временем. 2009.  № 28. С. 196-207. 
В настоящей статье предпринимается попытка детального разбора грамматических текстов, принадлежащих римскому грамматисту Элию Донату (c. 350) и Кассиодору Сенатору (480 / 490–583) — одному из крупнейших просветителей раннего Средневековья. Целью работы является сравнительный анализ «Грамматического искусства» (Ars grammatica) Доната и грамматических текстов Кассиодора.
ресурс содержит прикрепленный файл

Опубликовано на портале: 21-06-2013
Валерия Марленовна Хачатурян Диалог со временем. 2009.  № 28. С. 29-48. 
Формирование нового мирового пространства, которое определяется двумя связанными друг с другом тенденциями — становлением информационного (постиндустриального) общества и глобализацией, придает особую остроту вопросу о роли и статусе цивилизаций. Сохранятся ли они в глобальном информационном обществе или будут поглощены процессами гомогенизации? А если сохранятся, то в каком качестве? Каким трансформациям подвергнутся и каковы будут их функции в составе нового Социума? По этому поводу высказываются весьма противоречивые точки зрения.
ресурс содержит прикрепленный файл

Обновлено: 19-07-2012

Автор более двухсот научных работ, в том числе 30 книг, монографий и учебных пособий по философии и культурологии.
     Участник многих российских и международных конференций и конгрессов; организатор прошедших в Петрозаводске 17 межвузовских и международных конференций по проблемам эстетики и культурологии; ответственный научный редактор 20 сборников научных работ.
     Научные интересы в сфере философии, философских проблем культуры, эстетики, антропологии, истории и религии, социологии.

Опубликовано на портале: 18-06-2012
Аркадий Юрьевич Соломеин Диалог со временем. 2009.  № 29. С. 28-41. 
При первом приближении вопрос об оценке феномена войны в просветительской мысли выглядит тривиальным: однозначно критическое  неприятие  просветителями  войны  как  явления  очевидно. Вместе  с  тем,  сопоставление  программных  заявлений  философов эпохи  Просвещения  с  принадлежащими  им  трактовками  тех  или иных  конкретных  проявлений  феномена  войны  (социальных,  юридических,  исторических,  моральных  и  т. д.)  дает  интересные  и  не столь однозначные результаты.
ресурс содержит прикрепленный файл